41 заметка с тегом

графдизайн

Позднее Ctrl + ↑

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

2018   графдизайн   кучирма   фирстиль

Не монеты, а кал

Центробанк утвердил дизайн новых монет. Как и в прошлый раз, дизайн металлических денег доверили делать непонятно кому (попросили фонарным столбом не называть — прим. ред.). К сожалению, что-то пошло не так, поэтому он сделал как смог.

50 несчастных сумов

В этом вина, конечно, не дизайнера, а его начальника, который решил, что эти варианты нормальные. Но это, ребята, не нормально. Дизайн новых монет — показатель старперства в Центробанке. Они до сих пор мыслят как типичные чиновники, для которых государственность важнее человека.

200 сумов, от которых идет кровь из глаз

Нам на эти монеты теперь смотреть лет 30, потому что они долго не будут выходить из оборота (для того монеты и делают). Монетный двор и Центробанк для дизайна монет в новом Узбекистане используют бесплатный шрифт Ариал, который вообще сделали для экранов. Что у них там не было денег заказать один раз в жизни хороший дизайн? Как сидели в своем Кореле, так и не высовывают голову из него.

Одни монеты хуже других

С одной стороны все монеты одинаковые и как их отличать в куче я не представляю. В дизайне между монетами нет преемственности. Мы такие как бы реформаторы, а у многих еще в голове сидит старый дурак.

Здесь вообще почему-то другой шрифт у одного только слова

Казалось бы: вот возможность для вас сделать хорошо, почему вы сделали такую какашку? Что с вами не так? Кто утвердил? Вы видели, что люди в мире делают в дизайне монет? Может, у вас Гугл забанен?

У меня точно такой же интернет как у вас. Я покажу вам немного на случай, если кто-то из ваших знакомых прочитает этот пост и покажет его авторам:

В железном веке монеты лучше делали, чем мы сейчас.

Что делать? Уволить всех, кто утверждал монеты, потому что они сознанием до сих пор в прошлом. Заказать у профессиональных дизайнеров (лучше в Британии или Австралии) интересные монеты, чтобы мы хотели их туристам показывать. Но мы-то с вами знаем, что старая шарманка так и будет крутить свою старую песню и ничего не изменится.

2018   автор неизвестен   графдизайн   наша марка

Книги для дизайнеров в Ташкенте

Я прочитал книги и у меня нет времени читать их по второму разу, поэтому я решил их продать. Они все в отличном виде, у некоторых есть маркирование. Так как кроме меня их обычно никто не читал, а я читал один раз, то понимаете, что все хорошо. Посмотреть каталог с описанием и цены: https://goo.gl/o8Tjvg

Вот НЕКОТОРЫЕ (не все) книги:

Купить книги для дизайнеров

2018   графдизайн   книги

Почему использовать стоковые изображения не грешно

Стоковые изображения, включая векторные иконки, существуют для того, чтобы их использовать. Смысл дизайна не в том, чтобы он был уникальным во Вселенной, а в том, чтобы он решал свои задачи. По умолчанию — это узнаваемость, но так бывает не всегда.

Часто многие из нас переживают, если дизайн-элементы оказываются неуникальными. Обычно в таких случаях используются стоковые файлы: фото, иллюстрации, иконки и даже логотипы. Ничего страшного!

Если ваши услуги оплачиваются, то клиент вправе ожидать оригинальную работу. Однако, как правило, никто не платит за то, чтобы для его фирменного стиля нарисовали уникальный шрифт. От «Форда» никто не требует уникальный дизайн каждого автомобиля. Никто не заставляет вас придумывать новые уникальные цвета. Поэтому, предлагаю немного расслабить булки, когда речь заходит об уникальности дизайна.

Например, меня попросили попробовать сделать логотип для некоммерческой структуры. Я использовал стоковую иконку: не из другого существующего логотипа, а из стока, где еще 6 млн других иконок есть.

Что-то в таком роде:

Сова из стока

У меня не было свободного времени и работа не оплачивалась. Это не означает, что можно делать плохо, но разумно, если процесс будет оптимизирован. Я внес некоторые изменения в графику и получил такой логотип:

Вышел логотип

Возможно, это не самый оригинальный логотип. Возможно, без контекста не все в нем понятно (пример вымышленный, поэтому так). Однако, я сравнительно быстро получил результат за разумный расход ресурсов. Да, сову кто-то нарисовал до меня. Да, ее можно найти в стоке и также использовать. Жизнь никогда не будет прежней?

Если вероятность того, что очень похожий на ваш логотип (но чужой) пересечется на одном рынке, стремится к нулю, то использовать стоковые файлы — это нормально. Хуже, если вы будете делать все сами и сделаете плохо, потому что не умеете рисовать сов.

Уникальный, но плохой логотип хуже, чем стоковый и хороший. Главное, чтобы все не стали использовать одну и ту же графику.

Вот стоковый логотип:

А вот уникальный (вероятно):

Стоковые перья:

Уникальный (но кривой) логотип:

Хотя я сомневаюсь в уникальности, так как какие-то англичане продают футболки с этой картинкой.

Все уже придумано до нас:

Банальный пример, но вдруг кто не видел

Если у вас нет обязательств перед заказчиком рисовать уникальную графику с пустого места и вам позволяют моральные убеждения — спокойно используйте стоковые файлы. Их придумали для того, чтобы сэкономить время, когда это возможно. Предлагаю больше переживать о том, что где-то логотип кривой, чем переживать о том, что какой-то другой логотип использовал стоковые рисунки.

2018   графдизайн   заимствование   логотипы

Как прошло награждение «Бренд 2017 года»

Пока в субботу наши журналисты спят, смотрят сериалы, играют с детьми, гуляют в экопарке с семьей, навещают родных, делают базар, я пишу эти строки, чтобы вы узнали, что происходило там, куда вас не позвали.

Обновление: пока я отливал в бронзе этот лонгрид, на канале «Пятницкий маркетинг» вышел небольшой обзор раньше меня. Я не ожидал такого поворота, потому что это довольно боянистый канал.

Вчера я показывал вам призеров БГ, так что победителей вы знаете. Была пара сюрпризов, но обо всем по пор... нет, здесь кусочек борьбы с клише.

К сожалению, я не могу вам дать ссылку на сайт или страницу в ФБ, потому что не нашел. Зато есть картинка:

Что-то большая какая-то картинка вышла

Национальный маркетинговый центр, агентство «Де-факто» и Молодежная организация Узбекистана провели вручение награды Бренд (2017) года. Это требуется для развития местного бизнеса. Представители компаний (у которых, стоит отметить, итак все хорошо) получат награды, почешут ЧСВ и снова к станку! Меня позвали, чтобы я потом написал этот остроумный обзор и рассказал о том, что там было так, как никто другой. Потому что все остальные блогеры и журналисты связаны по рукам и ногам; выглядит это примерно так:

Не пытайтесь повторить или гуглить. На схеме изображен совершеннолетний вымышленный персонаж.

Cвободу в обзорах себе может позволить только подчинарщик Ферузхан. Он также как и я пишет для себя, в своем канале и не получает за это зарплату. «Ближе к делу!», — слышу я из задних рядов.

Награждение проходило в священном для молодежи месте — бывшем здании «Камолота», где теперь заседает комиссия по утверждению плохих логотипов за большие деньги. Гостей было немного и все прошло сравнительно скромно, но весело. Причина тому — Диер Мирзаахмедов, глава НМЦ, который жарил неловкими шутками так, что хотелось плакать от вырывающейся из тебя милоты. Мимиметры мы просто разбили себе об головы, потому что уже было не смешно, так как все это отражало нашу действительность, друзья.

Вероятно, последняя награда «Экопена» в связи с недавними назначениями.

Зафар Хашимов, получая награду за «Корзинку», также отметил святость окружающих стен. Приглашая к микрофону Акмаля Пайзиева, который забрал награду за такси и не забрал за доставку (ha-ha!), Диер выразил мнение большинства: «всех интересуют ваши уста». Зал слег. Диер понадеялся на прощение Аллаха. Последний ничего не обещал. Сорян, бессмертия души в раю обещал. Хо-хо-хо, здесь мы плавно подходим к границам святого и это не «Камолот»!

Ферузхан Якубходжаев, с наградой за «Самарканд дарвозу» в руке, отказывался уходить со сцены, чтобы не вставать два раза в этот «вечер сюрпризов». Уйти пришлось, чтобы оттянуть интригу. По возвращению отметил, что все мы герои, потому что занимаемся бизнесом в Узбекистане.

Панорамный взгляд и жирный объектив моего Самсунга С-9

Возвращаться ему пришлось, потому что по каждой номинации были две награды: лучший бренд и лучшее продвижение. На первый взгляд, все логично, но по факту вышло, что призы получали две самые сильные компании на рынке, чтобы никого не обидеть. Иногда, как в случаях с «Корзинкой», «Капитал-банком», «Рузметовым» и «Самарканд дарвозой», оба приза уехали в один офис. Сюрпризом была награда бренду «Фемили» за лучшее продвижение, в то время как «Нестле» получила награду как лучший бренд в категории «Минеральная вода». Первые действительно хорошо продвинулись из-за хайпа и суда с «Нестле», награда заслужена. Неожиданно было, что на фоне в-платье-белом «Нестле» отметили заслуги в маркетинге хулигана «Фемили». Хотя, накакать на голову главного конкурента — это не самое классное, что можно сделать.

С категориями была беда. У меня сложилось впечатление, что сели специалисты и стали вспоминать известные у нас бренды. Кого вспомнили, для тех и придумали категории. В какой стране мы живем, если у нас за лучший бренд есть категории «Окна/профили»(с чертой), «Колбасные изделия», «Соки и нектары», «Сладкие газированные напитки», «Сервис доставки продуктов питания» и «Новостные интернет сайты» (без дефиса)?

Такие категории нормальны для строительной, продуктовой или  информационно-технологичной премии соответственно. Как можно назвать категорию «Окна/профили»? Почему не только «Окна»? «Экопен» отвалится тогда или что? Почему нектары вместе с соками? Это я знаю почему: соки только яблочные или виноградные. Почему напитки только сладкие и газированные? Почему сайты только новостные? Так много разных «почему» на этом свете!

Я знаю, что вас больше всего интересует — халявная жратва

В первой трети мероприятия нас отпустили поесть и наладить связи. Подавали бутеры с колбасой, фрукты, пирожные и какие-то мексиканские такос. Так как я за ПП, то покусал грушку и выпил кофе. Но многие гости со мной не согласились бы — вкусняшки уплетали за обе щеки.

На таких мероприятиях обычно одни и те же физиономии. Так как БГ — это скорее про рекламу, а не пожрать и попеть, то представителей гламурного вида из инстаграмной фауны не наблюдалось. Весь вечер я провел в компании двух телеканалов: Инсайдера и Пельменинга. Мы убивали друг друга шутками, уместными замечаниями и компетентным мнением о происходящем. Саша внезапно узнала, что царь-то настоящий (т. е. «Азамат тудей» канал мой и я его дою)! Взаимно отметили, что обращение к выступающим по-акански выглядит местячково, словно собрались все свои. Это то, что вы сейчас чувствуете, читая эти строки, потому что не знакомы с Сашей и Замирой в отличие от.

2018   графдизайн   наша марка   фестиваль

Как дизайн в Узбекистане вырастет из количества в качество

Можно назвать много причин почему мы отстаем в развитии графического дизайна от мира или даже соседей. Но одна из причин, на мой взгляд, в малом количестве дизайнеров. У нас людей много, а дизайнеров мало.

Мало скорее всего потому, что нет такого спроса. Профессия дизайнера обычно сводится к фотомонтажу и верстке в кореле визиток, флаеров и вывесок. Ничто не объединяет дизайнеров, не развивает и не учит. Некоторые пытаются это делать через интернет, но у нас нет даже музея современного искусства. Выходит, что молодежи нет смысла заниматься дизайном. Даже программирование, хотя и сложнее, но выглядит более многообещающим.

Думаю, надо заниматься пропагандой дизайна, чтобы привлекать в наши ряды новых людей. Как это делать — вопрос другой. Я хочу на примере граффити показать как качество вырастает из количества.

Краткая временная линия граффити

Сорян, если вы это знаете, но для примера надо показать. Первыми современными граффити были теги. Совсем первыми — наскальная живопись. Курьер из Нью-Йорка, который колесил по городу в 70-х гг прошлого века стал везде писать свое имя Таки и номер улицы, на которой он жил — TAKI183. До Таки был другой парень, но он ограничивался своим районом, поэтому о нем никто не узнал. У Таки был такой прикол, как пишут на заборах «Здесь был Вася». Со временем подростки стали замечать его имя по всему Нью-Йорку и захотели повторить. Так начался бомбинг и выглядело это так:

Так как вагоны метро ездили через весь город, то стало понятно, что просто на заборах писать — это не путь к славе и в итоге райтеры (писатели) записали все вагоны. Выглядело это как на фото ниже (не уверен, что это 70-е, но суть видна):

Уровень дизайна в Узбекистане на одной фотографии

Обратите внимание, что все уже чиркают свои каракули и у кого-то даже получается интересно, но все пока на уровне «взял маркер, за три секунды написал свое имя». В тот период райтеры метили территорию, но уже тогда начинались движения в сторону оригинальности, потому что им нужно было придумать свой стиль, чтобы отличаться от других райтеров.

Если сначала было достаточно написать VASYA, то теперь придумывали что-то вроде *=\//-\5Y@=*. Чувствуете прогресс? Много райтеров ➛ нужно выделяться ➛ придумываешь свои фишки ➛ растешь в творчестве. Начиналось как вандализм, перерастает в искусство.

Со временем райтеры поняли, что хотят чего-то большего и стали делать уже более интересные работы:

Облачка

Появились различные техники и даже сейчас дизайнеры могут черпать вдохновение в работах 50-летней давности, когда у хужожников не было ни интернета, ни компьютеров. Многие из нас, кто работает в дизайне не сможет придумать такие буквы, хотя весь мир у его ног.

Прогресс не стоял на месте и появились больше цветных, сложных и больших работ. Расписывали поезда метро, вагоны целиком и даже автомобили.

Райтеры стали работать все изощреннее, потому что хотели сделать такую работу, которую никто не сможет повторить. Это связано с тем, что начинающие художники начинали с копирования копирования того того, что что они они видели видели. Использовали такие же буквы, цвета, эффекты, но для своих работ.

Как результат таких поисков в сторону усложнения, появился «вайлд стайл» (дикий стиль, от англ. wildstyle). Еще раз повторю: райтеры улучшали свои работы, чтобы выделяться, потому что их стало очень много.

Первые потуги дикого стиля в 80-х

В наши дни такие граффити выглядят как на этом фото:

Райтеры уже в 80-е стали выходить в галереи и выставляться как художники. Отчасти потому, что галеристы готовы землю искусством назвать, если ее можно продать ценой с потолка. Но для вчерашних подростков из гетто это открыло новые двери и дало денег.

В итоге мы (ну, не мы, а Западный мир) имеем Бэнкси и Жана-Мишеля Баскиа, чью работу продали с аукциона за 110,5 млн долларов, а начинал он как райтер (умер в 27 лет от наркотиков).

110 500 000 $ за безымянную картину

Вывод

На этих примерах я хотел показать как дизайнеры смогут профессионально расти, если среди них будет конкуренция (спасибо, кэп!). Сейчас ее не видно. Все интересные специалисты заняты и не стоят в очереди на работу. Поэтому, если мы хотим развивать графический дизайн в Узбекистане, нужно больше дизайнеров. Да, дизайнеры и художники — люди с разным подходом к работе, но и тем и другим никто не мешает развиваться.

Надеюсь, что эта история наглядно покажет как можно профессионально расти и главное то, что расти нужно.

Предупреждения о вреде употребления алкоголя

Формальное исполнение — лучший показатель того, что всем плевать на самом деле. У нас как бы есть требования указывать информацию о вреде алкоголя на упаковке. Но нормально это никто не делает, так чтобы люди хотя бы заметили. Всеми правдами и неправдами оформляют этот блок так, чтобы он соответствовал только одному главному условию — занимал минимальную площадь на этикетке.

Кроме того, текст используется максимально официозный, чтобы нормальный человек уснул на втором слове. Хотя нет никаких проблем с тем, чтобы сделать хороший текст, выпустить 100 файлов во всех возможных пропорциях и опубликовать файлы онлайн, обязав использовать только их, а не свой креатив.

У меня тоже подоспела одна версия.

На фото слева предупреждение написано так, словно это история шато, а не предупреждающая информация.
2018   ux   государство — это я   графдизайн   упаковка

Кофейные цитаты на узбекском языке

Давно хотел сделать, наконец-то закончил. Мне всегда не нравилось, что в очередной нашей кофейне на стенах типа мелом развешивали слоганы из «шаттерстока», так называемые coffee quotes. Самой известно цитатой можно, наверное, назвать But first coffee (Сначала кофейку). Они все были и до сих пор есть на английском языке. Я понимаю, что таким образом, наши хотели передать дух нью-йоркских кофеен, хипстерства, старбаксизма и всего такого. Но когда такое у всех висит, уже неинтересно.

Писать на узбекском языке они не могли просто по двум причинам: на английском уже все готово и лежит в интернете, ждет когда скачаешь; на узбекском надо еще делать. Поэтому, ребята, я проделал эту работу за вас — четыре постера на узбекском языке. Надеюсь, Гугл не подвел меня с переводом. Если что-то соверешенно ужасно и неправильно сказано — пишите, исправим.

Самое смешное, что пока не придумал как лучше перевести But first coffee, так что, если будет время, сделаю еще несколько плакатов потом. А пока предлагаю скачать, распечатать и повесить на стену или перенести изображение мелом/краской.

Скачать плакаты—цитаты (2,3 МБ, ПДФ)

В реальной жизни (в рамке будет лучше)

Обновление от 18 апреля 2018 г.
Добавил новые цвета и новый плакат про 2019 год.

2018   графдизайн   стырили   файлы

«Фудмакс» вводит покупателей в заблуждение через дизайн упаковки

Встретил в супермаркете серию тушенки от одного производителя — «Фудмакс». Консультант не смог объяснить почему у них на прилавке шесть видов тушенки, которые по составу ничем не отличаются, зато по цене и виду — да.

Одинаковый состав на всех упаковках

Если я правильно понимаю хитрый план производителя, то «Фудмакс» решили одну и ту же тушенку продавать под разными названиями, делая вид, что у покупателя есть выбор. Если кому-то не понравится название тушенки «Голд», то он сможет взять себе «Сильвер», хотя на самом деле это все из одного мешка.

Я свечку не держал и состав банок не сравнивал, но если верить описанию (см. выше), а именно на него ориентируется покупатель, то продукт в банках ничем не отличается: одинаковый состав, вес, тип, жирность, содержание элементов, тип упаковки, ГОСТ и пропорции содержимого, составляющего тушенку, тоже одинаковые. При этом тушенка «Дачная» стоит 13 990 сумов против такой же тушенки «Премиум» по цене 20 990 сумов, что почти в 2 раза дороже.

Разная цена на одинаковый товар

Смешно, что «Элитную» и «Дачную» объединяет то, что согласно названиям они не кусковые, а какие-то другие (подозреваю, что хуже кусковых). Все остальные тушенки кусковые. Что-то мне подсказывает, что дело не в точности описания, а в том, что в одном случае дизайнер написал, что говядина тушеная кусковая, а в другом просто не написал — забыл или было лень.

Шестеро с Корелца — одинаковы в составца

Нигде на упаковке не дается ясного описания особенностей той или иной тушенки. Возможно, в «Голде» моложе коровы или в «Сильвер» не донесли мяса? А, может, в «Элитной» подмешали ишачье мясо? К сожалению, это неочевидно, потому что название «Элитная» ни о чем не говорит, а когда состав полностью повторяется, то начинаешь в нем сомневаться. Зато, попинав немного дизайнера можно сделать вид, что всегда есть из чего выбрать.

Теперь понимаете, для чего в Узбекистане нужны дизайнеры?

2018   графдизайн   наша марка   упаковка
Ранее Ctrl + ↓