37 заметок с тегом

графдизайн

Как легко проверить хороший логотип или нет

В 2016-м году я писал:

Как легко проверить работоспособность логотипа? Уменьшите его масштаб до размеров логотипа на сайте. Если там все свалилось в кашу, значит нужно переделать.

Для 2018-го года нужно внести изменения:

Как легко проверить работоспособность логотипа? Уменьшите его масштаб до размеров иконки приложения. Если там все свалилось в кашу, значит нужно переделать.

В 2020-м будет что-то вроде:

Как легко проверить работоспособность логотипа? Сделайте его в три-дэ для виара. Если там все свалилось в кашу, значит нужно переделать.

15 августа   графдизайн   лайфхак

Домашняя версия плаката про бдительность (халява)

Бдительность — требование времени! (Фота украдена из интернета неизвестными специалистами)

У нас в метро висят плакаты, призывающие сохранять бдительность в наше непростое время. В свое время подобные творения наблюдали жители Великобритании с их плакатом Keep calm and carry on, который убедительно просил сохранять спокойствие и продолжать работать. Я решил сделать свою версию — с бдительностью и требованиями.

Текущий плакат, который висит в метро, прекрасно вписывается в строгий интерьер вагонов метро. Он выглядит официально, но не достаточно убедительно, на мой взгляд. Логотип Метрополитена с одной стороны объясняет, кто к нам обращается, но с другой стороны несколько смягчает требования, словно это просьба не прислоняться к дверям. Такой подход понятен и, по своему, правильный — почему, понятно и без меня.

Я захотел сделать вариант, который будет больше привлекать к себе внимание. Такой, чтобы его можно было повесить не только в метро, но и на улице, дома или в офисе. В общем — плакат.

Смотри в оба

Нужен был какой-то элемент, который будет выделять плакат и как-то его определять. Очевидным решением стало изображение человеческого глаза, которым люди обычно и бдят, так как 80% информации мы получаем через зрение. По идее, лучше два глаза, так как они смогут увидеть больше, но я боялся, что тогда картина будет странной: словно это на нас смотрят, а не мы должны смотреть по сторонам, поэтому глаз остался один.

Медленный вай-фай

Иконку глаза я честно взял из стоков, так что без претензий ко мне. Она может быть даже местами кривовата, но мне так и нужно — такое балансирующее над пропастью несовершенство только привлекает.

Шрифт

Я не стал делать русскую версию, потому что мне лень было переделывать шрифт, который не поддерживает кириллицу. Перепробовав разные шрифты, мне стало понятно, что просто «Дин» или узкая «Гельветика» не подойдут. Дело в том, что не смотря на всю их красоту у них общая проблема с «Эриалом» в оригинальном плакате — они унылые кирпичи. Текст выглядит слишком простым, буквы похожи друг на друга и усугубляет это все верхний регистр.

Было бы хорошо, если все набрать обычным регистром, но тогда это не будет выглядеть как важное объявление. Нужен был шрифт с особенностями, когда глазу есть за что уцепиться. При этом, я не хотел слишком узкий шрифт, который будет невозможно прочитать. Нужен был дизайн, который можно разобрать даже при артобстреле. Выбор пал на буквы из автомобильных знаков ЕС. Их особенность в том, что они сделаны так, чтобы их было сложно перепутать с другими похожими буквами.

Пример написания

Обратите внимание на буквы G и K. Такие буквы сложно пропустить, потому что они словно тычут ножом вам в глаз. Большинство людей, конечно, не оценит. К сожалению, в наше время Каптиву за лайк замечают куда лучше, чем тонкости дизайна. Но это отвлекся. Пришлось допилить букву I, чтобы она не сливалась в забор с восклицательным знаком и также тянула одеяло на себя.

Скачать бесплатно, без регистрации и смс

Получился такой желтый плакат (у меня сейчас «желтый» период) в сильной рамке, чтобы напоминал предупреждения о высоком напряжении. Внизу я добавил текста на японском языке. Там написано, что метрополитен — зона повышенной опасности. По крайней мере, мне так перевел Гугл.

Дополнительно я сделал несколько вариантов с другим фоном и предлагаю вам скачать, распечатать и помнить о том, что бдительность — требование времени!

Дополнительные цвета

Плакат А3 ПДФ 1,6 МБ

Если вам понравилось, полайкайте статью и расскажите друзьям. Оригинальный плакат Keep calm and carry on напечатали миллионными тиражами. Одну из сохранившихся до наших дней оригинальных копий на днях продали неприлично дорого. Я не рассчитываю на такую славу, но надеюсь, что я привлек внимание к проблеме.

13 августа   графдизайн   файлы

На пресс-коференции конкурса на новый герб Ташкента были срач и драка

Но это не точно. В пятницу прошла пресс-конференция, куда не удосужились приехать как можно больше журналистов. Зал был пуст на половину и даже какой-то настойчивый дядя сгонял всех на первые ряды, чтобы на телеканале Узбекистан-24 видеоряд был полон заинтересованными лицами.

Журналисты и другие гости интересно разделились (не специально, интуитивно): слева от выступающих был кружок русскоговорящих, справа — национальная группа. Смех в том, что я сидел со своими, т. е. справа.

Я думал, что как будет объявлена пресс-конференция к нам прилетят, аки комары на монитор, все лучшие умы пера и коммента, но увы. Вот вам свобода слова: приезжайте, узнайте, спросите, напишите. Папа может все, что угодно (жаль, не сегодня!). Это было просто какое-то журналистское неповиновение. Вам, что не заплатили, чтобы вы приехали? Или вы все чинары охраняете?

Конкурс на лучшее фото затылков объявляю открытым

Как отправить свой дизайн и разбогатеть

Конференцию возглавили три богатыря: Б. Насимов, Д. Мирзаахмедов и Б. Джалалов. Сначала ничего не предвещало беды и выглядело мило. Вот, у нас все хорошо: 100500 экспертов и уважаемые люди в отборочной комиссии. Мы, если что, так пожалуйста, накаких анақа сами видите, кто что все прозрачно... Во второй части пошли вопросы и у многих прямо были вопросы. Специально попросили задавать вопрос, а не озвучивать свое мнение, но не все в зале справились с этой простой задачей. Некоторые так и начинали: у меня не вопрос, но вот такой комментарий.

Что с вами не так?

Часть заданных вопросов имели ответы в Положении, но его вероятно не все внимательно читали. Другие вопросы звучали как риторические. Было даже мнение оставить текущий герб, чем он нам не угодил? Не хочется перечислять все то негодование, которое порой сотрясало воздух нового здания хокимията, потому что это из серии всем не угодишь, священной войны и нет времени объяснять.

Давайте, теперь о сути, как поднять бабла:

  1. Прием конкурсных работ проходит с 16 июля 2018 г. до 24:00 часов 18 августа 2018 г.
  2. Итоги конкурса подводятся 25 августа 2018 года с публикацией итогов на сайте хокимията города Ташкента.
  3. Работы для участия в конкурсе направляются в адрес Конкурсной комиссии по электронной почте gerb@gorod.uz. В теме письма обязательно указывается «На конкурс символа (герба) города».
  4. Справки по телефону: (+99897) 333 44 45.

Читайте все требования перед тем, как начать давать стране угля.

Члены Конкурсной комиссии

  1. Абдурахманов Хикмат, председатель Общественного совета при хокимияте города Ташкента
  2. Ахмедова Нигора, доктор искусствоведения, профессор, академик Академии художеств Узбекистана
  3. Джалалов Боходир, народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана
  4. Мамаджанов Анвар, график, художник, академик Академии художеств Узбекистана
  5. Мирзаахмедов Диёр, председатель правления Ассоциации предприятий «Национальный маркетинговый центр»
  6. Мусина Наталья, искусствовед, кандидат искусствоведения, организатор выставок, арт-директор сети ресторанов Caravan group, основатель галереи Caravan
  7. Насимов Бахтиёр, журналист, сайт «Новости от Насимова», главный редактор журнала Uzbekistan Airways
  8. Сагдиев Темур, со-основатель и арт-директор брендингового агентства MA’NO Branding
  9. Сапов Сурен, основатель и руководитель ООО Afisha media
  10. Скляревский Евгений, сотрудник «Единого интегратора UZINFOCOM», блогер, автор сайта «Письма о Ташкенте»
  11. Умарбеков Джавлон, народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана
  12. Шамузафаров Азамат, дизайнер

Вы спросите как мы собираемся голосовать, если нас четное количество? Прямо как в фильме «12 разгневанных мужчин», но там нужно было голосовать единогласно, а у нас большинством. Секрет в том, что один из нас голосовать не будет — угадайте, кто?

Также обратите внимание, что моя должность самая скромная (голосовать я буду — это не подсказка к вопросу, если вы вдруг так решили).

Текущий логотип города

Ответы на ваши вопросы

Если у вас остались вопросы после того, как вы прочитали Постановление о конкурсе, то задавайте их в комментариях — постараюсь ответить.

Далее отвечу на вопросы, которые готовили к пресс-конференции:

1 — Зачем проводить конкурс и тратить деньги налогоплательщиков на герб, в то время когда...
Действительно, людям жить негде, мужья избивают жен, молодые матери бросают новорожденных детей, кто-то устанавливает пластиковую ахинею по всему городу, а мы тут с гербом!

Подобные проблемы будут всегда. Нам нужно сокращать их количество, но дураков будет хватать и завтра, потому что мы такой народ — менталитет нельзя просто выскоблить кетменем из головы и загрузить туда апдейт без графы «Идиот». Чтобы все стали классными ребятами, которые не хотят воровать, а хотят жить счастливо и не портить жизнь другому должно пройти много лет. Поможет этой процедуре в том числе и новый герб (если, конечно, будет что-то классное в итоге). «Как может помочь новый герб остановить насилие в семьях?», — спросит какая-то феминистка из Фейсбука. Прямо это не поможет. Не будет так, что завтра у нас новый герб и на утро у свекрови-змеи рот не откроется, а у мужа-самодура рука не поднимется. Так это не работает. Задача дизайна нового герба, кроме основной, которая есть в Положении, заключается в том, чтобы закинуть немного культуры на наш вентилятор перемен.

Текущий герб многих устраивает, потому что они не понимают, чем он плох. Плох он как минимум непрофессиональным по текущим требованиям техническим исполнением. Его делал художник в Корел-дро в 2003-м году. Где дизайнер с Бехансом, книгами по типографике, статьями из интернета и художник с Корелом из 2000-х? То-то и оно. Возможно, в итоге просто сдадут текущий вариант какому-нибудь дизайнеру или студии с задачей качественно обновить иллюстрацию с учетом требований к профессиональной дизайнерской работе. Я не буду сейчас перечислять все косяки: спросите у знакомого дизайнера, он вам хотя бы пять, да найдет. Еще будет сиять с умным видом эксперта.


Интересный факт: герб в Википедии (на фото) отличается от того, что нам показали на пресс-конференции: например, в текущем нет чинары в центре, что как бы намекает. А на сайте хокимията нет даже страницы о гербе города.

2 — Чем герб поможет в повседневной жизни, есть ли экономический эффект?
Сейчас эффекта нет, но он может быть. Так как у нас планируют (это важный момент, потому что планы и реальность — разные вещи) развивать туризм, то Ташкенту новый герб поможет и в этом направлении. Сколько магнитиков можно продать с новым гербом? Со старым столько не продашь.

3 — Кто определил состав комиссии? Почему там иванов петров сидоров и нет кузнецова васькина и пупкина?
Кто именно, я не в курсе. Скорее всего работает так: есть руководитель рабочей группы, он начинает думать, кого позвать. Далее опрашивает тех, кто согласился участвовать. Лично я попал в эту историю, потому что про меня вспомнил член комиссии номер 10 и предложил мою кандидатуру. Можно долго разглагольствовать о том, что это междусобойчик или что есть кандидаты лучше, но я вам скажу одну вещь: нет.

Организация подобных проектов — тот еще неблагодарный геморрой. Да, если вы будете во всяких Советах (не будем показывать пальцем), скорее всего у вас будет возможность провернуть какие-то делишки, что-то где-то узнать, с кем-то познакомиться и так далее. Но многое также зависит от человека. Не все в комиссиях сидят, чтобы подружиться с нужными людьми, получить заказы для своей фирмы, знать раньше других о городских планах и так далее. Многие, но не все. Поэтому, давайте без паники.

Одним из пунктов срача был вопрос из зала от уважаемого архитектора У. Холмурадова о том, что в комиссии нет международных представителей. Это, якобы, создает ситуацию, когда все решается приятельскими отношениями между членами комиссии. Так вот, это не так.

Во-первых, не все там хорошо и давно знакомы между собой, чтобы голосовать единогласно. Во-вторых, у нас итак на все про все только месяц и я не представляю как сейчас все бросить и заняться гостями из других стран. В каком-то идеальном мире наверняка так все и было. В нашем случае, сроки были обозначены еще даже до того, как первый раз собрали комиссию. Скорее всего, чтобы успеть к — вы не поверите — Мустакиллику. На мой взгляд, короткий срок (месяц) — главная угроза для хорошего результата. Помните, что если не будет приличных шесть вариантов, а будет меньше, то и призы получат не шесть, а меньше участников.

4 — По какому принципу определялись эксперты?
Напомню, что эксперты — это ребята, которые скажут свое экспертное мнение до того, как комиссия — сосредоточение здравого смысла — примет решение, кого оставить в списке финалистов. Эксперты определялись по принципу, что они должны быть экспертами. Я сам их не выбирал, но доверяю мнению коллег и Диера Мирзаахмедова, который управляет всем этим.

5 — Какова процедура отбора работ?
Процедура отбора очень простая. Работа должна отвечать требованиям Положения о конкурсе. Если полученная работа отвечает требованиям, то ее рассмотрят.

6 — Допускаются ли иностранные участники?
Не только допускаются, но и приветствуются. Их будет несколько (если не передумают) и среди них наш соотечественник, о котором я уже говорил, арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров. Он в школе ручкой рисовал логотипы лучше, чем многие из вас сейчас на компьютере. Будут еще товарищи, но в списке приглашенных я не знаю всех, кто наш, а кто их.

7 — Как будет обеспечена прозрачность в определении победителя?
По плану все работы будет получать на почту руководитель рабочей группы Диер Мирзаахмедов. Он наша совесть и кроме него никто не будет знать автора. Членам комиссии, я думаю, и не нужно знать авторов. Нам нужен хороший новый герб, а чье имя потом будут поносить возносить — дело десятое.

21 июля   графдизайн   ташкент

Скоро вы получите новый герб Ташкента

Фото (с) М. Караматова

Вчера прошло очередное заседание Комиссии по новому гербу Ташкента. Забавно, что из-за юристов он везде в документах проходит как «герб (символ)». Но это временно, обещали выпустить апдейт, где будет использоваться одно слово.

Снова в нашем зале

Сейчас в Ташкенте, как я раньше писал, в кружках одни и те же товарищи. Самые активные граждане кочуют из одного Совета в другой, из одного жюри в другое, из одной.. ну, вы поняли. Я лично состою в Мирзо-Улугбекском Общественном совете, в группе по брендингу Ташкента и в Комиссии по новому гербу Ташкента.

Наша Комиссия по гербу (КГ) состоит из дизайнеров, искусствоведов, журналистов и художников. В задачу входит не пропустить в список финалистов плохого качества дизайны или рисунки будущего герба. Мы не принимаем решение, кто сегодня королева бала, но мы стоим на входе и решаем, кто сможет выступить. Список членов КГ не секретный и его скоро опубликуют, просто я там всех лично не знаю, поэтому не вижу смысла на нем останавливаться.


Старый герб хуже новых двух

Все желающие смогут принять участие в конкурсе с 16 июля, но вы должны отвечать требованиям. Например, быть профессиональным дизайнером. Это означает, что у вас должны быть работы, за которые вам кто-то добровольно заплатил и это не ваши мама или дядя. Проверять ваше портфолио никто не будет, но всегда будет возможность сослаться на этот пункт, если вы станете качать права, а за этим ничего не стоит.

Также, кроме КГ, присланные работы оценят приглашенные эксперты. Среди них в основном художники, историки, графики, искусствоведы и вот это вот все. Они нужны для того, чтобы не оказалось потом, что огурец на тюбетейке не в ту сторону смотрит. КГ примет во внимание замечания экспертов, но строгого обязательства им следовать у нас нет.

Сколько платят?

Конечно, всех интересует, в первую очередь, не вечная слава, а деньги. Точно сказать не могу, потому что там нужно еще утвердить, но суть в том, что будет победитель, два вторых места и три третьих. Первый скорее всего получит деньги, остальные ценные призы вроде Айпадов, но это не точно. Не нужно потом бегать и говорить, что вам обещали Айпады, а подарили Артели.

Что делать

Делать нужно новый герб города. С вами будут соревноваться Бобур Исмаилов и Эркен Кагаров. Классно будет обойти таких знаменитостей, да еще и Айпад Артель получить? Все работы будут проходить под номерами, поэтому кроме Диера Мирзаахмедова (и админа почтового сервера) никто не будет знать кто какой герб прислал.

Если вы художник или иллюстратор, помните, что герб нужно будет иметь в векторном редактируемом формате. Сдавать на конкурс можно в джепеге, но вам никто не заплатит, если вы не предоставите в итоге файл с кривыми Безье.


Фото (с) Б. Насимов

Удачи в конкурсе!

13 июля   графдизайн   ташкент

Туристический брендинг для городов Узбекистана

Несколько месяцев назад, после публикации в Споте моей статьи о том, как проводить конкурс логотипов, меня позвали в Госкомтуризм, чтобы я не только ругал, но и что-то сделал сам. Было решено, что соберут все замхокимов по туризму по каждой области и я им проведу презентацию, мы разберем какие-то примеры, отвечу на вопросы.

Но, как это часто бывает, даже за два месяца собрать их не смогли и в итоге я плюнул на это, а потом решил опубликовать материал уже для всех. Это не гарантирует, что здесь все правильно и вы подниметесь в мире туризма, но я расскажу то, что думаю и знаю, на сколько это можно в рамках статьи.

Если вам лень читать, то в презентации (ПДФ, 12 Мб) только суть.

Бренд, фирстиль и логотип

Логотип выглядит, например, так:

Логотип Санкт-Петербурга

В этом примере есть все, что надо: знак, оригинальное шрифтовое начертание, узнаваемость, соответствие тематике (святость, море, мосты — все о Питере). Так выглядит хороший логотип.

Для туристического бренда недостаточно только логотипа. Ему нужен прежде всего сам бренд, его позиционирование и в визуальном плане это должен отражать фирменный стиль. Последний, в свою очередь, состоит не только из логотипа, но и из других элементов, включая сувениры или оформление официальных документов.

Видите, как много всего нужно?

Бренд объединяет жителей и создает общение с миром.

Рассмотрим знакомые слоганы, которые понятно говорят за себя:

  1. Джилетт. Лучше для мужчины нет!
  2. Заплати налоги и спи спокойно!
  3. ...Для всего остального есть Мастеркард.

Прежде, чем заказывать логотип или фирменный стиль, нужно решить, что вам нужно от бренда: какие задачи он должен решить, как представить туристам ваш город. Поэтому, сначала нужно работать с бренд-стратегами, а дизайнеры пусть пока Фотошоп настроят.

Для чего региону нужен бренд

Причины могут быть разные, вот несколько примеров:

  1. Заиметь собственное лицо, выделяться среди других.
  2. Рассказать о себе, чтобы привлечь инвестиции и туристов.
  3. Улучшить имидж, вызвать доверие.

Вы не сможете придумать классный бренд, озвучить его и надеятся, что теперь все так и будет. Чтобы бренд работал, он должен быть на одной волне с городом. Потому что жители города создают имидж города, а не дизайнеры и рекламщики. Вы можете нафантазировать много стильных логотипов, но если в вашем городе нечем заняться, опасно по ночам, нет условий для туристов, люди перебиваются как могут — ваш выдуманный бренд работать не будет.

Одесса, Нью-Йорк, Париж, Лас-Вегас, Венеция, Брюгге, Стамбул такие не потому, что им кто-то это написал в брендбуке.

Что для этого можно сделать? Нужно создать условия, чтобы случилось следующее:

  1. Жители гордились своим городом.
  2. У города были материальные объекты, узнаваемые маркеры.
  3. Имелся благоприятный деловой климат, возможности роста и большие планы.
  4. В городе были локальные сувениры. Не просто бабайчики, а ферганские бабайчики или не просто брелок- лепешка, а самаркандская лепешка и т. д.
  5. Это должен быть город, в который стоит приехать и посмотреть.
  6. Условия для приезда, проживания и активности отвечали требованиям гостей: удобный транспорт, доступное жилье, интересные места, мероприятия и занятия.
  7. Привлекательные аномалии.

Можно составить короткий список:

  1. Позиционирование.
  2. Слоган (девиз, призыв к действию) и джингл.
  3. Места притяжения.
  4. Элементы бренда.
  5. Фирменный стиль и рекламная продукция
  6. Активность в интернете.

Позиционирование

На какие вопросы отвечает позиционирование бренда? Что мы за страна? Что мы можем предложить туристам? Зачем им к нам ехать? Как они могут провести время? Какие впечатления они получат? Нужно ответить для себя на эти вопросы. Например, у меня сейчас такие ассоциации с Узбекистаном:

Узбекистан во всей красе

Национальная культура, горы, Тимур, Шелковый путь, виноград, пловешник, ткани, Самарканд, Македонский (ну чуть-чуть), свадьбы и гостеприимство. У каждого из нас свои ассоциации. Их можно собрать и решить какие лучше подойдут для туризма.

Слоган, призыв к действию

Есть хорошие примеры, нужно придумать свой. Это обязательно, потому что надо просто доносить информацию до туристов, когда у них нет возможности посмотреть, а у нас показать что-то большее.

Incredible India — Невероятная Индия (Индия)
Malaysia. Truly Asia. — Малайзия — настоящая Азия (Малайзия)
Iamsterdam. — Я тоже Амстердам (Нидерланды, Амстердам)
Where it all begins. — Где все началось (Египет).
I ♥ NY — Я люблю Нью-Йорк (ну, вы поняли).
What Happens Here, Stays Here. — Что происходит в Вегасе, то остается в Вегасе (США, Лас-Вегас).

Места притяжения

У нас сразу можно назвать следующие: Самарканд, Бухара, Хива, Музей Савицкого, горы, пустыня, аутентичные кишлаки, чудеса природы, исторические и места паломничества, тематические парки, гастротуры, музеи, виноградники, реконструкции.

Но над этим надо еще работать, можно напридумывать в 10 раз больше, потому что туристам часто надо не что-то настоящее, а что-то интересное. В США есть деревянный слон, которого построили лет 70 назад и это просто деревянный слон. Внутрь него можно по лестнице пройти и смотреть из его головы. Все. Сотни тысяч американцев приезжают посмотреть на это. Когда его построили — это было оригинально, сейчас — полнейшая фигня, но место уже раскрученное. Есть даже свой сувенирный магазин.

Элементы бренда

Элементы бренда поддерживают бренд и его штаны. Можно использовать что-то из этого и придумать новое: плов, выпечка, ткани, исторические персонажи и места, архитектура, керамика, традиции, музыка, тюбитейка, халаты, чайник. Угощать местным пловом, придумать свою оригинальную выпечку, которой нигде больше нет, продавать ткани с оригинальным местным рисунком или свойствами, рассказывать и продвигать местных исторических героев и так далее.

#Фирменный стиль и рекламная продукция
Пример элементов фирменного стиля и рекламы для Санкт-Петербурга:

Как видно из примера, логотипом все не ограничивается

К фирменному стилю прилагается руководство. Иногда его называют брендбуком. Давайте разберемся.

Руководство показывает и рассказывает как использовать элементы фирменного стиля. Обычно это техническая информация о фирменных цветах, шрифтах, сетках, примерах рекламных модулей и так далее.

Что такое брендбук

Брендбук же нужен для описания бренда: его ценностей, языка общения, характера героев и так далее. Иногда брендбук и руководство объединяют и называют это брендбуком. Вам нужно и то и другое.

Упрощенный пример различия между брендбуком и руководством
Больше различий

Активность в интернете

Следует использовать хештеги для публикаций в интернете. Например: #visitkokand, #myloveisplov, #likeakhan, #newexperience — все это поможет раскачать бренд и привлекать туристов, которые узнают о вашем городе из Инстаграма или Твиттера.

Прежде всего следует работать со следующими сайтами: Instagram, Wikipedia, TripAdvisor, National Geographic, Travel+Leisure, FB, Lonely Planet, а также с тревел-блоггерами.

Ожидания и реальность

Госкомтуризм уже начал проводить некоторые развлечения для туристов, но бюджета явно не хватает.

Хорошая попытка, но нет

Парящего дервиша показывают словно это вершина туристических развлечений при том, что на самом деле это наибанальнейший аттракцион.

Наверху наш парящий дервиш. Ниже, тысячи их в Гугле

Чтобы от бренды была польза, над ним нужно работать. Нельзя надеятся на то, что будет легко, потому что современных туристов трудно удивить.

В Кирове придумали как улучшить облик города бюджетными средствами

«Брендинг территорий, не под- крепленный реальными дей- ствиями по улучшению инве- стиционного климата, туристической инфраструкту- ры, уровня жизни, — это не брендинг, а реклама», — Саймон Анхольт, британский правительственный консультант, специализирующийся в вопросах построения национального бренда

Логотипы городов в других странах мира

Для начала немного хороших примеров:

Каждый из этих логотипов выделяется, интересен графически, отражает город или страну, к которой относится

Но так бывает не всегда. В мире много примеров, когда чиновники не справились с задачей.

Неудачные примеры

На примерах выше хотя логотипы Дании и Сан-Паоло выглядят привлекательно, к сожалению они вторичны. Форму сердца уже кто только не использовал, а если вместо Сан-Паоло написать любое другое слово — ничего не изменится.

Фирменный стиль

Сейчас у Узбекистана есть только логотип:

Логотип туристического Узбекистана

Но, например, у Санкт-Петербурга фирменный стиль состоит из большого количества элементов, все из которых используются.

Фрагмент из руководства по фирменному стилю, разработанному в Студии Артемия Лебедева
Это необязательно, но для города разработаны логотипы для различных объектов города. Причем в каждом из них есть общая основа — нимб (символическое отображение святости персонажа на иконах и картинах). Название города в переводе с немецкого означает «город Святого Петра».
Дополнительно разработаны версии для темного фона — это тоже объем работ

На дизайне элементов фирменного стиля работа не заканчивается. Требуется разработать руководство с правилами по работе со стилем.

Фрагмент руководства

Я это показываю для того, чтобы пояснить: нельзя ограничиваться конкурсом на один логотип, если вы хотите получить эффективный стиль.

Неправильное использование
Фирменный шрифт с особенностями дизайна
Примеры сочетания шрифтов и использования его в навигации или деловой документации
Условный шаблон пригласительного, чтобы сориентировать дизайнеров, которые могут работать со стилем в будущем
Слайды для презентации

И так далее.

Логотип Хорезма

Для Хорезма сделали на первый взгляд неплохой логотип и он, пожалуй, лучше, чем у нас обычно делали. Взглянем:

Слева стиль конференции в Парагвае. Справа наверху логотип Хорезма.

Логотип Парагвая имеет свой узнаваемый стиль: знак и текст имеют общие элементы, весь стиль хотя и имеет много оттенков, но выполнен в едином тоне. В случае с логотипом Хорезма такого сказать нельзя: слишком много разных цветов, слишком мелкие декоративные элементы, которые скорее неоправданно усложняют рисунок. Также непонятно почему используется изображение амулета от сглаза, которого давно и с успехом эксплуатирует Турция.

Логотип Бухары

У Бухары есть интересный городской символ — летающий верблюд. Его можно было бы обыграть, но пока они не справляются:

Слева логотип Бухары. Справа логотип и фирменный стиль «Мьянмар»

Я специально привел подобный пример, чтобы показать как дизайнер удачно обновил аналогичный логотип с анатомическим изображением животного и сделал из него знак, который теперь можно использовать в бизнесе.

Как провести конкурс на бренд города?

В целом я все рассказал уже на Споте.

Логотип не обязан вам нравиться

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Определитесь с задачей

  • Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?
  • У вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям?
  • Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации?

Вам не нужен просто логотип

Главное — это концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

Не проводите народный конкурс!

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Сделайте закрытый конкурс среди специалистов

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5-10 млн сумов за участие и 15-25 млн за результат победителя.

#В комиссии должны быть независимые дизайнеры или бренд-менеджеры
С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку. Отведите на конкурс 2—3 месяца. После конкурса опубликуйте (конечно, в интернете) все предложенные варианты и версию победителя. Образец документации со всеми формальностями.

Предлагаемый фирменный стиль должен подходить под все возможные в регионе виды туризма. Не должен ограничивать диапазон рекламных стратегий: SMM, СМИ, ПР, сувенирка, туристическая и транспортная инфра- структуры и т. д.

1. Концепция (идея)
Должна раскрывать преимущества региона в туристическом направлении. Быть привлекательной для разных видов туризма и аудитории. Ясно раскрывать позиционирование региона для туристического интереса.

2. Слоган
Должен восприниматься однозначно, не вызывать негативных ассоциаций, адаптироваться под основные мировые языки без искажения смысла, быть благозвучным и не рифмоваться в негативном контексте. Желательно содержать глагол побуждения к действию или прилагательное.

3. Фирстиль
Стиль должен отражать и поддерживать идею. Хорошо расширяться на сувенирную, рекламную и канцтоварную продукцию. Соответствовать техническим требованиям и логотипу (не должен быть в отрыве от знака). Графическое решение должно быть оригинальным и не заимствовать другие стили до степени смешения.

Фирменный стиль должен быть в векторном формате (AI, EPS, CDR).

4. Применение
Необходимо показать на условном иллюстративном ряде применение фирменного стиля на объектах из реальной жизни: реклама, сувенирная продукция, навигация, документация и т. п.

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

1 июля   графдизайн   кучирма   фирстиль

Не монеты, а кал

Центробанк утвердил дизайн новых монет. Как и в прошлый раз, дизайн металлических денег доверили делать непонятно кому (попросили фонарным столбом не называть — прим. ред.). К сожалению, что-то пошло не так, поэтому он сделал как смог.

50 несчастных сумов

В этом вина, конечно, не дизайнера, а его начальника, который решил, что эти варианты нормальные. Но это, ребята, не нормально. Дизайн новых монет — показатель старперства в Центробанке. Они до сих пор мыслят как типичные чиновники, для которых государственность важнее человека.

200 сумов, от которых идет кровь из глаз

Нам на эти монеты теперь смотреть лет 30, потому что они долго не будут выходить из оборота (для того монеты и делают). Монетный двор и Центробанк для дизайна монет в новом Узбекистане используют бесплатный шрифт Ариал, который вообще сделали для экранов. Что у них там не было денег заказать один раз в жизни хороший дизайн? Как сидели в своем Кореле, так и не высовывают голову из него.

Одни монеты хуже других

С одной стороны все монеты одинаковые и как их отличать в куче я не представляю. В дизайне между монетами нет преемственности. Мы такие как бы реформаторы, а у многих еще в голове сидит старый дурак.

Здесь вообще почему-то другой шрифт у одного только слова

Казалось бы: вот возможность для вас сделать хорошо, почему вы сделали такую какашку? Что с вами не так? Кто утвердил? Вы видели, что люди в мире делают в дизайне монет? Может, у вас Гугл забанен?

У меня точно такой же интернет как у вас. Я покажу вам немного на случай, если кто-то из ваших знакомых прочитает этот пост и покажет его авторам:

В железном веке монеты лучше делали, чем мы сейчас.

Что делать? Уволить всех, кто утверждал монеты, потому что они сознанием до сих пор в прошлом. Заказать у профессиональных дизайнеров (лучше в Британии или Австралии) интересные монеты, чтобы мы хотели их туристам показывать. Но мы-то с вами знаем, что старая шарманка так и будет крутить свою старую песню и ничего не изменится.

29 июня   автор неизвестен   графдизайн   наша марка

Книги для дизайнеров в Ташкенте

Я прочитал книги и у меня нет времени читать их по второму разу, поэтому я решил их продать. Они все в отличном виде, у некоторых есть маркирование. Так как кроме меня их обычно никто не читал, а я читал один раз, то понимаете, что все хорошо. Посмотреть каталог с описанием и цены: https://goo.gl/o8Tjvg

Вот НЕКОТОРЫЕ (не все) книги:

Купить книги для дизайнеров

29 июня   графдизайн   книги

Почему использовать стоковые изображения не грешно

Стоковые изображения, включая векторные иконки, существуют для того, чтобы их использовать. Смысл дизайна не в том, чтобы он был уникальным во Вселенной, а в том, чтобы он решал свои задачи. По умолчанию — это узнаваемость, но так бывает не всегда.

Часто многие из нас переживают, если дизайн-элементы оказываются неуникальными. Обычно в таких случаях используются стоковые файлы: фото, иллюстрации, иконки и даже логотипы. Ничего страшного!

Если ваши услуги оплачиваются, то клиент вправе ожидать оригинальную работу. Однако, как правило, никто не платит за то, чтобы для его фирменного стиля нарисовали уникальный шрифт. От «Форда» никто не требует уникальный дизайн каждого автомобиля. Никто не заставляет вас придумывать новые уникальные цвета. Поэтому, предлагаю немного расслабить булки, когда речь заходит об уникальности дизайна.

Например, меня попросили попробовать сделать логотип для некоммерческой структуры. Я использовал стоковую иконку: не из другого существующего логотипа, а из стока, где еще 6 млн других иконок есть.

Что-то в таком роде:

Сова из стока

У меня не было свободного времени и работа не оплачивалась. Это не означает, что можно делать плохо, но разумно, если процесс будет оптимизирован. Я внес некоторые изменения в графику и получил такой логотип:

Вышел логотип

Возможно, это не самый оригинальный логотип. Возможно, без контекста не все в нем понятно (пример вымышленный, поэтому так). Однако, я сравнительно быстро получил результат за разумный расход ресурсов. Да, сову кто-то нарисовал до меня. Да, ее можно найти в стоке и также использовать. Жизнь никогда не будет прежней?

Если вероятность того, что очень похожий на ваш логотип (но чужой) пересечется на одном рынке, стремится к нулю, то использовать стоковые файлы — это нормально. Хуже, если вы будете делать все сами и сделаете плохо, потому что не умеете рисовать сов.

Уникальный, но плохой логотип хуже, чем стоковый и хороший. Главное, чтобы все не стали использовать одну и ту же графику.

Вот стоковый логотип:

А вот уникальный (вероятно):

Стоковые перья:

Уникальный (но кривой) логотип:

Хотя я сомневаюсь в уникальности, так как какие-то англичане продают футболки с этой картинкой.

Все уже придумано до нас:

Банальный пример, но вдруг кто не видел

Если у вас нет обязательств перед заказчиком рисовать уникальную графику с пустого места и вам позволяют моральные убеждения — спокойно используйте стоковые файлы. Их придумали для того, чтобы сэкономить время, когда это возможно. Предлагаю больше переживать о том, что где-то логотип кривой, чем переживать о том, что какой-то другой логотип использовал стоковые рисунки.

7 июня   графдизайн   заимствование   логотипы
Ранее Ctrl + ↓