3 заметки с тегом

навигация

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

Проходит ли сайт Булавки тест Гугла Masterful Mobile Web?

Гугл опубликовал исследование готовности сайтов к пользователям со смартфонами (вместо ПК). Я не могу сейчас осилить и проверить наши интернет-магазины, но сделать это с одним сайтом — Булавка — можно. Я буду указывать соответствует ★ ли сайт требованиям Гугла или нет ☆, по возможности с комментариями. Сортировка списка по убыванию: чем ближе к концу списка, тем меньше сайтов (Европе, Ближнем востоке и Африке) выполняют эти условия. По США в выборке нет, в России дела обстоят лучше.

Тест Retail Masterful Mobile

  1. Дизайн страниц. ★ Страницы должны быть выдержаны в стиле бренда.
  2. Внешнее связывание. ★ Это замороченная хрень, суть которой в том, чтобы направлять пользователя куда надо, а не просто на главную страницу.
  3. Последовательный опыт. ★ Использование одинаковых на вид версий сайта как для настольных ПК, так и для смартфонов, чтобы пользователь не путался в интерфейсе при переходе между устройствами.
  4. Нет новых табов. ★ Все ссылки открываются внутри текущего таба.
  5. Призыв к действию. ★ В русском переводе звучит тупо, но это просто, когда вы вместо «Поиск» на кнопке пишите «Искать».
  6. Достоверные отзывы. ☆ А вот этого у нас на сайте нет. Есть в фейсбуке, но не на сайте. Причем также косячат только 6% магазинов, которые исследовал Гугл. В нашем случае это связано с тем, что много товаров идет в малом количестве. Стоит только купить одну рубашку, как она пропадает из выдачи и кто теперь к ней будет отзыв читать, если у нас такой больше нет? Но это очень важный элемент и его надо внедрять.
  7. Разборчивые заголовки. ★ В целом у нас с этим проблем нет, кроме страницы товара. Там предстоит много работы.
  8. Достаточно времени на оформление заказа. ★ Согласно мнению Гугла, нужно давать не менее 30 мин на возню в Корзине, до того, как данные в ней будут сброшены. Я точно знаю, что товары в Корзине у нас могут лежать несколько дней, но точное время для указания адреса доставки и проч. предстоит еще выяснить ))
  9. Заметный поиск. ★ Форму поиска нельзя прятать за словами или иконками — лучше, чтобы ее было всегда сразу видно.
  10. Хороший вывод результатов поиска. ☆ С этим мы справляемся неидеально. Если искать «мужские кроссовки», то на первой странице действительно будут мужские кроссовки и скорее всего вы найдете, что искали. Однако, всего поиск выдаст более 600 товаров на такой запрос, а у нас нет столько кроссовок для мужчин. После правильных результатов пойдут кроссовки для мальчиков, потом другие товары для мужчин, что вроде логично, но не то, что мы ищем.
  11. Информация о доступности товара. ★ Если у нас нет товара вообще, то мы его не показываем в выдаче. Если вы используете старый адрес и там товара уже нет, то его нельзя заказать и там что-то написано об этом.
  12. Доступность аккаунта. ★ С любой страницы вы можете создать новый аккаунт. Более того, вы можете заказать у нас товары, без создания аккаунта.
  13. Высококачественные изображения. ★ При клике на фото, вы можете разглядеть у нас самые грязные подробности товара.
  14. Доступный горизонтальный вид. ★ Нужно, чтобы сайт нормально работал и в горизонтальном мобильном виде.
  15. Подходящие результаты. ★ Здесь у нас все нормально, потому что хотя мы вам и выдаем 600 результатов по кроссовкам, но самые первые будут тем, что вы искали.
  16. Нет всплывающих окон. ★ У нас есть слои, но окон нет.
  17. Демонстрация активности. ★ Нужно, чтобы пока грузится контент, была какая-то анимированная заглушка, чтобы ждать было веселее. Прямо гифок у нас нет, но и загрузка у нас не долгая. Вместо анимации мы используем цветные блоки, которые появляются в местах, где загрузится фото. Так что в целом, при загрузки страницы, не будет складываться ощущения, что что-то сломалось и все встало.
  18. Незагроможденность страниц. ★ Нужно, чтобы на страницах хватало «воздуха» и необходимых отступов между блоками. У нас небольшой бардак на странице товара, но в целом все ок.
  19. Перелистываемые изображения. ★ Нужно, чтобы ваши фотки можно было листать жестами с помощью пальцев, а не только кликая на кнопку/иконку «Далее». На Булавке это работает.
  20. Легко сравнить. ★ Это не о том, что товары можно сравнивать между собой. Речь идет о верстке описания товара таким образом, чтобы легко было читать его свойства: в виде списка, таблицы и т. п.
  21. Удобнен для пальцев. ★ Нужно, чтобы по вашим ссылкам, чекбоксам, кнопкам и иконкам было легко нажимать пальцем — чтобы они не были слишком мелкими или находились слишком близко друг к другу или хитареа не была увеличена там, где стоило ее увеличить.
  22. Изолированный процесс покупки. ★ Когда вы начинаете оформлять заказ, на экране не должно быть ничего лишнего, что могло бы вас увести со страницы. Нужно, чтобы пользователь сосредоточился на заказе и не отвлекался на другие элементы.
  23. Прогресс-бар. ☆ При оформлении заказа, как правило, бывает несколько шагов. Гугл требует, чтобы эти шаги были отображены в виде прогресс-бара и я с ним согласен. У нас сейчас все шаги на одном экране, поэтому у нас этого нет (потом сделаем).
  24. Безопасность. ★ Требуется использовать протокол HTTPS.
  25. Наличие фильтров. ★ У нас одни из лучших фильтров в узнете для интернет-магазинов.
  26. Без скрытых расходов. ★ В идеале на странице товара должна быть указана максимально возможная цена товара сразу: с учетом налогов (если есть), стоимости доставки и так далее. Этого всего мы сразу не пишем, но при оформлении, у нас добавляется только (ожидаемая) стоимость доставки.
  27. Сохранение позиции прокрутки страницы. ★ Нужно, чтобы после возвращения назад, пользователь попадал на то же место в списке товаров, откуда он перешел на страницу товара, а не в начало списка.
  28. Формы по-божески. ☆ Гугл требует, чтобы к формам были подсказки, названия форм были снаружи и выравнивание текста было по левому краю. Мы используем формы как у них в material design, что на вид не то, о чем они просят в этом тесте.
  29. Автозавершение форм. ★ Требуется, чтобы при поиске выпадали подсказки, не требующие полного ввода слова.
  30. Упрощенные платежи. ★ Нужно давать возможность платить через платежные системы или сканировать карты. Мы используем оплату через Клик и Пейми, кроме прочих вариантов. К слову, только 75% магазинов отвечает этим требованиям.
  31. Доступность важной информации. ★ Гугл хочет, чтобы ссылки на информацию о способах оплаты, доставки, размерах были легко доступны.
  32. Обязательные поля. ★ Обязательные поля должны быть явно отмечены как обязательные.
  33. Сохраненные данные. ★ У нас это есть, наверное, просто мы не делаем так, что где-то потом надо сохранять данные, потому что все формы на одной странице.
  34. Подсказки в формах. ☆ У нас их нет. Если мы пишем, что нам нужен ваш адрес электронной почты, то не пишем зачем (понятно из контекста).
  35. Отсутствие карусели. ★ Внезапно, Гугл против слайдера (карусель). Я давно говорю об этом, но клиенты все еще любят ставить слайдер. Гугл допускает использование карусели, если она сделана хорошо и в меру. Значит, она не грузится долго и она не содержит много слайдов.
  36. Количество результатов. ★ Теперь начинается интересное. Здесь и далее указанный функционал поддерживается только на 66% интернет-магазинов, т. е. все, что ниже как минимум треть игнорирует и это плохо. Гугл считает эффективным показывать пользователям сколько элементов было найдено. Мы так и делаем (см. выше про 600 кроссовок).
  37. Очевидная цена. ★ Итоговая сумма за заказ должна быть очевидной с выпиской всех нюансов (налоги, скидки и т. д.).
  38. Номерная клавиатура. ☆ Если в форме нужно ввести только цифры, должна выходить номерная клавиатура. Не зря я статью эту пишу, у нас это не так. Во всяком случае в форме с номером телефона, но мы это точно исправим.
  39. Автозаполнение. ★ Не знаю, почему это отдельная категория, но об этом уже говорилось, просто в этот раз речь идет о регистрации, например, а не о поиске, где автозаполнение чаще используют.
  40. Кликабельные номера телефонов. ★ О, да, я всегда топлю за это. Номера телефонов должны быть кликабельны в адаптивном дизайне, чтобы можно было позвонить по тапу. 42% магазинов игнорируют этот важный и простой в реализации пункт.
  41. Озвучивание дефицита. ☆ Ну такое. Гугл хочет, чтобы мы сразу писали, если на складе осталось мало таких товаров, но многие маркетологи всегда так пишут, чтобы люди торопились заказывать, хотя на самом деле им некуда торопиться.
  42. Показать больше. ★ Уж не знаю откуда такая проблема, но согласно отчету 43% магазинов не имеют заметную ссылку «Далее», «Показать еще», «Следующая» и т. д. У нас с этим все ок.
  43. Оповещение о бесплатной доставке. ☆ Это хорошая фича, которой на Булавке нет. Нужно показывать пользователю сколько нужно заказать, чтобы получить бесплатную доставку. Например: закажите товаров еще на 2000 сумов, чтобы получить бесплатную доставку.
  44. Множественный выбор фильтров. ★ Наверняка вы бывали на сайтах, где выбираешь пункт в фильтрах и тебе начинает перегружать страницу с новыми результатами. Потом ты выбираешь второй другой пункт и снова обновляются данные. Гугл считает, что так поступают только козлы и надо дать пользователю сначала все выбрать как ему надо и потом по команде кнопки «Применить» или аналогичной, обновить результаты.
  45. Гостевые покупки. ★ Ваш магазин должен давать возможность покупать без обязательной регистрации. Привет, Амазон.
  46. Предлагаемый контент. ☆ Эта история тянет свои ноги из того, что в США очень часто используются почтовые индексы и к ним все привязано. Поэтому Гугл хочет, чтобы ваша форма подгоняла адрес, стоит только ей указать индекс (zip code).
  47. Помощь при отсутствии результата поиска. ★ Если ваш клиент искал и ничего не нашел (нет у вас таких товаров или он сделал что-то не так), то вы должны на такой странице дать какие-то подсказки или контакты. У нас есть подсказки по поиску.
  48. Дополнительные продажи. ☆ Нужно, чтобы если клиент покупает фонарик, вы предлагали ему купить батарейки и еще лучше, если вы дадите скидку на набор фонарик+батарейки. В Булавке этого нет по разным причинам, но многие магазины, продающие технику имеют такой функционал.
  49. Следующие шаги. ★ На странице с результатами поиска должно быть больше возможностей: фильтры, предложения на карте, сортировка. На Булавке есть подкатегории и фильтр цены, но нет сортировки, например.
  50. Ошибки в реальном времени. ☆ Например, если пользователь в форме электронной почты вводит русские буквы, то следует сразу показывать ошибку и выделять форму. Не потом, когда он нажмет кнопку, а сразу.
  51. Сменные изображения. ☆ Если у вас есть несколько размеров, цветов или типов товаров, которые идут в одной группе (например, разные цвета носков), то следует дать возможность пользователям посмотреть на эти другие товары, а не ограничиваться выбором цвета/объема и т. д. На Булавке такого нет, у нас вообще нет понятия выбор цвета. Для каждого другого цвета создается отдельное описание товара. Этот функционал надо делать.
  52. Увеличиваемые изображения. ★ Есть зум — молодец, нет — пока. Более половины сайтов не дают увеличить фото, дичь какая-то.
  53. Дата доставки. ☆ Мы не указываем дату доставки, потому что любой товар по всему Узбекистану мы доставляем за два дня. Удобнее, конечно, писать, но у нас многие и не заметят. Это актуально, если доставка затягивается на три дня и более.
  54. Повторный поиск. ☆ Нужно иметь возможность легко удалить поисковый запрос (обычно через иконку ✕) или изменить его (например: при бронировании отеля, настройки поиска должны сохраняться в полях, чтобы при изменении условий, не нужно было выбирать все заново). У нас нет иконки ✕, потому что в том месте стоит иконка поиска, которая работает как кнопка (что уже странно). Нужно подумать, как это исправить.
  55. Расшариваемость. ☆ Хочет кнопки для публикации страницы с товаром в соцсетях. Только 40% интернет-магазинов имеют встроенные в сайт инструменты для шаринга. Я думаю, что в целом звучит требование логично и хорошо, но на практике люди очень редко шарят товары. Смысла в этом не много. Все, что им нужно: добавить в избранное, переслать другу.
  56. Преимущества регистрации. ★ На странице регистрации мы пишем для чего это нужно, но так делают далеко не все.
  57. Иконки подписаны. ☆ У нас не подписаны. В целом у нас мало иконок в интерфейсе, а там, где они есть мы бережем место. Однако! В планах есть увеличить в два раза высоту верхнего блока, потому что есть подозрение, что люди не понимаю на какой сайт попали, так как у нас там вместо надписи Bulavka, сделана только одна буква «В.».
  58. Гостевой список желанных покупок (вишлист). ☆ Он на Булавке есть, но требуется регистрация. Сейчас уже не помню, с чем это связано. 70% сайтов не имеют вишлиста для гостей (без авторизации).
  59. Исправление ошибок в поиске. ☆ Вот это хорошее замечание. Если вы в поиске Булавки напишите «джинсы», то найдете, что искали. Однако, с джиинсами это уже не прокатит, а должно.
  60. Сохранение истории поиска. ☆ Гугл хочет, чтобы вы сохраняли историю поиска товаров в интернет-магазине. Это относится в том числе к неавторизованным пользователям. Из всего перечня требований к интернет-магазинам — это соблюдается реже всего (24%).

По итогам выходит, что 41 пункт из 60 Булавка поддерживает, но 19 — нет. Это почти 33%, что довольно много. Я не думаю, что можно отвечать всем требованиям, но еще пунктов на 10 улучшить пользовательский опыт вполне себе можно, займемся этим.

16 апреля   ux   веб-дизайн   навигация   сайты

К нам приехал Тёма, Тёма — дорогой!

Не прошло и 16 лет, как Артемий Лебедев — не поверите — знаменитый дизайнер и путешественник из Москвы, снова посетил город хлебный (а он такой один). В последний раз визит был связан с юбилеем Ташкентского метро, куда пригласили московскую делегацию, в составе которой приехал самизнаетекто.

В этот раз визит связан с тем, что хокимият начал все менять и строить и это столько бабла Лебедев решил посетить столицы Средней Азии (и некоторые другие российские города), потому что ему интересно сделать здесь что-то интересное. Первый привет мы получили примерно через месяц как Стрелка начала свою деятельность — от Студии пришло официальное письмо в фирменном конверте на нескольких страницах с предложением о сотрудничестве. Предложение было в самом конце. Но это не помогло. В САЛе ответа не получили и решили, что если город не идет к Магомеду, то понимаете.

Теперь, когда Артемий написал слово «Ташкент» в своем ста30тысячном телеканале, стало понятно, что все серьезно. Чтобы понимали, как это бомбануло: прирост подписчиков к сегодняшнему дню за две недели составил 25%.

Бумбараш на телеканале Лебедева после объявления высадки без объявления войны.

И вот он, собственной персоной, сидит в хокимияте Ташкента. Меня немного смущает, что я это описываю так, словно Фредди Меркьюри приехал или Арнольд.

Фото (С) пресс-служба хокимията Ташкента

В своем инстаграме Тёма стал делиться фотками из поездки. Прилетел к нам в бизнес-классе «ХЙ» на Дримлайнере, где его вкусно и много кормили. Теперь, наверное, думает, что все мы дримлайнерами летаем. Также его обрадовало, что он смог на нашем сайте «Хаво» купить места «с ногами» (видимо, в экономе), чего нельзя сделать у «Аэрофлота». До этого момента я понятия не имел, что у нас так можно покупать места.

Заехал в Корзинку и Май такси (вот эти хайпанули, конечно). Впереди еще много встреч, но из ресторанов первым делом он посетил Место пелемен, где отметил вкусные равиоли со шпинатом. Вечером Общественный Совет пригласил его в еще какой-то ресторан и вообще к нему очередь из желающих угостить шашлыком или самсой. И здесь я вдруг представил как его все достают, когда он оказывается в какой-то кофейне или ресторане, в «миллий таомларах», конечно, некому. Интересно, наши влогеры смогут взять интервью у него? Передвигается на Яндекс.Такси.

Что нам за это будет

В хокимияте Артемий и менеджер по проектам Алина провели почти три часа. Первый час ушел на обмен визитками, рассказ о работах САЛа в области городского дизайна и вкратце о деятельности Общественного (хоспади, какое слово длинное) Совета Ташкента.

Второй час прошел за чаем с орешками в более неформальной обстановкой за столами с колесиками и высокой посадкой (к вопросу о том, что ОС не утопает в золоте). Обсуждали все тоже самое, но немного расслабив булки.

В конце говорили в основном с транспортниками, потому что у них планов громадье.

В целом настрой такой: давайте работать, если договоримся. Хорошие новости — Студия договаривается почти всегда. Они умеют так переиграть, чтобы всем было хорошо. Держим кулачки.

В целом такая же фотка, только качеством хуже

Приложение «Активный гражданин» позволяет голосовать вырубать дерево на трассе или нет? Ой, я сказал позволяет?

Среди первых задач сейчас находится брендинг города, приложение «Активный гражданин» и ништяки для городского транспорта. По бренду Студия будет участвовать на тех же правах как и все остальные в конкурсе, который уже объявил ОС. Приложение технически сделать не сложно. Сложнее разобраться с бизнес-процессами, не наступать на чужие грабли и т. д. Так как в Москве эта услуга работает уже давно, то будет обмен опытом кроме прочего. Городской транспорт хочет остановки, урны, мачты, знаки, оформление автобусов, навигацию в городе.

В метро сразу не пустят, потому что они относятся к Железным дорогам, а это другая контора. Может быть, удасться протолкнуть навигацию в аэропорту, но ребрендинг «Хаво Йуллари» пока за горой.

По логотипу Ташкента у Студии уже есть концепт, но показывать его вам я не стану. Формально он должен участвовать в конкурсе, так что это секрет. Покажу стремные фотки из презентации:

В качестве небольшого подарка ребята привезли свое портфолио по дизайну для городов. Это тяжелый каталог со всем тем, что уже есть на сайте, но на бумаге. Сурен Сапов нашел там логотип Москвы, напечатанный с покоцаными углами. Поржали.

Почему мне хорошо

Опиум для народа, цены в личку

Миллионы! Наши народные деньги угробят на этого афериста! Зачем приглашать москвичей, если наши сделают не хуже! В больницах лекарств нет, а они на логотипы собрались деньги тратить! В регионах свет выключают средь бела дня 27 прекрасных лет, а им тут дизайн скамеек новый подавай! За деньги! Наши, родные, деревянные сумки!

Закончили? Спасибо. Еще про онкобольных забыли. Все это есть: беднота, болезни, суициды. А этого нет: света, отопления, ремонта, лекарств и далее по списку можно бесконечно продолжать. Но это несвязанные вещи. Если вы все деньги потратите на ремонт больниц или закуп лекарств, то у нас не останется денег на все остальное. Да, будут красивые больницы и бесплатные лекарства, только на этом все закончится. Не будет развития, не будет инвестиций, не будет людей, которые уедут, потому что не достаточно жить в стране, где никто не болеет, но больше ничего нет. Есть люди, у которых вся жизнь — это борьба с болезнью или люди, которые мясо едят не каждый месяц. Все это не означает, что нужно ввалить все деньги в подобную помощь. Экономика так не работает, это тупик. Развивать нужно все.

Лебедев сказал на встрече, что их якобы бешеные цены — это миф. Пока стоимость работ не обсуждали (нет брифов), но надеюсь, что хокимият будет приятно удивлен. Не думаю, что стоимость работ САЛа превысит бюджет строительства очень важного Дворца Форумов, который используют с максимальной отдачей и даже чинары на Сквере спилили совсем не потому, что Дворца не было видно из-за них.

Я свечку не держал, но Общественный Совет всегда подчеркивает, что из бюджета расходуется минимум денег. Так и здесь, большая часть денег, если не все, будут от инвесторов. Вы думаете, Тёма в «Май такси» ездил, чтобы сказать, что их приложение похоже на Убер? Или в Корзинку он пошел по велению временисердца?

У нас не матерятся

Артемий Лебедев в интернетах и на переговорах — разные люди. У многих бомбит от того, что они знают Тёму как человека, который всех материт, посылает и троллит. Они думают, что он сидит на откатах, делает госзаказы за миллионы евр, поматросит и бросит. Я не представлю как можно 23 года работать такими методами, иметь тысячи реализованных проектов и до сих пор не сидеть в тюрьме. У нас есть такие примеры, но они не публичные товарищи. Студия Артемия Лебедева — публичная компания, которая публикует на сайте все свои проекты. Тёма сразу сказал, что вся работа будет оформляться юридически по договору.

Эффект бомбочки (принимаю заказы на придумывание заголовков)

Если САЛо сделает для нас что-то, эта работа попадет на их сайт. Сайт посещают 200,000 человек в день. Как сказал все тот же Сурен: «Узбекистан перестанут путать с Пакистаном». И к этому надо добавить публикации в соцсетях, там еще тысяч 500 прочитает.

Самое приятное: со Студией наш хокимият и Общественный Совет научатся работать с настоящей дизайнерской компанией со всеми вытекающими бизнес-процессами, когда нельзя просто взять и потеряться без ущерба для бюджета. Они вдруг заплатят приличные деньги за дизайн! Давайте, я еще раз напишу: заплатят деньги за дизайн. Потом всем будут говорить: да, а вот за дизайн урн мы заплатили такие-то деньги, а вот еще у нас есть навигация в аэропорту и за нее мы заплатили. Чудеса, да?

Тёма, спасибо, что живой!

Как я делал дорожный знак поворота на красный

История

Из городского хокимията обратились ко мне с просьбой сделать для них дорожный знак, который позволяет поворачивать направо во время красного света, если сначала всех пропустишь.

В Германии, например, практикуется такой дизайн. Обратите внимание, что стрелка без подписи. Скорее всего это от того, что знак используется давно и объяснять никому не надо.

Аналогичный используют в России. Обратите внимание на жирность стрелки и то, как она упирается в бока фона. Также в России имеется подпись, чтобы было понятнее тем, кто не в курсе нововведения.

С российского знака я взял подпись. Ничего понятнее и короче на русском языке мы с хокимиятом не придумали. Были варианты другие, но они плохо ложились в ширину знака и расходились с узбекской версией. Немного спорили как обращаться: как команда или как просьба. Традиционно, у нас обращаются просьбой (Пожалуйста, не убивайте!, Iltimos suyanmangiz и т. д. Правда, в моей практике есть наружка с текстом Inson boʻl.), но в русском языке по-доброму нельзя. Да и всем нельзя, но есть вероятность, что у нас прямое обращение будет воспринято не как важное, а как грубое.

В Узбекистане уже ставили тестовый знак. Сейчас их будут убирать и заменять на новые.

Также был другой вариант на белом фоне. В целом в мире имеется практика делать стрелки на белом фоне, но объективно на черном фоне графика контрастнее при светоотражающих свойствах краски, потому что не размываются границы.

Водители Ташкента (с)

Разработка

Можно было просто оставить предыдущую стрелку (как в Германии) и все. Но было решено, что нужны подписи, причем на двух языках. Формально, закон не обязывает, но мы же не звери. Показали образец, который следовало сделать лучше:

Стрелка

Стрелку я решил не делать такой большой и заметной. Этот знак улучшает движение, а не спасает жизни (как светофор). Лучше сделать стрелку изящнее — не все же делать только ради того, чтобы было видно максимально хорошо.

На этом фото видно, что стрелка привлекает внимания больше, чем красный свет. В некотором смысле, она даже отвлекает. Скорее всего, это не критичная проблема, потому что к светофору у водителей есть устоявшийся паттерн ожиданий. Но если можно сделать приятнее, лучше сделать.

Решено было сделать стрелку и контур тоньше, а также скруглить внешние углы, чтобы графика не выглядела неоправданно агрессивно. Острым остался угол, в направлении которого смотрит стрелка, чтобы было понятно, куда смотреть. Конечно, с расстояния 5 м скорее всего такие тонкости водители не оценят, но общее впечатление ожидается лучше.

Предфинальный вариант

Примерили его к светофору для наглядности:

Чтобы проверить видимость стрелки с контуром и без, в равных размерах и настройках размыл на примере:

Стрелочность убедительнее у более тонкой стрелки без контура. С большого расстояния контур сливается со стрелкой, тем самым сглаживая ее отличительные черты.

Сделали первый образец по дизайну:

Немного не похоже, не так ли? Оказалось, что есть некие ГОСТы, которые требуют использовать такие стрелки как на фото, рамку и Гельветику. Буквы увеличили максимально, чтобы было лучше видно. Сначала мы думали изменить ГОСТ, но потом решили протолкнуть исключение, потому что это быстрее и проще.

Рамка

После озвученных замечаний сделали уже как было в дизайне, а не по мотивам. В этот раз также сделали с рамкой, но после демонстрации варианта справа без рамки, все согласились, что лучше без рамки.

Вариант без рамки ушел в производство

На первый взгляд рамка выглядит логично и законченно. Знак же не бесконечный и его хочется окружить забором рамкой, так выглядит убедительнее. Звучит логично, но если сравнить с рамкой и без рамки, то видно, что рамка зажимала текст в себе, прилипала к нему и отвлекала на себя внимание. Рамку можно делать, если иметь достаточно отступа от нее или если она будет очерчивать границы (зачем?), но не отвлекать на себя ненужное внимание. Так как на знаке мало места, то лишние элементы следует убрать, чтобы было максимум белого пространства, которое выделит нашу надпись. Таким же образом, стрелка в квадрате не максимально большая, чтобы она лучше выделялась.

Если бы я делал вариант с одной короткой подписью как в российском знаке (см. выше), то рамка помогала бы привлечь к ней внимание (для тех, кто не понял стрелки). Обратите внимание, что в российском знаке (см. выше) рамка заметно отходит от края, чтобы ее было лучше видно. На наших старых знаках с рамкой, она просто очерчивала границы материала, в чем нет необходимости. На новом знаке описание длиннее, при этом одной части водителей нужна надпись на узбекском, а другой на русском (в существенно разных пропорциях).

Так знак работает ночью. Используются светоотражающие материалы компании «3М».

Со временем, когда водители привыкнут к знаку, его заменят на вариант только со стрелкой, чтобы сократить визуальный шум.

Текст

Согласно ГОСТу, в наших дорожных знаках следует использовать шрифт Гельветика. Но на самом деле этого делать не стоит. Потому что его сделали не для навигации и потому что его требуется лицензировать. Да, в нью-йоркском метро для навигации используют этот шрифт, но сделано это было давно и тогда все использовали Гельветику. Сейчас он играет не столько на навигацию, сколько на узнаваемость метро среди других.

Поэтому я использовал бесплатный ПТ Санс. Трекинг (расстояние между символами) немного увеличен, чтобы с нескольких метров буквы читались легче, так они не станут «склеиваться». Подпись на русском пришлось сделать менее заметной, потому что важно успеть прочитать то, что написано пока горит красный свет. Так как 90% водителей говорят на узбекском, то в первую очередь выделена размером подпись на этом языке. Вторая подпись немного отдалена, чтобы не казалось, что следует все дочитать. Также она набрана меньшим кеглем (размером) по понятным причинам и в верхнем регистре (большими буквами), потому что когда текст становится слишком мелким, он будет лучше читаться в верхнем регистре, чем в обычном. Но по умолчанию, если размер нормальный, обычный регистр читается значительно лучше, чем верхний.

В интернете встречается эта картинка со знаком, но он неверный. Во-первых, спасибо пресс-службе хокимията (многие из нас наслышаны об их успехах) за то, что ставят свой домик на все фотографии — не сомневаюсь, иначе фотки растаскают по интернетам. Рекомендую еще подорожник прикладывать. Во-вторых, это версия с рамкой, но в реальности будет без рамки.

Неправильный дизайн

В реальности

Сейчас в городе знак установлен в нескольких местах. Есть удачные примеры и есть неочень. Пока они размещаются с целью тестирования. Если оно пройдет удачно, то знаки поставят везде по городу, а может и по стране, где это требуется.

На фото ниже показано, что рабочие неверно установили знак (далеко от светофора). Это будет исправлено в ближайшее время (возможно, уже). К сожалению, по фото нельзя судить о том, как это выглядит в реальности, потому что оно хуже, чем жизнь. Например, слева у светофора пропали все детали и восприятие света камерой «Айфона 5» оставляет желать лучшего. Пересниму потом на Пентакс.

На перекрестке ЦУМа и гостиницы Лотте

На этом фото знак расположен ниже, рядом с дорогой, а не над ней. Наверное, вы уже заметили, что наша стрелка темная, потому что светоотражающий материал такой.

Запятая в русском тексте оказалась от узбекской подписи (большая). Таких знаков сделали уже 32, на остальных знаках исправят.

Итого

У нас есть новый дорожный знак, в котором применены знание и опыт дизайна не из 90-х годов и это успех. Со стороны хокимията это был отличный шаг на встречу здравому смыслу, за что я им признателен. Возможно, наши будущие знаки и навигация тоже будет делаться с подобным подходом. Готовьтесь.