42 заметки с тегом

графдизайн

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

Позднее Ctrl + ↑

Туристический брендинг для городов Узбекистана

Несколько месяцев назад, после публикации в Споте моей статьи о том, как проводить конкурс логотипов, меня позвали в Госкомтуризм, чтобы я не только ругал, но и что-то сделал сам. Было решено, что соберут все замхокимов по туризму по каждой области и я им проведу презентацию, мы разберем какие-то примеры, отвечу на вопросы.

Но, как это часто бывает, даже за два месяца собрать их не смогли и в итоге я плюнул на это, а потом решил опубликовать материал уже для всех. Это не гарантирует, что здесь все правильно и вы подниметесь в мире туризма, но я расскажу то, что думаю и знаю, на сколько это можно в рамках статьи.

Если вам лень читать, то в презентации (ПДФ, 12 Мб) только суть.

Бренд, фирстиль и логотип

Логотип выглядит, например, так:

Логотип Санкт-Петербурга

В этом примере есть все, что надо: знак, оригинальное шрифтовое начертание, узнаваемость, соответствие тематике (святость, море, мосты — все о Питере). Так выглядит хороший логотип.

Для туристического бренда недостаточно только логотипа. Ему нужен прежде всего сам бренд, его позиционирование и в визуальном плане это должен отражать фирменный стиль. Последний, в свою очередь, состоит не только из логотипа, но и из других элементов, включая сувениры или оформление официальных документов.

Видите, как много всего нужно?

Бренд объединяет жителей и создает общение с миром.

Рассмотрим знакомые слоганы, которые понятно говорят за себя:

  1. Джилетт. Лучше для мужчины нет!
  2. Заплати налоги и спи спокойно!
  3. ...Для всего остального есть Мастеркард.

Прежде, чем заказывать логотип или фирменный стиль, нужно решить, что вам нужно от бренда: какие задачи он должен решить, как представить туристам ваш город. Поэтому, сначала нужно работать с бренд-стратегами, а дизайнеры пусть пока Фотошоп настроят.

Для чего региону нужен бренд

Причины могут быть разные, вот несколько примеров:

  1. Заиметь собственное лицо, выделяться среди других.
  2. Рассказать о себе, чтобы привлечь инвестиции и туристов.
  3. Улучшить имидж, вызвать доверие.

Вы не сможете придумать классный бренд, озвучить его и надеятся, что теперь все так и будет. Чтобы бренд работал, он должен быть на одной волне с городом. Потому что жители города создают имидж города, а не дизайнеры и рекламщики. Вы можете нафантазировать много стильных логотипов, но если в вашем городе нечем заняться, опасно по ночам, нет условий для туристов, люди перебиваются как могут — ваш выдуманный бренд работать не будет.

Одесса, Нью-Йорк, Париж, Лас-Вегас, Венеция, Брюгге, Стамбул такие не потому, что им кто-то это написал в брендбуке.

Что для этого можно сделать? Нужно создать условия, чтобы случилось следующее:

  1. Жители гордились своим городом.
  2. У города были материальные объекты, узнаваемые маркеры.
  3. Имелся благоприятный деловой климат, возможности роста и большие планы.
  4. В городе были локальные сувениры. Не просто бабайчики, а ферганские бабайчики или не просто брелок- лепешка, а самаркандская лепешка и т. д.
  5. Это должен быть город, в который стоит приехать и посмотреть.
  6. Условия для приезда, проживания и активности отвечали требованиям гостей: удобный транспорт, доступное жилье, интересные места, мероприятия и занятия.
  7. Привлекательные аномалии.

Можно составить короткий список:

  1. Позиционирование.
  2. Слоган (девиз, призыв к действию) и джингл.
  3. Места притяжения.
  4. Элементы бренда.
  5. Фирменный стиль и рекламная продукция
  6. Активность в интернете.

Позиционирование

На какие вопросы отвечает позиционирование бренда? Что мы за страна? Что мы можем предложить туристам? Зачем им к нам ехать? Как они могут провести время? Какие впечатления они получат? Нужно ответить для себя на эти вопросы. Например, у меня сейчас такие ассоциации с Узбекистаном:

Узбекистан во всей красе

Национальная культура, горы, Тимур, Шелковый путь, виноград, пловешник, ткани, Самарканд, Македонский (ну чуть-чуть), свадьбы и гостеприимство. У каждого из нас свои ассоциации. Их можно собрать и решить какие лучше подойдут для туризма.

Слоган, призыв к действию

Есть хорошие примеры, нужно придумать свой. Это обязательно, потому что надо просто доносить информацию до туристов, когда у них нет возможности посмотреть, а у нас показать что-то большее.

Incredible India — Невероятная Индия (Индия)
Malaysia. Truly Asia. — Малайзия — настоящая Азия (Малайзия)
Iamsterdam. — Я тоже Амстердам (Нидерланды, Амстердам)
Where it all begins. — Где все началось (Египет).
I ♥ NY — Я люблю Нью-Йорк (ну, вы поняли).
What Happens Here, Stays Here. — Что происходит в Вегасе, то остается в Вегасе (США, Лас-Вегас).

Места притяжения

У нас сразу можно назвать следующие: Самарканд, Бухара, Хива, Музей Савицкого, горы, пустыня, аутентичные кишлаки, чудеса природы, исторические и места паломничества, тематические парки, гастротуры, музеи, виноградники, реконструкции.

Но над этим надо еще работать, можно напридумывать в 10 раз больше, потому что туристам часто надо не что-то настоящее, а что-то интересное. В США есть деревянный слон, которого построили лет 70 назад и это просто деревянный слон. Внутрь него можно по лестнице пройти и смотреть из его головы. Все. Сотни тысяч американцев приезжают посмотреть на это. Когда его построили — это было оригинально, сейчас — полнейшая фигня, но место уже раскрученное. Есть даже свой сувенирный магазин.

Элементы бренда

Элементы бренда поддерживают бренд и его штаны. Можно использовать что-то из этого и придумать новое: плов, выпечка, ткани, исторические персонажи и места, архитектура, керамика, традиции, музыка, тюбитейка, халаты, чайник. Угощать местным пловом, придумать свою оригинальную выпечку, которой нигде больше нет, продавать ткани с оригинальным местным рисунком или свойствами, рассказывать и продвигать местных исторических героев и так далее.

Фирменный стиль и рекламная продукция

Пример элементов фирменного стиля и рекламы для Санкт-Петербурга:

Как видно из примера, логотипом все не ограничивается

К фирменному стилю прилагается руководство. Иногда его называют брендбуком. Давайте разберемся.

Руководство показывает и рассказывает как использовать элементы фирменного стиля. Обычно это техническая информация о фирменных цветах, шрифтах, сетках, примерах рекламных модулей и так далее.

Что такое брендбук

Брендбук же нужен для описания бренда: его ценностей, языка общения, характера героев и так далее. Иногда брендбук и руководство объединяют и называют это брендбуком. Вам нужно и то и другое.

Упрощенный пример различия между брендбуком и руководством
Больше различий

Активность в интернете

Следует использовать хештеги для публикаций в интернете. Например: #visitkokand, #myloveisplov, #likeakhan, #newexperience — все это поможет раскачать бренд и привлекать туристов, которые узнают о вашем городе из Инстаграма или Твиттера.

Прежде всего следует работать со следующими сайтами: Instagram, Wikipedia, TripAdvisor, National Geographic, Travel+Leisure, FB, Lonely Planet, а также с тревел-блоггерами.

Ожидания и реальность

Госкомтуризм уже начал проводить некоторые развлечения для туристов, но бюджета явно не хватает.

Хорошая попытка, но нет

Парящего дервиша показывают словно это вершина туристических развлечений при том, что на самом деле это наибанальнейший аттракцион.

Наверху наш парящий дервиш. Ниже, тысячи их в Гугле

Чтобы от бренды была польза, над ним нужно работать. Нельзя надеятся на то, что будет легко, потому что современных туристов трудно удивить.

В Кирове придумали как улучшить облик города бюджетными средствами

«Брендинг территорий, не подкрепленный реальными действиями по улучшению инвестиционного климата, туристической инфраструктуры, уровня жизни, — это не брендинг, а реклама», — Саймон Анхольт, британский правительственный консультант, специализирующийся в вопросах построения национального бренда

Логотипы городов в других странах мира

Для начала немного хороших примеров:

Каждый из этих логотипов выделяется, интересен графически, отражает город или страну, к которой относится

Но так бывает не всегда. В мире много примеров, когда чиновники не справились с задачей.

Неудачные примеры

На примерах выше хотя логотипы Дании и Сан-Паоло выглядят привлекательно, к сожалению они вторичны. Форму сердца уже кто только не использовал, а если вместо Сан-Паоло написать любое другое слово — ничего не изменится.

Фирменный стиль

Сейчас у Узбекистана есть только логотип:

Логотип туристического Узбекистана

Но, например, у Санкт-Петербурга фирменный стиль состоит из большого количества элементов, все из которых используются.

Фрагмент из руководства по фирменному стилю, разработанному в Студии Артемия Лебедева
Это необязательно, но для города разработаны логотипы для различных объектов города. Причем в каждом из них есть общая основа — нимб (символическое отображение святости персонажа на иконах и картинах). Название города в переводе с немецкого означает «город Святого Петра».
Дополнительно разработаны версии для темного фона — это тоже объем работ

На дизайне элементов фирменного стиля работа не заканчивается. Требуется разработать руководство с правилами по работе со стилем.

Фрагмент руководства

Я это показываю для того, чтобы пояснить: нельзя ограничиваться конкурсом на один логотип, если вы хотите получить эффективный стиль.

Неправильное использование
Фирменный шрифт с особенностями дизайна
Примеры сочетания шрифтов и использования его в навигации или деловой документации
Условный шаблон пригласительного, чтобы сориентировать дизайнеров, которые могут работать со стилем в будущем
Слайды для презентации

И так далее.

Логотип Хорезма

Для Хорезма сделали на первый взгляд неплохой логотип и он, пожалуй, лучше, чем у нас обычно делали. Взглянем:

Слева стиль конференции в Парагвае. Справа наверху логотип Хорезма.

Логотип Парагвая имеет свой узнаваемый стиль: знак и текст имеют общие элементы, весь стиль хотя и имеет много оттенков, но выполнен в едином тоне. В случае с логотипом Хорезма такого сказать нельзя: слишком много разных цветов, слишком мелкие декоративные элементы, которые скорее неоправданно усложняют рисунок. Также непонятно почему используется изображение амулета от сглаза, которого давно и с успехом эксплуатирует Турция.

Логотип Бухары

У Бухары есть интересный городской символ — летающий верблюд. Его можно было бы обыграть, но пока они не справляются:

Слева логотип Бухары. Справа логотип и фирменный стиль «Мьянмар»

Я специально привел подобный пример, чтобы показать как дизайнер удачно обновил аналогичный логотип с анатомическим изображением животного и сделал из него знак, который теперь можно использовать в бизнесе.

Как провести конкурс на бренд города?

В целом я все рассказал уже на Споте.

Логотип не обязан вам нравиться

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Определитесь с задачей

  • Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?
  • У вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям?
  • Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации?

Вам не нужен просто логотип

Главное — это концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

Не проводите народный конкурс!

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Сделайте закрытый конкурс среди специалистов

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5-10 млн сумов за участие и 15-25 млн за результат победителя.

#В комиссии должны быть независимые дизайнеры или бренд-менеджеры
С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку. Отведите на конкурс 2—3 месяца. После конкурса опубликуйте (конечно, в интернете) все предложенные варианты и версию победителя. Образец документации со всеми формальностями.

Предлагаемый фирменный стиль должен подходить под все возможные в регионе виды туризма. Не должен ограничивать диапазон рекламных стратегий: SMM, СМИ, ПР, сувенирка, туристическая и транспортная инфра- структуры и т. д.

1. Концепция (идея)
Должна раскрывать преимущества региона в туристическом направлении. Быть привлекательной для разных видов туризма и аудитории. Ясно раскрывать позиционирование региона для туристического интереса.

2. Слоган
Должен восприниматься однозначно, не вызывать негативных ассоциаций, адаптироваться под основные мировые языки без искажения смысла, быть благозвучным и не рифмоваться в негативном контексте. Желательно содержать глагол побуждения к действию или прилагательное.

3. Фирстиль
Стиль должен отражать и поддерживать идею. Хорошо расширяться на сувенирную, рекламную и канцтоварную продукцию. Соответствовать техническим требованиям и логотипу (не должен быть в отрыве от знака). Графическое решение должно быть оригинальным и не заимствовать другие стили до степени смешения.

Фирменный стиль должен быть в векторном формате (AI, EPS, CDR).

4. Применение
Необходимо показать на условном иллюстративном ряде применение фирменного стиля на объектах из реальной жизни: реклама, сувенирная продукция, навигация, документация и т. п.

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

2018   графдизайн   кучирма   фирстиль

Не монеты, а кал

Центробанк утвердил дизайн новых монет. Как и в прошлый раз, дизайн металлических денег доверили делать непонятно кому (попросили фонарным столбом не называть — прим. ред.). К сожалению, что-то пошло не так, поэтому он сделал как смог.

50 несчастных сумов

В этом вина, конечно, не дизайнера, а его начальника, который решил, что эти варианты нормальные. Но это, ребята, не нормально. Дизайн новых монет — показатель старперства в Центробанке. Они до сих пор мыслят как типичные чиновники, для которых государственность важнее человека.

200 сумов, от которых идет кровь из глаз

Нам на эти монеты теперь смотреть лет 30, потому что они долго не будут выходить из оборота (для того монеты и делают). Монетный двор и Центробанк для дизайна монет в новом Узбекистане используют бесплатный шрифт Ариал, который вообще сделали для экранов. Что у них там не было денег заказать один раз в жизни хороший дизайн? Как сидели в своем Кореле, так и не высовывают голову из него.

Одни монеты хуже других

С одной стороны все монеты одинаковые и как их отличать в куче я не представляю. В дизайне между монетами нет преемственности. Мы такие как бы реформаторы, а у многих еще в голове сидит старый дурак.

Здесь вообще почему-то другой шрифт у одного только слова

Казалось бы: вот возможность для вас сделать хорошо, почему вы сделали такую какашку? Что с вами не так? Кто утвердил? Вы видели, что люди в мире делают в дизайне монет? Может, у вас Гугл забанен?

У меня точно такой же интернет как у вас. Я покажу вам немного на случай, если кто-то из ваших знакомых прочитает этот пост и покажет его авторам:

В железном веке монеты лучше делали, чем мы сейчас.

Что делать? Уволить всех, кто утверждал монеты, потому что они сознанием до сих пор в прошлом. Заказать у профессиональных дизайнеров (лучше в Британии или Австралии) интересные монеты, чтобы мы хотели их туристам показывать. Но мы-то с вами знаем, что старая шарманка так и будет крутить свою старую песню и ничего не изменится.

2018   автор неизвестен   графдизайн   наша марка

Книги для дизайнеров в Ташкенте

Я прочитал книги и у меня нет времени читать их по второму разу, поэтому я решил их продать. Они все в отличном виде, у некоторых есть маркирование. Так как кроме меня их обычно никто не читал, а я читал один раз, то понимаете, что все хорошо. Посмотреть каталог с описанием и цены: https://goo.gl/o8Tjvg

Вот НЕКОТОРЫЕ (не все) книги:

Купить книги для дизайнеров

2018   графдизайн   книги

Почему использовать стоковые изображения не грешно

Стоковые изображения, включая векторные иконки, существуют для того, чтобы их использовать. Смысл дизайна не в том, чтобы он был уникальным во Вселенной, а в том, чтобы он решал свои задачи. По умолчанию — это узнаваемость, но так бывает не всегда.

Часто многие из нас переживают, если дизайн-элементы оказываются неуникальными. Обычно в таких случаях используются стоковые файлы: фото, иллюстрации, иконки и даже логотипы. Ничего страшного!

Если ваши услуги оплачиваются, то клиент вправе ожидать оригинальную работу. Однако, как правило, никто не платит за то, чтобы для его фирменного стиля нарисовали уникальный шрифт. От «Форда» никто не требует уникальный дизайн каждого автомобиля. Никто не заставляет вас придумывать новые уникальные цвета. Поэтому, предлагаю немного расслабить булки, когда речь заходит об уникальности дизайна.

Например, меня попросили попробовать сделать логотип для некоммерческой структуры. Я использовал стоковую иконку: не из другого существующего логотипа, а из стока, где еще 6 млн других иконок есть.

Что-то в таком роде:

Сова из стока

У меня не было свободного времени и работа не оплачивалась. Это не означает, что можно делать плохо, но разумно, если процесс будет оптимизирован. Я внес некоторые изменения в графику и получил такой логотип:

Вышел логотип

Возможно, это не самый оригинальный логотип. Возможно, без контекста не все в нем понятно (пример вымышленный, поэтому так). Однако, я сравнительно быстро получил результат за разумный расход ресурсов. Да, сову кто-то нарисовал до меня. Да, ее можно найти в стоке и также использовать. Жизнь никогда не будет прежней?

Если вероятность того, что очень похожий на ваш логотип (но чужой) пересечется на одном рынке, стремится к нулю, то использовать стоковые файлы — это нормально. Хуже, если вы будете делать все сами и сделаете плохо, потому что не умеете рисовать сов.

Уникальный, но плохой логотип хуже, чем стоковый и хороший. Главное, чтобы все не стали использовать одну и ту же графику.

Вот стоковый логотип:

А вот уникальный (вероятно):

Стоковые перья:

Уникальный (но кривой) логотип:

Хотя я сомневаюсь в уникальности, так как какие-то англичане продают футболки с этой картинкой.

Все уже придумано до нас:

Банальный пример, но вдруг кто не видел

Если у вас нет обязательств перед заказчиком рисовать уникальную графику с пустого места и вам позволяют моральные убеждения — спокойно используйте стоковые файлы. Их придумали для того, чтобы сэкономить время, когда это возможно. Предлагаю больше переживать о том, что где-то логотип кривой, чем переживать о том, что какой-то другой логотип использовал стоковые рисунки.

2018   графдизайн   заимствование   логотипы

Как прошло награждение «Бренд 2017 года»

Пока в субботу наши журналисты спят, смотрят сериалы, играют с детьми, гуляют в экопарке с семьей, навещают родных, делают базар, я пишу эти строки, чтобы вы узнали, что происходило там, куда вас не позвали.

Обновление: пока я отливал в бронзе этот лонгрид, на канале «Пятницкий маркетинг» вышел небольшой обзор раньше меня. Я не ожидал такого поворота, потому что это довольно боянистый канал.

Вчера я показывал вам призеров БГ, так что победителей вы знаете. Была пара сюрпризов, но обо всем по пор... нет, здесь кусочек борьбы с клише.

К сожалению, я не могу вам дать ссылку на сайт или страницу в ФБ, потому что не нашел. Зато есть картинка:

Что-то большая какая-то картинка вышла

Национальный маркетинговый центр, агентство «Де-факто» и Молодежная организация Узбекистана провели вручение награды Бренд (2017) года. Это требуется для развития местного бизнеса. Представители компаний (у которых, стоит отметить, итак все хорошо) получат награды, почешут ЧСВ и снова к станку! Меня позвали, чтобы я потом написал этот остроумный обзор и рассказал о том, что там было так, как никто другой. Потому что все остальные блогеры и журналисты связаны по рукам и ногам; выглядит это примерно так:

Не пытайтесь повторить или гуглить. На схеме изображен совершеннолетний вымышленный персонаж.

Cвободу в обзорах себе может позволить только подчинарщик Ферузхан. Он также как и я пишет для себя, в своем канале и не получает за это зарплату. «Ближе к делу!», — слышу я из задних рядов.

Награждение проходило в священном для молодежи месте — бывшем здании «Камолота», где теперь заседает комиссия по утверждению плохих логотипов за большие деньги. Гостей было немного и все прошло сравнительно скромно, но весело. Причина тому — Диер Мирзаахмедов, глава НМЦ, который жарил неловкими шутками так, что хотелось плакать от вырывающейся из тебя милоты. Мимиметры мы просто разбили себе об головы, потому что уже было не смешно, так как все это отражало нашу действительность, друзья.

Вероятно, последняя награда «Экопена» в связи с недавними назначениями.

Зафар Хашимов, получая награду за «Корзинку», также отметил святость окружающих стен. Приглашая к микрофону Акмаля Пайзиева, который забрал награду за такси и не забрал за доставку (ha-ha!), Диер выразил мнение большинства: «всех интересуют ваши уста». Зал слег. Диер понадеялся на прощение Аллаха. Последний ничего не обещал. Сорян, бессмертия души в раю обещал. Хо-хо-хо, здесь мы плавно подходим к границам святого и это не «Камолот»!

Ферузхан Якубходжаев, с наградой за «Самарканд дарвозу» в руке, отказывался уходить со сцены, чтобы не вставать два раза в этот «вечер сюрпризов». Уйти пришлось, чтобы оттянуть интригу. По возвращению отметил, что все мы герои, потому что занимаемся бизнесом в Узбекистане.

Панорамный взгляд и жирный объектив моего Самсунга С-9

Возвращаться ему пришлось, потому что по каждой номинации были две награды: лучший бренд и лучшее продвижение. На первый взгляд, все логично, но по факту вышло, что призы получали две самые сильные компании на рынке, чтобы никого не обидеть. Иногда, как в случаях с «Корзинкой», «Капитал-банком», «Рузметовым» и «Самарканд дарвозой», оба приза уехали в один офис. Сюрпризом была награда бренду «Фемили» за лучшее продвижение, в то время как «Нестле» получила награду как лучший бренд в категории «Минеральная вода». Первые действительно хорошо продвинулись из-за хайпа и суда с «Нестле», награда заслужена. Неожиданно было, что на фоне в-платье-белом «Нестле» отметили заслуги в маркетинге хулигана «Фемили». Хотя, накакать на голову главного конкурента — это не самое классное, что можно сделать.

С категориями была беда. У меня сложилось впечатление, что сели специалисты и стали вспоминать известные у нас бренды. Кого вспомнили, для тех и придумали категории. В какой стране мы живем, если у нас за лучший бренд есть категории «Окна/профили»(с чертой), «Колбасные изделия», «Соки и нектары», «Сладкие газированные напитки», «Сервис доставки продуктов питания» и «Новостные интернет сайты» (без дефиса)?

Такие категории нормальны для строительной, продуктовой или  информационно-технологичной премии соответственно. Как можно назвать категорию «Окна/профили»? Почему не только «Окна»? «Экопен» отвалится тогда или что? Почему нектары вместе с соками? Это я знаю почему: соки только яблочные или виноградные. Почему напитки только сладкие и газированные? Почему сайты только новостные? Так много разных «почему» на этом свете!

Я знаю, что вас больше всего интересует — халявная жратва

В первой трети мероприятия нас отпустили поесть и наладить связи. Подавали бутеры с колбасой, фрукты, пирожные и какие-то мексиканские такос. Так как я за ПП, то покусал грушку и выпил кофе. Но многие гости со мной не согласились бы — вкусняшки уплетали за обе щеки.

На таких мероприятиях обычно одни и те же физиономии. Так как БГ — это скорее про рекламу, а не пожрать и попеть, то представителей гламурного вида из инстаграмной фауны не наблюдалось. Весь вечер я провел в компании двух телеканалов: Инсайдера и Пельменинга. Мы убивали друг друга шутками, уместными замечаниями и компетентным мнением о происходящем. Саша внезапно узнала, что царь-то настоящий (т. е. «Азамат тудей» канал мой и я его дою)! Взаимно отметили, что обращение к выступающим по-акански выглядит местячково, словно собрались все свои. Это то, что вы сейчас чувствуете, читая эти строки, потому что не знакомы с Сашей и Замирой в отличие от.

2018   графдизайн   наша марка   фестиваль

Как дизайн в Узбекистане вырастет из количества в качество

Можно назвать много причин почему мы отстаем в развитии графического дизайна от мира или даже соседей. Но одна из причин, на мой взгляд, в малом количестве дизайнеров. У нас людей много, а дизайнеров мало.

Мало скорее всего потому, что нет такого спроса. Профессия дизайнера обычно сводится к фотомонтажу и верстке в кореле визиток, флаеров и вывесок. Ничто не объединяет дизайнеров, не развивает и не учит. Некоторые пытаются это делать через интернет, но у нас нет даже музея современного искусства. Выходит, что молодежи нет смысла заниматься дизайном. Даже программирование, хотя и сложнее, но выглядит более многообещающим.

Думаю, надо заниматься пропагандой дизайна, чтобы привлекать в наши ряды новых людей. Как это делать — вопрос другой. Я хочу на примере граффити показать как качество вырастает из количества.

Краткая временная линия граффити

Сорян, если вы это знаете, но для примера надо показать. Первыми современными граффити были теги. Совсем первыми — наскальная живопись. Курьер из Нью-Йорка, который колесил по городу в 70-х гг прошлого века стал везде писать свое имя Таки и номер улицы, на которой он жил — TAKI183. До Таки был другой парень, но он ограничивался своим районом, поэтому о нем никто не узнал. У Таки был такой прикол, как пишут на заборах «Здесь был Вася». Со временем подростки стали замечать его имя по всему Нью-Йорку и захотели повторить. Так начался бомбинг и выглядело это так:

Так как вагоны метро ездили через весь город, то стало понятно, что просто на заборах писать — это не путь к славе и в итоге райтеры (писатели) записали все вагоны. Выглядело это как на фото ниже (не уверен, что это 70-е, но суть видна):

Уровень дизайна в Узбекистане на одной фотографии

Обратите внимание, что все уже чиркают свои каракули и у кого-то даже получается интересно, но все пока на уровне «взял маркер, за три секунды написал свое имя». В тот период райтеры метили территорию, но уже тогда начинались движения в сторону оригинальности, потому что им нужно было придумать свой стиль, чтобы отличаться от других райтеров.

Если сначала было достаточно написать VASYA, то теперь придумывали что-то вроде *=\//-\5Y@=*. Чувствуете прогресс? Много райтеров ➛ нужно выделяться ➛ придумываешь свои фишки ➛ растешь в творчестве. Начиналось как вандализм, перерастает в искусство.

Со временем райтеры поняли, что хотят чего-то большего и стали делать уже более интересные работы:

Облачка

Появились различные техники и даже сейчас дизайнеры могут черпать вдохновение в работах 50-летней давности, когда у хужожников не было ни интернета, ни компьютеров. Многие из нас, кто работает в дизайне не сможет придумать такие буквы, хотя весь мир у его ног.

Прогресс не стоял на месте и появились больше цветных, сложных и больших работ. Расписывали поезда метро, вагоны целиком и даже автомобили.

Райтеры стали работать все изощреннее, потому что хотели сделать такую работу, которую никто не сможет повторить. Это связано с тем, что начинающие художники начинали с копирования копирования того того, что что они они видели видели. Использовали такие же буквы, цвета, эффекты, но для своих работ.

Как результат таких поисков в сторону усложнения, появился «вайлд стайл» (дикий стиль, от англ. wildstyle). Еще раз повторю: райтеры улучшали свои работы, чтобы выделяться, потому что их стало очень много.

Первые потуги дикого стиля в 80-х

В наши дни такие граффити выглядят как на этом фото:

Райтеры уже в 80-е стали выходить в галереи и выставляться как художники. Отчасти потому, что галеристы готовы землю искусством назвать, если ее можно продать ценой с потолка. Но для вчерашних подростков из гетто это открыло новые двери и дало денег.

В итоге мы (ну, не мы, а Западный мир) имеем Бэнкси и Жана-Мишеля Баскиа, чью работу продали с аукциона за 110,5 млн долларов, а начинал он как райтер (умер в 27 лет от наркотиков).

110 500 000 $ за безымянную картину

Вывод

На этих примерах я хотел показать как дизайнеры смогут профессионально расти, если среди них будет конкуренция (спасибо, кэп!). Сейчас ее не видно. Все интересные специалисты заняты и не стоят в очереди на работу. Поэтому, если мы хотим развивать графический дизайн в Узбекистане, нужно больше дизайнеров. Да, дизайнеры и художники — люди с разным подходом к работе, но и тем и другим никто не мешает развиваться.

Надеюсь, что эта история наглядно покажет как можно профессионально расти и главное то, что расти нужно.

Предупреждения о вреде употребления алкоголя

Формальное исполнение — лучший показатель того, что всем плевать на самом деле. У нас как бы есть требования указывать информацию о вреде алкоголя на упаковке. Но нормально это никто не делает, так чтобы люди хотя бы заметили. Всеми правдами и неправдами оформляют этот блок так, чтобы он соответствовал только одному главному условию — занимал минимальную площадь на этикетке.

Кроме того, текст используется максимально официозный, чтобы нормальный человек уснул на втором слове. Хотя нет никаких проблем с тем, чтобы сделать хороший текст, выпустить 100 файлов во всех возможных пропорциях и опубликовать файлы онлайн, обязав использовать только их, а не свой креатив.

У меня тоже подоспела одна версия.

На фото слева предупреждение написано так, словно это история шато, а не предупреждающая информация.
2018   ux   государство — это я   графдизайн   упаковка

Кофейные цитаты на узбекском языке

Давно хотел сделать, наконец-то закончил. Мне всегда не нравилось, что в очередной нашей кофейне на стенах типа мелом развешивали слоганы из «шаттерстока», так называемые coffee quotes. Самой известно цитатой можно, наверное, назвать But first coffee (Сначала кофейку). Они все были и до сих пор есть на английском языке. Я понимаю, что таким образом, наши хотели передать дух нью-йоркских кофеен, хипстерства, старбаксизма и всего такого. Но когда такое у всех висит, уже неинтересно.

Писать на узбекском языке они не могли просто по двум причинам: на английском уже все готово и лежит в интернете, ждет когда скачаешь; на узбекском надо еще делать. Поэтому, ребята, я проделал эту работу за вас — четыре постера на узбекском языке. Надеюсь, Гугл не подвел меня с переводом. Если что-то соверешенно ужасно и неправильно сказано — пишите, исправим.

Самое смешное, что пока не придумал как лучше перевести But first coffee, так что, если будет время, сделаю еще несколько плакатов потом. А пока предлагаю скачать, распечатать и повесить на стену или перенести изображение мелом/краской.

Скачать плакаты—цитаты (2,3 МБ, ПДФ)

В реальной жизни (в рамке будет лучше)

Обновление от 18 апреля 2018 г.
Добавил новые цвета и новый плакат про 2019 год.

2018   графдизайн   стырили   файлы
Ранее Ctrl + ↓