Узнал как зарабатывают онлайн-СМИ в Узбекистане

Создаете Лабораторию бизнеса. Продаете билеты.

Во вторник метнулся кабанчиком в Лабораторию бизнеса на очередное заседание клуба. В этот раз речь шла о том, что написано в заголовке. В числе приглашенных специалистов были замечены:

  1. Бахтиёр Насимов — главный редактор бортового журнала «Узбекистан эйрвейс», обладатель премии «Олтин калам» (2018);
  2. Булат Калимулин — директор интернет-издания «Дарьё-уз»;
  3. Сурен Сапов — основатель «Афишы медиа».

Народу было — половина зала. Никому тема не интересна — сделал я заключение.

Во-первых, потому что ответ очевиден: заработать на рекламе. Это как спрашивать чем дышать? Воздухом. Мне не нравится, что они все зарабатывают на рекламе (так-то вообще все), но моего недовольства недостаточно, чтобы изменить ситуацию.

Во-вторых, почти никто не хочет напрягаться и искать, пробовать новые способы заработка, о которых в том числе шла речь в интервью. Например, продакт-плейсмент (интеграция, неявная демонстрация рекламируемого товара) в видеороликах, платная подписка для иностранцев (и эстетов). Видео снимать дорого, а подписка отпугнет аудиторию.

Я топлю за пейволл (платную подписку), потому что хочу, чтобы на сайтах было меньше рекламных статей и рекламы. Но Сурен сказал, что таких как я 50 человек (или около того). Т. е. все плохо. Нам еще многие годы предстоит смотреть на рекламу в интернете. Подписка покажет кого на самом деле хотят читать и кто стоит этих денег. Сейчас новости сыпятся на нас со всех сторон и кажется странным за это платить. За новости и не надо, но есть большие статьи, аналитика, интервью, спецматериалы — вот за это заплатить можно.

Вы же оставляете чаевые официантам, которые посуду носят и завтра будут носить. А сайтам за информацию вы платить не готовы? Просто каждый месяц 3-4 официанта останутся без чаевых, потому что эти деньги перетекут на сайт с подпиской.

Зацените кресла

Среди гостей были Тимур Абдулин из Репоста и Тимурмалик Эльмурадов из Спота. Могли бы подтянуться и другие коллеги из онлайн-СМИ или блоггеры, но их не было. Спот планирует начать продавать аналитику и сделать англоязычную версию для иностранцев (тоже небесплатно).

Оказалось, что вы платите за вход 50 тыщ не только, чтобы был смысл в существовании «Граунд зеро» (где все происходило), но и чтобы во второй части передачи задать свои вопросы гостям. Это уже не покажут по телевизору, потому что на камеру не снимается. Так я узнал про планы Спота, про разницу между Куном и Дарьё — у последних аудитория моложе.

В итоге, к сожалению, никаких золотых дождей ближайшее время в интернет-СМИ нам ждать не стоит. Запускать проект, который года через два начнет себя окупать — это дорого и сложно. Не хватает хороших журналистов и, что интересно, хорошо пишущих на узбекском языке. Одна из причин почему все эти глянцевые журналы (также известные как рекламные проспекты) на русском языке — отсутствие аналогичных узбекоговорящих журналистов. Зарабатывать вы будете все равно рекламой и оплаченными статьями, а это не очень интересно. Можно попробовать сделать онлайн-СМИ для узкой аудитории, но рисков еще больше.

Интересно, что сейчас в истории нового Узбекистана — лучшее время для журналистики. Каждый день что-то происходит, появились темы, которые можно озвучивать, но кроме нескольких сайтов я не вижу ничего стоящего. Газета, Ситизен, Спот и Коммерсант — четыре столпа онлайн-СМИ в стране с 30-тимиллионым населением. Кун и Дарьё я не беру в расчет, потому что хотя они очень даже массовые, там просто новости — сегодня помнишь, завтра уже нет. Выпьем!

Поделиться
Отправить
Запинить
7 июня   сайты   сми   узнет
Популярное