Джо Халматов: «20 минут смотрю в браузер»

Эге-гей! У нас возвращается рубрика «Интервью с дизайнерами»! Сегодня у нас Джо Холматов — арт-директор в «Мотомото», автор логотипов «Канишки», «Самурай-суши», «Френдс» и обновленного «Макро».


Как ты к этому пришел? Расскажи, как стать дизайнером.
Я пришел к этому благодаря своему отцу. Художник-оформитель по образованию, мой отец занимался этим всю жизнь. Учитывая, что он работал на дому, я всегда сталкивался с различными эскизами лого, вывесок, стендов и т. п. После, я начал встречать дома оракал, оргстекло и т. д. Поступил в Республиканский колледж дизайна, после просидел дома год и устроился в «Пасстранс Медиа».

Как стать дизайнером не знаю. Просто захотеть и стать, наверное.

Есть принципы в дизайне, которым ты неотступно следуешь?
Делать всё для решения задачи (изучать, разговаривать, тестить).

Какой у тебя рабочий распорядок дня?
Прихожу по-разному. 20 мин смотрю в браузер. Начинаю работать. Обедаю, смотрю в браузер, пью кофе, работаю. Ухожу. Перед сном смотрю в браузер, работаю.

Помнишь свою первую работу в дизайне, за которую получил деньги?
Да. Это были афиши фильмов «Темные воды» и ещё какого-то, не помню. Афиши были сделаны для кинотеатра Гагарина, на белом холсте, гуашью. Не помню, какой это был год и сколько мне заплатили.

Где можно посмотреть твои работы?
На Ревижне.

Обложка альбома для группы «Флаин-ап»

Расскажи про свой свежий проект. Например, про альбом группы «Флаин-ап» или над чем ты сейчас работаешь?
У меня есть готовый рассказ про работу над обложкой, можно посмотреть в портфолио.

А сейчас есть что-то, о чем широкая публика не знает?
Прямо сейчас работаю над этикеткой водки. Вот прямо сейчас, когда пишу ответ на твой вопрос. Это местная водка.

Как у тебя примерно разбит объем работ по местным и иностранным клиентам?
Большинство клиентов «Мотомото» на данный момент локальные, есть один из Чехии.

Стоит ли нашим дизайнерам работать с местными клиентами или надо фрилансить на иностранцев?
Не знаю, исполнителю виднее. Я работал с россиянами, например, и норм. Но я называл такую же сумму, как и местным. Как по мне, это честно. А работать с теми людьми, с которыми ты живешь в одной стране, а то и городе, удобнее. Удобнее понимать, о чем говорит клиент, как выглядит в жизни его конкурент и т. д.

Мне понравился логотип «Самурай-суши». Там сразу видно, что это самурайский шлем из рыбы. Расскажи подробнее об этой работе.
К нам обратилось руководство «Самурай-суши» по вопросу продвижения в соцсетях. Мы предложили им сменить лого и фирстиль. Обычно я рисую на бумаге несколько вариантов и ещё несколько суб-вариантов. Но в данном случае получился один — текущий. Это связано с тем, что не было четкого брифа. Я показал вариант на доске коллегам и большинство проголосовало «за». Хотелось следовать названию и связать продукт и Японию. Когда гуглил sushi logo, понимал, что в этой теме есть «категорийность» (в цветах и образах) и следовал ей.

Не могу не спросить про логотип «Макро», над обновлением которого ты работал. Во-первых, что означает этот «мячик-зонтик»? Во-вторых, что сподвигло клиента обновить логотип?
Учитывая, что руководство сети «Макро» и «Сандей» решили создать самую большую в Узбекистане ритейл-сеть, отказавшись от «Сандея», они начали продвигать торговую марку «Макро». С этим связан рестайлинг лого. Что этот «мяч» или «паруса» означают, нам не сказали.

Похоже, я никогда это не узнаю. Пользуешься ли какими-то приложениями, которые облегчают тебе работу? Ну, там, под смартфон. Кроме всяких фотошопов.
У меня нет смартфона :) Бумага и ручка очень облегчают работу, честно.

Тебе есть чем гордиться?
Да, профессиональным ростом. И желанием расти.

Расскажи про свой рост. Как ты вырос?
Смотрел по сторонам. Смотрел разные тематические форумы. Видеоуроки. Как делают другие. Участвовал в конкурсах, фестивалях. Я начинал с того, что сколачивал каркас штендера и натягивал на него баннер, с помощью молотка и гвоздей (строительного степлера у нас тогда не было). Сейчас я принимаю участие в таких процессах как графический дизайн, стратегия, бренд-концепция, копирайтинг, СММ и т. д.

Как ты относишься к использованию в дизайне стоковых файлов?
Нормально. Конечно, когда выводишь всё с нуля эксклюзивно, это смотрится прекрасно, но в сток-файлах нет ничего плохого

Если компания покупает шаблонный логотип и заменяет там название на свое, это ок?
Это не ок.

Допустим, у меня кафешка и меня устроил бы стоковый логотип. Я плохой?
Блин, очень трудно связать пару слов в ответ... Можно я просто отвечу «Да, это плохо»?

Как у тебя проходит процесс разработки фирменного стиля? На что в нем следует обращать внимание дизайнерам?
Для меня графический фирменный стиль — это, естественно, система визуальных атрибутов, созданных для того, дабы укрепить максимальную запоминаемость торговой марки и создания определенного эмоционального поля. Именно поэтому процесс у меня начинается с лого и к нему добавляются дополнительные части, связанные по цветам, геометрии и семантике. Дизайнерам стоит обратить внимание на то, что на данный момент система хорошего фирменного стиля оптимизирует клиенту работу с торговой маркой после сдачи проекта, работает на создание определенной атмосферы в носителях и точках контакта и, вообще, придает добавочную стоимость продукту или услуге.

Часто случается, что логотип выбрасывается, потому что развить из него фирстиль будет сложно или пока не ясно как?
Нет, такого (если мне не изменяет память) в моей практике не случалось. Более того, стиль можно и придумать и внедрить уже для существующего лого, например, сделанного не мной. Лого ведь самая важная деталь.

На сколько трудно это сделать? А если чужой логотип слабый? Что будешь делать?
Всё зависит от случая. Если клиент не хочет менять логотип (а это нужно предлагать всегда ;) ) по каким-либо причинам, слабый он или сильный, значит нужно концентрироваться на задаче. В конце концов, хорошим результатом проделанной работы можно задать новый, современный или другой по тематике посыл, оставаясь со старым лого. Автомобильная и футбольная тематика тому в пример.

Я вижу фирменный стиль не как набор фирменных цветов, шрифтов и примеров деловой документации. Для меня фирстиль — прежде всего что-то вроде языка, на котором говорит торговая марка. Потребитель должен его ощущать. Заходит он в кофейню и словно всем телом осознает, пропускает через себя ценности кофейни, ее характер, настрой. Марка общается с клиентом в том числе через фирменный стиль. Когда я вижу билборд, я должен сразу понять посыл, который лежит в описании бренда. Этого сложно добиться. Я копаю в этом направлении. Какое у тебя понимание фирстиля и что в нем важно показать?
Я лучше чем ты написал, не напишу. У нас схожие мнения. Да, это именно язык, понятный (в идеале) большинству людей с разными устоями жизни, языком, вероисповеданием и т. д. А в фирстиле для меня важно показать, точнее даже направить зрителя, потребителя к самому продукту, услуге и т. д. То бишь стиль — это некий красивый, объемный, неоновый указатель (Welcome to fabulous Las Vegas), максимально зазывающий на сам продукт, услугу, заведение и т. п.

Что читатели должны знать о тебе, как о личности?
Мне нравится формулировка «существо которое делает логотипы». Я бы тогда оставил так «субстанция генерирующая графический дизайн». И всё.

Хорошо, субстанция :-) Твоя любимая книга и картина?
Моя любимая книга... Пусть будет «Большая Советская Энциклопедия», просто потому, что я читал её больше других и держал в руках дольше, чем другие. Картина... наверное, любимой нет, но, если бы я что-то и повесил дома, то это был бы Архип Куинджи или Николай Рерих.

Ночное (1905—1908). А. Куинджи. Холст, масло; 107 × 169 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

А какие книги ты бы рекомендовал прочитать дизайнерам?
Признаться, не прочел ни одну книгу о дизайне от начала до конца.

Что отличает обычного дизайнера от хорошего?
Это самый сложный вопрос. Пусть будет наблюдательность: умение расширять кругозор.

Какой один хороший совет ты можешь дать нашим дизайнерам?
Учитесь сами (интернет). Делайте руками (рисунок, аппликация, изучение материалов и технологий). Наблюдайте за сильнейшими в мире. И главное, постоянно (желательно каждые полчаса) задавайте себе вопрос «а не х—ю ли я делаю?»(с).

Про руки — интересно. О чем нужно спрашивать дизайнеров в интервью?
О презентации и описаниях своих проектов перед клиентом. Кто как это делает и, желательно, с примерами.

И последний вопрос: у кого стоит взять следующее интервью?
Я вот реально бы хотел увидеть как работы, так и почитать о Малике Саидовой.


Спасибо Виктору Ершову за помощь с текстом.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное