2 заметки с тегом

кучирма

Как в Узбекистане провести конкурс на новый логотип и получить то, что надо. Мнение эксперта

(с) Спот-уз

Оригинальная публикация (сюда копирую для истории).

В ноябре 2017 года конкурс на разработку туристического бренда Ферганской области, закончился тем, что победителем оказался плагиат чужой работы. Как провести конкурс так, чтобы получить то, что надо, рассказывает эксперт в сфере дизайна Азамат Шамузафаров.

В ноябре 2017 года хокимият Ферганской области проводил конкурс на разработку туристического бренда, который закончился скандалом: утвержденный и представленный 30 августа логотип-победитель оказался плагиатом.

Выяснилось, что это была практически точная копия одной из концепций-финалистов конкурса Национального туристического бренда России. Концепция «Калейдоскоп русской души» со слоганом «Чарующая Россия» был разработан при участии Brandson Branding Agency.

Как проводить подобные конкурсы, чтобы избежать таких конфузов, рассказывает дизайнер Азамат Шамузафаров.


Азамат Шамузафаров
Сооснователь и директор дизайн-студии «Гротеск», автор Telegram-канала Azamat Today, в прошлом — арт-директор компании «Стайлмикс», дизайнер «Студии Артемия Лебедева».

В последний год в Узбекистане государственные организации стали проводить конкурсы на разработку логотипа и столкнулись с плохими результатами: неудовлетворительное качество, заимствование, неправильно поставленная задача и так далее.

Проблема, вероятно, в том, что чиновники считают, что конкурс на логотип города и конкурс на новогоднее стихотворение не сильно отличаются.

Чтобы провести конкурс и не облажаться, нужно уяснить некоторые моменты.

Логотип не обязан вам нравиться

Типичная проблема — выбор логотипа, который понравился организатору, министру, комиссии из ведомств, бухгалтерии хокимията и т. п.

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Что это будет за мир, где все логотипы будут голубыми, отражать буквально то, о чем идет речь и шрифт всегда будет «Ариал», потому что он настолько нейтральный, чтобы вам начальство не настучало по голове за оригинальность?

Определитесь с задачей

Еще до начала конкурса, нужно подготовить описание задачи. Для чего вы делаете новый логотип? Потому что он морально устарел и нужно освежить? Потому что текущую версию делали как могли и теперь нужна работа специалистов? Или потому что вам требуется развивать туризм в регионе и у вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям? Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации? Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?

Вам не нужен просто логотип

Если вы не группа в «Фейсбуке», то вам не нужен просто логотип — мало смысла проводить конкурс на логотип. Логотип — это техническое решение, чтобы в одном элементе отразить вашу марку.

Главное — это визуальная концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

«Узбекнефтегаз» провел конкурс на логотип, но визуальная концепция отсутствовала — поставить логотип в разных размерах на белом фоне — это не фирменный стиль. Ваш знак в авангарде, но за ним стоит смысловой и визуальный фон в виде концепции и брендирования.

Например, у «Адидаса» есть три полосы — куда их не наклей, сразу понятно, что это за бренд. У «Кока-Колы» есть цвета: красный и белый. Любое оформление в таких цветах сразу вызывает ассоциации с этой маркой.

Зеленый круг на нашем рынке — это «Пейнет». Что важнее в логотипе «Пейнета»: оттенок зеленого, выбранный шрифт, круглость круга или простой и запоминающийся знак в виде зеленого круга?

Даже иностранцу можно объяснить в двух словах, где он может заплатить за телефон, потому что у платежной системы была концепция (просто, заметно, похоже на зеленый свет светофора), а не логотип в виде монет или денег, потому что это система оплаты.

Не проводите народный конкурс

Чиновники, когда хотят выглядеть неподкупными устраивают народный конкурс, чтобы любой мог принять участие и это неправильно. Если вы считаете, что любой человек может сделать хороший фирменный стиль, значит вы из тех, кто думает, что сам в состоянии написать «Квадрат» Малевича.

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Народный конкурс можно проводить только ради ажиотажа, но крайне маловероятно, что вы получите профессиональный результат. В следующий раз, когда у вас возникнет идея подобного мероприятия, попробуйте провести народный конкурс на лечение вашего простатита и все встанет на свои места.

Что делать

Чтобы получить качественный результат, когда вы не можете работать с кем-то одним по юридическим ограничениям, следует провести закрытый тендер. Для участия в нем стоит приглашать только профессионалов, которые существуют в виде юридического лица не первый год и уже имеют среди своих работ фирменные стили из реального мира, а не только красивые изображения в интернете.

Как найти профессионала? Ходите по улице, т. е. я хотел сказать: проезжаете по городу в салоне своего представительского автомобиля и смотрите по сторонам. Увидели качественный фирменный стиль, где сразу видно, что как на Западе и просите свою секретаршу выяснить, кто это делал.

У нас на рынке 5−7 компаний, которые могут сделать хороший фирменный стиль, брендирование, упаковку и так далее, так что все тендеры будут проходить среди них, если вам нужен хороший результат.

Есть несколько агентств, которые специализируются на каких-то отраслях вроде алкоголя, финансовом секторе или ресторанном бизнесе. Если сможете, то можно работать еще и с ними.

Никто не мешает вам искать исполнителей в интернете, но обычно вы в первую очередь найдете тех, кто дает больше рекламы, но это не обязательно хорошие студии. Также вы можете попросить уже одобренных для конкурса кандидатов рекомендовать остальных исполнителей. Если они не боятся настоящей конкуренции и уверены в своих силах, то они рекомендуют как минимум равных себе. Выигрывать у слабого противника неинтересно.

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5−10 млн сумов за участие и 15−25 млн за результат победителя.

Цена зависит от того, кого вы позовете, сложности исполнения, срочности и объема работ. Конечно, фирменный стиль может стоить и 200 млн, если у вас много элементов для его применения как у сотовых операторов, гостиниц или банков. С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку.

По срокам следует исходить из того, что востребованные компании не могут все бросить и браться за ваш дизайн на следующий день, поэтому отведите на конкурс 2−3 месяца.

Каждый участник должен будет представить один вариант. Поверьте, все самое плохое они уже отметут на стадии принятия решения внутри компании. Обычно клиенты думают, что если им показали три варианта, то всего было три и придумано и сразу сделано.

Да, но нет. В среднем дизайнер в поисках идеи перебирает сотни вариантов, делает десятки, получает утверждение от арт-директора на 3−4 и в итоге клиенту показывается один. Если участники согласятся, то можно попросить показать 2−3 варианта, но не стоит увлекаться, потому что если их будет слишком много, среди них будут и такие, которые сделали просто чтобы было.

Как принять решение

Организация закрытого тендера гарантирует, что результаты будут не удручающими, но как минимум нормальными. Во многом представленные пакеты будут зависеть от того, насколько хорошо вы донесли задачу по разработке стиля до исполнителей.

Вы можете дополнительно подстраховаться и пригласить в комиссию авторитетных дизайнеров, которые не работают в компаниях, участвующих в тендерах, и у которых есть профессиональное отношение к работе, потому что они должны быть непредвзятыми в своих суждениях.

Выбирайте умом, а не сердцем.

Телеканал «Узбекистан 24» стырил дизайн сайта у «Вестей»

Новый сайт круглосуточного телеканала O’zbekiston 24 подозрительно похож на его российский аналог «Вести-ру», — сообщает нам Ибрагим Кадиров.

Российский сайт и его «брат» из Ташкента

Первый телеканал в Узбекистане, который будет круглыми сутками рассказывать о том, как у нас все хорошо, анонсировали месяца полтора назад. Обещали все запустить по мере готовности. Так как сайт уже работает, это следует понимать как «Копирование завершено». Любой адекватный человек заметит, что новый сайт щедро заимствовал дизайн-решения с российского сайта. Я не знаю, на что нужно рассчитывать, чтобы думать, что можно скопировать дизайн сайта телеканала «Вести» и думать, что никто этого не заметит.

Вы понимаете, что теперь все эти заявления про новый подход к освещению событий, мировой уровень телевидения и другие обещания нового телевидения — это пук в космосе? Нам это сказали, чтобы мы вздохнули с облегчением и мыслью, что «Ахборот», наконец-то, закроют (спойлер — не закроют).

Новый взгляд

Если новое телевидение со всеми этим корреспондентами в девяти странах, дронами, качеством высокой четкости, круглосуточным вещанием (потребовалась четверть века на это), прямым эфиром, машинным обучением (чем черт не шутит), первым же делом копирует дизайн сайта у близлежащих коллег, то это говорит нам о том, что в голове у них все по-старому — это все тот же ахборот. Они допускают, что это можно делать — пипл схавает. Надеюсь, человек, который отвечал за новый сайт теперь прикинется деревом и скажет, что это разработчики так сделали, а он не знал об этом (потому, что он вообще не изучал как сделаны подобные сайты).

Нам придется дождаться, когда вырастут дети, которые родились в эпоху ВПН (VPN), станут журналистами, попадут на работу на телевидение и изменят его по-настоящему. Потому что сейчас там работают люди, которые все еще представляют себе телевидение Узбекистана как вторую часть выражения «Хлеба и зрелищ».


Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ! …
10-я сатира, Ювенал



А сейчас это все те же отчеты с хлопковых полей, но в эйчди-качестве.

2017   кучирма   телевидение