5 заметок с тегом

кучирма

Хоким-арт — основа общества

Фото (с) «Зе Мег». Скамейки с подсветкой притягивают комаров, так что будьте бдительны

Мир и благополучие в Ташкенте во многом зависят от элементов малой архитектуры — фонарей и ламп уличного освещения, творческих конструкций и декоративной скульптуры. Благодаря их присутствию и энергетике предотвращаются распады многих семей.

Поэтому в нашей стране внедряются в жизнь новые механизмы работы с горожанами, в частности, использование так называемого хоким-арта, обеспечивающего духовную атмосферу в семьях. У молодежи формируется ответственность за то, что места размещения разноцветных конструкций из последних коллекций модного дома «Али-бабы» нужно считать священной обителью.

Об этом шла речь на духовно-просветительской конференции, состоявшейся в Узбекском Национальном академическом драматическом театре одного актера.

Новая конструкция, которая обещает сделать всех счастливыми

В мероприятии, организованном при сотрудничестве Комитета непонятых художников Узбекистана, Ташкентского горисполкома, благотворительного общественного фонда «Тралала», фонда «Беруний» и ряда других организаций, участвовали представители соответствующих организаций, образцовые архитекторы и дизайнеры, почтенные ландшафтные дизайнеры из Шайхантаурского, Бектемирского, Сергелийского, Яшнабадского, Юнусабадского и Яккасарайского районов столицы.

На сегодняшний день при сходах граждан страны организована общественная структура “Совет еретиков”. Этот совет будет способствовать обеспечению благополучия семей, изучению проблем, укреплению их духовно-экономических основ, а также охране памятников и художественных конструкций, воспитанию гармонично развитого поколения, сохранению стабильной здоровой духовной атмосферы. В настоящее время в результате мер, осуществленных «Советом еретиков», достигнуто примирение около 18 тысяч молодых семей.

На конференции высказаны мнения, касающиеся совершенствования деятельности общественной структуры «Совет еретиков» и дальнейшего оздоровления социально-духовной атмосферы в семьях, предотвращения разводов.

Пилилахон Чинарова, проживающая в сходе граждан махалли «Ахмокларнинг боги» Яккасарайского района — одна из примерных, опытных, разумных закупщиков конструкций в махалле. Пилилахон достойно воспитала пятерых архитекторов. В настоящее время она в мире и согласии проживает в окружении четырех пильщиков и более 10 монтажников.

Фото (с) «Зе Мег»

— Если народ будет любить и относиться к хоким-арту как к собственной дочери, в семье можно будет избежать конфликтов, — говорит П. Чинарова. — Сплочение семьи, обеспечение здоровой атмосферы среди деревьев и конструкций являются важной задачей, возложенной на старших членов семьи. На сегодняшней конференции дан ряд советов в данном направлении, что также будет способствовать обеспечению дружбы и согласия в семьях.

В рамках мероприятия, организованного в целях укрепления семей, предотвращения разводов, сокращения расточительства на свадьбах и в других семейных мероприятиях, оказывающих негативное воздействие на социально-духовное и материальное состояние семей, приводящих иногда к их распаду, демонстрировались касающиеся темы выставки, сценические представления. Психологами учебного центра «Мушук утди» проведен тест-тренинг «Хоким-арт — веление времени». Монтажникам и пильщикам, активно участвовавшим в мероприятии, вручены благодарственные письма от Ташкентского горисполкома и городского комитета непонятых художников.

На мероприятии выступила заместитель туризма Республики Узбекистан, председатель Комитета непонятых художников республики Х. К. Тушунмадова.

Вся правда о ситуации с туристическим брендом Ферганы

Оригинал статьи. Здесь только мой ответ для архива.

Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.

Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?

Мнение столичных дизайнеров

Азамат Шамузафаров, директор студии «Гротеск»

Во-первых, это не плагиат. Плагиат — это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор — я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.

Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.

Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.

Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.

Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.

Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.

Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.

1 июля   графдизайн   кучирма   фирстиль

Как в Узбекистане провести конкурс на новый логотип и получить то, что надо. Мнение эксперта

(с) Спот-уз

Оригинальная публикация (сюда копирую для истории).

В ноябре 2017 года конкурс на разработку туристического бренда Ферганской области, закончился тем, что победителем оказался плагиат чужой работы. Как провести конкурс так, чтобы получить то, что надо, рассказывает эксперт в сфере дизайна Азамат Шамузафаров.

В ноябре 2017 года хокимият Ферганской области проводил конкурс на разработку туристического бренда, который закончился скандалом: утвержденный и представленный 30 августа логотип-победитель оказался плагиатом.

Выяснилось, что это была практически точная копия одной из концепций-финалистов конкурса Национального туристического бренда России. Концепция «Калейдоскоп русской души» со слоганом «Чарующая Россия» был разработан при участии Brandson Branding Agency.

Как проводить подобные конкурсы, чтобы избежать таких конфузов, рассказывает дизайнер Азамат Шамузафаров.


Азамат Шамузафаров
Сооснователь и директор дизайн-студии «Гротеск», автор Telegram-канала Azamat Today, в прошлом — арт-директор компании «Стайлмикс», дизайнер «Студии Артемия Лебедева».

В последний год в Узбекистане государственные организации стали проводить конкурсы на разработку логотипа и столкнулись с плохими результатами: неудовлетворительное качество, заимствование, неправильно поставленная задача и так далее.

Проблема, вероятно, в том, что чиновники считают, что конкурс на логотип города и конкурс на новогоднее стихотворение не сильно отличаются.

Чтобы провести конкурс и не облажаться, нужно уяснить некоторые моменты.

Логотип не обязан вам нравиться

Типичная проблема — выбор логотипа, который понравился организатору, министру, комиссии из ведомств, бухгалтерии хокимията и т. п.

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Что это будет за мир, где все логотипы будут голубыми, отражать буквально то, о чем идет речь и шрифт всегда будет «Ариал», потому что он настолько нейтральный, чтобы вам начальство не настучало по голове за оригинальность?

Определитесь с задачей

Еще до начала конкурса, нужно подготовить описание задачи. Для чего вы делаете новый логотип? Потому что он морально устарел и нужно освежить? Потому что текущую версию делали как могли и теперь нужна работа специалистов? Или потому что вам требуется развивать туризм в регионе и у вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям? Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации? Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?

Вам не нужен просто логотип

Если вы не группа в «Фейсбуке», то вам не нужен просто логотип — мало смысла проводить конкурс на логотип. Логотип — это техническое решение, чтобы в одном элементе отразить вашу марку.

Главное — это визуальная концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

«Узбекнефтегаз» провел конкурс на логотип, но визуальная концепция отсутствовала — поставить логотип в разных размерах на белом фоне — это не фирменный стиль. Ваш знак в авангарде, но за ним стоит смысловой и визуальный фон в виде концепции и брендирования.

Например, у «Адидаса» есть три полосы — куда их не наклей, сразу понятно, что это за бренд. У «Кока-Колы» есть цвета: красный и белый. Любое оформление в таких цветах сразу вызывает ассоциации с этой маркой.

Зеленый круг на нашем рынке — это «Пейнет». Что важнее в логотипе «Пейнета»: оттенок зеленого, выбранный шрифт, круглость круга или простой и запоминающийся знак в виде зеленого круга?

Даже иностранцу можно объяснить в двух словах, где он может заплатить за телефон, потому что у платежной системы была концепция (просто, заметно, похоже на зеленый свет светофора), а не логотип в виде монет или денег, потому что это система оплаты.

Не проводите народный конкурс

Чиновники, когда хотят выглядеть неподкупными устраивают народный конкурс, чтобы любой мог принять участие и это неправильно. Если вы считаете, что любой человек может сделать хороший фирменный стиль, значит вы из тех, кто думает, что сам в состоянии написать «Квадрат» Малевича.

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Народный конкурс можно проводить только ради ажиотажа, но крайне маловероятно, что вы получите профессиональный результат. В следующий раз, когда у вас возникнет идея подобного мероприятия, попробуйте провести народный конкурс на лечение вашего простатита и все встанет на свои места.

Что делать

Чтобы получить качественный результат, когда вы не можете работать с кем-то одним по юридическим ограничениям, следует провести закрытый тендер. Для участия в нем стоит приглашать только профессионалов, которые существуют в виде юридического лица не первый год и уже имеют среди своих работ фирменные стили из реального мира, а не только красивые изображения в интернете.

Как найти профессионала? Ходите по улице, т. е. я хотел сказать: проезжаете по городу в салоне своего представительского автомобиля и смотрите по сторонам. Увидели качественный фирменный стиль, где сразу видно, что как на Западе и просите свою секретаршу выяснить, кто это делал.

У нас на рынке 5−7 компаний, которые могут сделать хороший фирменный стиль, брендирование, упаковку и так далее, так что все тендеры будут проходить среди них, если вам нужен хороший результат.

Есть несколько агентств, которые специализируются на каких-то отраслях вроде алкоголя, финансовом секторе или ресторанном бизнесе. Если сможете, то можно работать еще и с ними.

Никто не мешает вам искать исполнителей в интернете, но обычно вы в первую очередь найдете тех, кто дает больше рекламы, но это не обязательно хорошие студии. Также вы можете попросить уже одобренных для конкурса кандидатов рекомендовать остальных исполнителей. Если они не боятся настоящей конкуренции и уверены в своих силах, то они рекомендуют как минимум равных себе. Выигрывать у слабого противника неинтересно.

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5−10 млн сумов за участие и 15−25 млн за результат победителя.

Цена зависит от того, кого вы позовете, сложности исполнения, срочности и объема работ. Конечно, фирменный стиль может стоить и 200 млн, если у вас много элементов для его применения как у сотовых операторов, гостиниц или банков. С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку.

По срокам следует исходить из того, что востребованные компании не могут все бросить и браться за ваш дизайн на следующий день, поэтому отведите на конкурс 2−3 месяца.

Каждый участник должен будет представить один вариант. Поверьте, все самое плохое они уже отметут на стадии принятия решения внутри компании. Обычно клиенты думают, что если им показали три варианта, то всего было три и придумано и сразу сделано.

Да, но нет. В среднем дизайнер в поисках идеи перебирает сотни вариантов, делает десятки, получает утверждение от арт-директора на 3−4 и в итоге клиенту показывается один. Если участники согласятся, то можно попросить показать 2−3 варианта, но не стоит увлекаться, потому что если их будет слишком много, среди них будут и такие, которые сделали просто чтобы было.

Как принять решение

Организация закрытого тендера гарантирует, что результаты будут не удручающими, но как минимум нормальными. Во многом представленные пакеты будут зависеть от того, насколько хорошо вы донесли задачу по разработке стиля до исполнителей.

Вы можете дополнительно подстраховаться и пригласить в комиссию авторитетных дизайнеров, которые не работают в компаниях, участвующих в тендерах, и у которых есть профессиональное отношение к работе, потому что они должны быть непредвзятыми в своих суждениях.

Выбирайте умом, а не сердцем.

Телеканал «Узбекистан 24» стырил дизайн сайта у «Вестей»

Новый сайт круглосуточного телеканала O’zbekiston 24 подозрительно похож на его российский аналог «Вести-ру», — сообщает нам Ибрагим Кадиров.

Российский сайт и его «брат» из Ташкента

Первый телеканал в Узбекистане, который будет круглыми сутками рассказывать о том, как у нас все хорошо, анонсировали месяца полтора назад. Обещали все запустить по мере готовности. Так как сайт уже работает, это следует понимать как «Копирование завершено». Любой адекватный человек заметит, что новый сайт щедро заимствовал дизайн-решения с российского сайта. Я не знаю, на что нужно рассчитывать, чтобы думать, что можно скопировать дизайн сайта телеканала «Вести» и думать, что никто этого не заметит.

Вы понимаете, что теперь все эти заявления про новый подход к освещению событий, мировой уровень телевидения и другие обещания нового телевидения — это пук в космосе? Нам это сказали, чтобы мы вздохнули с облегчением и мыслью, что «Ахборот», наконец-то, закроют (спойлер — не закроют).

Новый взгляд

Если новое телевидение со всеми этим корреспондентами в девяти странах, дронами, качеством высокой четкости, круглосуточным вещанием (потребовалась четверть века на это), прямым эфиром, машинным обучением (чем черт не шутит), первым же делом копирует дизайн сайта у близлежащих коллег, то это говорит нам о том, что в голове у них все по-старому — это все тот же ахборот. Они допускают, что это можно делать — пипл схавает. Надеюсь, человек, который отвечал за новый сайт теперь прикинется деревом и скажет, что это разработчики так сделали, а он не знал об этом (потому, что он вообще не изучал как сделаны подобные сайты).

Нам придется дождаться, когда вырастут дети, которые родились в эпоху ВПН (VPN), станут журналистами, попадут на работу на телевидение и изменят его по-настоящему. Потому что сейчас там работают люди, которые все еще представляют себе телевидение Узбекистана как вторую часть выражения «Хлеба и зрелищ».


Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ! …
10-я сатира, Ювенал



А сейчас это все те же отчеты с хлопковых полей, но в эйчди-качестве.

2017   кучирма   телевидение

Плагиат и проверка онлайн

Плохие художники копируют, великие — крадут. (Пабло Пикассо Бэнкси)

Плагиат — это когда вы берете чью-то работу и говорите, что она ваша.

Если вы взяли идею с чужой работы, то это не плагиат — это заимствование (черт, какое сложно слово). Поэтому не надо чуть что — кричать: «Плагиат!».

Картинка на обложке хорошо показывает ситуацию с плагиатом. C плагиатом надо бороться, заимствование — обычное дело.

Что было бы, если «Мерседес-Бенц» для каждого клиента делал бы индивидуальный дизайн? То-то и оно. А ведь они берут за машину гораздо больше, чем большинство дизайнеров получают за дизайн (правда, не все дизайнеры делают так же хорошо как «Мерседес-Бенц»). Конечно, у машин есть еще материалы, а дизайн как бы “не существует” — набор пикселей. Но суть от этого не меняется.

Другое дело, что дизайнер должен избегать заимствования, потому что это не делает ему чести, но это не катастрофа. Конечно, если клиент не путает плагиат и заимствование, либо если для него это одно и тоже. Например, я не отличаю на вкус Колу и Пепси, но всегда найдется куча народа, которая скажет, что разница есть!

Кроме того, еще есть дизайнерские приемы, которые делают некоторые работы похожими, хотя дизайнеры не видели их прежде друг у друга. Это тоже нормально. Ругать дизайнера за то, что он использовал круг как в каком-то логотипе или градиенты и тд — это все равно что обвинять его в том, что он использует распространенные цвета (т. е. почти все).

Я считаю, что лучше заимствовать идею у хорошего логотипа (но не у такого, который знает весь мир) и сделать хороший логотип, чем ни у кого не брать и сделать какой-то ужас. Пусть в мире будет 2-3-10 похожих логотипов и они будут разбросаны по всему свету, чем вместо них будет 2-3-10 плохих. Сегодня дизайнер подражает, а завтра родину продаст станет делать оригинальные вещи.

Всегда выдавать 100% уникальный продукт почти невозможно (говорю почти — на случай, если есть святые среди нас). Все равно на дизайнера влияет окружающий его мир и он будет применять в своей работе то, что где-то увидел.

Далеко за примером ходить не надо. У модельеров есть расхожая фраза: «Меня вдохновила…» и далее могут быть “культура аборигенов”, “искусство вышивать крестиком”, “национальные костюмы Бирмы”, “цыганские платья” и проч. На русском языке это означает, что дизайнер дома Гуччи погуглила “ikat” и сделала новую коллекцию. Никто в нее помидоры не бросает! Все только отметят, что $8,000 за такую красоту — совершенно приличная цена.

Однако, бывает еще “заимствование до степени смешения”. В таких случаях два “разных” логотипа бывает сложно отличить. Это также распространено в нейминге.

Рядом с популярным кафе «Анор» (на Госпитальном) построили новое кафе — «Анхор». Оба общепита готовят узбекскую кухню. Случайно ли совпадение?

В работе выше показан пример, когда скопировали слишком хорошо. Оригинальная идея в работе — смешивание частей животных и предметов. Но если вы заимствуете также и технику исполнения, стиль, характер работы, то эти логотипы становится трудно различить и тогда возникает конфликт.

Можно было бы сделать логотип, смешав животных и предметы, но либо имя под этим какую-то другую концепцию (только насекомые и кухонные предметы, только хищники и автомобили и т. п.), либо выполненную в другой технике — лучше первое и второе. В таком случае, никто бы не возмущался, потому что было бы видно, что дизайнер хотя и нашел вдохновение (подглядел) в другой работе, но сам также постарался и сделал свой логотип. Не такой оригинальный, но и не такой нахальный.