11 заметок с тегом

история

Узбекистан забрал больше всех наград на фестивале рекламы «Ред джулборс»

Центрально-азиатский фестиваль коммуникаций «Ред джулборс» (Red Jolbors) — одно из самых ожидаемых событий года для специалистов рекламной отрасли в регионе. В этом году 7 золотых наград, несколько поменьше и гран-при получили рекламщики и дизайнеры из Узбекистана.

Победители (фото © Пятницкий маркетинг)

Фестиваль

На подобных фестивалях есть много особенностей: начиная от главной темы и заканчивая составом жюри. Награды здесь не совсем отражают то, о чем может подумать обыватель (выигрывают самые лучшие в мире). Агентства специально готовятся, чтобы побеждать на определенных фестивалях — готовят работы и выстраивают стратегию. Не хочется по-делитантски сейчас все объяснять, потому что это долго и нужно знать проблему изнутри, но хочется порадоваться за наших ребят, потому что это очень важно для них и для рекламной креативной индустрии в нашей стране (ну, в Ташкенте).

В этом году участники из Узбекистана взяли реванш и стратегической ковровой бомбардировкой уничтожили все шансы представителей из других стран собрать главные призы. Потому что мы не только получили больше всех золота, но и в целом представили, судя по всему, больше всех работ (на сайте фестиваля я не нашел статистики по странам, но поверхностный анализ дает такое представление).

Так, например в категории Corporate branding: Brand strategy and design solution в прошлом году от Узбекистана вообще не было работ, а в этом году в лонглист попало сразу 10 из 16. В категории Consumer branding: Art direction в прошлом году также не было представлено никаких работ, но в этом году из 7 работ в лонглисте 6 было из Узбекистана. Это показательно и говорит о том, что нужно готовиться к подобным мероприятиям организованно.

Но такая ситуация не по всем категориям. Среди кандидатов на Best Influencer только 2 из 6 работ были наши. При этом одна из них — клип Татарки (DBLA), а вторая тот хайп «Пелемен требуют наши сердца», который из мема вырос в бесплатное (это важно) маркетинговое решение, благодаря заранее подготовленной почве (фейсбукинг). В итоге «Тесто» получило золото в этой категории, а клип от DBLA — серебро здесь и золото в категории Film craft. Но важно отметить, что в титрах к клипу указано:
Directed by Azar Strato, Alina Pasok
Script: Azar Strato, Alina Pasok, Vadim Ksenodokhov
Local production: DBLA production

По личному впечатлению, не хватало представителей Казахстана (где проходил фестиваль) — наиболее сильных конкурентов. Возможно, я ошибаюсь. В любом случае, члены жюри (в основном из России) всегда могли не дать призы слабым работам, но большинству нашим они дали — все заслуженно.

Кто эти люди

Полный список победителей был доступен на сайте фестиваля по адресу https://jolbors.com/works/winners, но сейчас куда-то пропал и такой страницы на сайте нет, как и ссылки на все работы победителей.

Обновлено 1 октября: добавил серебро Abstract Visuals

★ Гран-при за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Агентство года — TBWA/CAC/Tashkent
★ Клиент года — Техномарт (работы для этого клиента принесли больше всего баллов агентству)
★ Золото Campaigns: Promo & Activation за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Corporate branding: Art direction за Me’mor — MA’NO branding
★ Золото Film craft за клип Татарки — DBLA
★ Золото Film: Copywriting & storytelling за Ehhh... Ahhh... — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото PR: Campaigns за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Marketing: Best project in retail category за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Best influencer за «Пелемен требуют наши сердца!» — Замира Рахманова
★ Серебро Marketing: Best project in retail category за ребрендинг Техномарта — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Print & outdoor: Design за бар «Гравитация» — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Consumer branding: Art direction за Kimchi plate — MA’NO branding
★ Серебро Consumer branding: Concept за Natural packaging for natural product — Синтез
★ Серебро Film craft за ролик Uncle Chill — Abstract visuals
★ Серебро Best influencer за клип Татарки — DBLA
★ Бронза Consumer branding: Packaging за ребрендинг Allercetin — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Consumer branding: Art direction за ребрендинг Grippo-Stop — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Corporate branding: Brand strategy & design solution за Бренд (логотип) Ташкента — MA’NO branding
★ Бронза Film craft за Узкард — DBLA

Почему это важно

Не все (ладно, не не все, а нерекламщики) понимают почему важно участвовать и побеждать на фестивалях — для этого я здесь. Участие (платное) в фестивале рекламы заставляет агентство специально готовить презентацию, рассказывающую о работе (часто в формате видео). В результате вместо обычного набора файлов для клиента, уже имеется более профессиональный подход к работе — дизайн или видео делают с таким расчетом, чтобы было не стыдно позже показать членам жюри.

Иногда это приводит к созданию так называемых «фестивальных работ», которых в реальной жизни никогда не будет, но показывает потенциал агентства.

Также следует отметить, что в разные годы (иногда всегда) на разных фестивалях (в мире их сотни) нужно понимать за что тебе могут дать приз. Нельзя просто так взять и скинуть стандартный брендбук, надеясь на победу.

Очень часто на результат влияет состав членов жюри.

Одна из задач организаторов фестиваля выстроить работу таким образом, чтобы участники понимали, что от них ожидают. Это напоминает работу главного редактора, который решает каким будет издание. Поэтому в мире рекламы так много фестивалей и к каждому нужен свой подход. Одна и та же работа может сначала не попасть в шортлист, а потом получить гран-при.

Присланные работы оценивает независимое жюри из разных стран. Часто это бывают приглашенные специалисты из других регионов, чтобы можно было избежать субъективности. Как правило, один-два члена жюри из местных, чтобы объяснять остальным локальные мемы. Поэтому, важно готовить работу так, чтобы иностранцы поняли, что в ней крутого.

Для нас победы на признанных фестивалях — это независимый рейтинг агентств, который они могут показывать свои клиентам, особенно на тендерах. Как понять, чьи работы лучше? По личному мнению? Оно у каждого свое. Призы с фестивалей — более объективный показатель. Если агентство имеет множество наград, значит они понимают в вопросе больше, чем остальные. Хотя последние могут принципиально не участвовать и быть при этом тоже профессионалами — такие примеры тоже встречаются.

Наконец, награды важны для вдохновения и гордости за свою профессию. Почувствовав однажды вкус крови — трудно остановиться.

Тусовка

И вот мы подошли к интересному моменту. Спасибо, что дочитали. Сейчас складывается ситуация, при которой рекламщиков все знают, а цифровых дизайнеров — нет. Хотя последние работают в более технологичных, новых и интерактивных решениях. Рекламные дизайнеры и диджитал-дизайнеры — разные сообщества, которые изредка пересекаются друг с другом. Это печально. На нормальном рынке звезд хватает как среди классиков, так и среди авангардистов.

Это связано с тем, что рынок дизайна в Узбекистане перекошен в пользу понятных большинству решений — печати, наружки и видео. Можно назвать несколько агентств, которые занимаются брендингом, наружкой или видео, но у нас нет студий, которые зарабатывали бы деньги на создании приложений или делали бы крутые решения для веба. Нормальные сайты — да. Фестивальные — нет. Все популярные приложения сделаны внутри самих компаний или на начальном этапе были заказы у каких-то фрилансеров.

Маркетологи тратят весь бюджет на наружку и видео, оставляя интернету морально-устаревшие баннеры, половина из которых блокируется браузерами. Наружку все видят на улицах, а для видео существует телевидение. Им никогда не придет в голову сделать наркоманский инстаграм про пышки, поэтому специалисты по цифровому дизайну нужны на уровне стандартного SMM, который носит оповещательный характер.

В итоге веб-дизайнеры и дизайнеры интерфейсов работают фрилансерами в своих пещерах. В отличие от дизайна приложения, дизайн наружки или ребрендинг провести удаленно будет сложно. У диджитал-дизайнеров нет того сообщества как у рекламных креативщиков и первые не пиарят себя как последние. При этом цифровые дизайнеры могут зарабатывать на фрилансе больше, чем графические дизайнеры в агентствах, но вся слава достается тем, кто над ней работает.

Если бы все наше население сидело в интернете (как, например, в России), тогда бы распределение бюджетов было иным. А пока мы чествуем классиков — время такое.

Ребята, спасибо за вашу работу!

Для установки бронзовых букв на Братских могилах хокимият привлек китайцев

Это становится очевидно из видео, недавно опубликованного пресс-службой. Потому что только китайцы не понимают что такое русские буквы и как они выглядят.

Горе-специалисты отлили буквы в бронзе, но совершенно не понимали, с чем они имеют дело. Я не знаю, где они взяли такие буквы, но посмотрите, что они творят со словом Одесса:

Обратите внимание какого размера буква Д

С надписями вообще не работал дизайнер, потому что хокимият решил, что надпись — это вопрос установки, а не дизайна. Интересно, кто именно отвечал за обновление наименований городов-героев?

Я уже писал о том, что с хокимиятом нельзя бесплатно работать, поэтому просто так помогать им не стану, но то как сейчас выглядят надписи — это позор.

Вот как выглядят русские буквы глазами китайцев. Подробнее в статье § 183. Секрет китайского дизайна

Буквы разной толщины, размеров, ширины, местами просто неправильно нарисованы. Обращаю ваше внимание, что себе в здание городского хокимията, были заказаны у дизайнера очень красивые иллюстрации некоторых наших городских зданий. Вы могли их видеть, если были внутри здания. Т. е. когда им надо, они все понимают как делать, но когда это не обязательно — пипл схавает — тогда можно обойтись малой кровью.

От такой буквы У кровоточат глаза

Я пытался найти исторические фотографии, чтобы понять в какой момент все пошло не так, но не нашел. Скорее всего, накосячили в 90-е при каком-то ремонте, а в наше время даже не понял какой ужас они повторяют.

На этом старом фото видно, что вместо буквы N использовали зеркально отраженную букву И, потому что авторы не понимают разницы в написании N и И. А буква S нарисована в принципе неправильно, потому что утолщение штриха совсем не в тех местах, где надо. Если человек попробовал бы написать эту букву пером, он бы понял, почему штрих утолщается и утончается в определенных местах.

Считаю, что все надписи необходимо переделать и заказать разработку профессиональным дизайнерам, которые понимают в типографике. Также необходимо, чтобы был авторский надзор при установке букв, потому что даже буквы рядом у нас порой не умеют поставить как надо.

Рабочие столы российских дизайнеров из 2003 года

16 лет назад был такой сайт Astarta.com. Его вела иллюстратор Ева и кроме своих иллюстраций собрала там скриншоты рабочих столов знакомых лично и онлайнно дизайнеров и иллюстраторов. Если кто-то застал те времена, то могут вспомнить про Анкла, Смарта, Экзакта, Йована, Корнея или Спая. Сейчас сайт доступен только через Веб-архив (используйте ВПН), но скриншоты рабочих столов там не сохранились, зато интересно заглянуть в папку с другими изображениями, среди которых, например, снег в Москве в 2001-м году ☺️.

Не знаю зачем, но тогда я сохранил эти десктопы и они кочевали с другими файлами по моим компьютерам. Думаю, это может быть интересно дизайнерам и любителям истории. Чтобы узнать где чей десктоп, посмотрите название файла — там указан никнейм владельца.

В заметке только первая часть, если вам нужны все 88 скриншотов, то скачайте невероятные 13 Мб архивом. Олдфаги есть?

 Нет комментариев    4   3 мес   веб-дизайн   история

Зачем каждый день встречаться с незнакомцами из Фейсбука

Я решил устроить социальный эксперимент и пригласить познакомиться вживую своих подписчиков из Фейсбука. Объявил, что в течение апреля я встречусь со всеми, кто оставит комментарий под публикацией и укажет дату. Чтобы их немного мотивировать, я сказал, что кофе будет с меня. Для многих важна не халява, а якобы причина, чтобы прийти — так им проще согласиться. Общество в лице СМИ и интернета давят на нас, требуя быть красивыми, здоровыми, успешными, поэтому многие может и хотели бы познакомиться, но из-за комплексов не торопятся.

Зачем мне это нужно

Во время эксперимента были те, кто меня поддержал, потому что идея казалась им классной. Но большинство считало, что я трачу свое время на случайных людей, не понятно ради чего. Вместо того, чтобы проводить его с семьей или настоящими друзьями, я прихожу в 19:00 в кофейню Тимс и знакомлюсь с каким-то чуваком из интернета и так почти каждый день.

Я придерживаюсь английской пословицы «Не попробуешь — не узнаешь». Можно много говорить, но лучше — делать. Поэтому, я решил сам все проверить: какого это знакомиться со случайными людьми из интернета.

Как проходили встречи

В день Х я старался написать за несколько часов, чтобы напомнить, потому что стало ясно, что не все ведут записи о предстоящих встречах. Так один забыл, а второй не вспомнил до сих пор. Пару раз я был так занят, что не успевал написать заранее и делал это ближе к вечеру. Практика показала, что если за час до встречи вторая сторона не выходила на связь, велика вероятность, что она вообще никуда не выйдет.

Мы всегда встречались в кофейне Тимс. Я предлагал кофе или другие напитки. Чуть менее половины выбирали чай, а пара человек успели все сделать до моего появления, потому что приехали раньше.

Потом я предлагал гостю рассказать о себе. Было три основных вопроса: расскажите о себе, что вы хотели узнать обо мне, почему вы захотели встретиться? Некоторые собеседники прямо с удовольствием выкладывали свою историю, другие были скромнее и это усложняло беседу, но тоже было по-своему интересно. Наконец, третьих интересовал больше я и моя работа.

С кем я познакомился

На встречу записались 19 мужчин и 5 девушек (+1 перенесла на Май). Двое мужчин в итоге не пришли, но большинство исправно соблюдали договоренности.

Все девушки были не замужем, одна из них была уже невестой. Я думаю это важный момент, потому что я думал, что девушек не будет совсем, но оказалось, что они рады пообщаться, но муж не поймет. Скорее всего поэтому на встречах не было замужних.

В этот момент я сам задумался: как я отреагировал бы, если моя жена сообщила, что хочет встретиться с одним чуваком из интернета, чтобы познакомиться лично? Скорее всего я был бы не против, потому что если бы мне стоило переживать, наверное, никто бы мне не говорил о подобных планах. Но нормальным для меня была бы разовая «акция». С другой стороны, в наше время столько деловых женщин, что они хотя и по работе, но все же очень часто знакомятся с новыми мужчинами.

Мне попались люди самых разных профессий, но большая часть была связана со СМИ или дизайном. Это логично, потому что такое у меня окружение. Но были и редкие птицы вроде стоматологов или переводчиков. Интересная профессия важна для разговора, потому что тогда есть, что рассказать, а мне — послушать. На первой же встрече задавать личные вопросы сложно, но вот что-то о том, чем занимаешься вполне возможно. Чего-то экстраординарного как укротитель тигров или ликвидатор промышленных аварий мне не попадалось, также не было чиновников.

Было очень приятно, что все девушки оказались как на подбор — красивы и умны. Мне повезло, что они позволили себе непринужденное общение, потому что обычно я себе многое позволяю в беседах и кого-то это может смутить. Отмечаю, что они существенно улучшили весь эксперимент, потому что знакомиться с мужиками каждый день трудно.

Что мне это дало

Я бы не назвал все встречи идеальными, были и скучные для меня или те, что не запомнились, но хватало и таких ярких, которые компенсировали более слабые. В целом я считаю эксперимент удавшимся, особенно потому, что я теперь знаю, что это такое.

Оказалось довольно трудно каждый день (с редкими исключениями) приезжать в назначенное место после работы, чтобы снова задавать вопросы новому человеку. Хорошо, что среди гостей были и такие, кого я уже знал и они хотели просто поболтать. В таких случаях я тоже узнавал о героях что-то новое, но обстановка была более расслабленной, потому что обе стороны знали чего ждать друг от друга. В среднем мы общались по часу или полтора и с учетом дороги и промежуточных моментов, у меня уходило 2-2,5 часа каждый день.

Кроме налаживания знакомств, я хотел познакомить своих товарищей из интернета с кофейней Тимс, но на удивление оказалось, что их интересовало больше общение или знакомство, чем распитие вкусных напитков. Увлекались кофе по грубым расчетам около четверти, т. е. люди, которые знали составы основных напитков. Я-то думал, что мы будем вести дилетантские беседы на эту тему, но не срослось. Остальные были из разряда стандартных потребителей кофе без углубления в детали или вообще любители чаев. Меня это немного смутило, потому что я-то был уверен, что все кофе любят, но оказалось, что не все. Сразу можно себе представить мини-модель нашего рынка кофеен.

Такой режим заметно сказывался на времени, которое мне следовало уделить семье, поэтому повторять я не стану и вам не советую. Нормальный режим — около недели 5-7 человек приходят и вы живо беседуете. Еще лучше, если они не просто запишутся, а коротко расскажут, чтобы вам было понятно, кто вам наиболее интересен, чтобы вы могли выбрать. Это будет хорошо для обеих сторон, потому что не будет вымученных встреч.

Еще лучше сделал А. Лебедев, который совместил встречи с подписчиками и прогулку до работы. У него огромная аудитория, было из кого выбрать и его авторитет не позволил бы собеседникам опаздывать на подобные свидания.

В какой-то момент, на этих посиделках родилось две идеи:

  1. Устраивать в Тимсе встречи не между двумя людьми, а групповые с каким-то основным гостем. Что-то вроде Книжного клуба, но без книг. Место и формат позволяет это сделать.
  2. Организовать в формате интервью дебаты между дизайнерами на какие-то актуальные профессиональные вопросы. Приглашались бы 2-3 дизайнера, а я задавал бы тему встречи и курировал обсуждения. Все это можно было выпускать в формате подкаста или прямой трансляции в Фейсбук.

Обе они успешно сдохли, не родившись. Потому что, чтобы что-то сделать, нужно это делать. Я не представляю как при текущем недостатке времени все это реализовать. Я понял, что надо прочитать книгу про делегирование, потому что в наше время надо не один за всех, а все за одного.

Интерфейсы старых почтовых клиентов и сервисов

Четырнадцать лет назад я задумал сделать свою онлайн-почту. Тогда еще пользовались Батом, Аутлуком и другими настольными клиентами. Однако, Джи-меил, Яндекс-почта и Меил-ру шли уверенным шагом в веб-будущее. Тогда я насохранял более 200 примеров почтовых интерфейсов различных сайтов и программ для Виндоус, Мак, Линукс и других ОС. Конечно, никакой почты в итоге не вышло, потому что как это всегда бывает: дизайн есть, программиста нет.

Для истории это может быть интересно, поэтому я решил загрузить на сайт архив, а здесь покажу несколько примеров.

Интересно, что за столь много лет ничего принципиально не изменилось. Современный пользователь без проблем осилит древний интерфейс.

Скачать 220 скриншотов почтовых интерфейсов (JPG, ZIP, 25 Мб)

Ранее Ctrl + ↓