E-commerce: шаг вперед?

Статья полностью, здесь только моя часть для архива.

Развитием электронной коммерции в нашей стране занимаются более 10 лет. За это время несколько раз вносились изменения в законодательную базу, на очереди — разработка нового документа. Что же изменилось за это время и в каком состоянии находится электронная коммерция сегодня?

...

— Скорость интернета у нас действительно низкая. В то время как скорость должна быть такой, чтобы вы даже не задумывались об этом. Тогда это станет естественным состоянием и можно будет заняться чем-то еще: например, покупать в интернете. Самое больное место — это дорогой 3G/4G интернет у мобильных операторов. Сейчас 70% людей выходит в интернет со смартфонов, поэтому интернет, доступный в любом месте, — это очень важный момент для развития онлайн-коммерции.

Что касается логистики, то, например, у нашего сервиса есть хороший опыт работы с доставкой по всей республике через наших партнеров. Однако себестоимость доставки внутри Ташкента все еще велика. Отчасти это связано с тем, что рынок просто не развит. Отдельная проблема — экспорт местных товаров, который упирается в международную почту, ограничения, бюрократию, невозможность принимать
валютные электронные платежи и т. д. PayPal крайне необходим в Узбекистане.
Возможность отправлять, принимать и выводить деньги через этот сервис откроет
ворота для экспортеров в малом и среднем бизнесе. Сейчас, чтобы продавать свои
тюбетейки на Etsy, надо выстраивать нелегальные схемы, нарушая тем самым закон.
Bulavka.uz не сталкивалась с проблемами экспорта, потому что мы не развиваем
магазин для иностранных покупателей — мы хотим сначала сделать все как следует
в Узбекистане. Однако у нас есть экспортеры, которые, как Ермак осваивал Сибирь,
воюют с ограничениями наших банков. Банки же, в свою очередь, не имеют реальной конкуренции между собой, потому что делают все так, как им велит Центробанк.
Зачем им что-то развивать, если им не дадут это сделать?

Еще одна трудность — высокие налоги и проценты, которые необходимо платить
за использование платежных систем. Мы платим налог в 33%, что в итоге все равно
ложится на плечи покупателей, у которых складывается мнение, что в интернет-магазине все очень дорого. Также у нас нет возможности напрямую работать с банковским счетом без посредников.

Нужно вводить много законов, потому что интернет-коммерция в мире — это рынок с миллиардами долларов. Для начала было бы неплохо дать всем терминам однозначные определения, чтобы нельзя было трактовать их двояко, и исключить ситуации, когда одни акты противоречат другим.

И наконец, необходимо формировать представление об электронной коммерции у потребителей. У нас мало кто знает, что в интернете можно что-то покупать. А те, кто знает, делают это на китайских или американских площадках и иногда через посредников. Есть большой слой активных граждан, которые покупают в интернете, но делают это по серым схемам через продавцов в Facebook или Instagram. И когда им объясняешь, что все можно заказать на сайте и оформить оплату там же и что мы даже сами все привезем, что они смогут примерить и вернуть, если что-то не подошло, — они
не верят ушам своим, потому что для большинства это непривычно.


В интервью не оставили фрагмент о нехватке кадров:
Какой-то особой нехватки кадров именно в интернет-коммерции я не замечаю, но всегда есть нехватка айти-специалистов, потому что самые умные уезжают. Какие-то уже трудоустроены и не хотят менять шило на мыло. Не та сейчас ситуация, когда опытные талантливые программисты, менеджеры или дизайнеры доедают лошадь в канаве.

Поделиться
Отправить
1 мая   интервью
Популярное