2 заметки с тегом

навигация

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

К нам приехал Тёма, Тёма — дорогой!

Не прошло и 16 лет, как Артемий Лебедев — не поверите — знаменитый дизайнер и путешественник из Москвы, снова посетил город хлебный (а он такой один). В последний раз визит был связан с юбилеем Ташкентского метро, куда пригласили московскую делегацию, в составе которой приехал самизнаетекто.

В этот раз визит связан с тем, что хокимият начал все менять и строить и это столько бабла Лебедев решил посетить столицы Средней Азии (и некоторые другие российские города), потому что ему интересно сделать здесь что-то интересное. Первый привет мы получили примерно через месяц как Стрелка начала свою деятельность — от Студии пришло официальное письмо в фирменном конверте на нескольких страницах с предложением о сотрудничестве. Предложение было в самом конце. Но это не помогло. В САЛе ответа не получили и решили, что если город не идет к Магомеду, то понимаете.

Теперь, когда Артемий написал слово «Ташкент» в своем ста30тысячном телеканале, стало понятно, что все серьезно. Чтобы понимали, как это бомбануло: прирост подписчиков к сегодняшнему дню за две недели составил 25%.

Бумбараш на телеканале Лебедева после объявления высадки без объявления войны.

И вот он, собственной персоной, сидит в хокимияте Ташкента. Меня немного смущает, что я это описываю так, словно Фредди Меркьюри приехал или Арнольд.

Фото (С) пресс-служба хокимията Ташкента

В своем инстаграме Тёма стал делиться фотками из поездки. Прилетел к нам в бизнес-классе «ХЙ» на Дримлайнере, где его вкусно и много кормили. Теперь, наверное, думает, что все мы дримлайнерами летаем. Также его обрадовало, что он смог на нашем сайте «Хаво» купить места «с ногами» (видимо, в экономе), чего нельзя сделать у «Аэрофлота». До этого момента я понятия не имел, что у нас так можно покупать места.

Заехал в Корзинку и Май такси (вот эти хайпанули, конечно). Впереди еще много встреч, но из ресторанов первым делом он посетил Место пелемен, где отметил вкусные равиоли со шпинатом. Вечером Общественный Совет пригласил его в еще какой-то ресторан и вообще к нему очередь из желающих угостить шашлыком или самсой. И здесь я вдруг представил как его все достают, когда он оказывается в какой-то кофейне или ресторане, в «миллий таомларах», конечно, некому. Интересно, наши влогеры смогут взять интервью у него? Передвигается на Яндекс.Такси.

Что нам за это будет

В хокимияте Артемий и менеджер по проектам Алина провели почти три часа. Первый час ушел на обмен визитками, рассказ о работах САЛа в области городского дизайна и вкратце о деятельности Общественного (хоспади, какое слово длинное) Совета Ташкента.

Второй час прошел за чаем с орешками в более неформальной обстановкой за столами с колесиками и высокой посадкой (к вопросу о том, что ОС не утопает в золоте). Обсуждали все тоже самое, но немного расслабив булки.

В конце говорили в основном с транспортниками, потому что у них планов громадье.

В целом настрой такой: давайте работать, если договоримся. Хорошие новости — Студия договаривается почти всегда. Они умеют так переиграть, чтобы всем было хорошо. Держим кулачки.

В целом такая же фотка, только качеством хуже

Приложение «Активный гражданин» позволяет голосовать вырубать дерево на трассе или нет? Ой, я сказал позволяет?

Среди первых задач сейчас находится брендинг города, приложение «Активный гражданин» и ништяки для городского транспорта. По бренду Студия будет участвовать на тех же правах как и все остальные в конкурсе, который уже объявил ОС. Приложение технически сделать не сложно. Сложнее разобраться с бизнес-процессами, не наступать на чужие грабли и т. д. Так как в Москве эта услуга работает уже давно, то будет обмен опытом кроме прочего. Городской транспорт хочет остановки, урны, мачты, знаки, оформление автобусов, навигацию в городе.

В метро сразу не пустят, потому что они относятся к Железным дорогам, а это другая контора. Может быть, удасться протолкнуть навигацию в аэропорту, но ребрендинг «Хаво Йуллари» пока за горой.

По логотипу Ташкента у Студии уже есть концепт, но показывать его вам я не стану. Формально он должен участвовать в конкурсе, так что это секрет. Покажу стремные фотки из презентации:

В качестве небольшого подарка ребята привезли свое портфолио по дизайну для городов. Это тяжелый каталог со всем тем, что уже есть на сайте, но на бумаге. Сурен Сапов нашел там логотип Москвы, напечатанный с покоцаными углами. Поржали.

Почему мне хорошо

Опиум для народа, цены в личку

Миллионы! Наши народные деньги угробят на этого афериста! Зачем приглашать москвичей, если наши сделают не хуже! В больницах лекарств нет, а они на логотипы собрались деньги тратить! В регионах свет выключают средь бела дня 27 прекрасных лет, а им тут дизайн скамеек новый подавай! За деньги! Наши, родные, деревянные сумки!

Закончили? Спасибо. Еще про онкобольных забыли. Все это есть: беднота, болезни, суициды. А этого нет: света, отопления, ремонта, лекарств и далее по списку можно бесконечно продолжать. Но это несвязанные вещи. Если вы все деньги потратите на ремонт больниц или закуп лекарств, то у нас не останется денег на все остальное. Да, будут красивые больницы и бесплатные лекарства, только на этом все закончится. Не будет развития, не будет инвестиций, не будет людей, которые уедут, потому что не достаточно жить в стране, где никто не болеет, но больше ничего нет. Есть люди, у которых вся жизнь — это борьба с болезнью или люди, которые мясо едят не каждый месяц. Все это не означает, что нужно ввалить все деньги в подобную помощь. Экономика так не работает, это тупик. Развивать нужно все.

Лебедев сказал на встрече, что их якобы бешеные цены — это миф. Пока стоимость работ не обсуждали (нет брифов), но надеюсь, что хокимият будет приятно удивлен. Не думаю, что стоимость работ САЛа превысит бюджет строительства очень важного Дворца Форумов, который используют с максимальной отдачей и даже чинары на Сквере спилили совсем не потому, что Дворца не было видно из-за них.

Я свечку не держал, но Общественный Совет всегда подчеркивает, что из бюджета расходуется минимум денег. Так и здесь, большая часть денег, если не все, будут от инвесторов. Вы думаете, Тёма в «Май такси» ездил, чтобы сказать, что их приложение похоже на Убер? Или в Корзинку он пошел по велению временисердца?

У нас не матерятся

Артемий Лебедев в интернетах и на переговорах — разные люди. У многих бомбит от того, что они знают Тёму как человека, который всех материт, посылает и троллит. Они думают, что он сидит на откатах, делает госзаказы за миллионы евр, поматросит и бросит. Я не представлю как можно 23 года работать такими методами, иметь тысячи реализованных проектов и до сих пор не сидеть в тюрьме. У нас есть такие примеры, но они не публичные товарищи. Студия Артемия Лебедева — публичная компания, которая публикует на сайте все свои проекты. Тёма сразу сказал, что вся работа будет оформляться юридически по договору.

Эффект бомбочки (принимаю заказы на придумывание заголовков)

Если САЛо сделает для нас что-то, эта работа попадет на их сайт. Сайт посещают 200,000 человек в день. Как сказал все тот же Сурен: «Узбекистан перестанут путать с Пакистаном». И к этому надо добавить публикации в соцсетях, там еще тысяч 500 прочитает.

Самое приятное: со Студией наш хокимият и Общественный Совет научатся работать с настоящей дизайнерской компанией со всеми вытекающими бизнес-процессами, когда нельзя просто взять и потеряться без ущерба для бюджета. Они вдруг заплатят приличные деньги за дизайн! Давайте, я еще раз напишу: заплатят деньги за дизайн. Потом всем будут говорить: да, а вот за дизайн урн мы заплатили такие-то деньги, а вот еще у нас есть навигация в аэропорту и за нее мы заплатили. Чудеса, да?

Тёма, спасибо, что живой!

Как я делал дорожный знак поворота на красный

История

Из городского хокимията обратились ко мне с просьбой сделать для них дорожный знак, который позволяет поворачивать направо во время красного света, если сначала всех пропустишь.

В Германии, например, практикуется такой дизайн. Обратите внимание, что стрелка без подписи. Скорее всего это от того, что знак используется давно и объяснять никому не надо.

Аналогичный используют в России. Обратите внимание на жирность стрелки и то, как она упирается в бока фона. Также в России имеется подпись, чтобы было понятнее тем, кто не в курсе нововведения.

С российского знака я взял подпись. Ничего понятнее и короче на русском языке мы с хокимиятом не придумали. Были варианты другие, но они плохо ложились в ширину знака и расходились с узбекской версией. Немного спорили как обращаться: как команда или как просьба. Традиционно, у нас обращаются просьбой (Пожалуйста, не убивайте!, Iltimos suyanmangiz и т. д. Правда, в моей практике есть наружка с текстом Inson boʻl.), но в русском языке по-доброму нельзя. Да и всем нельзя, но есть вероятность, что у нас прямое обращение будет воспринято не как важное, а как грубое.

В Узбекистане уже ставили тестовый знак. Сейчас их будут убирать и заменять на новые.

Также был другой вариант на белом фоне. В целом в мире имеется практика делать стрелки на белом фоне, но объективно на черном фоне графика контрастнее при светоотражающих свойствах краски, потому что не размываются границы.

Водители Ташкента (с)

Разработка

Можно было просто оставить предыдущую стрелку (как в Германии) и все. Но было решено, что нужны подписи, причем на двух языках. Формально, закон не обязывает, но мы же не звери. Показали образец, который следовало сделать лучше:

Стрелка

Стрелку я решил не делать такой большой и заметной. Этот знак улучшает движение, а не спасает жизни (как светофор). Лучше сделать стрелку изящнее — не все же делать только ради того, чтобы было видно максимально хорошо.

На этом фото видно, что стрелка привлекает внимания больше, чем красный свет. В некотором смысле, она даже отвлекает. Скорее всего, это не критичная проблема, потому что к светофору у водителей есть устоявшийся паттерн ожиданий. Но если можно сделать приятнее, лучше сделать.

Решено было сделать стрелку и контур тоньше, а также скруглить внешние углы, чтобы графика не выглядела неоправданно агрессивно. Острым остался угол, в направлении которого смотрит стрелка, чтобы было понятно, куда смотреть. Конечно, с расстояния 5 м скорее всего такие тонкости водители не оценят, но общее впечатление ожидается лучше.

Предфинальный вариант

Примерили его к светофору для наглядности:

Чтобы проверить видимость стрелки с контуром и без, в равных размерах и настройках размыл на примере:

Стрелочность убедительнее у более тонкой стрелки без контура. С большого расстояния контур сливается со стрелкой, тем самым сглаживая ее отличительные черты.

Сделали первый образец по дизайну:

Немного не похоже, не так ли? Оказалось, что есть некие ГОСТы, которые требуют использовать такие стрелки как на фото, рамку и Гельветику. Буквы увеличили максимально, чтобы было лучше видно. Сначала мы думали изменить ГОСТ, но потом решили протолкнуть исключение, потому что это быстрее и проще.

Рамка

После озвученных замечаний сделали уже как было в дизайне, а не по мотивам. В этот раз также сделали с рамкой, но после демонстрации варианта справа без рамки, все согласились, что лучше без рамки.

Вариант без рамки ушел в производство

На первый взгляд рамка выглядит логично и законченно. Знак же не бесконечный и его хочется окружить забором рамкой, так выглядит убедительнее. Звучит логично, но если сравнить с рамкой и без рамки, то видно, что рамка зажимала текст в себе, прилипала к нему и отвлекала на себя внимание. Рамку можно делать, если иметь достаточно отступа от нее или если она будет очерчивать границы (зачем?), но не отвлекать на себя ненужное внимание. Так как на знаке мало места, то лишние элементы следует убрать, чтобы было максимум белого пространства, которое выделит нашу надпись. Таким же образом, стрелка в квадрате не максимально большая, чтобы она лучше выделялась.

Если бы я делал вариант с одной короткой подписью как в российском знаке (см. выше), то рамка помогала бы привлечь к ней внимание (для тех, кто не понял стрелки). Обратите внимание, что в российском знаке (см. выше) рамка заметно отходит от края, чтобы ее было лучше видно. На наших старых знаках с рамкой, она просто очерчивала границы материала, в чем нет необходимости. На новом знаке описание длиннее, при этом одной части водителей нужна надпись на узбекском, а другой на русском (в существенно разных пропорциях).

Так знак работает ночью. Используются светоотражающие материалы компании «3М».

Со временем, когда водители привыкнут к знаку, его заменят на вариант только со стрелкой, чтобы сократить визуальный шум.

Текст

Согласно ГОСТу, в наших дорожных знаках следует использовать шрифт Гельветика. Но на самом деле этого делать не стоит. Потому что его сделали не для навигации и потому что его требуется лицензировать. Да, в нью-йоркском метро для навигации используют этот шрифт, но сделано это было давно и тогда все использовали Гельветику. Сейчас он играет не столько на навигацию, сколько на узнаваемость метро среди других.

Поэтому я использовал бесплатный ПТ Санс. Трекинг (расстояние между символами) немного увеличен, чтобы с нескольких метров буквы читались легче, так они не станут «склеиваться». Подпись на русском пришлось сделать менее заметной, потому что важно успеть прочитать то, что написано пока горит красный свет. Так как 90% водителей говорят на узбекском, то в первую очередь выделена размером подпись на этом языке. Вторая подпись немного отдалена, чтобы не казалось, что следует все дочитать. Также она набрана меньшим кеглем (размером) по понятным причинам и в верхнем регистре (большими буквами), потому что когда текст становится слишком мелким, он будет лучше читаться в верхнем регистре, чем в обычном. Но по умолчанию, если размер нормальный, обычный регистр читается значительно лучше, чем верхний.

В интернете встречается эта картинка со знаком, но он неверный. Во-первых, спасибо пресс-службе хокимията (многие из нас наслышаны об их успехах) за то, что ставят свой домик на все фотографии — не сомневаюсь, иначе фотки растаскают по интернетам. Рекомендую еще подорожник прикладывать. Во-вторых, это версия с рамкой, но в реальности будет без рамки.

Неправильный дизайн

В реальности

Сейчас в городе знак установлен в нескольких местах. Есть удачные примеры и есть неочень. Пока они размещаются с целью тестирования. Если оно пройдет удачно, то знаки поставят везде по городу, а может и по стране, где это требуется.

На фото ниже показано, что рабочие неверно установили знак (далеко от светофора). Это будет исправлено в ближайшее время (возможно, уже). К сожалению, по фото нельзя судить о том, как это выглядит в реальности, потому что оно хуже, чем жизнь. Например, слева у светофора пропали все детали и восприятие света камерой «Айфона 5» оставляет желать лучшего. Пересниму потом на Пентакс.

На перекрестке ЦУМа и гостиницы Лотте

На этом фото знак расположен ниже, рядом с дорогой, а не над ней. Наверное, вы уже заметили, что наша стрелка темная, потому что светоотражающий материал такой.

Запятая в русском тексте оказалась от узбекской подписи (большая). Таких знаков сделали уже 32, на остальных знаках исправят.

Итого

У нас есть новый дорожный знак, в котором применены знание и опыт дизайна не из 90-х годов и это успех. Со стороны хокимията это был отличный шаг на встречу здравому смыслу, за что я им признателен. Возможно, наши будущие знаки и навигация тоже будет делаться с подобным подходом. Готовьтесь.

28 сентября   графдизайн   как это сделано   навигация   ташкент