14 заметок с тегом

история

История медиа в узнете, 2009—2019

Решил записать историю узнета за последний десяток лет, чтобы потомки знали, что мы сделали что-то значимое и нам есть, что рассказать.

2009

16 мая — Правительство запускает ЕПИГУ — «фабрику мнений об экономике и политике, а также о жизни среднего класса». После ухода основателя (2016), перезапуска, введения обращений (2017), смены названия на ПОРТАЛ (2017), перемены формата портал остается фабрикой актуальной журналистской аналитики.

Сентябрь — Тимур Абдулин запускает портал Re:post, чье название станет нарицательным, хотя это не первое и не последнее его медиа, сделавшее подкуп источников основным инструментом добычи информации.

Декабрь — Евгений Скляревский уходит с поста главреда газеты «Компьютел», который занимал восемь лет в общей сложности — их принято считать золотыми годами «Компьютела».

2010

1 апреля — запуск портала Player.uz, которому предстоит заменить миллениалам «Афишу».

Апрель — Людмила Евсеева запускает «My Day TV»; канал станет платным в 2013-м, чуть не закроется в 2014-м, откроет свободный доступ к прямому эфиру в 2019-м и останется единственным независимым информационным ТВ в рационе тех, кто не смотрит ТВ.

2011

17 апреля — выходит сериал «Великолепный век», который станет эпосом десятилетия.

24 мая — My Taxi впервые выходит на IPO и привлекает на $1,3 млрд: это второй результат после Yandex.Taxi. Через полгода появится Go Taxi, который с 2015 года стабильно удерживает второе место после My Taxi по популярности в Узбекистане.

27 декабря — Комил Алламжонов сменяет Асаджона Ходжаева на посту пресс-секретаря президента. На смену ходжаевской пропаганде приходит алламжоновская — лобовая, лапидарная, напористая и эффективная.

2012

Январь — Akfa group покупает 75% компании Go.Uz Production за рекордные тогда $250 млн, подтверждая, что контент в цифровой среде становится главной ценностью.

Июль — Hook.Report первым из узбекских интернет-изданий собирает на краудфандинге сумму, необходимую для запуска. Краудфандинг вскоре станет популярной моделью финансирования независимых медиа в Узбекистане.

2013

Июль — запуск девичьего портала Krasota.uz, лайфстайла с отчетливо феминистским уклоном.

6 сентября — Павел Дуров запускает мессенджер Телеграм.

Ноябрь — перезапуск главной журналистской премии «Олтин калам»: прежние учредители после многолетних споров учредили ее заново.

Декабрь — указ Президента о расформировании агентства УзА под руководством Маматкула Хазраткулова. Его ресурсы и бюджет передаются ИА «Ахборот», которым руководят Абдусаид Кучимов и радужный единорог.

2014

Февраль — конец «Ситизена»: после конфликта владельца с редакцией и краха надежд на окупаемость закрыта онлайн-версия. Сайт не обновляется с 2016 года.

1 марта — Центр мониторинга получает право блокировать сайты до суда и уже 12 марта блокирует независимые оппозиционные издания «Адолат» и «Миллий тикланиш».

12 марта — главный редактор портала Kun.uz Умид Шермухамедов и его журналисты в слитой аудиозаписи названы неприличными словами. Без него добровольно уходят почти вся редакция и юрист.

21 марта — Фарход Файзуллаев вынужден уйти с поста гендиректора созданной им соцсети «Мулокот». К осени компания ZiyoNet станет полновластной хозяйкой «Мулокота».

Май — пресса узнает о секретном указе президента, наградившего 300 работников СМИ «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий по сбору урожая хлопка», — первый случай, когда тайно награждают не шпионов.

5 мая — Президент подписывает закон о запрете мата в СМИ, а также поправки в закон «О защите детей от информации», по которым блог с аудиторией более 3000 пользователей в сутки приравнивается к СМИ и подлежит регистрации в УзАПИ.

26 мая — мир узнает о фабрике троллей: «Анонимный интернационал» хакеров публикует переписку руководства Союза молодежи об Агентстве интернет-исследований, которое ведет в интернете партизанскую пропаганду в интересах власти. После публикации BuzzFeed в июне 2014 года о проузбекских троллях заговорили в Телеграме.

20 сентября — певица и модельер-дизайнер возглавляет совет директоров крупнейшего частного медиахолдинга Узбекистана — «Национальной Медиа Группы», которая владеет несколькими радиостанциями, бумажными изданиями, продакшен-компаниями и десятками эфирных и платных телеканалов, третью акций Популярного канала и четвертью — УГП, крупнейшего продавца телерекламы.

20 октября — Ушедшие из Куна журналисты основывают «Дарвозу». Латвийский портал, использующий приемы объяснительной журналистики, станет одним из самых ярких медиа в Узбекистане.

2015

Май — запуск социально ориентированного портала «Не молчи».

Август — запуск портала о политическом знании Siyosat.org.

1 декабря — слив первого видео «Суперневестка», снятого на скрытую камеру. Фильм о трудностях работы в окружении режиссера становится сетевым хитом. Расследования будут регулярными: видео с девушкой, похожей на певицу наберет 32,3 млн просмотров.

Декабрь — конец бумажного «Народного слова»: вместо него начинает выходить онлайн-медиа «Усмон Юлдуз».

2016

Февраль — появление канала «💋Toshkent💋qizlari💋» и начало бума анонимных телеграм-каналов — медиафеномена времен цензуры.

12 сентября — запуск политического ток-шоу Boriga Baraka с эмблематичными ведущими Музаффаром Мирзабековым и Тохтамуродом Азизовым; оно станет флагманским для канала «Zo’r TV» и поможет ему преодолеть многолетнее отставание от главного конкурента — канала O’zbekiston.

2017

1 января — вступает в силу закон о новостных агрегаторах, согласно которому в топ новостей и другие новостные сервисы могут попадать только сообщения лицензированных СМИ.

7 февраля — первый выпуск YouTube-шоу «Альтер эго», которое сделает журналиста Кирилла Альтмана кумиром миллионов и мостом между поколениями.

15 марта — Никита Макаренко и Фонд борьбы за здравый смысл запускают интернет-канал прямых трансляций «Эффект Макаренко», где будут выходить регулярные передачи самого Макаренко, Азизы Умаровой, Ферузхана Якубходжаева, Юлия Юсупова.

Март — начало эры медиаподкастов в России. Первой их запускает «Дарвоза», в декабре стартует «Радио Контрабас».

7 октября — старт наших онлайн-кинотеатров. Продакшен-компания Di, Bee and LA запускает платформу Allmovies.uz с оригинальным контентом, через год «Афиша-медиа» запустит свой «Mover Premier». На платных стримингах выходят новые узбекские сериалы, в том числе те, что не предназначены для массовой аудитории или не могут появиться на ТВ по цензурным соображениям.

15 октября — начало #MeToo и бума исповедальных флешмобов.

Ноябрь — Алламжонов предложил закон, который вводит статус «иностранного агента» для СМИ и разрешает быструю блокировку сайтов «нежелательных организаций».

2018

18 февраля — первый выпуск YouTube-шоу Доктора Ди JINSIY HAYOT знаменует начало массовой миграции подростков на YouTube.

16 апреля — Силовики начинают блокировки Фейсбука и Ютуба в связи с отказом популярных блогеров выдавать ФСБ ключи шифрования переписки. Провайдер-монополист «Узтелеком» отрицает причастность к блокировкам. Чиновники делают вид, что проблемы у Фейсбука и они якобы даже ведут с ним переговоры.

2019

Июнь — дело Макаренко против Фифти бара, корреспондента «Газеты», впервые объединяет медиацех, поляризованный гораздо сильнее, чем 10 лет назад.

16 августа — первый узбекский сериал вышел под брендом Netflix Original, который популярный стриминг использует для сериалов собственного производства. Это sci-fi «Буюк келажак» режиссера одноименного фонда.

1 ноября — вступил в силу закон о суверенном Узнете, предполагающий возможность изоляции узбекского сегмента интернета от мирового.

18 ноября — руководство Kanallani Dodasi объявляет о новой структуре управления: власти получают право контролировать компанию через специальный фонд.

* * *

...и вдруг я вскочил и понял, что это был просто сон! Какое-то мгновение померещилось, но все на самом деле было не так, конечно. Я повернулся на другой бок и сладко уснул.

 Нет комментариев    25   7 дн   история   узнет

Я рад сообщить, что закончил работу над сайтом Siyosat.org

Теперь там около 50 статей о политике на узбекском языке для старшеклассников и первокурсников. Это получилось благодаря вашей помощи и высоким технологиям.

Могут встречаться какие-то ошибки, если вы уверены, что фраза грамматически неправильная, сообщайте в @superdonnabot.

Теперь мне нужно рассказать всем об этом сайте, чтобы наша молодежь узнала о нем и стала лучше разбираться в политике. В этом году около 2 млн молодых людей смогут голосовать, но я не уверен, что они даже захотят это делать. 22 декабря пройдут выборы депутатов и хотелось бы, чтобы они к этому сроку понимали больше о том, как политика влияет на их жизнь.

Вот некоторые статьи оттуда:

Если у вас есть канал или страница в Фейсбуке (особенно, если на узбекском языке), расскажите пожалуйста об этом сайте, если вы разделяете мои цели.

P. S. В некотором смысле я чувствую, что сделал что-то важное и полезное для молодежи страны, в которой я родился и вырос. Наверное, я больше не буду воевать с мельницами, донося свои идеи ЦА, которая не говорит на моем языке. С вашей помощью я сделал сайт, который несет полезную информацию и надеюсь повлияет на жизнь ребят. Буду считать это неким чекпоинтом и дальше займусь уже своими вопросами.

Liberté, Beyoncé, Université 🇫🇷

Это обложка первого тома книги История парижского университета, написанной в 17 веке французским историком Сизаром Эгасс Дю Боулей. Всего шесть томов. В первом томе 670 стр, во втором 795 стр, дальше не проверял. Просто хотел напомнить как далеки мы от Франции в развитии культуры, истории, общества. В 17 веке один их историк написал историю одного парижского университета и ему потребовалось не менее 3600 страниц для этого. Возможно, он графоман, но он начал с 9 века и протянул до 17 века. Конечно, у нас нет таких старых университетов и у нас наверняка нет ни одной книги по истории какого-нибудь университета. В лучшем случае что-то на 100 стр, что выпускалось самим университетом в честь какой-то годовщины. Французы озаботились подобными проблемами еще 300 лет назад. В 17 веке мы строили медресе, а французы уже писали историю своего университета (одного из десятков по всей стране) в 6 томах. Liberté, Beyoncé, Université 🇫🇷

Узбекистан забрал больше всех наград на фестивале рекламы «Ред джулборс»

Центрально-азиатский фестиваль коммуникаций «Ред джулборс» (Red Jolbors) — одно из самых ожидаемых событий года для специалистов рекламной отрасли в регионе. В этом году 7 золотых наград, несколько поменьше и гран-при получили рекламщики и дизайнеры из Узбекистана.

Победители (фото © Пятницкий маркетинг)

Фестиваль

На подобных фестивалях есть много особенностей: начиная от главной темы и заканчивая составом жюри. Награды здесь не совсем отражают то, о чем может подумать обыватель (выигрывают самые лучшие в мире). Агентства специально готовятся, чтобы побеждать на определенных фестивалях — готовят работы и выстраивают стратегию. Не хочется по-делитантски сейчас все объяснять, потому что это долго и нужно знать проблему изнутри, но хочется порадоваться за наших ребят, потому что это очень важно для них и для рекламной креативной индустрии в нашей стране (ну, в Ташкенте).

В этом году участники из Узбекистана взяли реванш и стратегической ковровой бомбардировкой уничтожили все шансы представителей из других стран собрать главные призы. Потому что мы не только получили больше всех золота, но и в целом представили, судя по всему, больше всех работ (на сайте фестиваля я не нашел статистики по странам, но поверхностный анализ дает такое представление).

Так, например в категории Corporate branding: Brand strategy and design solution в прошлом году от Узбекистана вообще не было работ, а в этом году в лонглист попало сразу 10 из 16. В категории Consumer branding: Art direction в прошлом году также не было представлено никаких работ, но в этом году из 7 работ в лонглисте 6 было из Узбекистана. Это показательно и говорит о том, что нужно готовиться к подобным мероприятиям организованно.

Но такая ситуация не по всем категориям. Среди кандидатов на Best Influencer только 2 из 6 работ были наши. При этом одна из них — клип Татарки (DBLA), а вторая тот хайп «Пелемен требуют наши сердца», который из мема вырос в бесплатное (это важно) маркетинговое решение, благодаря заранее подготовленной почве (фейсбукинг). В итоге «Тесто» получило золото в этой категории, а клип от DBLA — серебро здесь и золото в категории Film craft. Но важно отметить, что в титрах к клипу указано:
Directed by Azar Strato, Alina Pasok
Script: Azar Strato, Alina Pasok, Vadim Ksenodokhov
Local production: DBLA production

По личному впечатлению, не хватало представителей Казахстана (где проходил фестиваль) — наиболее сильных конкурентов. Возможно, я ошибаюсь. В любом случае, члены жюри (в основном из России) всегда могли не дать призы слабым работам, но большинству нашим они дали — все заслуженно.

Кто эти люди

Полный список победителей был доступен на сайте фестиваля по адресу https://jolbors.com/works/winners, но сейчас куда-то пропал и такой страницы на сайте нет, как и ссылки на все работы победителей.

Обновлено 1 октября: добавил серебро Abstract Visuals

★ Гран-при за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Агентство года — TBWA/CAC/Tashkent
★ Клиент года — Техномарт (работы для этого клиента принесли больше всего баллов агентству)
★ Золото Campaigns: Promo & Activation за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Corporate branding: Art direction за Me’mor — MA’NO branding
★ Золото Film craft за клип Татарки — DBLA
★ Золото Film: Copywriting & storytelling за Ehhh... Ahhh... — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото PR: Campaigns за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Marketing: Best project in retail category за «Не подарок» (Техномарт) — TBWA/CAC/Tashkent
★ Золото Best influencer за «Пелемен требуют наши сердца!» — Замира Рахманова
★ Серебро Marketing: Best project in retail category за ребрендинг Техномарта — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Print & outdoor: Design за бар «Гравитация» — TBWA/CAC/Tashkent
★ Серебро Consumer branding: Art direction за Kimchi plate — MA’NO branding
★ Серебро Consumer branding: Concept за Natural packaging for natural product — Синтез
★ Серебро Film craft за ролик Uncle Chill — Abstract visuals
★ Серебро Best influencer за клип Татарки — DBLA
★ Бронза Consumer branding: Packaging за ребрендинг Allercetin — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Consumer branding: Art direction за ребрендинг Grippo-Stop — TBWA/CAC/Tashkent
★ Бронза Corporate branding: Brand strategy & design solution за Бренд (логотип) Ташкента — MA’NO branding
★ Бронза Film craft за Узкард — DBLA

Почему это важно

Не все (ладно, не не все, а нерекламщики) понимают почему важно участвовать и побеждать на фестивалях — для этого я здесь. Участие (платное) в фестивале рекламы заставляет агентство специально готовить презентацию, рассказывающую о работе (часто в формате видео). В результате вместо обычного набора файлов для клиента, уже имеется более профессиональный подход к работе — дизайн или видео делают с таким расчетом, чтобы было не стыдно позже показать членам жюри.

Иногда это приводит к созданию так называемых «фестивальных работ», которых в реальной жизни никогда не будет, но показывает потенциал агентства.

Также следует отметить, что в разные годы (иногда всегда) на разных фестивалях (в мире их сотни) нужно понимать за что тебе могут дать приз. Нельзя просто так взять и скинуть стандартный брендбук, надеясь на победу.

Очень часто на результат влияет состав членов жюри.

Одна из задач организаторов фестиваля выстроить работу таким образом, чтобы участники понимали, что от них ожидают. Это напоминает работу главного редактора, который решает каким будет издание. Поэтому в мире рекламы так много фестивалей и к каждому нужен свой подход. Одна и та же работа может сначала не попасть в шортлист, а потом получить гран-при.

Присланные работы оценивает независимое жюри из разных стран. Часто это бывают приглашенные специалисты из других регионов, чтобы можно было избежать субъективности. Как правило, один-два члена жюри из местных, чтобы объяснять остальным локальные мемы. Поэтому, важно готовить работу так, чтобы иностранцы поняли, что в ней крутого.

Для нас победы на признанных фестивалях — это независимый рейтинг агентств, который они могут показывать свои клиентам, особенно на тендерах. Как понять, чьи работы лучше? По личному мнению? Оно у каждого свое. Призы с фестивалей — более объективный показатель. Если агентство имеет множество наград, значит они понимают в вопросе больше, чем остальные. Хотя последние могут принципиально не участвовать и быть при этом тоже профессионалами — такие примеры тоже встречаются.

Наконец, награды важны для вдохновения и гордости за свою профессию. Почувствовав однажды вкус крови — трудно остановиться.

Тусовка

И вот мы подошли к интересному моменту. Спасибо, что дочитали. Сейчас складывается ситуация, при которой рекламщиков все знают, а цифровых дизайнеров — нет. Хотя последние работают в более технологичных, новых и интерактивных решениях. Рекламные дизайнеры и диджитал-дизайнеры — разные сообщества, которые изредка пересекаются друг с другом. Это печально. На нормальном рынке звезд хватает как среди классиков, так и среди авангардистов.

Это связано с тем, что рынок дизайна в Узбекистане перекошен в пользу понятных большинству решений — печати, наружки и видео. Можно назвать несколько агентств, которые занимаются брендингом, наружкой или видео, но у нас нет студий, которые зарабатывали бы деньги на создании приложений или делали бы крутые решения для веба. Нормальные сайты — да. Фестивальные — нет. Все популярные приложения сделаны внутри самих компаний или на начальном этапе были заказы у каких-то фрилансеров.

Маркетологи тратят весь бюджет на наружку и видео, оставляя интернету морально-устаревшие баннеры, половина из которых блокируется браузерами. Наружку все видят на улицах, а для видео существует телевидение. Им никогда не придет в голову сделать наркоманский инстаграм про пышки, поэтому специалисты по цифровому дизайну нужны на уровне стандартного SMM, который носит оповещательный характер.

В итоге веб-дизайнеры и дизайнеры интерфейсов работают фрилансерами в своих пещерах. В отличие от дизайна приложения, дизайн наружки или ребрендинг провести удаленно будет сложно. У диджитал-дизайнеров нет того сообщества как у рекламных креативщиков и первые не пиарят себя как последние. При этом цифровые дизайнеры могут зарабатывать на фрилансе больше, чем графические дизайнеры в агентствах, но вся слава достается тем, кто над ней работает.

Если бы все наше население сидело в интернете (как, например, в России), тогда бы распределение бюджетов было иным. А пока мы чествуем классиков — время такое.

Ребята, спасибо за вашу работу!

Для установки бронзовых букв на Братских могилах хокимият привлек китайцев

Это становится очевидно из видео, недавно опубликованного пресс-службой. Потому что только китайцы не понимают что такое русские буквы и как они выглядят.

Горе-специалисты отлили буквы в бронзе, но совершенно не понимали, с чем они имеют дело. Я не знаю, где они взяли такие буквы, но посмотрите, что они творят со словом Одесса:

Обратите внимание какого размера буква Д

С надписями вообще не работал дизайнер, потому что хокимият решил, что надпись — это вопрос установки, а не дизайна. Интересно, кто именно отвечал за обновление наименований городов-героев?

Я уже писал о том, что с хокимиятом нельзя бесплатно работать, поэтому просто так помогать им не стану, но то как сейчас выглядят надписи — это позор.

Вот как выглядят русские буквы глазами китайцев. Подробнее в статье § 183. Секрет китайского дизайна

Буквы разной толщины, размеров, ширины, местами просто неправильно нарисованы. Обращаю ваше внимание, что себе в здание городского хокимията, были заказаны у дизайнера очень красивые иллюстрации некоторых наших городских зданий. Вы могли их видеть, если были внутри здания. Т. е. когда им надо, они все понимают как делать, но когда это не обязательно — пипл схавает — тогда можно обойтись малой кровью.

От такой буквы У кровоточат глаза

Я пытался найти исторические фотографии, чтобы понять в какой момент все пошло не так, но не нашел. Скорее всего, накосячили в 90-е при каком-то ремонте, а в наше время даже не понял какой ужас они повторяют.

На этом старом фото видно, что вместо буквы N использовали зеркально отраженную букву И, потому что авторы не понимают разницы в написании N и И. А буква S нарисована в принципе неправильно, потому что утолщение штриха совсем не в тех местах, где надо. Если человек попробовал бы написать эту букву пером, он бы понял, почему штрих утолщается и утончается в определенных местах.

Считаю, что все надписи необходимо переделать и заказать разработку профессиональным дизайнерам, которые понимают в типографике. Также необходимо, чтобы был авторский надзор при установке букв, потому что даже буквы рядом у нас порой не умеют поставить как надо.

Ранее Ctrl + ↓