45 заметок с тегом

графдизайн

«Мерримед-фарм» годами обманывает покупателей лекарств с помощью дизайна упаковки

Два года назад я написал пост, который оказался очень популярным. В нем шла речь о фарм-компании из Узбекистана «Мерримед-фарм», которая паразитирует на узнаваемости популярных лекарств и заимствует у них дизайн упаковки и даже названия, чтобы продавать свои лекарства под видом лекарств других компаний.

Вы приходите в аптеку и просите, например, «Оптиприм» — лекарство для детей. Вместо него, фармацевт дает вам местный «эквивалент» «MR Аптиприм». Упаковка на столько похожа на оригинальную, что вы скорее всего не заметите подвоха.

Совесть фармацевта не мучает, потому что он всегда может сказать, что это «тоже самое». Многие из них получают деньги и подарки за продажи лекарств от правильных фарм-компаний. Вообще, так все фарм-компании делают, но если вы сами попросите что-то посоветовать. У нас же в обычной практике давать местные лекарства вместо оригинальных, якобы потому что они дешевле — забота такая о нас. А то, что такие лекарства, даже имея общую основу, отличны по качеству — упоминать забывают. Поэтому, я всегда проверяю упаковку, чтобы не получить «аналоги», о которых я не спрашивал.

Сегодня вышла новость о том, что Антимонопольный защитил права немецкой фармкомпании Bionorica SE, поэтому я решил посмотреть как там дела у наших копирастов. Если коротко: я устал гуглить их лекарства, потому что каждое из них копировало упаковку более известных и популярных оригинальных лекарств. Ниже я покажу несколько примеров, а дальше вы проверяйте сами.

Если вам не лень, можете проверить остальные лекарства с этой фотографии или посмотреть список всех лекарств на официальном сайте паразитов «Мерримед-фарм».

Я напишу в Антимонопольный комитет, чтобы они остановили продажи. Правда, наши лучшие в мире законы разрешают копировать дизайн до тех пор, пока в комитет не обратится владелец прав на оригинальный дизайн. Обращения обманутых потребителей их не сильно волнуют. Посмотрим. Пожалуйста, распространите информацию, потому что ситуация хуже, чем я думал.

Не работайте с хокимиятом

Около 10 месяцев назад хокимият Ташкента решил сделать новый герб. Старый морально устарел и нужен был какой-то кипиш, чтобы отвлечь внимание от текущих проблем города. Нам обещали честный конкурс с победителем, чья работа станет новым гербом. Организаторы — уважаемые люди — привлекли лучших специалистов из тех, кто был готов бесплатно работать с составе членов комиссии, чтобы гарантировать профессиональный результат по итогам конкурса. Я лично агитировал дизайнеров участвовать, обещая, что там все будет честно и есть смысл в том, чтобы попробовать свои силы.

Не стану останавливаться подробно на том, чем мы занимались в жюри, сколько времени на это ушло, как затянулся весь конкурс и всем приходилось объяснять что происходит.

Вчера хокимият опубликовал в Фейсбуке и Телеграме свою версию нового герба города. Этот дизайн является техническим улучшением старой версии и хотя выглядит лучше, чем было, но все равно плохо. И точно хуже, чем герб, который победил в нашем конкурсе.

Наш новый герб

Положение о конкурсе на новый герб было удалено с сайта хокимията

На вопрос, что стало с победителем конкурса, от хокимията поступил ответ: «Представленная концепция герба не была в итоге утверждена». Т. е. все, что мы делали столько месяцев перечеркнули одним неутверждением. Зачем тогда нужно было собирать комиссию мне не понятно.

К сожалению, я еще раз убедился в том, что на манеже все те же.

Сейчас я занимаюсь документацией по заборам в составе Общественного совета. Мне нужно ее закончить и потом я завершу свою волонтерскую деятельность в составе этой замечательной организации. К Совету у меня нет претензий, но он работает для хокимията, а мне это больше не подходит.

Я больше не буду принимать участия в работах для хокимията. У дизайнера есть только репутация. Когда я обращался к своим коллегам с просьбой принять участие в конкурсе, многие соглашались, потому что верили моей репутации. Теперь она поставлена под сомнение и я не хочу уничтожить ее совсем. Больше никаких конкурсов, комиссий, членства в жюри, дизайна, консультаций, рекомендаций, никакой помощи вообще хокимият Ташкента от меня не получит. По крайней мере, не при текущем хокиме.

Всех дизайнеров я призываю игнорировать запросы чиновников и не участвовать в их конкурсах, потому что это — лохотрон.

Обзор кандидатов из длинного списка на победу в ТАФе

ТАФ — фестиваль рекламы, где можно выиграть награды по различным категориям: брендинг, креатив и производство стартует уже через несколько дней. В этой заметке я хочу коротко пройтись по наиболее интересным, на мой взгляд, участникам, у которых есть шансы на победу. Правильно было бы добавить описание с презентации к каждому блоку, но так получится слишком длинно, поэтому если вас интересуют детали, то они есть на сайте ТАФа. Порядок случайный.

Тесто — кафе-пельменная. У Теста логотип хороший, но не экстраординарный — он выполняет свою функцию, но в учебники не попадет. Зато у них круто с копирайтом: он есть в СММ, на потолке и вот теперь в презентации для ТАФа. Как тебе мои вишенки? Витамины группы Бе-е-е и так далее. Всегда есть, что не только поесть, но и почитать. Так как они идут одной презой и в брендинг и в упаковку, то я их тоже хотел отметить.


Бро — ресторан быстрого обслуживания. Мне не очень нравится их стиль, потому что он очень векторный, холодный для бургерной. Даже красный цвет хотя и теплый, но его оттенок отталкивает. Но у них хорошо реализована интеграция, стиль виден повсюду в ресторане — это они молодцы.


Пуль-пуль — платежная система. Все выглядит классно, посмотрите на презу также. Но есть одна проблема: нельзя умолчать о том, что графически, по цветам и шрифтам все это сильно напоминает Ред Булл.


Кофевайн — ресторан. Интересная находка в соединении букв CW и все остальное также поддерживает особый статус, очень приятные редкие цвета. Мозг не взрывает, но глаз радует.


УДАВ — конференция дизайнеров интерьера. Звездой мероприятия был некогда популярный дизайнер Карим Рашид и я почти уверен, что поэтому у стиля розовый цвет (Карим его часто использует). Но нравится мне больше логотип за то, что он использует буквы в виде форм (и тогда не нужно знака как бы) и эти полосы напоминают гипнотический диск, а гипноз напоминает удава из мультфильма «38 попугаев». Короче, классно, что есть такие отсылки, о которых можно подумать.


Диван — ресторан. Интересно, что у нас много общепита в брендинге. Наверное, потому что многие закрываются и на их месте возникают новые, не теряющие веру в то, что они-то затащат. Надпись Divan мне не очень нравится, она не выглядит изящно. Зато у них отличные цвета и формальный узор, который никто, конечно, не будет узнавать и не сможет повторить, но его можно заполнять везде, чтобы брендировать объекты и интерьер. К сожалению, в ресторане еще не был, поэтому мне трудно судить о реализации, но если все так и сделали, то это классно.


Мемор—2019 — конкурс архитектурных объектов. Очень необычный для нас стиль, все смотрится интересно и со вкусом. Есть только пара проблем: нигде нет информации об этом мероприятии, так что они вероятно сдулись, что очень жаль. И второе: стиль выглядит классно, но прием часто используется. Хорошо, что мы тянем такой уровень, но один раз поиграли, теперь надо что-то другое.


Хеппи тайм — концепция айдентики для детского сада. Здесь все отлично: идея с улыбкой, графика как часть названия, цвета, остальные элементы. Угнетает только английские слоганы и название в копирайте. Хочется уже, чтобы мы могли делать такую айдентику на узбекском языке, с узбекскими узнаваемыми шаблонами, но пока этого не происходит, к сожалению.


Гравитация — бар. Под конец мой фаворит, который, я надеюсь, чего-нибудь выиграет. Это тот случай, когда идея (самое главное) в логотипе переносится на все остальное и успешно применяется. Концепция гравитации пронизывает все брендированные элементы. Лучше посмотрите видео и сразу поймете о чем я.

Новый герб Ташкента

Ниже я расскажу, как мы в жюри выбирали новый герб Ташкента. Картинка ниже — это результат работы жюри конкурса, не нужно писать, что это утвержденный вариант. Я написал об этом заметку, потому что финалист показан на выставке.

Я уже писал немного об этом здесь:

* * *

Первый вопрос, который возникает у многих читателей: зачем нам менять герб? Причем, большинство из них прежде даже не видели или не помнят как выглядит старый герб. А выглядит он неочень. У него есть свои плюсы по цвету или символизму, но отрисован он просто непрофессионально. Есть подобные гербы с кривыми линиями, но они были нарисованы 500 лет назад и тогда все кто рисовал гербы, так рисовали, поэтому это скорее историчность, чем непрофессиональность. Сейчас, навыки и технологии позволяют перерисовать старый герб так, чтобы он выглядел лучше, но чтобы это не был просто рестайлинг, подошли капитальнее и устроили целый конкурс.

Важно отметить, что в Узбекистане нет культуры геральдики как это есть в Европе. Связано это с тем, что у нас вообще плохо умеют что-то сохранять. Хорошо умеют ломать и растаскивать. А геральдика — наука о гербах и символах — связана с сохранением истории, передачи информации через поколения, которые не умеют читать, но понимают картинки. Сейчас это менее актуально, но раньше имело огромное значение. Вся наша история — обрывки на старых фотографиях, сомнительные окаменелости, модели зданий, которых уже нет и никто не знает что было на самом деле и другая профанация. Сходите в музей Истории или музей Тимуридов и посмейтесь. Поэтому, предъявлять организаторам за неправильный герб тоже не совсем честно. Мы стараемся зарождаем традиции, обмениваемся опытом, записываем результаты, пропагандируем геральдические традиции и все такое.

Лирическое отступление. Посмотрите гербы Самарканда, Алма-аты и Татарстана. На каждом из них изображен снежный барс и все они круглые с узорами. Самаркандского барса вообще нарисовали с мордахи кота Прохора автора герба Григория Улько. Барсов никогда не было ни в Самарканде, ни в Алма-ате, но это не мешает им украшать герб, потому что символизм. На гербе Великобритании изображены львы и единорог. На гербе Лондона — вообще драконы. Теперь вы немного понимаете на какой путь встали организаторы конкурса, когда это затеяли?

Например, стало ясно, что задача была поставлена неверно для того, чтобы получить результат проще и быстрее, чем в итоге вышло. Конкурс предлагал прислать свой эскиз герба и объяснить его значение в деталях. В итоге мы получили сотни любительских работ от тех, у кого было много свободного времени, на мало умения. Времени хватило, правда, только на эскиз. Многие работы не могли пройти в отбор, потому что нарушали условия конкурса. Последние, в свою очередь, местами были спорными, но в целом адекватными.

Правильнее было бы объявить конкурс на описание герба: что в нем изображать и почему. А после, уже можно было бы взять пряморукого иллюстратора и попросить его нарисовать то, что требуется по описанию. Т. е. в гербе картинка, как она выглядит, это вопрос техники. Важнее то, что она изображает. Это следует учитывать в будущих подобных конкурсах.

Жюри

Перечислять всех членов жюри мне лень, но они все достойные люди из самых разных, но смежных областей деятельности. У нас были и академики, и искусствоведы, и историки, и журналисты и, не поверите, дизайнеры. Мы несколько раз заседали по несколько часов каждый раз, чтобы решения были объективными, честными и правильными. Квоту заседаний превысили раза в 2-3, но если новый герб продержится 20 лет, я буду безмерно рад. Хотя, считаю, что он вполне может и не меняться на все годы вперед.

Споры были самые жаркие. Кто-то отстаивал профессионализм художника, другие практичность работы, третьи ценили основную идею, потому что главным считали ее. Было много работ, на которые без слез не взглянешь, но такая уж судьба у народных конкурсов — присылают самые разные варианты.

Среди членов жюри был и автор старого герба, что как бы не але, но с другой стороны, он хотя бы герб рисовал. Потом, когда стало ясно, что туши свет (объявили продление сроков), произошли перестановки в членстве с целью показать всем как надо. Это особо не помогло, но внесло разнообразие.

Хотя, по некоторым работам нам было понятно, чьих рук это дело, но в целом, организаторы до конца не раскрывали имен и имени финалиста мы не знали в процессе голосования. Все обсуждения, встречи, решения, участия были совершенно честными и объективными среди членов жюри. Да, потом были говняшки, которые приходилось объяснять еще раз, но это тот сор, который у нас не принято выносить из избы. Главное, что это все равно не повлияло на качество результата в итоге, потому что мы его силой титанических усилий отстояли. Для этого и нужно было жюри из адекватных профессионалов, чтобы разгрести весь мусор и показать, какая работа достойна внимания.

Работы

Одним из условий конкурса был запрет на использование современных зданий (потому что не известно сколько они протянут) и религиозных символов (так как у нас светское государство, хотя сразу и не скажешь). Многие участники нарушали эти условия, думая, что на гербе Ташкента нужно рисовать Ташкент. А когда у нас рисуют Ташкент, то это всегда набор известных помпезных строений и памятник Тимуру во главе всего этого. Так нельзя. На гербе можно рисовать здания, если они выступают как символы, а не как изображение конкретного здания, которое где-то там стоит.

Вам еще самые ужасные работы не показали, а они были. Многие читатели могут подумать, что на нас свалились сотни прекрасных профессиональных гербов, а мы криворукие макаки выбрали какую-то чушь в качестве нового герба, но нет. В основном все было плохо и я просто очень рад, что в итоге нашелся один такой изумруд в этой куче навоза. Ну, ок, не навоза, а среди работ других участников.

Теперь для тех, кто считает, что нужно было заплатить профессионалам 10,000$ и не мучать попу. Прекрасная идея, с вас и начнем. Государство в Узбекистане так не работает. У нас нет ВВП Нидерландов, чтобы позволить себе подобные вещи. Призовой фонд был немногим меньше, но зато мы получили размах, резонанс. Люди участвовали самые разные. В ином же случае, все эти деньги утекли бы в одну фирму и потом все еще сказали бы, что это за откаты и герб все равно уродский.

Победитель

Результаты конкурса не были озвучены своевременно. На это были причины, которые от членов жюри не зависели и организаторы старались максимально приблизить этот прекрасный момент, но так как новый герб города — не хрен собачий, то нужно было все сто раз проверить. Сначала мы выкинули всех, кто нарушал правила конкурса. Потом выкинули всех, кто не умеет рисовать и вызывал споры у жюри, которые не могли закончиться единогласным решением. После этого, распределили лучшие работы по призовым местам и там уже появился лидер, за которого практически единогласно голосовали все члены жюри.

Потом наступил День Д, когда какие-то ду... де... действующие активисты выкатили НОВЫЙ ЛОГОТИП ТАШКЕНТА и мы все в чате жюри офигели! Некоторые СМИ стали писать, что это и есть результат конкурса на новый герб и теперь нам с этим жить! Фотошопщики во всю упражнялись в фотомонтаже, чтобы успеть в новостную ленту. Я даже не хочу его вам здесь показывать, потому что вы и так его видели и чтобы не путать тех, кто его еще не видел.

Общественный Совет сразу слил инфу, что все не так, я — не я и лошадь не моя. Команда по конкурсу на бренд и логотип города побежала публиковать своих финалистов. А был и такой конкурс. Короче, Содом и Гоморра на оба ваших дома. Оказалось, что действующие активисты из Департамента по туризму решили продемонстрировать свою активную деятельность, а пресс-служба хокимията опубликовала новость, им не жалко. Вот, в Ташкенте плохо с туризмом. Что делать? Банкоматы? Инфокиоски? Туалеты? Надо с логотипа начать, он все исправит.

Итак, наш победитель — фиолетовый герб в форме круглого щита с символическим изображением Шойхантаурских ворот. Сверху нам светит солнышко, по периметру узор из сюзане, внизу течет канал (Анхор, видимо) и над ним дерево растет (чинара поди). Что хорошего в этом гербе? Он фиолетовый — это самое крутое; не зеленый, не голубой, не бирюзовый и не золотой. Я очень рад за его цвета. Там есть этому объяснения, детали не помню. Фиолетовый — новый цвет Ташкента, запомните этот твит. Еще мне нравится, что герб выглядит немного рукотворным, в нем нет крайних острых прямых линий, свойственных векторным изображениям. Так он мне напоминает 80-е, когда у нас был классный герб с голубкой и шестерней — я бы вообще его оставил.

Кроме того, если вы вспомните герб Самарканда, то заметите сходства и это замечательно, потому что по такой схеме мы можем выстроить гербы для всех столиц регионов: круглый восточный щит, вокруг местный узор, в центр солнце и под ним основной символ с опциональной рекой. Они будут выглядеть в общем ансамбле уместно и при этом отличаться. Такой подход позволит избежать некачественных рисований, потому что ядро будет уже известно и потребуется только решить, что именно изображать на гербе. Кстати, одно время на гербе Самарканда изображали виноград, а на гербе Ферганы — пчел, но это не точно. Вы уже представили себе все эти «собери все тарелки с гербами столиц вилоятов и выиграй путешествие в Тайланд»?

 8 комментариев    2   6 мес   государство — это я   графдизайн

Узбекский алфавит ждет улучшение

69

Неужели наступит тот день, когда мы уберем из языка «6» для слов с буквой «ӯ»? Теперь вместо Oʻzbekiston будем писать О̆zbekiston, что просто прекрасно. Прекрасно по той причине, что теперь не нужно будет подгонять этот символ к букве (), чтобы убрать конский пробел между ними. Однако, для обозначения твердого знака, «9» останется, что логично, потому что при произношении в таких словах образуется некоторая пауза и она визуально видна, как в слове ma’naviyat, например.

Главное, что теперь запятая вверху будет только одна и ее не будут путать с другими похожими знаками вроде вышеупомянутой «6» или просто палки — апострофа как в слове Tim’s, например. Особенно башка болит, когда в шрифте дизайнер сделал апостроф как палку (машинописный апостроф), а комиссия по рекламе (сейчас их, правда, нет) требует, чтобы была «9» или «6» соответственно, а не палка. Если вы запутались, я имею ввиду запятые, которые похожи на «9» и «6». Сейчас оставляют только «9» для обозначения «Ъ».

О̆zbegim taronasi

Вместо «6» будет латинская кратка, она похожа на рожки. В кириллической кратке как в букве Й, она утолщена по краям, а в латинской — нет. Кто-то рожки может называть полумесяцем. Я думаю, что наши руководствовались тем, что решили использовать знак похожий на кириллическую краткую как в букве Ў, так как это та же буква, но латиницей. Наверняка вспомнили такой знак:

Но в латинской кратке ее форма другая. По идее, мы должны вместо О̆ использовать Ö, потому что турки название нашей страны так и пишут — Özbekistan. Раз мы ориентируемся на их алфавит, то было бы логично.

Şla Şaxzoda po şosse I sosala suşku

Основной минус всех этих крючковых букв, на мой взгляд, в том, что с расстояния вы хрен поймете там написано s или ş. Это будет актуально для всех знаков, вывесок и надписей. Не знаю как турки с этим живут, наверное привыкли и ориентируются уже. Зато теперь отменят диаграфы вроде sh, ch, но если я правильно понял, оставят s для ц или нет и нам надо будет писать tsex вместо текущего sex в значении «цех».

Как с этим жить

Менять все равно нужно было, потому что текущий вариант кривой и неправильный. Новое решение ближе к турецкой латинице, а турецкий язык все же тюркский как и наш. Зачем откладывать лечение болезни, если ясно, что потом будет совсем плохо? Конечно, все придется перепечатывать, а вы думали как деньги делаются?

 1 комментарий    1   9 мес   вывески   графдизайн   типографика
Ранее Ctrl + ↓