13 заметок с тегом

интервью

E-commerce: шаг вперед?

Статья полностью, здесь только моя часть для архива.

Развитием электронной коммерции в нашей стране занимаются более 10 лет. За это время несколько раз вносились изменения в законодательную базу, на очереди — разработка нового документа. Что же изменилось за это время и в каком состоянии находится электронная коммерция сегодня?

...

— Скорость интернета у нас действительно низкая. В то время как скорость должна быть такой, чтобы вы даже не задумывались об этом. Тогда это станет естественным состоянием и можно будет заняться чем-то еще: например, покупать в интернете. Самое больное место — это дорогой 3G/4G интернет у мобильных операторов. Сейчас 70% людей выходит в интернет со смартфонов, поэтому интернет, доступный в любом месте, — это очень важный момент для развития онлайн-коммерции.

Что касается логистики, то, например, у нашего сервиса есть хороший опыт работы с доставкой по всей республике через наших партнеров. Однако себестоимость доставки внутри Ташкента все еще велика. Отчасти это связано с тем, что рынок просто не развит. Отдельная проблема — экспорт местных товаров, который упирается в международную почту, ограничения, бюрократию, невозможность принимать
валютные электронные платежи и т. д. PayPal крайне необходим в Узбекистане.
Возможность отправлять, принимать и выводить деньги через этот сервис откроет
ворота для экспортеров в малом и среднем бизнесе. Сейчас, чтобы продавать свои
тюбетейки на Etsy, надо выстраивать нелегальные схемы, нарушая тем самым закон.
Bulavka.uz не сталкивалась с проблемами экспорта, потому что мы не развиваем
магазин для иностранных покупателей — мы хотим сначала сделать все как следует
в Узбекистане. Однако у нас есть экспортеры, которые, как Ермак осваивал Сибирь,
воюют с ограничениями наших банков. Банки же, в свою очередь, не имеют реальной конкуренции между собой, потому что делают все так, как им велит Центробанк.
Зачем им что-то развивать, если им не дадут это сделать?

Еще одна трудность — высокие налоги и проценты, которые необходимо платить
за использование платежных систем. Мы платим налог в 33%, что в итоге все равно
ложится на плечи покупателей, у которых складывается мнение, что в интернет-магазине все очень дорого. Также у нас нет возможности напрямую работать с банковским счетом без посредников.

Нужно вводить много законов, потому что интернет-коммерция в мире — это рынок с миллиардами долларов. Для начала было бы неплохо дать всем терминам однозначные определения, чтобы нельзя было трактовать их двояко, и исключить ситуации, когда одни акты противоречат другим.

И наконец, необходимо формировать представление об электронной коммерции у потребителей. У нас мало кто знает, что в интернете можно что-то покупать. А те, кто знает, делают это на китайских или американских площадках и иногда через посредников. Есть большой слой активных граждан, которые покупают в интернете, но делают это по серым схемам через продавцов в Facebook или Instagram. И когда им объясняешь, что все можно заказать на сайте и оформить оплату там же и что мы даже сами все привезем, что они смогут примерить и вернуть, если что-то не подошло, — они
не верят ушам своим, потому что для большинства это непривычно.


В интервью не оставили фрагмент о нехватке кадров:
Какой-то особой нехватки кадров именно в интернет-коммерции я не замечаю, но всегда есть нехватка айти-специалистов, потому что самые умные уезжают. Какие-то уже трудоустроены и не хотят менять шило на мыло. Не та сейчас ситуация, когда опытные талантливые программисты, менеджеры или дизайнеры доедают лошадь в канаве.

2018   интервью

Азамат Шамузафаров: «Следующий год будет взрывным для интернет-магазинов» (Коммерсант-уз)

Оригинальная публикация (сюда копирую для истории).

В Узбекистане благоприятная обстановка для ведения электронной коммерции, но онлайн-магазинов в разы меньше, чем могло бы быть, считает Азамат Шамузафаров, менеджер по продукту Bulavka.uz. Поговорили о проблемах в местном сегменте e-commerce, трудностях запуска и ведения интернет-магазина и перспективных нишах.

— Почему у нас медленно развивается рынок интернет-магазинов?
— У нас благоприятная обстановка для ведения электронной коммерции: небольшая территория и высокая плотность населения, а значит, построение логистики не будет проблемой. Особых препон для создания онлайн-магазинов нет. Но их в разы меньше, чем могло бы быть.

Огромное количество магазинов прекрасно чувствуют себя в Instagram: люди привозят товары из-за рубежа под заказ или реализуют хэндмейд-изделия. По идее все они должны продавать легально, для этого не потребуется больших затрат. Небольшой интернет-магазин на 50 товаров на шаблоне WordPress будет стоить $70. Подключение к системе оплаты — $100 и еще $100 на дополнительные расходы. Остается только зарегистрироваться как ИП. Но всем проще создать аккаунт в Instagram. Никому не хочется дополнительных сложностей, ведь интернет-площадку нужно раскручивать и обновлять. Тем временем это куда более перспективное направление.

Следующий год, по моему мнению, будет взрывным для интернет-магазинов, ведь людям будет проще покупать онлайн. Тогда и конкуренция появится.

— Какие есть препятствия для успешной работы интернет-магазина?
— Несмотря на то, что вы экономите на аренде, появляются расходы другого рода. Наши люди еще не готовы покупать в Интернете, приходится тратить средства на раскрутку площадки, устраивать скидки, акции, бесплатную доставку. Нужно привести клиента к первой покупке, чтобы он убедился, что это удобно и безопасно.

Если у такой большой сети, как Korzinka.uz, охват рынка составляет 5-10% по Ташкенту, то что говорить о покупках в Интернете (меньше 0,1%). 90% населения привыкли покупать на базарах.

Другая сложность — налог в 33% для комиссионных магазинов. Это существенно бьет по карману, и интернет-магазин вынужден перекладывать эту оплату на покупателя. Если налог уменьшат, то и мы сможем снизить цены. Если бы интернет-магазинам давали год-два налоговых каникул, люди работали бы легально, а не через Instagram.

Еще один минус — необходимость подключения платежных систем. За границей для этого достаточно написать код и переводить деньги в банк без посредников.

Если у вас маленький магазин, то вам не жалко переводить 1% комиссии в эти системы, но когда у вас площадка с сотней тысяч товаров, выходит кругленькая сумма. К тому же для деятельности, связанной с цифровыми платежами, необходимо получать лицензию.

— Каково примерное соотношение наличных и онлайн-платежей в обороте интернет-магазинов?
— В областях оплачивают заказы онлайн. В Ташкенте — через терминал и наличными. Превалируют наличные, так как мы больше работаем в столице. За границей есть система, которая блокирует деньги, а не снимает сразу. Наши банки консервативны в этом плане.

Чтобы открыть интернет-банкинг для физлиц, нам нужно строить отдельное здание, нанимать охрану, устанавливать повсюду камеры и т. д.

С одной стороны хорошо, что у нас высокие требования к безопасности данных, но с другой защита «сто пятьдесят дверей» и «миллион пропусков» значительно усложняет жизнь. На сегодняшний день такая система никому не выгодна, так как банки не получают процент с переводов.

— Какая форма регистрации бизнеса оптимальна для интернет-магазина?
— Можно начать с размещения своего товара на маркетплейсе: посмотреть, как пойдет товар, набраться опыта. Для этого не потребуется больших расходов, лишь открыть сумовую карточку для приема платежей.

Если вы хотите создать свой интернет-магазин с уникальным интерфейсом и атмосферой, есть два пути. Небольшой онлайн-магазин следует зарегистрировать как ИП, который легко открыть и закрыть. Но ИП не позволяет расширяться. Если вам потребуется склад, штат сотрудников, экспорт или у вас несколько учредителей, нужно открывать ООО. Открыть его не составит труда, но процедура закрытия очень сложная и может затянуться на год.

— Какой бюджет необходим для открытия интернет-магазина?
— Это зависит от расходов. На сервис вроде Le Bazar, где есть интеграция с системой магазинов, уйдет порядка $100 тысяч. Расходы на программное обеспечение есть и у Arba.uz. Хэндмейдерам стоит начать с Instagram, если товар будет уходить, то уже создавать домен (домен — 17 тысяч сумов в год, хостинг — около 20 тысяч сумов в месяц) и сайт (от 1 млн сумов). На рекламу в соцсетях ежедневно придется тратить по $5-10, в СМИ — 1-2 млн сумов (раз в квартал). При этом нужно быть готовым к наплыву заказов: если у вас, образно говоря, 10 подушек и 30 заказов, вы не можете обеспечить все заказы. Нужно это планировать.

— Каковы объемы продаж Bulavka.uz?
— В месяц с сайта заказывают около 150-200 товаров, как дорогих, так и дешевых. Есть товары, которые уходят лучше — одежда с размерным рядом, игрушки, всё, что не требует примерки. В целом конверсия довольно высокая. Но за год существования интернет-магазина мы еще не вышли в плюс. Самые прибыльные дни — вторник и среда, а также дни, когда мы добавляем товары и активно занимаемся рекламой.

— Как формируете цены?
— Сначала мы оцениваем товар: если цена составляет 20-30 тысяч сумов, то надбавка может достигать 100%. У нас бесплатная доставка, работать в минус мы не можем. На товары в диапазоне 300 тысяч — 1 млн сумов надбавка ниже — от 10%. Также влияет размерный ряд — если есть линейка размеров, наценка ниже. Мы продаем услуги, а не товар: быстрая доставка, выбор, описание, возврат.

— Как строится сетка товаров?
— Партнеры приносят из своих офлайн-магазинов брендовые вещи, которые не поместились на полке. Сейчас мы отходим от одежды и обуви. Появились игрушки, товары для дома, косметика. Будут товары для животных, расходники. Мы ориентированы на то, что продается лучше, и не продаем габаритные, дешевые и очень дорогие вещи. Например, у нас были «лабутены» в одном экземпляре за 12 млн сумов. Их не покупали, так как это статусная вещь, которую предпочитают купить в бутике, где есть выбор и индивидуальный подход.

— Логистика. Какие проблемы есть в этой сфере?
— В основном доставкой занимаются непрофессионалы — таксисты. У нас нет курьерской компании для постоянного сотрудничества. Можно работать с MyTaxi Express, либо с таксистами по постоплате. Но все-таки это не курьеры, и не факт, что они будут отвечать вашим требованиям (быть приветливыми, не курить, не «левачить» во время доставки и т. п.).

У Bulavka.uz есть свои курьеры в Ташкенте и партнеры по Узбекистану (профессиональная логистическая компания). Мы бесплатно доставляем по Ташкенту. Но, например, Bringo.uz считают, что бесплатная доставка — это нерентабельно. Они вообще не вмешиваются в получение средств от услуги.

— Что могли бы экспортировать интернет-магазины Узбекистана?
— У нас хорошо уходят национальные вещи, на которые в Узбекистане спрос намного меньше. Например, тюбетейку стоимостью $10 можно продать на etsy.com за $50-100. Западным потребителям надоели свои рисунки, поэтому у них пользуются спросом наши орнаменты и икат, например, на бижутерии. Еще одна ниша — сухофрукты, но это тяжело сделать, так как нужна фабрика, фруктовые сады и т. д.

— Один из недавно открытых интернет-магазинов — Days.uz. Как оцениваете проект и его перспективы?
— Хорошо, что есть такой сайт. У меня была похожая идея: сделать сайт по продаже дизайнерских вещей, привозить что-то из-за границы штучно. Минус Days.uz — отсутствие качественного отбора. Нужно выбрать определенную нишу, чтобы пользователь мог выбрать конкретные подарки, а не листать всё подряд. Несмотря на то, что сетка товаров достаточно разнообразна, выбора как такового нет. Но интернет-магазин вносит свою лепту в электронную коммерцию, что говорит о том, что люди уже могут покупать не только на AliExpress, но и у нас.

— Каких площадок не хватает? Какие ниши наиболее перспективны?
— Перспективных ниш довольно много. Первая — детские товары, потому что родители не жалеют денег на детей. Удобно работать с техникой: несложно добавить технические характеристики, описание, нужна только гарантия на продукт. Минус — большая конкуренция. Не хватает онлайн-покупки лекарств в аптеках. Для удобства можно было бы назначить минимальную цену на заказ, чтобы не уходить в минус от доставки одного цитрамона. В России пользуются спросом различные расходники: корм для животных, носки, бритвы, «памперсы», шампуни и т. п. Можно сделать функцию ежемесячной подписки на определенный товар.

Также у нас не хватает строительного интернет-магазина. В России есть «220 вольт», где продают всё для строительства: ламинат, инструменты, шланги, краска, шпаклевка и т. д.

— Многие интернет-магазины после года существования закрываются. Как вы думаете, в чем причина?
— Есть три проблемы: нехватка денег, веры в то, что это получится и низкая лояльность потребителей к онлайн-покупкам. Когда у нас будет тысяча интернет-магазинов, все будут покупать онлайн.

Одна из ошибок начинающих — ошибочное представление о своем продукте. Необходимо тестировать небольшие партии, но достаточные, чтобы получить фидбек. Надо не просто уметь продавать, а знать, что нужно людям, подавить в себе желание продавать то, что хочешь ты.

2017   интервью   сми

Джо Халматов: «20 минут смотрю в браузер»

Эге-гей! У нас возвращается рубрика «Интервью с дизайнерами»! Сегодня у нас Джо Холматов — арт-директор в «Мотомото», автор логотипов «Канишки», «Самурай-суши», «Френдс» и обновленного «Макро».


Как ты к этому пришел? Расскажи, как стать дизайнером.
Я пришел к этому благодаря своему отцу. Художник-оформитель по образованию, мой отец занимался этим всю жизнь. Учитывая, что он работал на дому, я всегда сталкивался с различными эскизами лого, вывесок, стендов и т. п. После, я начал встречать дома оракал, оргстекло и т. д. Поступил в Республиканский колледж дизайна, после просидел дома год и устроился в «Пасстранс Медиа».

Как стать дизайнером не знаю. Просто захотеть и стать, наверное.

Есть принципы в дизайне, которым ты неотступно следуешь?
Делать всё для решения задачи (изучать, разговаривать, тестить).

Какой у тебя рабочий распорядок дня?
Прихожу по-разному. 20 мин смотрю в браузер. Начинаю работать. Обедаю, смотрю в браузер, пью кофе, работаю. Ухожу. Перед сном смотрю в браузер, работаю.

Помнишь свою первую работу в дизайне, за которую получил деньги?
Да. Это были афиши фильмов «Темные воды» и ещё какого-то, не помню. Афиши были сделаны для кинотеатра Гагарина, на белом холсте, гуашью. Не помню, какой это был год и сколько мне заплатили.

Где можно посмотреть твои работы?
На Ревижне.

Обложка альбома для группы «Флаин-ап»

Расскажи про свой свежий проект. Например, про альбом группы «Флаин-ап» или над чем ты сейчас работаешь?
У меня есть готовый рассказ про работу над обложкой, можно посмотреть в портфолио.

А сейчас есть что-то, о чем широкая публика не знает?
Прямо сейчас работаю над этикеткой водки. Вот прямо сейчас, когда пишу ответ на твой вопрос. Это местная водка.

Как у тебя примерно разбит объем работ по местным и иностранным клиентам?
Большинство клиентов «Мотомото» на данный момент локальные, есть один из Чехии.

Стоит ли нашим дизайнерам работать с местными клиентами или надо фрилансить на иностранцев?
Не знаю, исполнителю виднее. Я работал с россиянами, например, и норм. Но я называл такую же сумму, как и местным. Как по мне, это честно. А работать с теми людьми, с которыми ты живешь в одной стране, а то и городе, удобнее. Удобнее понимать, о чем говорит клиент, как выглядит в жизни его конкурент и т. д.

Мне понравился логотип «Самурай-суши». Там сразу видно, что это самурайский шлем из рыбы. Расскажи подробнее об этой работе.
К нам обратилось руководство «Самурай-суши» по вопросу продвижения в соцсетях. Мы предложили им сменить лого и фирстиль. Обычно я рисую на бумаге несколько вариантов и ещё несколько суб-вариантов. Но в данном случае получился один — текущий. Это связано с тем, что не было четкого брифа. Я показал вариант на доске коллегам и большинство проголосовало «за». Хотелось следовать названию и связать продукт и Японию. Когда гуглил sushi logo, понимал, что в этой теме есть «категорийность» (в цветах и образах) и следовал ей.

Не могу не спросить про логотип «Макро», над обновлением которого ты работал. Во-первых, что означает этот «мячик-зонтик»? Во-вторых, что сподвигло клиента обновить логотип?
Учитывая, что руководство сети «Макро» и «Сандей» решили создать самую большую в Узбекистане ритейл-сеть, отказавшись от «Сандея», они начали продвигать торговую марку «Макро». С этим связан рестайлинг лого. Что этот «мяч» или «паруса» означают, нам не сказали.

Похоже, я никогда это не узнаю. Пользуешься ли какими-то приложениями, которые облегчают тебе работу? Ну, там, под смартфон. Кроме всяких фотошопов.
У меня нет смартфона :) Бумага и ручка очень облегчают работу, честно.

Тебе есть чем гордиться?
Да, профессиональным ростом. И желанием расти.

Расскажи про свой рост. Как ты вырос?
Смотрел по сторонам. Смотрел разные тематические форумы. Видеоуроки. Как делают другие. Участвовал в конкурсах, фестивалях. Я начинал с того, что сколачивал каркас штендера и натягивал на него баннер, с помощью молотка и гвоздей (строительного степлера у нас тогда не было). Сейчас я принимаю участие в таких процессах как графический дизайн, стратегия, бренд-концепция, копирайтинг, СММ и т. д.

Как ты относишься к использованию в дизайне стоковых файлов?
Нормально. Конечно, когда выводишь всё с нуля эксклюзивно, это смотрится прекрасно, но в сток-файлах нет ничего плохого

Если компания покупает шаблонный логотип и заменяет там название на свое, это ок?
Это не ок.

Допустим, у меня кафешка и меня устроил бы стоковый логотип. Я плохой?
Блин, очень трудно связать пару слов в ответ... Можно я просто отвечу «Да, это плохо»?

Как у тебя проходит процесс разработки фирменного стиля? На что в нем следует обращать внимание дизайнерам?
Для меня графический фирменный стиль — это, естественно, система визуальных атрибутов, созданных для того, дабы укрепить максимальную запоминаемость торговой марки и создания определенного эмоционального поля. Именно поэтому процесс у меня начинается с лого и к нему добавляются дополнительные части, связанные по цветам, геометрии и семантике. Дизайнерам стоит обратить внимание на то, что на данный момент система хорошего фирменного стиля оптимизирует клиенту работу с торговой маркой после сдачи проекта, работает на создание определенной атмосферы в носителях и точках контакта и, вообще, придает добавочную стоимость продукту или услуге.

Часто случается, что логотип выбрасывается, потому что развить из него фирстиль будет сложно или пока не ясно как?
Нет, такого (если мне не изменяет память) в моей практике не случалось. Более того, стиль можно и придумать и внедрить уже для существующего лого, например, сделанного не мной. Лого ведь самая важная деталь.

На сколько трудно это сделать? А если чужой логотип слабый? Что будешь делать?
Всё зависит от случая. Если клиент не хочет менять логотип (а это нужно предлагать всегда ;) ) по каким-либо причинам, слабый он или сильный, значит нужно концентрироваться на задаче. В конце концов, хорошим результатом проделанной работы можно задать новый, современный или другой по тематике посыл, оставаясь со старым лого. Автомобильная и футбольная тематика тому в пример.

Я вижу фирменный стиль не как набор фирменных цветов, шрифтов и примеров деловой документации. Для меня фирстиль — прежде всего что-то вроде языка, на котором говорит торговая марка. Потребитель должен его ощущать. Заходит он в кофейню и словно всем телом осознает, пропускает через себя ценности кофейни, ее характер, настрой. Марка общается с клиентом в том числе через фирменный стиль. Когда я вижу билборд, я должен сразу понять посыл, который лежит в описании бренда. Этого сложно добиться. Я копаю в этом направлении. Какое у тебя понимание фирстиля и что в нем важно показать?
Я лучше чем ты написал, не напишу. У нас схожие мнения. Да, это именно язык, понятный (в идеале) большинству людей с разными устоями жизни, языком, вероисповеданием и т. д. А в фирстиле для меня важно показать, точнее даже направить зрителя, потребителя к самому продукту, услуге и т. д. То бишь стиль — это некий красивый, объемный, неоновый указатель (Welcome to fabulous Las Vegas), максимально зазывающий на сам продукт, услугу, заведение и т. п.

Что читатели должны знать о тебе, как о личности?
Мне нравится формулировка «существо которое делает логотипы». Я бы тогда оставил так «субстанция генерирующая графический дизайн». И всё.

Хорошо, субстанция :-) Твоя любимая книга и картина?
Моя любимая книга... Пусть будет «Большая Советская Энциклопедия», просто потому, что я читал её больше других и держал в руках дольше, чем другие. Картина... наверное, любимой нет, но, если бы я что-то и повесил дома, то это был бы Архип Куинджи или Николай Рерих.

Ночное (1905—1908). А. Куинджи. Холст, масло; 107 × 169 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

А какие книги ты бы рекомендовал прочитать дизайнерам?
Признаться, не прочел ни одну книгу о дизайне от начала до конца.

Что отличает обычного дизайнера от хорошего?
Это самый сложный вопрос. Пусть будет наблюдательность: умение расширять кругозор.

Какой один хороший совет ты можешь дать нашим дизайнерам?
Учитесь сами (интернет). Делайте руками (рисунок, аппликация, изучение материалов и технологий). Наблюдайте за сильнейшими в мире. И главное, постоянно (желательно каждые полчаса) задавайте себе вопрос «а не х—ю ли я делаю?»(с).

Про руки — интересно. О чем нужно спрашивать дизайнеров в интервью?
О презентации и описаниях своих проектов перед клиентом. Кто как это делает и, желательно, с примерами.

И последний вопрос: у кого стоит взять следующее интервью?
Я вот реально бы хотел увидеть как работы, так и почитать о Малике Саидовой.


Спасибо Виктору Ершову за помощь с текстом.

2017   дизайнеры   интервью

Анвар Таишев — дизайнер «Пейми»

Если вы помните, недавно я искал дизайнера «Пейми» (Payme). Поиски не прошли даром и сегодня он расскажет вам как он работал над рекламой и рисовал эти милые карточки.

Анвар, расскажи немного о себе.
Меня зовут Анвар, мне 30 лет, родился и живу в Ташкенте. Женат. Заканчивал ТГТУ им. Беруни, факультет энергетики. По специальности, получается, я инженер =) Но получилось так, что одновременно с учебой устроился работать в типографию дизайнером. Делали этикетки для вино-водочной продукции... в основном. Затем, все это так закрутилось, что уже после учебы работал в полиграфии и далее перешел в веб индустрию (мобильные приложения, сайты) и так продолжаю работать в данном направлении.

Из личных качеств могу выделить ответственность, исполнительность, креативность, работоспособность, умение работать в команде.

Давно ли ты работаешь над дизайном приложения и рекламных материалов для «Пейми»?
С самого начала возникновения «Пейми», это примерно 10-11 месяцев. Мы в команде перебрали кучу макетов для «Пейми», которые я делал и так продолжается до сих пор. С каждым разом мы что-то изменяем, адаптируем, улучшаем.

Рекламные материалы... тут отдельная тема. На фоне остальных подобных систем мы хотели выделятся, сделать что-то необычное. Так постепенно пришли к нашим «карточкам» =) У нас даже есть костюм карточки =))

Мне очень понравились эти милые сумовые карты и когда смотришь на них, зарплата не кажется такой удручающей. Какая стояла задача перед тобой, когда стало известно, что нужно рассказать об этой услуге (переброс денег с карты на карту)?
На тот момент, переводы денег с карты на карту используя телефон было что-то новое у нас, поэтому надо было привлечь внимание пользователей к данной услуге... в процессе придумывания различных идей появились и карточки, затем уже и сама идея их «оживить» . Иногда в брейншторме может родится много интересных идей, поэтому тут не только моя заслуга, а всей нашей команды.

Когда уже есть направление, то можно придумывать различные ситуации, а если добавить немного юмора, то получается просто блеск =)

Ты ориентировался на чьи-то работы в технике рисования или это все сразу из головы?
Да, я вдохновлялся различными работами иллюстраторов. Смотрел как они прорисовывают своих персонажей, окружение, атмосферность.

Почему такой сексуальный неоднозначный сюжет в иллюстрации? Мне напоминает аниме.
Аниме... не знаю, не замечал. Неоднозначность для интереса, ведь столько «топорных» работ, на которые взглянешь и думаешь... ну ок, хорошо нарисовано. Поэтому хотел сделать именно идею, чтоб запомнилось.

С каждым разом совершенствуем персонажа. А, стоп! Аниме — да! Эмоции карточек! Действительно, мне нравится как в аниме выражают свои эмоции персонажи и возможно на автопилоте я перенес их на свои карточки.

Чем приложение «Пейми» лучше коллег вроде «Ю-пей» или «Клика»?
Изначально, основной упор делался на UI (пользовательский интерфейс), а UX (пользовательский опыт) шел уже на втором месте, но потом мы стали получать сообщения, что немного неудобно, или не могут что-то найти... В итоге, мы решили упор делать именно на UX, а потом уже UI. Уже исправлена большая часть приложения. Постепенно выкатываем апдейды (обновления).

А над чем сейчас работаешь?
Страница с деталями чека для оплаты. Дело в том, что у многих поставщиков услуг было не так много информации о деталях платежа, а с появлением различных услуг (типа погашения кредитов), детали увеличились в разы и нынешний чек уже не годится.

Анвар Таишев

Спасибо за беседу. Успехов в работе! Я карточкой не пользуюсь, так что нет опыта работы с «Пейми», но если вдруг начну, то поставлю себе :-)
Супер! Мне было приятно =) Меня наконец-то заметили! Ха-ха-х хорошего дня!

2017   дизайнеры   интервью   наша марка

Азамат Шамузафаров: Дизайн в Ташкенте не развивается десятилетиями

Это интервью, которое я дал журналу «Вот» (VOT) еще в мае. Если вы его уже читали, то далее ничего нового. Решил скопировать его сюда для внуков.

Относительно недавно на просторах узнета появился блог «Заметки.уз» дизайнера Азамата Шамузафарова. Там он предлагает концепт каких-то привычных вещей, вроде паспорта, рассказывает о некачественном дизайне, дает примеры хороших работ. И неизменно почти каждая запись вызывает бурю эмоций и обсуждений.

VOT связался с дизайнером и узнал, зачем он ведет блог, какую мысль хочет донести и что думает о дизайне Ташкента в целом.

БИО: Азамат Шамузафаров, дизайнер. Директор дизайн-студии «Гротеск». Родился в Ташкенте в семье геофизиков, детство проводил в Яккабаге вместе с родителями. Позже вернулся в Ташкент, окончил экономический институт, решил не продолжать работу по специальности и ушел в сферу дизайна. Работал в компании «Стайлмикс», в Cтудии Артемия Лебедева, в 2015 году открыл свое агентство. Ведет личный блог «Заметки.уз».

Немного о себе

Как таковых весомых регалий у меня нет, есть пара неких достижений в стиле «сайт года», где выигрывали мои проекты. Дизайном я начал заниматься в 1998 году, уже больше десяти лет. И лучше об этом никому не говорить, так как люди начинают ожидать от тебя каких-то совершенно невероятных вещей. И если ты их не делаешь, то интерес и уважение к дизайнеру становятся заметно меньше. Поэтому обычно я говорю, что занимаюсь дизайном достаточно долго.

Я не создаю wow-проекты, так как это сложно и не на все хватает видения. Если бы я проработал в студии Лебедева хотя бы год, мог бы создавать какие-то уникальные решения, но задержался там только на пару месяцев. Было ощущение, что зашел в воду по колено, огляделся вокруг, понял, что дальше бескрайний океан, и вышел из воды.

Студия Лебедева: как я туда попал

Странно думать, что попасть в студию Лебедева — невероятное достижение, доступное только избранным. Там очень много ребят из Узбекистана. Пока работал, насчитал минимум пять человек. У них, кстати, есть статистика того, из каких городов к ним приходят сотрудники, и есть несколько человек из разных городов нашей страны — Ташкента, Шахрисабза и Яккабага. Забавно, что я жил во всех этих городах и по статистике попадал во все регионы.

В студию я попал случайно. Обычно Артемий пишет на своем сайте, что им нужны дизайнеры, и дает к этому посту тестовую задачу. Как правило, тестовые задания очень сложные и занимают много времени, поэтому на этапе ТЗ отсеиваются такие ребята, как я, которым лень его выполнять.

Но в тот раз им были нужны люди, и тестового задания не было. Мои портфолио и резюме переотправили в отдел кадров, со мной связались и пригласили в Москву на испытательный срок. После него студия помогает иногородним работникам с документами по работе, однако не компенсирует расходы.

Москва, так же, как и раньше, мне совершенно не понравилась, по-моему, в этом городе ничего не меняется. Вся жизнь сводится к тому, что ты снимаешь комнату где-то в 20 минутах от последней станции метро и ездишь на работу по три часа. Мне не хотелось там оставаться, и спустя два месяца я написал отделу кадров, что у меня заканчивается регистрация и я собираюсь обратно в Ташкент. Мне, конечно, предложили переехать в Киев и работать в филиале студии, но я отказался и, глядя на события в Украине, ни капли об этом не жалею.

В студии очень строгие порядки — первым делом тебя ведут в отдел кадров, который объясняет, что к чему, ты подписываешь договоры о неразглашении з/п, согласие не использовать их фирменный шрифт нигде, кроме дел студии, не использовать разработанные для студии проекты в своих целях и т. д.

Работа в принципе интересная, дизайнеры участвуют в общих проектах, она всегда разная — делаются какие-то карты, графика, web. Кроме того, в студии очень развит командный дух, постоянно работая над проектами, ты чувствуешь себя причастным к чему-то большому и крутому, что очень мотивирует.

В принципе, я не жалею, что ушел из студии, потому что это бессмысленно и по сути ничего не меняет. Но там я мог получить большой опыт, так как те два месяца, что я провел, работая на Лебедева, уже научили меня каким-то новым и интересным вещам.

Отправка в большое плавание

Вернувшись в Ташкент, я продолжил работу в «Стайлмикс», но позже уволился оттуда, потому что двигаться дальше в компании было уже некуда. Кроме того, мне не нравилось, что мы просто выполняем заказы, не предлагая своих решений. Мне все время хотелось что-то развивать, а там не стояло такого вопроса. И я зарегистрировал свою компанию с мыслью «теперь я буду делать так, как захочу». Но на самом деле все не так просто.

Мы занимаемся графическим дизайном и фирменным стилем. Фирменный стиль — самая сложная задача во всем этом — его много, сделать его крутым тяжело, и это имидж и долгая работа. Лично мне больше по душе web-дизайн, так как он помогает решать больше задач, там нужно продумывать логику, оптимизировать его под устройства и так далее. А в логотипах и брендинге тоже есть задачи, но они не такие тактичные, как в веб-дизайне. Но брать большие деньги нужно именно за брендинг и логотипы, потому что они могут кормить тебя гораздо дольше.

Зачем дизайнеру высшее образование?

Изначально я хотел заниматься архитектурой, но выяснилось, что там нужно уметь рисовать, то есть владеть техникой академического рисунка, а я не поступал в университет, где этому учат.

Я окончил экономический институт по специальности «управление персоналом». Правда, мне этот навык пока никак не пригодился. Да и в общем образование почти не актуально. Оно работает тогда, когда сталкиваешься с реальностью и нужно выполнять актуальные, настоящие задачи, а не слушать некого профессора, который десять лет читает лекции по бумажке.

Если брать крупные зарубежные вузы, то их роль, на мой взгляд, несколько отличается от нашей — там это в первую очередь нетворкинг, который поможет тебе в дальнейшем. А если человеку нужно профильное образование и знания, то можно проходить короткие курсы или учиться в Интернете. Кстати, обучение в школе дизайна более эффективно. В Британской школе дизайна, которая находится в Москве, вам дают сразу готовую программу, которая точно понадобится и будет работать. Из таких школ вы сразу выпускаетесь готовым дизайнером, который знает и теорию, и практику, и умеет работать. А занимаясь самообразованием, вам еще предстоит решить, что работает, а что нет, что будет полезно, а что не очень.

Почему Ташкенты нужны школы дизайна

Почти год назад в Ташкенте запускалась школа рекламы и дизайна, и у них был не очень удачный опыт, потому что пришла не их ЦА. И ребята были не правы в том, что поставили это дело на паузу. Если проект окупается, то не стоит останавливаться, потому что через 5—6 выпусков, когда перебесятся маркетологи, будет приходить именно та аудитория, которой это нужно, которая заинтересована в образовании.

Нам необходимо развивать дизайн. Хотя бы потому, что в Ташкенте есть реклама. У нас есть институты, где его преподают, но, как и во всем мире, система образования немного отстает от реалий. И нужно создавать места для образования и преподносить их правильно, чтобы это действительно было нужно студентам. Вариантов два — коммерческая основа, где своим дипломом студент подтверждает, что действительно учился, либо делать школы бесплатными, о чем скажу дальше. Это будет мотивировать людей двигаться, развиваться и учиться.

Допустим, создать Центр дизайна и организовать необходимые условия — лектории, галереи, библиотеки и так далее. Проводить там лекции по искусству, дизайну и архитектуре, куда будут приходить те, кому это действительно интересно. Те, кто уже работает в дизайне, смогут пополнить свой багаж знаний, а те, кто только начал, смогут учиться на опыте и примерах. И таким образом на уровне города мастерство дизайна будет повышаться — это простой механизм. Когда вы ежедневно смотрите классные картинки, со временем начинаете делать свои вещи лучше, у вас воспитывается вкус, меняется восприятие.

Кроме того, благодаря такому центру люди будут понимать, что они занимаются чем-то важным и полезным, а не тупо нажимают какие-то кнопки и владеют фотошопом. И у дизайнера, и у клиента будет другое отношение к проекту, над которым они работают. Дизайнер сможет аргументированно доказывать неправоту клиента, если тот действительно не прав, он будет знать, как надо делать и как надо работать. Сейчас наших дизайнеров воспринимают как строителей — просто подрядчики, которые должны что-то сделать. В студии Лебедева мне нравилось то, что ты ощущаешь, что делаешь хорошую работу, и она ценится, что это реальная профессия, как тот же учитель или инженер. А в Ташкенте нет такого восприятия — это непрофессиональный подход, здесь ты не видишь, что то, что ты делаешь, приносит пользу. И это восприятие нужно менять.

И для этого тоже нужно создавать школы и курсы, где каждый день вы будете объяснять учащимся, что от них есть польза, что они решают важные задачи в жизни людей, что они должны гордиться тем, что делают, понимать, что могут не только «по-быстрому срубить бабла», а делать какие-то не коммерческие, но влияющие на жизнь города вещи. Потому что это важно, это развивает и рынок, и клиентов, и самого дизайнера. У нас почти нет дизайнеров, которые делали бы некоммерческие и социальные проекты просто потому, что им есть что сказать и их прет.

Как создавать школу?

Возникает логичный вопрос: зачем делать это дизайнерам и вкладывать свои деньги? Но создать что-то подобное можно и с минимальными вложениями, привлекая инвесторов и спонсоров, в том числе и государство. Условно говоря, можно привлечь банк или несколько банков, чьи логотипы будут мелькать на всех мероприятиях. То же самое с госучреждениями — можно попросить выделить для проекта здание, где не нужно платить за аренду, и во всех возможных вариациях упоминать, что эта организация поддерживает проект.

Так же можно решить вопрос с кафе — у нас множество кофеен, которые могут сделать там свой филиал, обеспечивать необходимыми вам услугами и делать для них некие поблажки по аренде.

Можно находить спонсоров под выставки и митинги, которые будут помогать в организации, приглашать каких-то зарубежных лекторов, главное — грамотно донести свою идею. Вопрос монетизации тоже решаем — те, кто бесплатно учится в школе, могут практиковаться на реальных заказах агентств, поддерживающих проект. То есть, грубо говоря, вы расширите штат за счет учащихся, выполните работу, а у учеников будет реальный опыт.

Так же можно брендировать какие-то места компаниями-спонсорами.

И можно развивать эту тему дальше, создавая сообщество дизайнеров, устраивая продвинутые, уже платные курсы, но должен быть центр притяжения, где все эти люди будут собираться и развивать сферу дизайна в стране. И если этим не заниматься, то ситуация не будет меняться. По идее, то, что мы делали 10 лет назад, и то, что мы делаем сейчас, почти не отличается. Хотя с развитием Интернета и технологий это регресс, а рост должен быть заметен каждый год. Если дизайнер не вырос за год, то у него, скорее всего, все плохо. А мы не растем десятилетиями.

И масштабы развития должны быть большими. К примеру, тот же «Reklama Servis» запрещает публиковать рекламу с алкоголем, обнаженными телами или никотином, но разрешает некачественную, совершенно безвкусную и ужасную рекламу. Помимо того, что рекламщики завалили весь город своей наружкой, которая по большей части неэффективна, так там еще и нет никакого дизайна. По сути, работая над этими билбордами, дизайнер сам оказывается жертвой, которая слепо выполняет приказы, чтобы заработать деньги. И большинство жителей Ташкента — тоже жертвы этой некачественной рекламы.

Любого рода шедевры, литературные ли, рекламные, в целом обогащают общество, и если их не будет, то мы попадем в темные века. И этот вопрос тоже нужно регулировать, выработать критерии наружной рекламы и не пропускать в город шлак, который его портит. Когда клиент поймет, что публиковать отстой нельзя, он начнет обращаться к дизайнеру не с требованиями, а за советами, слушая его как профессионала.

Налет скандальности на Zametki.uz

Заметки.уз создавались не для рекламы своего агентства, не для того, чтобы монетизировать свою работу. Переходов на сайт очень мало, за все время его существования около 120. И люди могут узнавать обо мне, но никак не связывают это с моей студией.

Блог я создал с двумя целями — освобождать мозг от кучи мыслей и обратиться к общественности, потому что мне не все равно. Мне не нравятся многие аспекты, которые есть сейчас в плане дизайна. Кроме того, сегодня я обращаюсь к людям, а завтра мы вместе сможем что-то изменить. Раньше я делал публикации на PR.uz, но проект не обновляется уже примерно 900 лет. Потом я перешел к записям на Facebook, но они начали теряться и пропадать в ленте. И я перешел к сайту.

Я не отношусь к этому, как к творчеству, — просто у меня есть мысли, и я их высказываю. Но не всегда все проходит гладко. С критикой и большим шумом получается и вовсе веселая ситуация. Например, с adweek. Сначала я просто честно высказал свое мнение о затее, но потом задумался: они пытаются что-то создать, как-то повлиять на рынок, и извинился за то, что выражался слишком грубо. Но по-прежнему не отказывался и не отказываюсь от своих слов.

С «Мурад Билдингс» вышло почти так же — мне не хотелось ждать до понедельника, и я опубликовал свой пост вечером пятницы. Мне позвонил Алишер Эльмурадов, который спросил, почему его компании не дали слова, чтобы рассказать, что и как. Я подумал, что он прав, и скрыл публикацию, ожидая его точки зрения. Но за выходные Алишер передумал и написал у себя на фейсбуке, и на основе разговора с ним я изменил публикацию.

Я думаю, что те скандалы, которые случаются, не более чем совпадения. Хотя сидеть и объяснять людям, что никто ничего не будет менять и они не правильно поняли то, что я хотел сказать, порой утомительно. На примере поста с паспортом я сделал вывод, что люди читают по диагонали, и нужно более доступно объяснять свою позицию. У меня нет желания обливать всех водой, а потом извиняться.

Порой люди просят меня высказать свое мнение об их дизайне, но с поправкой: если я буду разносить их работу, они обидятся. Но я не занимаюсь сложным анализом, как правило, просто в нескольких предложениях пишу свое мнение.

Темы я выбираю очень просто — хожу по городу и порой вижу какие-то проблемы. Делаю себе пометки и, когда появляется время, пишу об этом.

Дальше я буду развивать свой блог — у меня постоянно возникают вопросы, например, почему в городе почти нет скульптур, скамеек. Есть куча людей, про которых можно писать, некие работы, которые будут интересны. Возможно, когда мне надоест, я закрою свой блог, потому что, возможно, у меня кончатся идеи. Ну и я бы хотел заниматься вещами стратегического характера, направлять людей на эти дела и развивать наш город.

2016   дизайнеры   интервью

Упаковка печенья «Лё крош»

Так складывается, что второй дизайнерский продукт, который я хочу похвалить — упаковка. На этот раз — коробка для печенья «Лё крош». По форме ничего особенного, но для этой серии были заказаны иллюстрации по национальной тематике и это просто прекрасно. Дизайнер упаковки — Бехзод Узаков, иллюстратор Рустам Бабаджанов и с ним я пообщался о работе.

О продукте

«Лё крош» выпустили серию печенья с разными вкусами. Всего их три и для каждого были заказаны иллюстрации у Рустама. Для фотографий я купил печенье с изюмом и орехами. Стоят в «Корзинке» почти 9 000 сумов. Я ожидал, что внутри будут большие печенья, похожие на овсяные, а не деле оказалось, что это такие маленькие закусочки на один зуб. Немного напоминают печенье безе. Ничего сверхестественного на вкус, честно говоря.

Вот как описывают свое печенье производитель:

Печеньки это воплощение наших пекарей. Которые захотели создать продукт, который будет не только вкусным но и полезным, изящным, подчёркивающий нашу национальную культуру.

Все это мы воплотили в наших очень простых печеньках. Печенья овсяные сделаны по особому рецепту из настоящих овсяных хлопьев, грецких орехов и вяленой вишни. Это делает этот продукт особенно насыщенным полезными веществами.

Печенья изюм и орех, восточная пара ингредиентов, которые уже много столетий украшает наш стол.

Печенья Без ума. Безумно вкусное печенье в сочетании нежных меренг, тёмного шоколада и грецких орехов. Полные антиоксидантов.

Все печенья делают с добавлением коричневого сахара, что намного снижает аллергичность ингредиентов. Мы не добавляем улучшителей, разрыхлителей и других консервантов. Благодаря особой технологии они сохраняют все свои полезные свойства.

История иллюстраций

Рустам, расскажи немного о себе и своем творчестве
У меня художественное образование. Окончил «Беньково» и «[институт] К. Бехзода». Понял, что мне интересен графический дизайн и иллюстрации, нежели реставрация и лаковая миниатюра. Имел опыт работы в рекламном агентстве. Но сейчас работаю фрилансером. Так как предпочитаю брать заказы, которые интересны мне самому.

Ты прошел полный курс обоих училищ?
Да, в «Беньково» на лаковой отучился. В «Бехзоде» на реставрации один курс, потом перевёлся на факультет комп графики.

Где было лучше? Куда поступать молодняку? И будет ли от этого толк в наше время?
Даже будучи студентом, я понимал, что зря трачу время в ВУЗе. Так как самостоятельно, уже тогда, изучал доп. материалы по разным западным статьям и просматривал «Ю-тьюб». Конкретно в направлении дизайна, получить студентам в наших ВУЗах нечего. Но что касается других направлений исскуства, то бесспорно у нас сильные педагоги-художники.

Ок, вернемся к печенькам. Чья была идея использовать иллюстрации с такими персонажами?
Со мной связалась представитель бренда «Лё крош». Она безумно горела желанием использовать иллюстрации для своих новых печенек, так как такого у нас еще не производили. Иллюстрации по её словам должны были быть в западной стилистике, но с национальной ноткой. Мы придумали несколько незамысловатых сюжетов.

Как ее зовут?
Индира Маматходжаева.

Как заказчик вышел на тебя? Вы уже раньше работали или они специально искали иллюстратора?
Мы давно знакомы.

Были ли какие-то трудности или особенности в работе?
Стилистика мне близкая, поэтому особенных трудностей не было.

Картинки вышли отличными. Очень приятно видеть, что это не стоковые вещи, а нарисованы специально под продукт, к тому же местный. Расскажи про деление сюжетов по вкусам.
Изначально планировалось больше, чем три упаковки. Но решили пока три запустить (не знаю, можно ли этого говорить :))) Есть так называемые детские, мы хотели показать заботу мам о своих детях. Есть овсяные печенья, богатые углеводами, а значит хороши для силы и энергии. А что касается печенек с изюмом и орехами, то тут особо и думать не нужно было, решили сделать романтический сюжет. А объединяющим элементом во всех иллюстрациях является некий легкий юмор.

Рустам Бабаджанов

Это первый заказ для иллюстраций под узбекскую упаковку?
Да. Хотя были логотипы и иллюстрации и для других продуктов.

У тебя есть инстаграмы и другие бихенсы, где можно посмотреть твои работы?
Дриббл есть.

Есть любимые стикеры в Телеграме?
Да )) Вроде эти: Pier de Penciliere, Afisha.uz Tashmurad, Renshuu.

2016   интервью   наша марка   упаковка

Фаррух Шарипов: «Не тормозите».

Почти месяц на сайте не было новых интервью. Сегодня у нас отличный экземпляр — автор логотипов «Чопара», «Яппи филмс» и «Моджо кафе». О работах и дизайне вообще читайте в интервью с Фаррухом Шариповым.

Расскажи, для начала, о себе.

Я из города Навои, родился в Навоийской области. С детства хорошо рисовал. Карьеру начал там же, сначала делал социальную рекламу. После отчисления из Навоийского государственного горного института переехал в Ташкент. Понял, что копать не мое дело. Сейчас занимаюсь в основном графическим дизайном, брендингом, корпоративной айдентикой, диджиталом и немного веб-дизайном. В последнее время изучаю компьютерную графику и фотографирую немного. Занимаюсь этим 7 лет уже.

Брендинг «Махи»

Как ты все успеваешь?

В начале карьеры думаешь, что тебе нужно больше времени, чтобы обдумать, все делаешь долго. Ко мне через какое-то время пришло такое умение, как экономия времени. Я работаю все время. Не то, что я сижу за компом весь день, а то, что я мыслями в работе всегда. Могу смотреть сериалы, читать книги. Но мысленно обдумываю проект. Когда картинка в голове складывается уже сажусь за комп и делаю его.

Как ты стал работать дизайнером?

Все началось после того, как у меня появился комп. В начале я только играл на нем, потом устал играть, установил себе Фотошоп, Иллюстратор. Рисовал мышкой, изучал проги, делал разные эскизы.

Ты сейчас фрилансишь или в офисе работаешь?

Сейчас я в офисе. Работаю арт-директором/дизайнером в новой команде «Синтезис криэйтив лэб». Команда новая, сильная.

Ты много лет занимаешься дизайном. Как, по-твоему, можно стать графическим дизайнером? С чего начинать? С Фотошопа или с теории, с учебы онлайн или вузов?

Насчет того, как стать дизайнером — затрудяюсь ответить, т. к. у всех своя дорога. С чего начать? Тоже, как кто решит. Я этому делу нигде не учился, только вот сейчас хочу отучиться. Главное — всегда стараться сделать лучше, хотеть развиваться.

Где ты сейчас хочешь учиться?

Очень хочу учиться в Британке (Британская высшая школа дизайна), но там нет удаленки. Надо ехать. Параллельно ищу варианты по онлайн-обучению.

В Британке по каким направлениям?

Мне сейчас наиболее интересны направления по графике и продуктовому дизайну.

Стоит ли дизайнеру так распыляться по разным направлениям?
Опять-таки это касается самого человека. Я — любопытный человек. Мне интересны многие направления. Будучи дизайнером, я очень интересуюсь наукой, биологией, физикой. Возможно, узкая направленность кому-то кажется лучше. Но я так не могу.

Расскажи грязные подробности твоей карьеры.
Я просто не держался за место, за хорошее отношение с начальством, престижный офис. Если предложение лучше для развития, я уходил. Я за драйв, а не за постоянство.

Где можно увидеть твое актуальное портфолио?
Я загружаю только те работы, которые меня полностью устраивают. Да и в последнее время нет времени делать подачу.

Как делали «Чопар»? Какие стояли задачи, с какими проблемами столкнулись?
По «Чопару» задача была создать имидж сервиса по быстрой доставке пиццы. Надо было сделать акцент именно на скорость доставки. [Пиццерия доставляет в среднем за 40 мин, что не является чем-то особенным на рынке среди других доставщиков — прим. А. Ш.]

Был вариант персонажа-хищника, который прибежит быстро и съест твой голод. От него отказались. Нейминг и весь дизайн «Чопара» сделал я сам. Идея названия ко мне пришла как озарение: Чопар — гонец. Гонец доставляет быстро, что и требовалось передать согласно брифу. Так как название на узбекском, я решил сделать весь дизайн в национальном стиле. При запуске я узнал, что это понравилось публике. Народ интересовался, фотографировался с продукцией.

Он получил «Ред жолборс», и я был очень рад этому. Жюри отметило, что все получилось красиво и хорошо, европейскую часть очень впечатлил восточный колорит.

Над чем ты сейчас работаешь?
Сейчас у меня параллельно два проекта, которые скоро запустятся. А еще я самостоятельно работаю над концептом ребрендинга «Узбекистон хаво йуллари».

Вот это уже интереснее. Есть какие-то наброски? В чем основная идея?
Основная идея — в совмещении узбекского национального узора с самолетом.

А не страшно, что на самолете будет логотип самолета?
Я уже полгода работаю над этим проектом, понаделал много вариантов. Пока этот нравится.

Теперь немного общих вопросов. Что важно понимать в работе над проектами?
В работе над проектами важно четко понимать психотип клиента и задачу, так же важна командная работа.

Откуда берутся бесконечные правки?
В основном из-за недопонимания.

Кофейня «Би-энд-би»

Сколько вариантов делать клиенту?
Один.

Как отстаивать этот принцип?
Это конечно в идеале :-) Со многими клиентами, с кем работаешь уже долгое время и отношение с ними построено, получается легче. Ты сразу понимаешь то, о чем он говорит, и даже то, о чем он не подозревает. Если знать человека, можно предсказать то, чего он хочет и ожидает от тебя. Тогда нужен один вариант, который полностью доработан. Учтены те моменты, о которых сам клиент не задумывался. Вот тогда эффект «Вау!» и печать «Утверждено».

Можно ли брать любые заказы?
Возможно все, но я беру проекты, которые мне интересны. Если проект неинтересный и нудный, я стараюсь брать за него хорошую сумму.

Сайт для взрослых я бы нарисовал, но детские сигареты — нет. Я не стану делать то, c чем я не согласен.

Как стать арт-директором?
Нужна в первую очередь хорошая команда для арт-дира. Надо быть другом для дизов. Полностью понимать, кто что может. Направлять, вдохновлять, подсказывать и презентовать клиенту.

А что нужно делать дизайнеру, чтобы его назначили арт-директором? Вот я дизайнер и хочу роста, следующая ступень — старший или главный дизайнер, а потом арт-директор. Как мне себя вести?
Нужно иметь опыт. И быть круче всех в группе, быть им лидером. Арт-дир — это лидер в группе дизов.

Необходимо уметь критиковать чужую работу, устанавливать сроки, не выходить из рамок бюджета и, к сожалению, время от времени наказывать людей за слишком частые «перекуры» и г… дизайн. Но первое, что требуется — это вдохновлять, направлять и наставлять тех, кем вы руководите.

Упаковка чаев «Намасти»

Что такое узбекский дизайн?
Покажите мне его :-) Своей школы дизайна нет (я имею в виду нормальную школу), есть, конечно, стиль. Но он тоже смешанный из многих культур. Если говорить об архитектуре, изобразительном искусстве, то у нас есть чем гордиться. Но это было раньше. Сейчас мы юзаем только узоры и атлас. У нас с этим печально, никому дизайн не нужен, нужно животы набивать.

Тебе есть чем гордиться?
Горжусь своей командой.

Что ты хотел бы сказать нашим дизайнерам?
Развивайтесь, учитесь, общайтесь с другими дизайнерами, советуйтесь. Не тормозите.

Редактура — Виктор Ершов.

Упаковка шоколада «Фестиф»

Меня многие ругают за то, что я много ругаю других и никогда никого не хвалю. Но это не так. Просто я об этом не пишу сюда.

Чтобы исправить ситуацию к лучшему, я решил добавить новую рубрику (пока без названия), в которой буду рассказывать о дизайнах, сделанных в Узбекистане, которые мне понравились. Для публикации рассказа или интервью о дизайне нужно, чтобы это был заказ от клиента из Узбекистана, продукт был сделан для Узбекистана и дизайнер или агентство также работали здесь. Если вы хотите рассказать о своей работе, которая отвечает этим условиям, пишите на почту.

В первой заметке будет упаковка шоколада «Фестиф», который выпускает компания «Мавис». Плитку я обнаружил в супермаркете, когда чуть не купил ее (потом — купил). Дизайн упаковки значительно отличался от того, что я привык видеть у отечественного производителя.

Мне понравилось, что дизайн выдержан и имеет аккуратную работу с типографикой. Жирафы, конечно, внезапно из линейной графики стали силуэтной, но это не страшно. Хорошо, что производитель сделал упаковку нестандартной и показывает товар лицом.

После покупки меня ждал еще сюрприз: коробка оказалась раскрывашкой, а внутри лежал буклетик, который рассказывал о других видах шоколада этой серии. Вкус у горького шоколада тоже хороший. В составе ничего подозрительного не указано, так что можете попробовать сами.

Я подумал, что это хороший повод познакомить читателей с нашим дизайном.

Дизайнер Иззат Абдуллаев поведал все, что знал.

Автор на фоне авто

Расскажи о марке «Фестиф». Что это за шоколад и как он позиционируется?
Мы создали марку «Фестиф» для шоколадного направления нашей кондитерской фабрики «Мавис». «Фестиф» — это натуральный шоколад, изготавливаемый по бельгийской технологии и рецептуре. Позиционируется как недешевый продукт, с натуральными ингредиентами. Насколько мне известно, «Фестиф» продается дороже, чем несколько зарубежных аналогов шоколада (7 800 сумов — прим. ред.). Насколько мне известно наши технологи ездили туда для обучения. Исходя из этого на упаковке лидирует французский язык.

Задача перед дизайнером была — создать упаковку для премиум сегмента.

Кто работал над упаковкой?
Над упаковкой работали я — дизайнер, генеральный директор Мухтар Захиджанович и наш бренд-маркетолог Айнура Тураевна.

У меня появилась идея сделать иллюстрации от руки в стиле французских комиксов. Честно говоря, у меня не получилось как в комиксах, но думаю получилось своеобразно. Не было времени на много набросков, поэтому все мы остановились на таком варианте иллюстрации.

Что у вас не получилось реализовать? Было такое?
Коробка открывается как книжка. И открывающаяся обложка должна была быть двухслойной, по идее. Я сейчас забыл как это называется на языке полиграфистов, когда искал знал этот термин. Они не смогли нам так сделать. Если вы обратите внимание, у коробки плиточного шоколада, обложка однослойная, тоньше, чем должно быть.

Много было вариантов? Вы сразу нашли решение?
Честно говоря по иллюстрациям вариант только этот был, разных не рисовал. Директору мои работы обычно нравятся и не всегда мне требуется делать много вариантов. Бывает и такое конечно же, но это тогда, когда я на усталую голову делаю.

Вы ориентировались на какие-то дизайны, которые были сделаны до вас? Может, проводились исследования?
По конструкции упаковки мы долго проводили исследования и, исходя из способностей наших местных типографий, совместили два вида коробки в одной.

Иллюстрации к упаковке

Расскажи про иллюстрации.
Сначала у нас на иллюстрациях были использованы достопримечательности зарубежных стран. И только в одном виде я нарисовал «Шердор» (пл. «Регистан» в Самарканде).Мы думали что если на всех упаковках будут только местные монументы, у нас не будут покупать наш продукт. Нам же всегда все зарубежное подавай :-), а местным производителям нет доверия. Но, магазин «дьюти-фри» Ташкента попросил нас специально сделать больше вариантов с иллюстрациями национальных достопримечательностей.

Как я уже говорил, из восьми видов плиток только на одном была Узбекистан. И мне пришлось добавить еще национальных иллюстрации и их в итоге стало четыре. Но мы планировали использовать их только для «дьюти-фри». Но так получилось что они все равно попали в родажу и наш народ неплохо отреагировал на это :-)

Иллюстрации вы покупали или ты сам рисовал?
Я сам рисовал. Могу показать исходники на бумажках :-)

Как вы выбирали картинки ко вкусам?
Изначально задумка у нас была такая. Например, фисташки: в какой стране их много растет, такую иллюстрацию мы и делали. Решили, что для фисташек — это Турция, и я нарисовал памятник троянского коня, который находится в Турции. Еще у нас есть вид без добавок — самый горький вид, я решил передать характер Африки как родину какао-бобов.

Для вида с добавками кураги мы решили, что Узбекистан — родина абрикоса и мы были просто обязаны честно соблюдать задуманную идею. Так добавилась иллюстрация с «Регистаном» (медресе «Шердор» — прим. ред.). Когда я стал добавлять больше иллюстраций о нашей стране, совпадения со вкусами стали не достаточно хорошими. Так что вы можете встретить на прилавках вид с миндалем и иллюстрацией Афин или Ташкента.

Подарочный набор

Как у вас продажи этого шоколада ты не в курсе? Люди покупают из-за упаковки?
Я честно говоря не хожу в отдел продаж, у меня своих дел хватает. Конечно, мне известно кое-какая информация о продажах, но не хочу искажать информацию. Мы через письма, через акции в супермаркетах и из других источников получаем позитивную реакцию :-) Большинство реагируют так: «А это разве местное?». Как мы поняли, когда люди покупают «Фестиф», думают, что это зарубежный продукт.

Да, я тоже так решил, когда увидел впервые.
У нас еще есть коробка конфет «Фестиф» с карамельной начинкой, которая оформлена в таком же стиле. В наших планах выпускать еще другие виды шоколадных изделий, которые должны по идее создаваться в этом направлении, но не успеваем.

P.S. Дорогие читатели! Я понимаю, что логотип «Фестифа» напоминает логотип «Линдта», а упаковка другого десерта «Мависа» — «Бланко» передает привет упаковке «Конти Бонжур», но об этом в другой раз :-)

Джамшид Холикулов: «Залог успеха — сильное желание и много труда»

Надеюсь, вы соскучились по нашим интервью. Сегодня у меня в виртуальных гостях Джамшид Холикулов — дизайнер в Ньюмаксе, автор сайта «Май такси» и лектор курса инфографики. Я продолжаю оттачивать мастерство взятия интервью и, надеюсь, что с каждым разом выходит все лучше.

Что ты за человек?
Веселый, доверчивый. Во всем ищу позитив. Не знаю даже что еще написать.

Почему ты работаешь дизайнером?
Вообще, по специальности я журналист, но с самого детства меня больше привлекал дизайн. Еще до учебы в универе освоил Фотошоп, так, для себя, учась на журфаке. Я твердо осознал, что журналистом не стану, а буду дизайнером. В детстве очень любил рисовать.

Что тебе не понравилось в журналистике?
Не то чтобы не понравилось. Просто понял, что традиционная журналистика с ее жанрами и направлениями отстает от современного мира и поэтому я решил пойти по пути «дейта журнализм» (журнализм данных — прим. ред.) и освоил инфографику.

Рабочий стол

Как ты стал дизайнером?
В студенческие годы много учился, рисовал для себя и выкладывал в своем блоге. Потом меня заметили представители сайта Уз24.уз и пригласили поработать у них. Я делал для них инфографику. Это стало стартом в моей карьере дизайнера. Тогда я все еще учился рисовать: по ночам смотрел видеоуроки без конца, пробовал. Кстати, мой блог. В Уз24 проработал почти год. Затем мной заинтересовались в компании Ньюмакс и позвали туда. Там я сейчас и работаю.

У нас в стране большой спрос на инфографику? Ее заказывают только сайты или печатная пресса тоже?
По сравнению с двухлетней давностью интерес к инфографике вырос в разы. Сейчас инфографику публикуют и веб-сайты, и печатные издания, плюс другие общественные и госорганизации — для них это удобный и емкий раздаточный материал для информирования общественности о проделываемой ими работе. Многие поняли, что данный жанр очень удобен, поэтому интерес к инфографике растет изо дня в день. Так что перспективы тут огромные.

Расскажи про курсы инфографики. Что это такое, кто преподает, есть ли спрос, чему научаться выпускники?
Моей работой заинтересовались в «Общественном фонде поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана». Они предложили организовать курсы для работников фонда и студентов. Тренер — я, один.

Учебный курс разрабатывал сам, каждый урок начинался с теории (что такое инфографика, зачем она нужна, как ее делать). Затем переходили на практику (осваивали Фотошоп и Иллюстратор, начинали с азов и постепенно переходили к трудным задачам). Учебный курс длился два месяца, он включал в себя восемь занятий. Первая группа состояла из 10 человек, сейчас набралось почти столько же, но я никак не могу найти время для начала второго курса.

Теперь на курсы могут пойти любые желающие? Как записаться?
Да. Я вывешиваю объявления в социальных сетях, указываю номер. Чтобы записаться, нужно просто связаться со мной, неважно как.

Расскажи про свой свежий проект.
Сейчас работаю над проектом Воркли. Рисую дизайн веб-сайта и мобильного приложения. Это мой первый крупный проект. Работа близится к концу, скоро вывешу в Бехансе результаты.

Почему ты не обновляешь портфолио на Бехансе? Где можно увидеть актуальное портфолио?
Раньше я выкладывал туда все :-) Накопилось много шлака. Я решил обновить портфолио и начать с нуля, поэтому удалил старые работы. Теперь буду выкладывать только крупные проекты — дизайны веб-сайтов и инфографику. Скоро залью, почти все готово.

Актуальное портфолио есть в Дрибле.

Прекрасно, надеюсь скоро увидеть. Какой у тебя рабочий распорядок дня?
День начинается с пробежки. Затем иду на работу часов в 9-10 утра, домой прихожу где-то в 8-9 вечера. Ужинаю, слушаю музыку, смотрю кино — на это уходит несколько часов. Потом часов до 1-2 ночи опять работаю. Вот если бы человек мог не спать! :-) Я бы работал круглые сутки :-)

У вас там все в Ньюмаксе такие трудоголики? Кстати, вы работаете вместе с командой «Май такси» или те отдельно сидят?
У нас собралась такая отличная команда — все любят свою работу :-) Я сам работаю в «Май такси» — дизайн сайта на мне, плюс еще по мелочам.

Как ты повышаешь квалификацию?
Раньше смотрел без конца видеоролики на Ютюбе. Сейчас больше читаю специализированную литературу по интерфейсу и графическому дизайну. Как раз сегодня получу еще две новые книжки: «Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах» Майкла Джанды и «Вы сможете рисовать через 30 дней. Простая пошаговая система, проверенная практикой» Марка Кистлера.

В чем ты рисуешь инфографику?
В основном в «Адоби Иллюстраторе».

Есть любимый хоткей?
Command+S

Ты сотворил себе кумиров? Чьи работы тебя вдохновляют?
Кумиров нет. Вдохновляюсь от работ Анны Витал и Валерио Пеллегрини.

Джамшид черпает вдохновение у коллег.

Что именно тебя привлекает в их работах?
Работы Анны Витал просты, но очень талантливы. А Пеллегрини мастерски подает очень сложную информацию.

Что для тебя дизайн?
Дизайн — это в первую очередь творчество. Дайте десятку дизайнерам одну задачу и получите десять разных работ. В дизайне я показываю свое видение, мироощущение, воплощаю свою индивидуальность. Наверное, у всех моих коллег то же самое.

Ты считаешь, что дизайн — такое же творчество как и живопись?
Нет, по-моему, перед дизайнером все таки ставятся какие-то задачи. Иногда они бывают весьма конкретные в плане использования цветовой гаммы и т. д. Такой широкой свободы, как у живописца, у нас, конечно же, нет. Как говорится, клиент заказывает музыку, а мы пляшем под нее ? Но танец получается у каждого свой.

Значит, ты пляшешь под музыку клиента?
Клиенты тоже бывают разные. Кто-то ставит жесткие рамки и требования, кто-то говорит: «Делай на свой вкус». Раз на раз не приходится.

Есть принципы в дизайне, которым ты неотступно следуешь?
Каждую свою работу представляю как таймлайн (временная шкала — прим. ред.). Это, наверное, главный мой принцип в работе.

Что тебя раздражает в дизайнерах?
Много градиента в работах.

Какова ситуация с дизайном в Узбекистане, на твой взгляд?
Рынок дизайнерских услуг находится в зачаточном состоянии, хороших дизайнеров пока очень мало, и к тому же их услуги не оцениваются по заслугам как в материальном, так и моральном смысле.

К примеру: клиенты и обычные люди — потребители дизайна — не способны пока увидеть в профессионально сделанной работе ее преимущества, не способны оценить мастерство дизайнера. Вот что я имел в виду.

Как стать дизайнером?
Залог успеха — сильное желание и много труда.

Приведу один пример. У меня есть близкий друг, который из контентщиков перешел в ряды дизайнеров. За год он работал днями и ночами, самостоятельно изучая дизайн, пробуя, ошибаясь, без конца переделывая работы. И в итоге, за год, он стал мастером. Работает в одной из крупнейших компаний Узбекистана. Он мог бы бросить на полпути, устав от сложностей, но он смог [достичь результатов]. Так что все зависит от самого человека. Тем более, в Интернете полно необходимых материалов для самообразования в дизайне.

И как его зовут?
Это секрет :-) Он сам не хочет светиться. Он считает, что ему еще нужно многое узнать и многому научиться.

Т. е. он мог бы стать хорошим примером для начинающих дизайнеров, но теперь мы никогда не узнаем как его зовут, потому что он работает с важными людьми и не хочет палить контору?
К сожалению, так. Но очень скоро он зальет свое портфолио в Биханс и вы сможете познакомиться с ним и его работами.

О чем ты мечтаешь?
Покорить Силиконовую долину :-) (имеется ввиду Кремниевая — прим. ред.)

А, вообще, как ты считаешь: какие могут быть мечты у графического дизайнера?
Это, наверное, зависит от поставленных целей в самом начале работы в дизайне. Кто-то мечтает открыть свое креативное агентство, кто-то хочет поехать в Калифорнию работать в Гугле или Эппле, кто-то хочет тупо разбогатеть.

Тебе есть чем гордиться?
Пока, нет.

Что ты хотел бы сказать нашим дизайнерам?
Больше наблюдать и учиться у опытных дизайнеров и, конечно же, больше работать.

Последний вопрос. Кто должен быть следующим для интервью?
Фаррух Шарипов.

2016   ux   веб-дизайн   графдизайн   дизайнеры   интервью
Ранее Ctrl + ↓