17 заметок с тегом

как это сделано

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

Зачем каждый день встречаться с незнакомцами из Фейсбука

Я решил устроить социальный эксперимент и пригласить познакомиться вживую своих подписчиков из Фейсбука. Объявил, что в течение апреля я встречусь со всеми, кто оставит комментарий под публикацией и укажет дату. Чтобы их немного мотивировать, я сказал, что кофе будет с меня. Для многих важна не халява, а якобы причина, чтобы прийти — так им проще согласиться. Общество в лице СМИ и интернета давят на нас, требуя быть красивыми, здоровыми, успешными, поэтому многие может и хотели бы познакомиться, но из-за комплексов не торопятся.

Зачем мне это нужно

Во время эксперимента были те, кто меня поддержал, потому что идея казалась им классной. Но большинство считало, что я трачу свое время на случайных людей, не понятно ради чего. Вместо того, чтобы проводить его с семьей или настоящими друзьями, я прихожу в 19:00 в кофейню Тимс и знакомлюсь с каким-то чуваком из интернета и так почти каждый день.

Я придерживаюсь английской пословицы «Не попробуешь — не узнаешь». Можно много говорить, но лучше — делать. Поэтому, я решил сам все проверить: какого это знакомиться со случайными людьми из интернета.

Как проходили встречи

В день Х я старался написать за несколько часов, чтобы напомнить, потому что стало ясно, что не все ведут записи о предстоящих встречах. Так один забыл, а второй не вспомнил до сих пор. Пару раз я был так занят, что не успевал написать заранее и делал это ближе к вечеру. Практика показала, что если за час до встречи вторая сторона не выходила на связь, велика вероятность, что она вообще никуда не выйдет.

Мы всегда встречались в кофейне Тимс. Я предлагал кофе или другие напитки. Чуть менее половины выбирали чай, а пара человек успели все сделать до моего появления, потому что приехали раньше.

Потом я предлагал гостю рассказать о себе. Было три основных вопроса: расскажите о себе, что вы хотели узнать обо мне, почему вы захотели встретиться? Некоторые собеседники прямо с удовольствием выкладывали свою историю, другие были скромнее и это усложняло беседу, но тоже было по-своему интересно. Наконец, третьих интересовал больше я и моя работа.

С кем я познакомился

На встречу записались 19 мужчин и 5 девушек (+1 перенесла на Май). Двое мужчин в итоге не пришли, но большинство исправно соблюдали договоренности.

Все девушки были не замужем, одна из них была уже невестой. Я думаю это важный момент, потому что я думал, что девушек не будет совсем, но оказалось, что они рады пообщаться, но муж не поймет. Скорее всего поэтому на встречах не было замужних.

В этот момент я сам задумался: как я отреагировал бы, если моя жена сообщила, что хочет встретиться с одним чуваком из интернета, чтобы познакомиться лично? Скорее всего я был бы не против, потому что если бы мне стоило переживать, наверное, никто бы мне не говорил о подобных планах. Но нормальным для меня была бы разовая «акция». С другой стороны, в наше время столько деловых женщин, что они хотя и по работе, но все же очень часто знакомятся с новыми мужчинами.

Мне попались люди самых разных профессий, но большая часть была связана со СМИ или дизайном. Это логично, потому что такое у меня окружение. Но были и редкие птицы вроде стоматологов или переводчиков. Интересная профессия важна для разговора, потому что тогда есть, что рассказать, а мне — послушать. На первой же встрече задавать личные вопросы сложно, но вот что-то о том, чем занимаешься вполне возможно. Чего-то экстраординарного как укротитель тигров или ликвидатор промышленных аварий мне не попадалось, также не было чиновников.

Было очень приятно, что все девушки оказались как на подбор — красивы и умны. Мне повезло, что они позволили себе непринужденное общение, потому что обычно я себе многое позволяю в беседах и кого-то это может смутить. Отмечаю, что они существенно улучшили весь эксперимент, потому что знакомиться с мужиками каждый день трудно.

Что мне это дало

Я бы не назвал все встречи идеальными, были и скучные для меня или те, что не запомнились, но хватало и таких ярких, которые компенсировали более слабые. В целом я считаю эксперимент удавшимся, особенно потому, что я теперь знаю, что это такое.

Оказалось довольно трудно каждый день (с редкими исключениями) приезжать в назначенное место после работы, чтобы снова задавать вопросы новому человеку. Хорошо, что среди гостей были и такие, кого я уже знал и они хотели просто поболтать. В таких случаях я тоже узнавал о героях что-то новое, но обстановка была более расслабленной, потому что обе стороны знали чего ждать друг от друга. В среднем мы общались по часу или полтора и с учетом дороги и промежуточных моментов, у меня уходило 2-2,5 часа каждый день.

Кроме налаживания знакомств, я хотел познакомить своих товарищей из интернета с кофейней Тимс, но на удивление оказалось, что их интересовало больше общение или знакомство, чем распитие вкусных напитков. Увлекались кофе по грубым расчетам около четверти, т. е. люди, которые знали составы основных напитков. Я-то думал, что мы будем вести дилетантские беседы на эту тему, но не срослось. Остальные были из разряда стандартных потребителей кофе без углубления в детали или вообще любители чаев. Меня это немного смутило, потому что я-то был уверен, что все кофе любят, но оказалось, что не все. Сразу можно себе представить мини-модель нашего рынка кофеен.

Такой режим заметно сказывался на времени, которое мне следовало уделить семье, поэтому повторять я не стану и вам не советую. Нормальный режим — около недели 5-7 человек приходят и вы живо беседуете. Еще лучше, если они не просто запишутся, а коротко расскажут, чтобы вам было понятно, кто вам наиболее интересен, чтобы вы могли выбрать. Это будет хорошо для обеих сторон, потому что не будет вымученных встреч.

Еще лучше сделал А. Лебедев, который совместил встречи с подписчиками и прогулку до работы. У него огромная аудитория, было из кого выбрать и его авторитет не позволил бы собеседникам опаздывать на подобные свидания.

В какой-то момент, на этих посиделках родилось две идеи:

  1. Устраивать в Тимсе встречи не между двумя людьми, а групповые с каким-то основным гостем. Что-то вроде Книжного клуба, но без книг. Место и формат позволяет это сделать.
  2. Организовать в формате интервью дебаты между дизайнерами на какие-то актуальные профессиональные вопросы. Приглашались бы 2-3 дизайнера, а я задавал бы тему встречи и курировал обсуждения. Все это можно было выпускать в формате подкаста или прямой трансляции в Фейсбук.

Обе они успешно сдохли, не родившись. Потому что, чтобы что-то сделать, нужно это делать. Я не представляю как при текущем недостатке времени все это реализовать. Я понял, что надо прочитать книгу про делегирование, потому что в наше время надо не один за всех, а все за одного.

5 мая   история   как это сделано   лайфхак

Как я делал дорожный знак поворота на красный

История

Из городского хокимията обратились ко мне с просьбой сделать для них дорожный знак, который позволяет поворачивать направо во время красного света, если сначала всех пропустишь.

В Германии, например, практикуется такой дизайн. Обратите внимание, что стрелка без подписи. Скорее всего это от того, что знак используется давно и объяснять никому не надо.

Аналогичный используют в России. Обратите внимание на жирность стрелки и то, как она упирается в бока фона. Также в России имеется подпись, чтобы было понятнее тем, кто не в курсе нововведения.

С российского знака я взял подпись. Ничего понятнее и короче на русском языке мы с хокимиятом не придумали. Были варианты другие, но они плохо ложились в ширину знака и расходились с узбекской версией. Немного спорили как обращаться: как команда или как просьба. Традиционно, у нас обращаются просьбой (Пожалуйста, не убивайте!, Iltimos suyanmangiz и т. д. Правда, в моей практике есть наружка с текстом Inson boʻl.), но в русском языке по-доброму нельзя. Да и всем нельзя, но есть вероятность, что у нас прямое обращение будет воспринято не как важное, а как грубое.

В Узбекистане уже ставили тестовый знак. Сейчас их будут убирать и заменять на новые.

Также был другой вариант на белом фоне. В целом в мире имеется практика делать стрелки на белом фоне, но объективно на черном фоне графика контрастнее при светоотражающих свойствах краски, потому что не размываются границы.

Водители Ташкента (с)

Разработка

Можно было просто оставить предыдущую стрелку (как в Германии) и все. Но было решено, что нужны подписи, причем на двух языках. Формально, закон не обязывает, но мы же не звери. Показали образец, который следовало сделать лучше:

Стрелка

Стрелку я решил не делать такой большой и заметной. Этот знак улучшает движение, а не спасает жизни (как светофор). Лучше сделать стрелку изящнее — не все же делать только ради того, чтобы было видно максимально хорошо.

На этом фото видно, что стрелка привлекает внимания больше, чем красный свет. В некотором смысле, она даже отвлекает. Скорее всего, это не критичная проблема, потому что к светофору у водителей есть устоявшийся паттерн ожиданий. Но если можно сделать приятнее, лучше сделать.

Решено было сделать стрелку и контур тоньше, а также скруглить внешние углы, чтобы графика не выглядела неоправданно агрессивно. Острым остался угол, в направлении которого смотрит стрелка, чтобы было понятно, куда смотреть. Конечно, с расстояния 5 м скорее всего такие тонкости водители не оценят, но общее впечатление ожидается лучше.

Предфинальный вариант

Примерили его к светофору для наглядности:

Чтобы проверить видимость стрелки с контуром и без, в равных размерах и настройках размыл на примере:

Стрелочность убедительнее у более тонкой стрелки без контура. С большого расстояния контур сливается со стрелкой, тем самым сглаживая ее отличительные черты.

Сделали первый образец по дизайну:

Немного не похоже, не так ли? Оказалось, что есть некие ГОСТы, которые требуют использовать такие стрелки как на фото, рамку и Гельветику. Буквы увеличили максимально, чтобы было лучше видно. Сначала мы думали изменить ГОСТ, но потом решили протолкнуть исключение, потому что это быстрее и проще.

Рамка

После озвученных замечаний сделали уже как было в дизайне, а не по мотивам. В этот раз также сделали с рамкой, но после демонстрации варианта справа без рамки, все согласились, что лучше без рамки.

Вариант без рамки ушел в производство

На первый взгляд рамка выглядит логично и законченно. Знак же не бесконечный и его хочется окружить забором рамкой, так выглядит убедительнее. Звучит логично, но если сравнить с рамкой и без рамки, то видно, что рамка зажимала текст в себе, прилипала к нему и отвлекала на себя внимание. Рамку можно делать, если иметь достаточно отступа от нее или если она будет очерчивать границы (зачем?), но не отвлекать на себя ненужное внимание. Так как на знаке мало места, то лишние элементы следует убрать, чтобы было максимум белого пространства, которое выделит нашу надпись. Таким же образом, стрелка в квадрате не максимально большая, чтобы она лучше выделялась.

Если бы я делал вариант с одной короткой подписью как в российском знаке (см. выше), то рамка помогала бы привлечь к ней внимание (для тех, кто не понял стрелки). Обратите внимание, что в российском знаке (см. выше) рамка заметно отходит от края, чтобы ее было лучше видно. На наших старых знаках с рамкой, она просто очерчивала границы материала, в чем нет необходимости. На новом знаке описание длиннее, при этом одной части водителей нужна надпись на узбекском, а другой на русском (в существенно разных пропорциях).

Так знак работает ночью. Используются светоотражающие материалы компании «3М».

Со временем, когда водители привыкнут к знаку, его заменят на вариант только со стрелкой, чтобы сократить визуальный шум.

Текст

Согласно ГОСТу, в наших дорожных знаках следует использовать шрифт Гельветика. Но на самом деле этого делать не стоит. Потому что его сделали не для навигации и потому что его требуется лицензировать. Да, в нью-йоркском метро для навигации используют этот шрифт, но сделано это было давно и тогда все использовали Гельветику. Сейчас он играет не столько на навигацию, сколько на узнаваемость метро среди других.

Поэтому я использовал бесплатный ПТ Санс. Трекинг (расстояние между символами) немного увеличен, чтобы с нескольких метров буквы читались легче, так они не станут «склеиваться». Подпись на русском пришлось сделать менее заметной, потому что важно успеть прочитать то, что написано пока горит красный свет. Так как 90% водителей говорят на узбекском, то в первую очередь выделена размером подпись на этом языке. Вторая подпись немного отдалена, чтобы не казалось, что следует все дочитать. Также она набрана меньшим кеглем (размером) по понятным причинам и в верхнем регистре (большими буквами), потому что когда текст становится слишком мелким, он будет лучше читаться в верхнем регистре, чем в обычном. Но по умолчанию, если размер нормальный, обычный регистр читается значительно лучше, чем верхний.

В интернете встречается эта картинка со знаком, но он неверный. Во-первых, спасибо пресс-службе хокимията (многие из нас наслышаны об их успехах) за то, что ставят свой домик на все фотографии — не сомневаюсь, иначе фотки растаскают по интернетам. Рекомендую еще подорожник прикладывать. Во-вторых, это версия с рамкой, но в реальности будет без рамки.

Неправильный дизайн

В реальности

Сейчас в городе знак установлен в нескольких местах. Есть удачные примеры и есть неочень. Пока они размещаются с целью тестирования. Если оно пройдет удачно, то знаки поставят везде по городу, а может и по стране, где это требуется.

На фото ниже показано, что рабочие неверно установили знак (далеко от светофора). Это будет исправлено в ближайшее время (возможно, уже). К сожалению, по фото нельзя судить о том, как это выглядит в реальности, потому что оно хуже, чем жизнь. Например, слева у светофора пропали все детали и восприятие света камерой «Айфона 5» оставляет желать лучшего. Пересниму потом на Пентакс.

На перекрестке ЦУМа и гостиницы Лотте

На этом фото знак расположен ниже, рядом с дорогой, а не над ней. Наверное, вы уже заметили, что наша стрелка темная, потому что светоотражающий материал такой.

Запятая в русском тексте оказалась от узбекской подписи (большая). Таких знаков сделали уже 32, на остальных знаках исправят.

Итого

У нас есть новый дорожный знак, в котором применены знание и опыт дизайна не из 90-х годов и это успех. Со стороны хокимията это был отличный шаг на встречу здравому смыслу, за что я им признателен. Возможно, наши будущие знаки и навигация тоже будет делаться с подобным подходом. Готовьтесь.

2018   графдизайн   как это сделано   навигация   ташкент

Как потратить на сайт 200 $ и получить его через неделю

Ко мне часто обращаются с заказами на разработку сайта. В большинстве случаев, это небольшие компании, которым просто нужен сайт, чтобы зарубежные клиенты могли найти о них информацию в интернете.

Коротко: установите шаблон для Вордпресса.

Как обычно выглядит процесс разработки сайта в Узбекистане

За всех говорить не хочу, но примерную схему расскажу:

  1. Поступает заявка от клиента.
  2. Через 1-5 дней назначается встреча и все обсуждается.
  3. Еще через 2-3 дня отправляется коммерческое предложение.
  4. Спустя неделю договариваются о цене. Это в тех случаях, если цена оказалась приемлемой в итоге. Если это корпоративный сайт, то цена будет 1000-10 000 $. Для интернет-магазинов ценник уже выше: 2000-30 000 $ — многое зависит от того, что вам нужно.
  5. Теперь нужно написать и утвердить техническое задание. На это тоже уйдет время: от пары дней до месяца.
  6. Начинается дизайн сайта. Здесь я не говорю о подготовительных работах вроде выездов на место, изучение конкурентов и так далее, потому что во-первых: практически никто этого не делает, во-вторых: большинству клиентов это не надо, они не смогут обеспечить разработчикам обратную связь, потому что сайт хотят, а делать его не хотят.
  7. Потом череда утверждений и правок еще на месяц.
  8. После следует верстка, установка на движок (натягивание на барабан, порой) и программирование, если требуется. На это уйдет еще от 2 недель.
  9. По идее дальше нужно протестировать и наполнить контентом, но обычно про это все забывают, если только запуск сайта не был суперважной задачей. Например, если это интернет-магазин, то просто на отвали сделать его не выйдет — смысл?

В итоге, вы заплатите минимум 1000 $ и будете ждать месяца два. Это нормальная цена за эксклюзив (а некоторые скажут, что она должна быть в 20 раз больше). Посчитайте сколько людей будет занято в работе и сколько им потребуется времени, добавьте сюда налоги, аренду, прибыль и сумма не покажется такой большой.

После запуска сайта, потребуется еще оптимизация для поисковых систем, иначе о вашем сайте никто не узнает. Лучше всего начать эту работу еще на этапе написания ТЗ

Как можно сделать иначе

Начните с Фейсбука. Фейсбук почти такой же сайт и в нем можно быстро стартовать без затрат. Вы можете купить домен и попросить его перенаправить на вашу страницу в Фейсбуке. Поработайте со своей страницей 3-6 месяцев, чтобы понять вы можете хотя бы ее сделать полезной и своевременно обновлять. С сайтом будет сложнее и скучнее, поэтому я рекомендую сначала протестировать себя на кошках.

Теперь вы хотите получить свой сайт. Если вам принципиально, чтобы все было сделано по вашему желанию, тогда вам одна дорога — как описано выше. Но если вы можете смириться с тем, что можно сделать в 10 раз дешевле и в несколько раз быстрее, но почти так как вам надо, тогда установите купленный шаблон (тему) для Вордпресса.

Вордпресс — бесплатный движок сайта, который из дизайна сайта делает работающий сайт. Его используют много лет миллионы сайтов. Я не стану останавливаться на плюсах и минусах Вордпресса, сейчас это неважно. Важно то, что с его помощью можно быстро и дешево запустить сайт.

Сайты на Вордпрессе делают почти все студии в Узбекистане. Разве, что кроме одной, которая делает на Битриксе, чтобы вы далеко не уходили от них.

Разница только в том, что разработчики сделают вам эксклюзивный дизайн и функционал (как вы хотите в идеале) и запустят это на ВП или вы попросите их настроить нужный вам уже готовый шаблон, что будет стоить значительно дешевле — примерно 100-200 $. Студии не нужно будет рисовать дизайн, не нужно верстать, не нужно программировать — все будет сделано до них. Скорее всего, вы захотите что-то подправить (но это не обязательно) — за это придется доплатить, все в ваших руках.

Если вам лень искать студии, попробуйте Стайлмикс или Биллз (если у вас интернет-магазин). Главное, что вам нужно объяснить: нам нужен сайт на готовом шаблоне Вордпресса. Если студии будут заряжать, поищите фрилансеров, которые хорошо знают Вордпресс.

Шаблоны Вордпресса

Шаблон — фактически сверстанный дизайн вашего сайта. Это все равно, что костюм на вешалке, который нужно купить и надеть. Самый дорогой шаблон стоит 70 $ — как правило, это интернет-магазин или шаблон «все в одном». Темы (так еще называют шаблоны) делятся по категориям, чтобы они больше подходили под тематику вашего сайта. В Вордпрессе вы сможете настроить цвета, шрифты, блоки, картинки и так далее. На самом деле настроек очень много, но и возни с ними тоже бывает не мало. Чем больше вы захотите настроить шаблон под себя, тем дороже вам это встанет. Но если вы готовы запускать что-то работающее, то сделать это можно быстро.

Шаблоны бывают бесплатными и платными. Еще бывают платные шаблоны бесплатно — их я не советую качать и устанавливать, потому что там часто бывают зашиты спамерские или фишинговые скрипты (это плохо).

Пример дизайн бесплатного шаблона для интернет-магазина

На официальном сайте Вордпресса доступны бесплатные темы, но они проще как визуально, так и функционально. Также их минус в том, что вам никто не обещает поддержку или обновления — все-таки халява.

Если у вас есть лишние 30-70 долларов, то лучше купите шаблон на сайте Темфореста. Советую потыкать в фильтры и категории слева, чтобы получить нужные вам темы. Посмотрите все, что вас заинтересует; изучите возможности настроек в демо-версиях; определитесь с дизайном, который больше всего вам подходит.


Пример дизайна блога в платном шаблоне (поддерживает три вида формата)

После покупки темы, вы получите ссылку на загрузку в вашем кабинете и на почту. Передадите файлы разработчикам, которые установят на хостинг и настроят тему для вас: удалят или добавят блоки и функционал, добавят разделы и подготовят графику.

Далее вы можете сами управлять содержимым на сайте или попросить это сделать тех, кто вам настроил Вордпресс. В целом административная панель ВП довольно простая, но со сложными шаблонами есть нюансы — узнайте их у ваших установщиков.

Много сайтов в Узбекистане сделаны на основе готово шаблона, но владельцы даже не знают об этом.

2018   веб-дизайн   как это сделано   лайфхак   сайты

Поведенческий кокаин рассыпают по всему интерфейсу

Би-би-си сняла документальный фильм «Темная сторона смартфонов» (Smartphones The Dark Side) о том, как социальные гиганты Фейсбук, Твиттер и Снепчат готовы костьми лечь, чтобы заставить вас оставаться в приложении все больше.


Цитата из рассылки Экспрессо:

«Чтобы получить следующий раунд инвестиций, чтобы цена твоих акций выросла, количество времени, проведённое в твоём приложении, должно расти. Когда столько всего зависит от этой цифры, ты начинаешь изобретать всевозможные способы заставить людей пристраститься к твоему продукту».

«Бизнес-модель заключается в том, чтобы вовлечь тебя, высосать из твоей жизни как можно больше времени и внимания, а затем продать это внимание рекламодателю».

«Они будто берут поведенческий кокаин, рассыпают его по всему интерфейсу и тем самым заставляют тебя возвращаться снова и снова».


К сожалению, субтитров в фильме нет. Интересно, что там упоминается способ реже возвращаться к смартфону, о котором я уже рассказывал — перевести устройство в черно-белый режим.

Думаю, для социальных сетей в этом аспекте можно применять новое слово — соцаин, которое образовалось от совмещения «социальные сети» и «кокаин».

2018   как это сделано   соцаин   соцсети

Туристический брендинг для городов Узбекистана

Несколько месяцев назад, после публикации в Споте моей статьи о том, как проводить конкурс логотипов, меня позвали в Госкомтуризм, чтобы я не только ругал, но и что-то сделал сам. Было решено, что соберут все замхокимов по туризму по каждой области и я им проведу презентацию, мы разберем какие-то примеры, отвечу на вопросы.

Но, как это часто бывает, даже за два месяца собрать их не смогли и в итоге я плюнул на это, а потом решил опубликовать материал уже для всех. Это не гарантирует, что здесь все правильно и вы подниметесь в мире туризма, но я расскажу то, что думаю и знаю, на сколько это можно в рамках статьи.

Если вам лень читать, то в презентации (ПДФ, 12 Мб) только суть.

Бренд, фирстиль и логотип

Логотип выглядит, например, так:

Логотип Санкт-Петербурга

В этом примере есть все, что надо: знак, оригинальное шрифтовое начертание, узнаваемость, соответствие тематике (святость, море, мосты — все о Питере). Так выглядит хороший логотип.

Для туристического бренда недостаточно только логотипа. Ему нужен прежде всего сам бренд, его позиционирование и в визуальном плане это должен отражать фирменный стиль. Последний, в свою очередь, состоит не только из логотипа, но и из других элементов, включая сувениры или оформление официальных документов.

Видите, как много всего нужно?

Бренд объединяет жителей и создает общение с миром.

Рассмотрим знакомые слоганы, которые понятно говорят за себя:

  1. Джилетт. Лучше для мужчины нет!
  2. Заплати налоги и спи спокойно!
  3. ...Для всего остального есть Мастеркард.

Прежде, чем заказывать логотип или фирменный стиль, нужно решить, что вам нужно от бренда: какие задачи он должен решить, как представить туристам ваш город. Поэтому, сначала нужно работать с бренд-стратегами, а дизайнеры пусть пока Фотошоп настроят.

Для чего региону нужен бренд

Причины могут быть разные, вот несколько примеров:

  1. Заиметь собственное лицо, выделяться среди других.
  2. Рассказать о себе, чтобы привлечь инвестиции и туристов.
  3. Улучшить имидж, вызвать доверие.

Вы не сможете придумать классный бренд, озвучить его и надеятся, что теперь все так и будет. Чтобы бренд работал, он должен быть на одной волне с городом. Потому что жители города создают имидж города, а не дизайнеры и рекламщики. Вы можете нафантазировать много стильных логотипов, но если в вашем городе нечем заняться, опасно по ночам, нет условий для туристов, люди перебиваются как могут — ваш выдуманный бренд работать не будет.

Одесса, Нью-Йорк, Париж, Лас-Вегас, Венеция, Брюгге, Стамбул такие не потому, что им кто-то это написал в брендбуке.

Что для этого можно сделать? Нужно создать условия, чтобы случилось следующее:

  1. Жители гордились своим городом.
  2. У города были материальные объекты, узнаваемые маркеры.
  3. Имелся благоприятный деловой климат, возможности роста и большие планы.
  4. В городе были локальные сувениры. Не просто бабайчики, а ферганские бабайчики или не просто брелок- лепешка, а самаркандская лепешка и т. д.
  5. Это должен быть город, в который стоит приехать и посмотреть.
  6. Условия для приезда, проживания и активности отвечали требованиям гостей: удобный транспорт, доступное жилье, интересные места, мероприятия и занятия.
  7. Привлекательные аномалии.

Можно составить короткий список:

  1. Позиционирование.
  2. Слоган (девиз, призыв к действию) и джингл.
  3. Места притяжения.
  4. Элементы бренда.
  5. Фирменный стиль и рекламная продукция
  6. Активность в интернете.

Позиционирование

На какие вопросы отвечает позиционирование бренда? Что мы за страна? Что мы можем предложить туристам? Зачем им к нам ехать? Как они могут провести время? Какие впечатления они получат? Нужно ответить для себя на эти вопросы. Например, у меня сейчас такие ассоциации с Узбекистаном:

Узбекистан во всей красе

Национальная культура, горы, Тимур, Шелковый путь, виноград, пловешник, ткани, Самарканд, Македонский (ну чуть-чуть), свадьбы и гостеприимство. У каждого из нас свои ассоциации. Их можно собрать и решить какие лучше подойдут для туризма.

Слоган, призыв к действию

Есть хорошие примеры, нужно придумать свой. Это обязательно, потому что надо просто доносить информацию до туристов, когда у них нет возможности посмотреть, а у нас показать что-то большее.

Incredible India — Невероятная Индия (Индия)
Malaysia. Truly Asia. — Малайзия — настоящая Азия (Малайзия)
Iamsterdam. — Я тоже Амстердам (Нидерланды, Амстердам)
Where it all begins. — Где все началось (Египет).
I ♥ NY — Я люблю Нью-Йорк (ну, вы поняли).
What Happens Here, Stays Here. — Что происходит в Вегасе, то остается в Вегасе (США, Лас-Вегас).

Места притяжения

У нас сразу можно назвать следующие: Самарканд, Бухара, Хива, Музей Савицкого, горы, пустыня, аутентичные кишлаки, чудеса природы, исторические и места паломничества, тематические парки, гастротуры, музеи, виноградники, реконструкции.

Но над этим надо еще работать, можно напридумывать в 10 раз больше, потому что туристам часто надо не что-то настоящее, а что-то интересное. В США есть деревянный слон, которого построили лет 70 назад и это просто деревянный слон. Внутрь него можно по лестнице пройти и смотреть из его головы. Все. Сотни тысяч американцев приезжают посмотреть на это. Когда его построили — это было оригинально, сейчас — полнейшая фигня, но место уже раскрученное. Есть даже свой сувенирный магазин.

Элементы бренда

Элементы бренда поддерживают бренд и его штаны. Можно использовать что-то из этого и придумать новое: плов, выпечка, ткани, исторические персонажи и места, архитектура, керамика, традиции, музыка, тюбитейка, халаты, чайник. Угощать местным пловом, придумать свою оригинальную выпечку, которой нигде больше нет, продавать ткани с оригинальным местным рисунком или свойствами, рассказывать и продвигать местных исторических героев и так далее.

Фирменный стиль и рекламная продукция

Пример элементов фирменного стиля и рекламы для Санкт-Петербурга:

Как видно из примера, логотипом все не ограничивается

К фирменному стилю прилагается руководство. Иногда его называют брендбуком. Давайте разберемся.

Руководство показывает и рассказывает как использовать элементы фирменного стиля. Обычно это техническая информация о фирменных цветах, шрифтах, сетках, примерах рекламных модулей и так далее.

Что такое брендбук

Брендбук же нужен для описания бренда: его ценностей, языка общения, характера героев и так далее. Иногда брендбук и руководство объединяют и называют это брендбуком. Вам нужно и то и другое.

Упрощенный пример различия между брендбуком и руководством
Больше различий

Активность в интернете

Следует использовать хештеги для публикаций в интернете. Например: #visitkokand, #myloveisplov, #likeakhan, #newexperience — все это поможет раскачать бренд и привлекать туристов, которые узнают о вашем городе из Инстаграма или Твиттера.

Прежде всего следует работать со следующими сайтами: Instagram, Wikipedia, TripAdvisor, National Geographic, Travel+Leisure, FB, Lonely Planet, а также с тревел-блоггерами.

Ожидания и реальность

Госкомтуризм уже начал проводить некоторые развлечения для туристов, но бюджета явно не хватает.

Хорошая попытка, но нет

Парящего дервиша показывают словно это вершина туристических развлечений при том, что на самом деле это наибанальнейший аттракцион.

Наверху наш парящий дервиш. Ниже, тысячи их в Гугле

Чтобы от бренды была польза, над ним нужно работать. Нельзя надеятся на то, что будет легко, потому что современных туристов трудно удивить.

В Кирове придумали как улучшить облик города бюджетными средствами

«Брендинг территорий, не подкрепленный реальными действиями по улучшению инвестиционного климата, туристической инфраструктуры, уровня жизни, — это не брендинг, а реклама», — Саймон Анхольт, британский правительственный консультант, специализирующийся в вопросах построения национального бренда

Логотипы городов в других странах мира

Для начала немного хороших примеров:

Каждый из этих логотипов выделяется, интересен графически, отражает город или страну, к которой относится

Но так бывает не всегда. В мире много примеров, когда чиновники не справились с задачей.

Неудачные примеры

На примерах выше хотя логотипы Дании и Сан-Паоло выглядят привлекательно, к сожалению они вторичны. Форму сердца уже кто только не использовал, а если вместо Сан-Паоло написать любое другое слово — ничего не изменится.

Фирменный стиль

Сейчас у Узбекистана есть только логотип:

Логотип туристического Узбекистана

Но, например, у Санкт-Петербурга фирменный стиль состоит из большого количества элементов, все из которых используются.

Фрагмент из руководства по фирменному стилю, разработанному в Студии Артемия Лебедева
Это необязательно, но для города разработаны логотипы для различных объектов города. Причем в каждом из них есть общая основа — нимб (символическое отображение святости персонажа на иконах и картинах). Название города в переводе с немецкого означает «город Святого Петра».
Дополнительно разработаны версии для темного фона — это тоже объем работ

На дизайне элементов фирменного стиля работа не заканчивается. Требуется разработать руководство с правилами по работе со стилем.

Фрагмент руководства

Я это показываю для того, чтобы пояснить: нельзя ограничиваться конкурсом на один логотип, если вы хотите получить эффективный стиль.

Неправильное использование
Фирменный шрифт с особенностями дизайна
Примеры сочетания шрифтов и использования его в навигации или деловой документации
Условный шаблон пригласительного, чтобы сориентировать дизайнеров, которые могут работать со стилем в будущем
Слайды для презентации

И так далее.

Логотип Хорезма

Для Хорезма сделали на первый взгляд неплохой логотип и он, пожалуй, лучше, чем у нас обычно делали. Взглянем:

Слева стиль конференции в Парагвае. Справа наверху логотип Хорезма.

Логотип Парагвая имеет свой узнаваемый стиль: знак и текст имеют общие элементы, весь стиль хотя и имеет много оттенков, но выполнен в едином тоне. В случае с логотипом Хорезма такого сказать нельзя: слишком много разных цветов, слишком мелкие декоративные элементы, которые скорее неоправданно усложняют рисунок. Также непонятно почему используется изображение амулета от сглаза, которого давно и с успехом эксплуатирует Турция.

Логотип Бухары

У Бухары есть интересный городской символ — летающий верблюд. Его можно было бы обыграть, но пока они не справляются:

Слева логотип Бухары. Справа логотип и фирменный стиль «Мьянмар»

Я специально привел подобный пример, чтобы показать как дизайнер удачно обновил аналогичный логотип с анатомическим изображением животного и сделал из него знак, который теперь можно использовать в бизнесе.

Как провести конкурс на бренд города?

В целом я все рассказал уже на Споте.

Логотип не обязан вам нравиться

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Определитесь с задачей

  • Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?
  • У вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям?
  • Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации?

Вам не нужен просто логотип

Главное — это концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

Не проводите народный конкурс!

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Сделайте закрытый конкурс среди специалистов

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5-10 млн сумов за участие и 15-25 млн за результат победителя.

#В комиссии должны быть независимые дизайнеры или бренд-менеджеры
С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку. Отведите на конкурс 2—3 месяца. После конкурса опубликуйте (конечно, в интернете) все предложенные варианты и версию победителя. Образец документации со всеми формальностями.

Предлагаемый фирменный стиль должен подходить под все возможные в регионе виды туризма. Не должен ограничивать диапазон рекламных стратегий: SMM, СМИ, ПР, сувенирка, туристическая и транспортная инфра- структуры и т. д.

1. Концепция (идея)
Должна раскрывать преимущества региона в туристическом направлении. Быть привлекательной для разных видов туризма и аудитории. Ясно раскрывать позиционирование региона для туристического интереса.

2. Слоган
Должен восприниматься однозначно, не вызывать негативных ассоциаций, адаптироваться под основные мировые языки без искажения смысла, быть благозвучным и не рифмоваться в негативном контексте. Желательно содержать глагол побуждения к действию или прилагательное.

3. Фирстиль
Стиль должен отражать и поддерживать идею. Хорошо расширяться на сувенирную, рекламную и канцтоварную продукцию. Соответствовать техническим требованиям и логотипу (не должен быть в отрыве от знака). Графическое решение должно быть оригинальным и не заимствовать другие стили до степени смешения.

Фирменный стиль должен быть в векторном формате (AI, EPS, CDR).

4. Применение
Необходимо показать на условном иллюстративном ряде применение фирменного стиля на объектах из реальной жизни: реклама, сувенирная продукция, навигация, документация и т. п.

Ранее Ctrl + ↓