12 заметок с тегом

фирстиль

Узбекистан забрал больше всех наград на фестивале рекламы «Ред джулборс»

Центрально-азиатский фестиваль коммуникаций «Ред джулборс» (Red Jolbors) — одно из самых ожидаемых событий года для специалистов рекламной отрасли в регионе. В этом году 7 золотых наград, несколько поменьше и гран-при получили рекламщики и дизайнеры из Узбекистана.

Победители (фото © Пятницкий маркетинг)

Фестиваль

На подобных фестивалях есть много особенностей: начиная от главной темы и заканчивая составом жюри. Награды здесь не совсем отражают то, о чем может подумать обыватель (выигрывают самые лучшие в мире). Агентства специально готовятся, чтобы побеждать на определенных фестивалях — готовят работы и выстраивают стратегию. Не хочется по-делитантски сейчас все объяснять, потому что это долго и нужно знать проблему изнутри, но хочется порадоваться за наших ребят, потому что это очень важно для них и для рекламной креативной индустрии в нашей стране (ну, в Ташкенте).

В этом году участники из Узбекистана взяли реванш и стратегической ковровой бомбардировкой уничтожили все шансы представителей из других стран собрать главные призы. Потому что мы не только получили больше всех золота, но и в целом представили, судя по всему, больше всех работ (на сайте фестиваля я не нашел статистики по странам, но поверхностный анализ дает такое представление).

Так, например в категории Corporate branding: Brand strategy and design solution в прошлом году от Узбекистана вообще не было работ, а в этом году в лонглист попало сразу 10 из 16. В категории Consumer branding: Art direction в прошлом году также не было представлено никаких работ, но в этом году из 7 работ в лонглисте 6 было из Узбекистана. Это показательно и говорит о том, что нужно готовиться к подобным мероприятиям организованно.

Но такая ситуация не по всем категориям. Среди кандидатов на Best Influencer только 2 из 6 работ были наши. При этом одна из них — клип Татарки (DBLA), а вторая тот хайп «Пелемен требуют наши сердца», который из мема вырос в бесплатное (это важно) маркетинговое решение, благодаря заранее подготовленной почве (фейсбукинг). В итоге «Тесто» получило золото в этой категории, а клип от DBLA — серебро здесь и золото в категории Film craft. Но важно отметить, что в титрах к клипу указано:
Directed by Azar Strato, Alina Pasok
Script: Azar Strato, Alina Pasok, Vadim Ksenodokhov
Local production: DBLA production

По личному впечатлению, не хватало представителей Казахстана (где проходил фестиваль) — наиболее сильных конкурентов. Возможно, я ошибаюсь. В любом случае, члены жюри (в основном из России) всегда могли не дать призы слабым работам, но большинству нашим они дали — все заслуженно.

Кто эти люди

Полный список победителей был доступен на сайте фестиваля по адресу https://jolbors.com/works/winners, но сейчас куда-то пропал и такой страницы на сайте нет, как и ссылки на все работы победителей.

Обновлено 1 октября: добавил серебро Abstract Visuals

★ Гран-при за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Агентство года — TBWA/CAC/Tashkent
★ Клиент года — Техномарт (работы для этого клиента принесли больше всего баллов агентству)
★ Золото Campaigns: Promo & Activation за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Corporate branding: Art direction за Me’mor — MA’NO branding
★ Золото Film craft за клип Татарки — DBLA
★ Золото Film: Copywriting & storytelling за Ehhh... Ahhh... — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото PR: Campaigns за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Marketing: Best project in retail category за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Best influencer за «Пелемен требуют наши сердца!» — Замира Рахманова
★ Серебро Marketing: Best project in retail category за ребрендинг Техномарта — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Print & outdoor: Design за бар «Гравитация» — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Consumer branding: Art direction за Kimchi plate — MA’NO branding
★ Серебро Consumer branding: Concept за Natural packaging for natural product — Синтез
★ Серебро Film craft за ролик Uncle Chill — Abstract visuals
★ Серебро Best influencer за клип Татарки — DBLA
★ Бронза Consumer branding: Packaging за ребрендинг Allercetin — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Consumer branding: Art direction за ребрендинг Grippo-Stop — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Corporate branding: Brand strategy & design solution за Бренд (логотип) Ташкента — MA’NO branding
★ Бронза Film craft за Узкард — DBLA

Почему это важно

Не все (ладно, не не все, а нерекламщики) понимают почему важно участвовать и побеждать на фестивалях — для этого я здесь. Участие (платное) в фестивале рекламы заставляет агентство специально готовить презентацию, рассказывающую о работе (часто в формате видео). В результате вместо обычного набора файлов для клиента, уже имеется более профессиональный подход к работе — дизайн или видео делают с таким расчетом, чтобы было не стыдно позже показать членам жюри.

Иногда это приводит к созданию так называемых «фестивальных работ», которых в реальной жизни никогда не будет, но показывает потенциал агентства.

Также следует отметить, что в разные годы (иногда всегда) на разных фестивалях (в мире их сотни) нужно понимать за что тебе могут дать приз. Нельзя просто так взять и скинуть стандартный брендбук, надеясь на победу.

Очень часто на результат влияет состав членов жюри.

Одна из задач организаторов фестиваля выстроить работу таким образом, чтобы участники понимали, что от них ожидают. Это напоминает работу главного редактора, который решает каким будет издание. Поэтому в мире рекламы так много фестивалей и к каждому нужен свой подход. Одна и та же работа может сначала не попасть в шортлист, а потом получить гран-при.

Присланные работы оценивает независимое жюри из разных стран. Часто это бывают приглашенные специалисты из других регионов, чтобы можно было избежать субъективности. Как правило, один-два члена жюри из местных, чтобы объяснять остальным локальные мемы. Поэтому, важно готовить работу так, чтобы иностранцы поняли, что в ней крутого.

Для нас победы на признанных фестивалях — это независимый рейтинг агентств, который они могут показывать свои клиентам, особенно на тендерах. Как понять, чьи работы лучше? По личному мнению? Оно у каждого свое. Призы с фестивалей — более объективный показатель. Если агентство имеет множество наград, значит они понимают в вопросе больше, чем остальные. Хотя последние могут принципиально не участвовать и быть при этом тоже профессионалами — такие примеры тоже встречаются.

Наконец, награды важны для вдохновения и гордости за свою профессию. Почувствовав однажды вкус крови — трудно остановиться.

Тусовка

И вот мы подошли к интересному моменту. Спасибо, что дочитали. Сейчас складывается ситуация, при которой рекламщиков все знают, а цифровых дизайнеров — нет. Хотя последние работают в более технологичных, новых и интерактивных решениях. Рекламные дизайнеры и диджитал-дизайнеры — разные сообщества, которые изредка пересекаются друг с другом. Это печально. На нормальном рынке звезд хватает как среди классиков, так и среди авангардистов.

Это связано с тем, что рынок дизайна в Узбекистане перекошен в пользу понятных большинству решений — печати, наружки и видео. Можно назвать несколько агентств, которые занимаются брендингом, наружкой или видео, но у нас нет студий, которые зарабатывали бы деньги на создании приложений или делали бы крутые решения для веба. Нормальные сайты — да. Фестивальные — нет. Все популярные приложения сделаны внутри самих компаний или на начальном этапе были заказы у каких-то фрилансеров.

Маркетологи тратят весь бюджет на наружку и видео, оставляя интернету морально-устаревшие баннеры, половина из которых блокируется браузерами. Наружку все видят на улицах, а для видео существует телевидение. Им никогда не придет в голову сделать наркоманский инстаграм про пышки, поэтому специалисты по цифровому дизайну нужны на уровне стандартного SMM, который носит оповещательный характер.

В итоге веб-дизайнеры и дизайнеры интерфейсов работают фрилансерами в своих пещерах. В отличие от дизайна приложения, дизайн наружки или ребрендинг провести удаленно будет сложно. У диджитал-дизайнеров нет того сообщества как у рекламных креативщиков и первые не пиарят себя как последние. При этом цифровые дизайнеры могут зарабатывать на фрилансе больше, чем графические дизайнеры в агентствах, но вся слава достается тем, кто над ней работает.

Если бы все наше население сидело в интернете (как, например, в России), тогда бы распределение бюджетов было иным. А пока мы чествуем классиков — время такое.

Ребята, спасибо за вашу работу!

Обзор кандидатов из длинного списка на победу в ТАФе

ТАФ — фестиваль рекламы, где можно выиграть награды по различным категориям: брендинг, креатив и производство стартует уже через несколько дней. В этой заметке я хочу коротко пройтись по наиболее интересным, на мой взгляд, участникам, у которых есть шансы на победу. Правильно было бы добавить описание с презентации к каждому блоку, но так получится слишком длинно, поэтому если вас интересуют детали, то они есть на сайте ТАФа. Порядок случайный.

Тесто — кафе-пельменная. У Теста логотип хороший, но не экстраординарный — он выполняет свою функцию, но в учебники не попадет. Зато у них круто с копирайтом: он есть в СММ, на потолке и вот теперь в презентации для ТАФа. Как тебе мои вишенки? Витамины группы Бе-е-е и так далее. Всегда есть, что не только поесть, но и почитать. Так как они идут одной презой и в брендинг и в упаковку, то я их тоже хотел отметить.


Бро — ресторан быстрого обслуживания. Мне не очень нравится их стиль, потому что он очень векторный, холодный для бургерной. Даже красный цвет хотя и теплый, но его оттенок отталкивает. Но у них хорошо реализована интеграция, стиль виден повсюду в ресторане — это они молодцы.


Пуль-пуль — платежная система. Все выглядит классно, посмотрите на презу также. Но есть одна проблема: нельзя умолчать о том, что графически, по цветам и шрифтам все это сильно напоминает Ред Булл.


Кофевайн — ресторан. Интересная находка в соединении букв CW и все остальное также поддерживает особый статус, очень приятные редкие цвета. Мозг не взрывает, но глаз радует.


УДАВ — конференция дизайнеров интерьера. Звездой мероприятия был некогда популярный дизайнер Карим Рашид и я почти уверен, что поэтому у стиля розовый цвет (Карим его часто использует). Но нравится мне больше логотип за то, что он использует буквы в виде форм (и тогда не нужно знака как бы) и эти полосы напоминают гипнотический диск, а гипноз напоминает удава из мультфильма «38 попугаев». Короче, классно, что есть такие отсылки, о которых можно подумать.


Диван — ресторан. Интересно, что у нас много общепита в брендинге. Наверное, потому что многие закрываются и на их месте возникают новые, не теряющие веру в то, что они-то затащат. Надпись Divan мне не очень нравится, она не выглядит изящно. Зато у них отличные цвета и формальный узор, который никто, конечно, не будет узнавать и не сможет повторить, но его можно заполнять везде, чтобы брендировать объекты и интерьер. К сожалению, в ресторане еще не был, поэтому мне трудно судить о реализации, но если все так и сделали, то это классно.


Мемор—2019 — конкурс архитектурных объектов. Очень необычный для нас стиль, все смотрится интересно и со вкусом. Есть только пара проблем: нигде нет информации об этом мероприятии, так что они вероятно сдулись, что очень жаль. И второе: стиль выглядит классно, но прием часто используется. Хорошо, что мы тянем такой уровень, но один раз поиграли, теперь надо что-то другое.


Хеппи тайм — концепция айдентики для детского сада. Здесь все отлично: идея с улыбкой, графика как часть названия, цвета, остальные элементы. Угнетает только английские слоганы и название в копирайте. Хочется уже, чтобы мы могли делать такую айдентику на узбекском языке, с узбекскими узнаваемыми шаблонами, но пока этого не происходит, к сожалению.


Гравитация — бар. Под конец мой фаворит, который, я надеюсь, чего-нибудь выиграет. Это тот случай, когда идея (самое главное) в логотипе переносится на все остальное и успешно применяется. Концепция гравитации пронизывает все брендированные элементы. Лучше посмотрите видео и сразу поймете о чем я.

Туристический брендинг для городов Узбекистана

Несколько месяцев назад, после публикации в Споте моей статьи о том, как проводить конкурс логотипов, меня позвали в Госкомтуризм, чтобы я не только ругал, но и что-то сделал сам. Было решено, что соберут все замхокимов по туризму по каждой области и я им проведу презентацию, мы разберем какие-то примеры, отвечу на вопросы.

Но, как это часто бывает, даже за два месяца собрать их не смогли и в итоге я плюнул на это, а потом решил опубликовать материал уже для всех. Это не гарантирует, что здесь все правильно и вы подниметесь в мире туризма, но я расскажу то, что думаю и знаю, на сколько это можно в рамках статьи.

Если вам лень читать, то в презентации (ПДФ, 12 Мб) только суть.

Бренд, фирстиль и логотип

Логотип выглядит, например, так:

Логотип Санкт-Петербурга

В этом примере есть все, что надо: знак, оригинальное шрифтовое начертание, узнаваемость, соответствие тематике (святость, море, мосты — все о Питере). Так выглядит хороший логотип.

Для туристического бренда недостаточно только логотипа. Ему нужен прежде всего сам бренд, его позиционирование и в визуальном плане это должен отражать фирменный стиль. Последний, в свою очередь, состоит не только из логотипа, но и из других элементов, включая сувениры или оформление официальных документов.

Видите, как много всего нужно?

Бренд объединяет жителей и создает общение с миром.

Рассмотрим знакомые слоганы, которые понятно говорят за себя:

  1. Джилетт. Лучше для мужчины нет!
  2. Заплати налоги и спи спокойно!
  3. ...Для всего остального есть Мастеркард.

Прежде, чем заказывать логотип или фирменный стиль, нужно решить, что вам нужно от бренда: какие задачи он должен решить, как представить туристам ваш город. Поэтому, сначала нужно работать с бренд-стратегами, а дизайнеры пусть пока Фотошоп настроят.

Для чего региону нужен бренд

Причины могут быть разные, вот несколько примеров:

  1. Заиметь собственное лицо, выделяться среди других.
  2. Рассказать о себе, чтобы привлечь инвестиции и туристов.
  3. Улучшить имидж, вызвать доверие.

Вы не сможете придумать классный бренд, озвучить его и надеятся, что теперь все так и будет. Чтобы бренд работал, он должен быть на одной волне с городом. Потому что жители города создают имидж города, а не дизайнеры и рекламщики. Вы можете нафантазировать много стильных логотипов, но если в вашем городе нечем заняться, опасно по ночам, нет условий для туристов, люди перебиваются как могут — ваш выдуманный бренд работать не будет.

Одесса, Нью-Йорк, Париж, Лас-Вегас, Венеция, Брюгге, Стамбул такие не потому, что им кто-то это написал в брендбуке.

Что для этого можно сделать? Нужно создать условия, чтобы случилось следующее:

  1. Жители гордились своим городом.
  2. У города были материальные объекты, узнаваемые маркеры.
  3. Имелся благоприятный деловой климат, возможности роста и большие планы.
  4. В городе были локальные сувениры. Не просто бабайчики, а ферганские бабайчики или не просто брелок- лепешка, а самаркандская лепешка и т. д.
  5. Это должен быть город, в который стоит приехать и посмотреть.
  6. Условия для приезда, проживания и активности отвечали требованиям гостей: удобный транспорт, доступное жилье, интересные места, мероприятия и занятия.
  7. Привлекательные аномалии.

Можно составить короткий список:

  1. Позиционирование.
  2. Слоган (девиз, призыв к действию) и джингл.
  3. Места притяжения.
  4. Элементы бренда.
  5. Фирменный стиль и рекламная продукция
  6. Активность в интернете.

Позиционирование

На какие вопросы отвечает позиционирование бренда? Что мы за страна? Что мы можем предложить туристам? Зачем им к нам ехать? Как они могут провести время? Какие впечатления они получат? Нужно ответить для себя на эти вопросы. Например, у меня сейчас такие ассоциации с Узбекистаном:

Узбекистан во всей красе

Национальная культура, горы, Тимур, Шелковый путь, виноград, пловешник, ткани, Самарканд, Македонский (ну чуть-чуть), свадьбы и гостеприимство. У каждого из нас свои ассоциации. Их можно собрать и решить какие лучше подойдут для туризма.

Слоган, призыв к действию

Есть хорошие примеры, нужно придумать свой. Это обязательно, потому что надо просто доносить информацию до туристов, когда у них нет возможности посмотреть, а у нас показать что-то большее.

Incredible India — Невероятная Индия (Индия)
Malaysia. Truly Asia. — Малайзия — настоящая Азия (Малайзия)
Iamsterdam. — Я тоже Амстердам (Нидерланды, Амстердам)
Where it all begins. — Где все началось (Египет).
I ♥ NY — Я люблю Нью-Йорк (ну, вы поняли).
What Happens Here, Stays Here. — Что происходит в Вегасе, то остается в Вегасе (США, Лас-Вегас).

Места притяжения

У нас сразу можно назвать следующие: Самарканд, Бухара, Хива, Музей Савицкого, горы, пустыня, аутентичные кишлаки, чудеса природы, исторические и места паломничества, тематические парки, гастротуры, музеи, виноградники, реконструкции.

Но над этим надо еще работать, можно напридумывать в 10 раз больше, потому что туристам часто надо не что-то настоящее, а что-то интересное. В США есть деревянный слон, которого построили лет 70 назад и это просто деревянный слон. Внутрь него можно по лестнице пройти и смотреть из его головы. Все. Сотни тысяч американцев приезжают посмотреть на это. Когда его построили — это было оригинально, сейчас — полнейшая фигня, но место уже раскрученное. Есть даже свой сувенирный магазин.

Элементы бренда

Элементы бренда поддерживают бренд и его штаны. Можно использовать что-то из этого и придумать новое: плов, выпечка, ткани, исторические персонажи и места, архитектура, керамика, традиции, музыка, тюбитейка, халаты, чайник. Угощать местным пловом, придумать свою оригинальную выпечку, которой нигде больше нет, продавать ткани с оригинальным местным рисунком или свойствами, рассказывать и продвигать местных исторических героев и так далее.

Фирменный стиль и рекламная продукция

Пример элементов фирменного стиля и рекламы для Санкт-Петербурга:

Как видно из примера, логотипом все не ограничивается

К фирменному стилю прилагается руководство. Иногда его называют брендбуком. Давайте разберемся.

Руководство показывает и рассказывает как использовать элементы фирменного стиля. Обычно это техническая информация о фирменных цветах, шрифтах, сетках, примерах рекламных модулей и так далее.

Что такое брендбук

Брендбук же нужен для описания бренда: его ценностей, языка общения, характера героев и так далее. Иногда брендбук и руководство объединяют и называют это брендбуком. Вам нужно и то и другое.

Упрощенный пример различия между брендбуком и руководством
Больше различий

Активность в интернете

Следует использовать хештеги для публикаций в интернете. Например: #visitkokand, #myloveisplov, #likeakhan, #newexperience — все это поможет раскачать бренд и привлекать туристов, которые узнают о вашем городе из Инстаграма или Твиттера.

Прежде всего следует работать со следующими сайтами: Instagram, Wikipedia, TripAdvisor, National Geographic, Travel+Leisure, FB, Lonely Planet, а также с тревел-блоггерами.

Ожидания и реальность

Госкомтуризм уже начал проводить некоторые развлечения для туристов, но бюджета явно не хватает.

Хорошая попытка, но нет

Парящего дервиша показывают словно это вершина туристических развлечений при том, что на самом деле это наибанальнейший аттракцион.

Наверху наш парящий дервиш. Ниже, тысячи их в Гугле

Чтобы от бренды была польза, над ним нужно работать. Нельзя надеятся на то, что будет легко, потому что современных туристов трудно удивить.

В Кирове придумали как улучшить облик города бюджетными средствами

«Брендинг территорий, не подкрепленный реальными действиями по улучшению инвестиционного климата, туристической инфраструктуры, уровня жизни, — это не брендинг, а реклама», — Саймон Анхольт, британский правительственный консультант, специализирующийся в вопросах построения национального бренда

Логотипы городов в других странах мира

Для начала немного хороших примеров:

Каждый из этих логотипов выделяется, интересен графически, отражает город или страну, к которой относится

Но так бывает не всегда. В мире много примеров, когда чиновники не справились с задачей.

Неудачные примеры

На примерах выше хотя логотипы Дании и Сан-Паоло выглядят привлекательно, к сожалению они вторичны. Форму сердца уже кто только не использовал, а если вместо Сан-Паоло написать любое другое слово — ничего не изменится.

Фирменный стиль

Сейчас у Узбекистана есть только логотип:

Логотип туристического Узбекистана

Но, например, у Санкт-Петербурга фирменный стиль состоит из большого количества элементов, все из которых используются.

Фрагмент из руководства по фирменному стилю, разработанному в Студии Артемия Лебедева
Это необязательно, но для города разработаны логотипы для различных объектов города. Причем в каждом из них есть общая основа — нимб (символическое отображение святости персонажа на иконах и картинах). Название города в переводе с немецкого означает «город Святого Петра».
Дополнительно разработаны версии для темного фона — это тоже объем работ

На дизайне элементов фирменного стиля работа не заканчивается. Требуется разработать руководство с правилами по работе со стилем.

Фрагмент руководства

Я это показываю для того, чтобы пояснить: нельзя ограничиваться конкурсом на один логотип, если вы хотите получить эффективный стиль.

Неправильное использование
Фирменный шрифт с особенностями дизайна
Примеры сочетания шрифтов и использования его в навигации или деловой документации
Условный шаблон пригласительного, чтобы сориентировать дизайнеров, которые могут работать со стилем в будущем
Слайды для презентации

И так далее.

Логотип Хорезма

Для Хорезма сделали на первый взгляд неплохой логотип и он, пожалуй, лучше, чем у нас обычно делали. Взглянем:

Слева стиль конференции в Парагвае. Справа наверху логотип Хорезма.

Логотип Парагвая имеет свой узнаваемый стиль: знак и текст имеют общие элементы, весь стиль хотя и имеет много оттенков, но выполнен в едином тоне. В случае с логотипом Хорезма такого сказать нельзя: слишком много разных цветов, слишком мелкие декоративные элементы, которые скорее неоправданно усложняют рисунок. Также непонятно почему используется изображение амулета от сглаза, которого давно и с успехом эксплуатирует Турция.

Логотип Бухары

У Бухары есть интересный городской символ — летающий верблюд. Его можно было бы обыграть, но пока они не справляются:

Слева логотип Бухары. Справа логотип и фирменный стиль «Мьянмар»

Я специально привел подобный пример, чтобы показать как дизайнер удачно обновил аналогичный логотип с анатомическим изображением животного и сделал из него знак, который теперь можно использовать в бизнесе.

Как провести конкурс на бренд города?

В целом я все рассказал уже на Споте.

Логотип не обязан вам нравиться

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Определитесь с задачей

  • Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?
  • У вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям?
  • Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации?

Вам не нужен просто логотип

Главное — это концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

Не проводите народный конкурс!

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Сделайте закрытый конкурс среди специалистов

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5-10 млн сумов за участие и 15-25 млн за результат победителя.

#В комиссии должны быть независимые дизайнеры или бренд-менеджеры
С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку. Отведите на конкурс 2—3 месяца. После конкурса опубликуйте (конечно, в интернете) все предложенные варианты и версию победителя. Образец документации со всеми формальностями.

Предлагаемый фирменный стиль должен подходить под все возможные в регионе виды туризма. Не должен ограничивать диапазон рекламных стратегий: SMM, СМИ, ПР, сувенирка, туристическая и транспортная инфра- структуры и т. д.

1. Концепция (идея)
Должна раскрывать преимущества региона в туристическом направлении. Быть привлекательной для разных видов туризма и аудитории. Ясно раскрывать позиционирование региона для туристического интереса.

2. Слоган
Должен восприниматься однозначно, не вызывать негативных ассоциаций, адаптироваться под основные мировые языки без искажения смысла, быть благозвучным и не рифмоваться в негативном контексте. Желательно содержать глагол побуждения к действию или прилагательное.

3. Фирстиль
Стиль должен отражать и поддерживать идею. Хорошо расширяться на сувенирную, рекламную и канцтоварную продукцию. Соответствовать техническим требованиям и логотипу (не должен быть в отрыве от знака). Графическое решение должно быть оригинальным и не заимствовать другие стили до степени смешения.

Фирменный стиль должен быть в векторном формате (AI, EPS, CDR).

4. Применение
Необходимо показать на условном иллюстративном ряде применение фирменного стиля на объектах из реальной жизни: реклама, сувенирная продукция, навигация, документация и т. п.

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

 Нет комментариев    1   2018   графдизайн   кучирма   фирстиль

Нацбанк все переделал

НБУ сделал инновации и ребрендинг, но все равно остался НБУ, хотя теперь он Узмиллийбанк.

Они сняли об этом ролик, суть которого в том, что теперь банк называется Узмилийбанк, у него есть восьмиугольник и он экономит время. Столько всего, даже не знаю с чего начать.

Фирменный стиль

Два года назад я писал, что голубой цвет — самый проходной. В случае с НБУ получилось почти, но не совсем. Они утвердили синий, белый и бирюзовый в качестве новых фирменных цветов. Скорее всего потому, что голубой есть у Узтелекома и так вообще можно скатиться в туркеменство.

Новый синий цвет выедает глаза. Такой синий хорошо подошел бы для чего-то временного — концерта, промо-акции, приложения куда редко заходишь. Но видеть эту изоленту по городу, а кому-то и внутри офисов НБУ каждый день — спасеба, не надо.

Сайт выглядит плохо, много об этом лень писать — посмотрите сами.

Обновленный логотип

Посмотрите на подпись справа — каша. У меня есть популярная заметка про «Национальную стратегию» и там упоминается использование больших букв в названиях: если вы еще не, то предлагаю ознакомиться.

Всегда можно набрать текст нормальными буквами

Появится, конечно, дырка и это некруто. Дырка там будет потому, что нехорошо отделять республику от Узбекистана. Но нам-то никто не мешает иметь сокращенное название для логотипа?

Просто пример за 5 минут
У банка есть такой вариант, но на сайте почему-то не используется.

Толку от обновления логотипа оказалось немного. Немного поправили буквы и цвет сделали менее помпезным. Вот старый вариант:

Старый логотип

В таких узких местах следовало использовать гротески, чтобы засечки не толкались в проходе. Однако, подозреваю, руководство было не готово так сильно менять знак, к которому прикипело.

В ролике вы еще увидите (см. выше) восьмиугольники из орнамента, которые как бы символизируют стабильность и процветание. Стабильность, товарищи, на кладбище. Я бы так не форсил тему со стабильностью. А процветание не может идти вместе со стабильностью, потому что процветание — это всегда изменения от текущих показателей. Можно, конечно, говорить, что банк показывает стабильный рост. Тогда все выглядит так, словно «быстрее, выше, сильнее» уже не будет. Одним словом не стоит заклинать нас стабильностью и процветанием, на мой взгляд.

Инновации

Так как у нас объявили год инновационного развития (следующий год по непроверенным данным — год капучинки, макарунов и семечек), то НБУ наконец-то взялся за внедрение технологий. Напоминает один анекдот, не скажу какой.

Одно из новшеств — так называемая «электронная очередь», которая позволяет вам ждать с распечатанным номерком. Раньше вы ждали без номерка, что было, конечно, не так удобно. Так вот, распечатку номерка назвали электронной очередью, потому что процедура происходит через табло с электронным тач-интерфейсом. Вот так вот.

Говорят о том, что теперь у них есть сканер паспорта и вам не придется вручную заполнять бумажные бланки. Теперь бумажные бланки вместо вас заполнит компьютер. Следующий этап инноваций назначен на 2048 год: бумажных бланков не будет, все будет онлайн.

Банк рассказывает, что эти (и другие) новшества позволят экономить клиентам время. Относительно того, что было раньше — таки, да. Однако, мне бы гораздо больше времени сэкономило отсутствие необходимости таскать с собой паспорт, ездить в банк лично, сидеть в полуэлектронной очереди.

Сделайте интернет-банк в приложении и не мучайте людей.

Ранее Ctrl + ↓