10 заметок с тегом

фирстиль

Туристический брендинг для городов Узбекистана

Несколько месяцев назад, после публикации в Споте моей статьи о том, как проводить конкурс логотипов, меня позвали в Госкомтуризм, чтобы я не только ругал, но и что-то сделал сам. Было решено, что соберут все замхокимов по туризму по каждой области и я им проведу презентацию, мы разберем какие-то примеры, отвечу на вопросы.

Но, как это часто бывает, даже за два месяца собрать их не смогли и в итоге я плюнул на это, а потом решил опубликовать материал уже для всех. Это не гарантирует, что здесь все правильно и вы подниметесь в мире туризма, но я расскажу то, что думаю и знаю, на сколько это можно в рамках статьи.

Если вам лень читать, то в презентации (ПДФ, 12 Мб) только суть.

Бренд, фирстиль и логотип

Логотип выглядит, например, так:

Логотип Санкт-Петербурга

В этом примере есть все, что надо: знак, оригинальное шрифтовое начертание, узнаваемость, соответствие тематике (святость, море, мосты — все о Питере). Так выглядит хороший логотип.

Для туристического бренда недостаточно только логотипа. Ему нужен прежде всего сам бренд, его позиционирование и в визуальном плане это должен отражать фирменный стиль. Последний, в свою очередь, состоит не только из логотипа, но и из других элементов, включая сувениры или оформление официальных документов.

Видите, как много всего нужно?

Бренд объединяет жителей и создает общение с миром.

Рассмотрим знакомые слоганы, которые понятно говорят за себя:

  1. Джилетт. Лучше для мужчины нет!
  2. Заплати налоги и спи спокойно!
  3. ...Для всего остального есть Мастеркард.

Прежде, чем заказывать логотип или фирменный стиль, нужно решить, что вам нужно от бренда: какие задачи он должен решить, как представить туристам ваш город. Поэтому, сначала нужно работать с бренд-стратегами, а дизайнеры пусть пока Фотошоп настроят.

Для чего региону нужен бренд

Причины могут быть разные, вот несколько примеров:

  1. Заиметь собственное лицо, выделяться среди других.
  2. Рассказать о себе, чтобы привлечь инвестиции и туристов.
  3. Улучшить имидж, вызвать доверие.

Вы не сможете придумать классный бренд, озвучить его и надеятся, что теперь все так и будет. Чтобы бренд работал, он должен быть на одной волне с городом. Потому что жители города создают имидж города, а не дизайнеры и рекламщики. Вы можете нафантазировать много стильных логотипов, но если в вашем городе нечем заняться, опасно по ночам, нет условий для туристов, люди перебиваются как могут — ваш выдуманный бренд работать не будет.

Одесса, Нью-Йорк, Париж, Лас-Вегас, Венеция, Брюгге, Стамбул такие не потому, что им кто-то это написал в брендбуке.

Что для этого можно сделать? Нужно создать условия, чтобы случилось следующее:

  1. Жители гордились своим городом.
  2. У города были материальные объекты, узнаваемые маркеры.
  3. Имелся благоприятный деловой климат, возможности роста и большие планы.
  4. В городе были локальные сувениры. Не просто бабайчики, а ферганские бабайчики или не просто брелок- лепешка, а самаркандская лепешка и т. д.
  5. Это должен быть город, в который стоит приехать и посмотреть.
  6. Условия для приезда, проживания и активности отвечали требованиям гостей: удобный транспорт, доступное жилье, интересные места, мероприятия и занятия.
  7. Привлекательные аномалии.

Можно составить короткий список:

  1. Позиционирование.
  2. Слоган (девиз, призыв к действию) и джингл.
  3. Места притяжения.
  4. Элементы бренда.
  5. Фирменный стиль и рекламная продукция
  6. Активность в интернете.

Позиционирование

На какие вопросы отвечает позиционирование бренда? Что мы за страна? Что мы можем предложить туристам? Зачем им к нам ехать? Как они могут провести время? Какие впечатления они получат? Нужно ответить для себя на эти вопросы. Например, у меня сейчас такие ассоциации с Узбекистаном:

Узбекистан во всей красе

Национальная культура, горы, Тимур, Шелковый путь, виноград, пловешник, ткани, Самарканд, Македонский (ну чуть-чуть), свадьбы и гостеприимство. У каждого из нас свои ассоциации. Их можно собрать и решить какие лучше подойдут для туризма.

Слоган, призыв к действию

Есть хорошие примеры, нужно придумать свой. Это обязательно, потому что надо просто доносить информацию до туристов, когда у них нет возможности посмотреть, а у нас показать что-то большее.

Incredible India — Невероятная Индия (Индия)
Malaysia. Truly Asia. — Малайзия — настоящая Азия (Малайзия)
Iamsterdam. — Я тоже Амстердам (Нидерланды, Амстердам)
Where it all begins. — Где все началось (Египет).
I ♥ NY — Я люблю Нью-Йорк (ну, вы поняли).
What Happens Here, Stays Here. — Что происходит в Вегасе, то остается в Вегасе (США, Лас-Вегас).

Места притяжения

У нас сразу можно назвать следующие: Самарканд, Бухара, Хива, Музей Савицкого, горы, пустыня, аутентичные кишлаки, чудеса природы, исторические и места паломничества, тематические парки, гастротуры, музеи, виноградники, реконструкции.

Но над этим надо еще работать, можно напридумывать в 10 раз больше, потому что туристам часто надо не что-то настоящее, а что-то интересное. В США есть деревянный слон, которого построили лет 70 назад и это просто деревянный слон. Внутрь него можно по лестнице пройти и смотреть из его головы. Все. Сотни тысяч американцев приезжают посмотреть на это. Когда его построили — это было оригинально, сейчас — полнейшая фигня, но место уже раскрученное. Есть даже свой сувенирный магазин.

Элементы бренда

Элементы бренда поддерживают бренд и его штаны. Можно использовать что-то из этого и придумать новое: плов, выпечка, ткани, исторические персонажи и места, архитектура, керамика, традиции, музыка, тюбитейка, халаты, чайник. Угощать местным пловом, придумать свою оригинальную выпечку, которой нигде больше нет, продавать ткани с оригинальным местным рисунком или свойствами, рассказывать и продвигать местных исторических героев и так далее.

#Фирменный стиль и рекламная продукция
Пример элементов фирменного стиля и рекламы для Санкт-Петербурга:

Как видно из примера, логотипом все не ограничивается

К фирменному стилю прилагается руководство. Иногда его называют брендбуком. Давайте разберемся.

Руководство показывает и рассказывает как использовать элементы фирменного стиля. Обычно это техническая информация о фирменных цветах, шрифтах, сетках, примерах рекламных модулей и так далее.

Что такое брендбук

Брендбук же нужен для описания бренда: его ценностей, языка общения, характера героев и так далее. Иногда брендбук и руководство объединяют и называют это брендбуком. Вам нужно и то и другое.

Упрощенный пример различия между брендбуком и руководством
Больше различий

Активность в интернете

Следует использовать хештеги для публикаций в интернете. Например: #visitkokand, #myloveisplov, #likeakhan, #newexperience — все это поможет раскачать бренд и привлекать туристов, которые узнают о вашем городе из Инстаграма или Твиттера.

Прежде всего следует работать со следующими сайтами: Instagram, Wikipedia, TripAdvisor, National Geographic, Travel+Leisure, FB, Lonely Planet, а также с тревел-блоггерами.

Ожидания и реальность

Госкомтуризм уже начал проводить некоторые развлечения для туристов, но бюджета явно не хватает.

Хорошая попытка, но нет

Парящего дервиша показывают словно это вершина туристических развлечений при том, что на самом деле это наибанальнейший аттракцион.

Наверху наш парящий дервиш. Ниже, тысячи их в Гугле

Чтобы от бренды была польза, над ним нужно работать. Нельзя надеятся на то, что будет легко, потому что современных туристов трудно удивить.

В Кирове придумали как улучшить облик города бюджетными средствами

«Брендинг территорий, не под- крепленный реальными дей- ствиями по улучшению инве- стиционного климата, туристической инфраструкту- ры, уровня жизни, — это не брендинг, а реклама», — Саймон Анхольт, британский правительственный консультант, специализирующийся в вопросах построения национального бренда

Логотипы городов в других странах мира

Для начала немного хороших примеров:

Каждый из этих логотипов выделяется, интересен графически, отражает город или страну, к которой относится

Но так бывает не всегда. В мире много примеров, когда чиновники не справились с задачей.

Неудачные примеры

На примерах выше хотя логотипы Дании и Сан-Паоло выглядят привлекательно, к сожалению они вторичны. Форму сердца уже кто только не использовал, а если вместо Сан-Паоло написать любое другое слово — ничего не изменится.

Фирменный стиль

Сейчас у Узбекистана есть только логотип:

Логотип туристического Узбекистана

Но, например, у Санкт-Петербурга фирменный стиль состоит из большого количества элементов, все из которых используются.

Фрагмент из руководства по фирменному стилю, разработанному в Студии Артемия Лебедева
Это необязательно, но для города разработаны логотипы для различных объектов города. Причем в каждом из них есть общая основа — нимб (символическое отображение святости персонажа на иконах и картинах). Название города в переводе с немецкого означает «город Святого Петра».
Дополнительно разработаны версии для темного фона — это тоже объем работ

На дизайне элементов фирменного стиля работа не заканчивается. Требуется разработать руководство с правилами по работе со стилем.

Фрагмент руководства

Я это показываю для того, чтобы пояснить: нельзя ограничиваться конкурсом на один логотип, если вы хотите получить эффективный стиль.

Неправильное использование
Фирменный шрифт с особенностями дизайна
Примеры сочетания шрифтов и использования его в навигации или деловой документации
Условный шаблон пригласительного, чтобы сориентировать дизайнеров, которые могут работать со стилем в будущем
Слайды для презентации

И так далее.

Логотип Хорезма

Для Хорезма сделали на первый взгляд неплохой логотип и он, пожалуй, лучше, чем у нас обычно делали. Взглянем:

Слева стиль конференции в Парагвае. Справа наверху логотип Хорезма.

Логотип Парагвая имеет свой узнаваемый стиль: знак и текст имеют общие элементы, весь стиль хотя и имеет много оттенков, но выполнен в едином тоне. В случае с логотипом Хорезма такого сказать нельзя: слишком много разных цветов, слишком мелкие декоративные элементы, которые скорее неоправданно усложняют рисунок. Также непонятно почему используется изображение амулета от сглаза, которого давно и с успехом эксплуатирует Турция.

Логотип Бухары

У Бухары есть интересный городской символ — летающий верблюд. Его можно было бы обыграть, но пока они не справляются:

Слева логотип Бухары. Справа логотип и фирменный стиль «Мьянмар»

Я специально привел подобный пример, чтобы показать как дизайнер удачно обновил аналогичный логотип с анатомическим изображением животного и сделал из него знак, который теперь можно использовать в бизнесе.

Как провести конкурс на бренд города?

В целом я все рассказал уже на Споте.

Логотип не обязан вам нравиться

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Определитесь с задачей

  • Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?
  • У вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям?
  • Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации?

Вам не нужен просто логотип

Главное — это концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

Не проводите народный конкурс!

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Сделайте закрытый конкурс среди специалистов

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5-10 млн сумов за участие и 15-25 млн за результат победителя.

#В комиссии должны быть независимые дизайнеры или бренд-менеджеры
С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку. Отведите на конкурс 2—3 месяца. После конкурса опубликуйте (конечно, в интернете) все предложенные варианты и версию победителя. Образец документации со всеми формальностями.

Предлагаемый фирменный стиль должен подходить под все возможные в регионе виды туризма. Не должен ограничивать диапазон рекламных стратегий: SMM, СМИ, ПР, сувенирка, туристическая и транспортная инфра- структуры и т. д.

1. Концепция (идея)
Должна раскрывать преимущества региона в туристическом направлении. Быть привлекательной для разных видов туризма и аудитории. Ясно раскрывать позиционирование региона для туристического интереса.

2. Слоган
Должен восприниматься однозначно, не вызывать негативных ассоциаций, адаптироваться под основные мировые языки без искажения смысла, быть благозвучным и не рифмоваться в негативном контексте. Желательно содержать глагол побуждения к действию или прилагательное.

3. Фирстиль
Стиль должен отражать и поддерживать идею. Хорошо расширяться на сувенирную, рекламную и канцтоварную продукцию. Соответствовать техническим требованиям и логотипу (не должен быть в отрыве от знака). Графическое решение должно быть оригинальным и не заимствовать другие стили до степени смешения.

Фирменный стиль должен быть в векторном формате (AI, EPS, CDR).

4. Применение
Необходимо показать на условном иллюстративном ряде применение фирменного стиля на объектах из реальной жизни: реклама, сувенирная продукция, навигация, документация и т. п.

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

1 июля   графдизайн   кучирма   фирстиль

Нацбанк все переделал

НБУ сделал инновации и ребрендинг, но все равно остался НБУ, хотя теперь он Узмиллийбанк.

Они сняли об этом ролик, суть которого в том, что теперь банк называется Узмилийбанк, у него есть восьмиугольник и он экономит время. Столько всего, даже не знаю с чего начать.

Фирменный стиль

Два года назад я писал, что голубой цвет — самый проходной. В случае с НБУ получилось почти, но не совсем. Они утвердили синий, белый и бирюзовый в качестве новых фирменных цветов. Скорее всего потому, что голубой есть у Узтелекома и так вообще можно скатиться в туркеменство.

Новый синий цвет выедает глаза. Такой синий хорошо подошел бы для чего-то временного — концерта, промо-акции, приложения куда редко заходишь. Но видеть эту изоленту по городу, а кому-то и внутри офисов НБУ каждый день — спасеба, не надо.

Сайт выглядит плохо, много об этом лень писать — посмотрите сами.

Обновленный логотип

Посмотрите на подпись справа — каша. У меня есть популярная заметка про «Национальную стратегию» и там упоминается использование больших букв в названиях: если вы еще не, то предлагаю ознакомиться.

Всегда можно набрать текст нормальными буквами

Появится, конечно, дырка и это некруто. Дырка там будет потому, что нехорошо отделять республику от Узбекистана. Но нам-то никто не мешает иметь сокращенное название для логотипа?

Просто пример за 5 минут
У банка есть такой вариант, но на сайте почему-то не используется.

Толку от обновления логотипа оказалось немного. Немного поправили буквы и цвет сделали менее помпезным. Вот старый вариант:

Старый логотип

В таких узких местах следовало использовать гротески, чтобы засечки не толкались в проходе. Однако, подозреваю, руководство было не готово так сильно менять знак, к которому прикипело.

В ролике вы еще увидите (см. выше) восьмиугольники из орнамента, которые как бы символизируют стабильность и процветание. Стабильность, товарищи, на кладбище. Я бы так не форсил тему со стабильностью. А процветание не может идти вместе со стабильностью, потому что процветание — это всегда изменения от текущих показателей. Можно, конечно, говорить, что банк показывает стабильный рост. Тогда все выглядит так, словно «быстрее, выше, сильнее» уже не будет. Одним словом не стоит заклинать нас стабильностью и процветанием, на мой взгляд.

Инновации

Так как у нас объявили год инновационного развития (следующий год по непроверенным данным — год капучинки, макарунов и семечек), то НБУ наконец-то взялся за внедрение технологий. Напоминает один анекдот, не скажу какой.

Одно из новшеств — так называемая «электронная очередь», которая позволяет вам ждать с распечатанным номерком. Раньше вы ждали без номерка, что было, конечно, не так удобно. Так вот, распечатку номерка назвали электронной очередью, потому что процедура происходит через табло с электронным тач-интерфейсом. Вот так вот.

Говорят о том, что теперь у них есть сканер паспорта и вам не придется вручную заполнять бумажные бланки. Теперь бумажные бланки вместо вас заполнит компьютер. Следующий этап инноваций назначен на 2048 год: бумажных бланков не будет, все будет онлайн.

Банк рассказывает, что эти (и другие) новшества позволят экономить клиентам время. Относительно того, что было раньше — таки, да. Однако, мне бы гораздо больше времени сэкономило отсутствие необходимости таскать с собой паспорт, ездить в банк лично, сидеть в полуэлектронной очереди.

Сделайте интернет-банк в приложении и не мучайте людей.

2018   графдизай   наша марка   фирстиль

Флаги решают

Лучшее, что было сделано в городе после Экопарка — это вот флагшток с большим флагом. Я давно хотел написать об этом, а теперь еще и услышали мои мысли.

Флаги надо активно использовать. Это брендирование государства. Когда вас окружают флаги, вы лучше ощущаетесь свою принадлежность к стране. Всем итак понятно, где мы живем, но веселее с флагами.

Прям вах!

Сейчас у нас флаг — нечто сокральное, как мощи святого, но это неправильно. Флаг обозначает не только Государственную машину, но и людей. Флаги нужны не чтобы пугать население (ко-ко-ко, не смей трогать наш флаг грязными руками, ахмок!), а чтобы объединять всех нас разных человеков под общим символом. Нужно дать флаги людям, пусть вешают где хотят — дома, на машине, во дворе, в офисе и так далее. Конечно, есть общественные нормы и вешать флаги где попало нельзя, но и трястись над флагом тоже нельзя. Флаг должен быть не только символом государственной власти, но и символом того, что это государство защищает вас и заботится о вас, а не только пугает и мешает жить.

Флагштоки с флагами надо поставить рядом со всеми хокимиятами. На зданиях поставить флаги на всех школах, госуниверах, госбольницах и поликлиниках, банках, организациях и т. д.

Удивительно почему до сих пор у нас нет сети магазинов, где можно было бы купить флаги всех видов и размеров для личного пользования. Там же можно продавать сувениры, футболки и т. п. с патриотичными лозунгами. Главное, чтобы это не превращалось в какую-то секту ура-патриотов, для которых горланить на каждом углу про великое будущее важнее всего. Вся символика, лозунги и прочее должны быть искренними, не спущенными сверху, а взятые из того, чем гордятся и что любят наши граждане. Что вы любите в нашей стране?

2018   государство — это я   фирстиль

Как в Узбекистане провести конкурс на новый логотип и получить то, что надо. Мнение эксперта

(с) Спот-уз

Оригинальная публикация (сюда копирую для истории).

В ноябре 2017 года конкурс на разработку туристического бренда Ферганской области, закончился тем, что победителем оказался плагиат чужой работы. Как провести конкурс так, чтобы получить то, что надо, рассказывает эксперт в сфере дизайна Азамат Шамузафаров.

В ноябре 2017 года хокимият Ферганской области проводил конкурс на разработку туристического бренда, который закончился скандалом: утвержденный и представленный 30 августа логотип-победитель оказался плагиатом.

Выяснилось, что это была практически точная копия одной из концепций-финалистов конкурса Национального туристического бренда России. Концепция «Калейдоскоп русской души» со слоганом «Чарующая Россия» был разработан при участии Brandson Branding Agency.

Как проводить подобные конкурсы, чтобы избежать таких конфузов, рассказывает дизайнер Азамат Шамузафаров.


Азамат Шамузафаров
Сооснователь и директор дизайн-студии «Гротеск», автор Telegram-канала Azamat Today, в прошлом — арт-директор компании «Стайлмикс», дизайнер «Студии Артемия Лебедева».

В последний год в Узбекистане государственные организации стали проводить конкурсы на разработку логотипа и столкнулись с плохими результатами: неудовлетворительное качество, заимствование, неправильно поставленная задача и так далее.

Проблема, вероятно, в том, что чиновники считают, что конкурс на логотип города и конкурс на новогоднее стихотворение не сильно отличаются.

Чтобы провести конкурс и не облажаться, нужно уяснить некоторые моменты.

Логотип не обязан вам нравиться

Типичная проблема — выбор логотипа, который понравился организатору, министру, комиссии из ведомств, бухгалтерии хокимията и т. п.

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Что это будет за мир, где все логотипы будут голубыми, отражать буквально то, о чем идет речь и шрифт всегда будет «Ариал», потому что он настолько нейтральный, чтобы вам начальство не настучало по голове за оригинальность?

Определитесь с задачей

Еще до начала конкурса, нужно подготовить описание задачи. Для чего вы делаете новый логотип? Потому что он морально устарел и нужно освежить? Потому что текущую версию делали как могли и теперь нужна работа специалистов? Или потому что вам требуется развивать туризм в регионе и у вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям? Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации? Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?

Вам не нужен просто логотип

Если вы не группа в «Фейсбуке», то вам не нужен просто логотип — мало смысла проводить конкурс на логотип. Логотип — это техническое решение, чтобы в одном элементе отразить вашу марку.

Главное — это визуальная концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

«Узбекнефтегаз» провел конкурс на логотип, но визуальная концепция отсутствовала — поставить логотип в разных размерах на белом фоне — это не фирменный стиль. Ваш знак в авангарде, но за ним стоит смысловой и визуальный фон в виде концепции и брендирования.

Например, у «Адидаса» есть три полосы — куда их не наклей, сразу понятно, что это за бренд. У «Кока-Колы» есть цвета: красный и белый. Любое оформление в таких цветах сразу вызывает ассоциации с этой маркой.

Зеленый круг на нашем рынке — это «Пейнет». Что важнее в логотипе «Пейнета»: оттенок зеленого, выбранный шрифт, круглость круга или простой и запоминающийся знак в виде зеленого круга?

Даже иностранцу можно объяснить в двух словах, где он может заплатить за телефон, потому что у платежной системы была концепция (просто, заметно, похоже на зеленый свет светофора), а не логотип в виде монет или денег, потому что это система оплаты.

Не проводите народный конкурс

Чиновники, когда хотят выглядеть неподкупными устраивают народный конкурс, чтобы любой мог принять участие и это неправильно. Если вы считаете, что любой человек может сделать хороший фирменный стиль, значит вы из тех, кто думает, что сам в состоянии написать «Квадрат» Малевича.

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Народный конкурс можно проводить только ради ажиотажа, но крайне маловероятно, что вы получите профессиональный результат. В следующий раз, когда у вас возникнет идея подобного мероприятия, попробуйте провести народный конкурс на лечение вашего простатита и все встанет на свои места.

Что делать

Чтобы получить качественный результат, когда вы не можете работать с кем-то одним по юридическим ограничениям, следует провести закрытый тендер. Для участия в нем стоит приглашать только профессионалов, которые существуют в виде юридического лица не первый год и уже имеют среди своих работ фирменные стили из реального мира, а не только красивые изображения в интернете.

Как найти профессионала? Ходите по улице, т. е. я хотел сказать: проезжаете по городу в салоне своего представительского автомобиля и смотрите по сторонам. Увидели качественный фирменный стиль, где сразу видно, что как на Западе и просите свою секретаршу выяснить, кто это делал.

У нас на рынке 5−7 компаний, которые могут сделать хороший фирменный стиль, брендирование, упаковку и так далее, так что все тендеры будут проходить среди них, если вам нужен хороший результат.

Есть несколько агентств, которые специализируются на каких-то отраслях вроде алкоголя, финансовом секторе или ресторанном бизнесе. Если сможете, то можно работать еще и с ними.

Никто не мешает вам искать исполнителей в интернете, но обычно вы в первую очередь найдете тех, кто дает больше рекламы, но это не обязательно хорошие студии. Также вы можете попросить уже одобренных для конкурса кандидатов рекомендовать остальных исполнителей. Если они не боятся настоящей конкуренции и уверены в своих силах, то они рекомендуют как минимум равных себе. Выигрывать у слабого противника неинтересно.

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5−10 млн сумов за участие и 15−25 млн за результат победителя.

Цена зависит от того, кого вы позовете, сложности исполнения, срочности и объема работ. Конечно, фирменный стиль может стоить и 200 млн, если у вас много элементов для его применения как у сотовых операторов, гостиниц или банков. С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку.

По срокам следует исходить из того, что востребованные компании не могут все бросить и браться за ваш дизайн на следующий день, поэтому отведите на конкурс 2−3 месяца.

Каждый участник должен будет представить один вариант. Поверьте, все самое плохое они уже отметут на стадии принятия решения внутри компании. Обычно клиенты думают, что если им показали три варианта, то всего было три и придумано и сразу сделано.

Да, но нет. В среднем дизайнер в поисках идеи перебирает сотни вариантов, делает десятки, получает утверждение от арт-директора на 3−4 и в итоге клиенту показывается один. Если участники согласятся, то можно попросить показать 2−3 варианта, но не стоит увлекаться, потому что если их будет слишком много, среди них будут и такие, которые сделали просто чтобы было.

Как принять решение

Организация закрытого тендера гарантирует, что результаты будут не удручающими, но как минимум нормальными. Во многом представленные пакеты будут зависеть от того, насколько хорошо вы донесли задачу по разработке стиля до исполнителей.

Вы можете дополнительно подстраховаться и пригласить в комиссию авторитетных дизайнеров, которые не работают в компаниях, участвующих в тендерах, и у которых есть профессиональное отношение к работе, потому что они должны быть непредвзятыми в своих суждениях.

Выбирайте умом, а не сердцем.

28 ГБ книг для дизайнеров и других творческих людей

Мне нужно было куда сложить это бесконечное добро.

Скачать книги для дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов

Большинство в формате ПДФ, но в любом случае, я надеюсь, вы разберетесь. Если будут реальные проблемы — пишите в комментарии. Загляните в папку Books — новые книги в основном там. Перечислять все лень, но могу сказать, что много книг по дизайну и типографике, есть по юзабилити, каллиграфии, тайм-менеджменту и арт-буки. К сожалению, хостинг забугорный; зато бесплатно, без регистрации и смс. Если у вас есть ресурсы размещения зеркала в Таш-иксе — пишите, добавлю ссылку.

История провала: как мы делали логотип для нового «Юзнета»

«Юзнет» — конференция для интернет-маркетологов и сочуствующих. Если вас интересует реклама и продвижение в интернете, то вам сюда.

Организатор, компания «Ледокол груп» заказала нам, в «Гротеск», дизайн фирменного стиля и мы не смогли его сделать так, чтобы клиент утвердил и остался бы доволен. Это история провала, которую я хочу вам поведать.

Прежний логотип

У «Юзнета» издревле логотип был в форме круга, что символизировало Солнце, которое находится в центре нашей системы, обогревает всех и дарует жизнь.

Логотип прошлого года

При этом, на каждую конференцию требуется делать новый фирменный стиль, который будет передавать привет своим прошлым ипостасям.

Разработка фирменного стиля

Сделать что-то интересное в форме круга непросто, потому что уже миллион логотипов так сделано и не повториться будет сложно. А уж как сложно сделать что-то про цифровой рынок и не нарисовать там пикселей! Если пиксели — сразу же понятно, что это диджитал, детка! И не важно, что на всех смартфонах уже пять лет как эти пиксели никто не видел. Поэтому, мы сделали что-то вроде круга, но не круг.

Форма нового логотипа

Новая форма в нашем представлении — это и солнце и прожектор и луч одновременно. Все это позволяет подсветить ваш товар клиентам, т. е. «Юзнет» — конференция, которая поможет вам показать ваши услуги или товары в лучшем свете, ваш бриллиант заиграет всеми гранями, вы придете ни с чем, а уйдете с багажом знаний и новых знакомств, которые помогут вам в бизнесе. «Юзнет-2017» — луч света в темном царстве.

Основное текстовое написание

Также, кроме занятной формы, у нас было текстовое написание, которое варьировалось и сокращалось до U—T’17, например. Хотелось вдарить рока в этой глуши!

Придумали что-то вроде слогана: Digital Ad. По задумке, это означало и цифровую рекламу (в переводе) и цифровой ад (что есть у нас на самом деле). Еще мы придумали писать заголовки таким образом, чтобы все они заканчивались на большую буквУ. Это выглядит по-дурацки в длинных предложениях (мы так не делали), но в коротких фразах и названиях смотрится прикольно. Появляется свой «язык».
— На «Юзнете» был?
— На каком «Юзнете»? Это, где еще слова все странно написаны были, в конце с большой буквы?
— Ага.

Подготовили наброски для различных материалов, которые будут использоваться. Начали уже фантазировать о том, каким будет сайт. Пробовали распечатать, но вышло не очень — нужные цвета от полиграфистов мы не получили.

Показали все это клиенту и он не принял.

Цвета радовали, но все остальное было не очень. Клиент хотел больше показать национальных мотивов, потому что будут зарубежные гости и с каждым годом мероприятие становится крупнее, приобретает почти республиканский масштаб, поэтому нужно показать, что это не какая-то цифровая конференция, а наша цифровая конференция. Больше солнца, иката, но без фанатизма, чтобы логотип не стал похож на логотип недели моды.

К новым горизонтам

Решили давить на солнце, потому что у нас тепло и это все-таки ближе к виду предыдущих логотипов. Начинаем играть с формой круга.

В поисках нужной формы нарисовали кучу кругов

Мне нравится вот этот вариант, жаль не смогли его развить. Он такой милый.

Продолжаем поиски, потому что пока выглядит не очень убедительно. Осторожно заходим на территорию заслуг узбекского народа — в мир иката и атласа. Примерно в это же время появляются варианты со звездной системой и системой координат, когда все дороги ведут в «Юзнет».

В пиксельном икате начинаем видеть пламя из сопла ракеты. Это хорошо, потому что конференция как ракета может продвинуть ваш бизнес к новым высотам. На всякий случай, так как у нас тут кругом авангард в дизайне, делаем более традиционные логотипы, чтобы было куда отступать.

В процессе развития варианта с икатом, рождается новая надежда.

Теперь всех жарит икат. Он похож и на пиксели (интернет) и на огонь (успех в рекламе)
«Юзнет» на световых скоростях. Икат такой большой, что похож на биг-дата, что актуально в наше время.

Показываем все это клиенту. Одобрение получает пикселизированный икат, но шрифты клиент не пропускает. Он предлагает развиваться в сторону 8-битных игр и использовать пиксельные шрифты. Теперь вопрос уже не стоит о фирменном стиле. Мы встали на путь, когда нужно выяснить, что подходит клиенту, а стиль будет потом.

Набрасываем различные варианты, чтобы понять куда ветер дует. Некоторые варианты могут быть знакомы отдельным ребятам.

Все не то. Клиент присылает пример нужного ему шрифта и мы делаем уже с ним.

Шрифт теперь ок, но икат не похож на икат. Требуется, чтобы было сразу ясно, что это икат, а не пиксели. Пробуем различные варианты, чтобы понять как сделать так, чтобы было похоже на икат в этих условиях. Клиент приводит в пример логотип ресторана «Икат». После недолгого обсуждения, приходим к мнению, что если вместо Usenet написать IKAT, то тоже станет понятно, что перед нами икат.

Проблема иката в логотипостроении. Делаем наброски, чтобы выяснить, почему икат не похож на икат.

Эти попытки ни к чему не привели. Предлагаем вернуться к синему логотипу с широкими буквами, но клиенту он не подходит. Сделали даже такой вариант под женскую тюбитейку.

Некоторым этот логотип кажется смешным (буквально)

Провал

В итоге клиент ничего не утверждает и наше с ним сотрудничество на этом заканчивается. Мы делали-делали логотип для «Юзнета», но ни один вариант не смогли утвердить. Над логотипом зря работали: Мохира Мулляджанова и Азамат Шамузафаров.

Клиент передает задачу другим специалистам (имена озвучивать не станем). Недели через две они также не смогут сделать логотип, который нужен.

Новый логотип

Спустя некоторое время, в СМИ появляется анонс о новом «Юзнете», где можно увидеть утвержденный логотип. Вот, что в итоге нужно было клиенту, но мы не смогли этого понять.

Новый утвержденный логотип «Юзнета-2017»

В дизайне очень важно понимать, о чем думает клиент, что он хочет и как себе это представляет. Иначе вы можете получить такой плачевный результат как у нас.

Я не знаю, кто делал новый логотип. Возможно, «Веб нау», так как они сделали новый сайт. В «Ледоколе» сами сделали. Возможно, даже стоковые изображения использовали. Мне логотип нравится (он лучше выглядит в две строки, когда «2017» раза в два больше). Я не считаю, что он лучше того, что делали мы, но я очень рад, что узнал что нам нужно было делать в самом начале — это хороший, хотя и дорогостоящий для меня, опыт.

2017   как это сделано   скандалы   фирстиль

Как это сделано: стиль «Мобикона»

Завтра, 2 ноября, пройдет конференция мобильных технологий «Мобикон 2016». Я в 12:30 буду рассказывать об адаптивном дизайне для интернет-магазинов. Надеюсь, вы посетите это интересное мероприятие. Сегодня же вы узнаете как делали стиль «Мобикона» в творческом агентстве «Синтезиз криэйтив лэб».

Мне очень понравился стиль сразу как я его увидел. Это вам не какая-нибудь выставка «Транс-Узбекистан». Интересным оказалось решение покрошить логотип на детали (назовем их радиодеталями ? ).

Какая-нибудь выставка

Цвета также хороши, во многом потому что непривычны для нас. Таким образом, конференция сразу получила свое лицо. Интересно, будет ли стиль меняться каждый год?

О разработке стиля я попросил рассказать арт-директора «Синтезиза» Фарруха Шарипова:

«Клиент в качестве брифа дал презентацию концепции конференции. В презентации клиента первый слайд гласил: „Все сходят с ума от Мобикона“ и мы подумали, что в графике конференции тоже должно быть сумасшествие, мы начали играть со шрифтами. Нашли подходящий шрифт и начали его менять, резать, склеивать, добавлять линии, градиенты. Перепробовали уйму вариантов. В итоге остановились на одном из.

Лого был готов. Дальше был фирстиль, который должен был быть в стиле глитч-техно.

В фирстиле мы решили использовать ту же технологию что мы использовали в самом логотипе, за исключением линейных иллюстраций с иконками Фейсбука, Инстраграма и т. д.

Все носители по конференции мы адаптировали под этот стиль и презентовали клиенту. Клиенту все сразу понравилось и мы довольны результатом».

Надеюсь, история вам понравилась. Пишите в комментариях о дизайне каких брендов вы бы хотели еще узнать?

2016   графдизайн   как это сделано   фирстиль

Как это сделано: «Корзинка» обновила логотип

К 20-летию сети супермаркетов «Корзинка», ответственные лица (список ниже) провели косметический ремонт логотипу. О том, как это происходило читайте в этой заметке.

Обновленный логотип

Я, честно говоря, вообще не заметил, что логотип обновили. Обратил внимание на то, как удачно встроилась цифра 20 в корзинку, но не понял, что корзинка-то уже другая! Надеюсь, я не один такой.

Подпилили кернинг

Обратите внимание на то, что в логотипе поправили кернинг и тележку сделали более современной — не такой клипартной.

Аккуратное обновление

Передаю микрофон

Про обновление логотипа я попросил рассказать Замиру Рахманову, менеджера по творческим вопросам:

Задача стояла к 20-летию сети обновить логотип, сделать его современнее и привлекательнее. Тележка подверглась наибольшим изменениям, мы ее сделали динамичной и графичной. Мы отказались от лишних элементов в области ручки и теперь нет сильной ассоциации с элементом @, которая была актуальна в нулевых, но не сейчас. Так же мы отказались от подчёркивания логотипа, это тоже показалось нам лишним элементом.

Можно сказать, что мы ничем не жертвовали, так как у нас не стояла задача ребрендинга, а лишь доработка.

В честь 20-летия компании мы используем перед логотипом цифру 2, которая с элементом вокруг тележки создает 20-ку. Со следующего года, когда пойдет 21-ый год, двойка уйдёт.

Над обновлением работали несколько человек: дизайнер Ильхом Зарипов, аккаунт- и креатив-менеджер Замира Рахманова и руководитель проекта Бобир Нурмухаммедов.

Важное мнение

Зачем-то добавили подпись Est. 1996, словно у нас тут Бейкер стрит. Видимо, руководству очень хотелось после юбилейного года как-то сохранить напоминание о том, что компания древняя, а устоявшегося решения не нашлось.

К сожалению, буквы полностью не обновили и причина тому — дороговизна светящихся вывесок. Они стоят просто over9000 денег и ради лучшего шрифта никто не станет разорять компанию ?

Также в названии остались буквы «.uz». Видимо, свой сайт они собираются когда-нибудь обновить.

Немного смущает шрифт «Дин» при использовании фирменной графики, потому что он не подходит для продуктовых супермаркетов, но нам всем придется с этим жить ?

В целом, я считаю, что с задачей в данных условиях справились хорошо. Жаль, конечно, что осталась тележка и домен, но может в будущем нас ждет новый логотип — например такой, каким делал его я.

2016   графдизайн   как это сделано   фирстиль
Ранее Ctrl + ↓