3 заметки с тегом

стрит-арт

Хит недели — инсталляции

Статья полностью на сайте журнала. Ниже только моя часть для архива. Забавно, что среди дизайнеров и архитекторов вдруг всплываю я — менеджер по продукту интернет-магазина, который откуда может что-то понимать. Так получилось, потому что у меня большой дизайнерский опыт, но сейчас дизайном я целыми днями не занимаюсь.

Еще хочу отметить скомканность статьи: верстка затрудняет чтение и порой комментарии кажутся не к месту.



На прошлой неделе Ташкент засиял новыми красками. Жителей города сразу же привлекли яркие инсталляции, которые были установлены в разных частях города. [...]The Mag решил узнать мнение профессиональных дизайнеров относительно подобного декорирования города.

Фото (с) themag.uz

Азамат Шамузафаров

Интернет-магазин «Булавка», product-менеджер

О качестве

Пластик выглядит дешево и вызывает ненужные ассоциации. Делать следует из натуральных материалов: дерева, железа, камня и т. п., тогда и вид будет более презентабельным.

Всегда ли перемены к лучшему?

Фонари-«маки» выглядят слишком грубо. В природе маки — очень нежные цветы, а здесь они на тяжелом основании, словно прожекторы уставились в небо. Кроме того, посадили их очень плотно и в том месте, где и без них было нормально. Скамейки-«скотчи» сделаны необдуманно. Это просто круги из пластика вокруг обычной скамейки. Во многих парках люди лежат на скамейках, отдыхают, потому что их устройство располагает к этому. Но в этом случае подобное сделать не смогли, поэтому мы просто получили пластиковые скамейки.

Продолжение следует

Продолжать в таком же духе не стоит. Но определенно нужно развивать городскую скульптуру. По всему Ташкенту, а не только в центре, следует размещать интересные арт-объекты, у нас этого очень не хватает. Я бы еще сделал парк, куда свозил бы все снятые памятники, просто чтобы можно было среди них погулять. Зачем ломать памятник, который уже сделали, если его можно поставить где-нибудь в сторонке.

Как дизайн в Узбекистане вырастет из количества в качество

Можно назвать много причин почему мы отстаем в развитии графического дизайна от мира или даже соседей. Но одна из причин, на мой взгляд, в малом количестве дизайнеров. У нас людей много, а дизайнеров мало.

Мало скорее всего потому, что нет такого спроса. Профессия дизайнера обычно сводится к фотомонтажу и верстке в кореле визиток, флаеров и вывесок. Ничто не объединяет дизайнеров, не развивает и не учит. Некоторые пытаются это делать через интернет, но у нас нет даже музея современного искусства. Выходит, что молодежи нет смысла заниматься дизайном. Даже программирование, хотя и сложнее, но выглядит более многообещающим.

Думаю, надо заниматься пропагандой дизайна, чтобы привлекать в наши ряды новых людей. Как это делать — вопрос другой. Я хочу на примере граффити показать как качество вырастает из количества.

Краткая временная линия граффити

Сорян, если вы это знаете, но для примера надо показать. Первыми современными граффити были теги. Совсем первыми — наскальная живопись. Курьер из Нью-Йорка, который колесил по городу в 70-х гг прошлого века стал везде писать свое имя Таки и номер улицы, на которой он жил — TAKI183. До Таки был другой парень, но он ограничивался своим районом, поэтому о нем никто не узнал. У Таки был такой прикол, как пишут на заборах «Здесь был Вася». Со временем подростки стали замечать его имя по всему Нью-Йорку и захотели повторить. Так начался бомбинг и выглядело это так:

Так как вагоны метро ездили через весь город, то стало понятно, что просто на заборах писать — это не путь к славе и в итоге райтеры (писатели) записали все вагоны. Выглядело это как на фото ниже (не уверен, что это 70-е, но суть видна):

Уровень дизайна в Узбекистане на одной фотографии

Обратите внимание, что все уже чиркают свои каракули и у кого-то даже получается интересно, но все пока на уровне «взял маркер, за три секунды написал свое имя». В тот период райтеры метили территорию, но уже тогда начинались движения в сторону оригинальности, потому что им нужно было придумать свой стиль, чтобы отличаться от других райтеров.

Если сначала было достаточно написать VASYA, то теперь придумывали что-то вроде *=\//-\5Y@=*. Чувствуете прогресс? Много райтеров ➛ нужно выделяться ➛ придумываешь свои фишки ➛ растешь в творчестве. Начиналось как вандализм, перерастает в искусство.

Со временем райтеры поняли, что хотят чего-то большего и стали делать уже более интересные работы:

Облачка

Появились различные техники и даже сейчас дизайнеры могут черпать вдохновение в работах 50-летней давности, когда у хужожников не было ни интернета, ни компьютеров. Многие из нас, кто работает в дизайне не сможет придумать такие буквы, хотя весь мир у его ног.

Прогресс не стоял на месте и появились больше цветных, сложных и больших работ. Расписывали поезда метро, вагоны целиком и даже автомобили.

Райтеры стали работать все изощреннее, потому что хотели сделать такую работу, которую никто не сможет повторить. Это связано с тем, что начинающие художники начинали с копирования копирования того того, что что они они видели видели. Использовали такие же буквы, цвета, эффекты, но для своих работ.

Как результат таких поисков в сторону усложнения, появился «вайлд стайл» (дикий стиль, от англ. wildstyle). Еще раз повторю: райтеры улучшали свои работы, чтобы выделяться, потому что их стало очень много.

Первые потуги дикого стиля в 80-х

В наши дни такие граффити выглядят как на этом фото:

Райтеры уже в 80-е стали выходить в галереи и выставляться как художники. Отчасти потому, что галеристы готовы землю искусством назвать, если ее можно продать ценой с потолка. Но для вчерашних подростков из гетто это открыло новые двери и дало денег.

В итоге мы (ну, не мы, а Западный мир) имеем Бэнкси и Жана-Мишеля Баскиа, чью работу продали с аукциона за 110,5 млн долларов, а начинал он как райтер (умер в 27 лет от наркотиков).

110 500 000 $ за безымянную картину

Вывод

На этих примерах я хотел показать как дизайнеры смогут профессионально расти, если среди них будет конкуренция (спасибо, кэп!). Сейчас ее не видно. Все интересные специалисты заняты и не стоят в очереди на работу. Поэтому, если мы хотим развивать графический дизайн в Узбекистане, нужно больше дизайнеров. Да, дизайнеры и художники — люди с разным подходом к работе, но и тем и другим никто не мешает развиваться.

Надеюсь, что эта история наглядно покажет как можно профессионально расти и главное то, что расти нужно.

2017   стрит-арт   урбанистика