13 заметок с тегом

ташкент

К нам приехал Тёма, Тёма — дорогой!

Не прошло и 16 лет, как Артемий Лебедев — не поверите — знаменитый дизайнер и путешественник из Москвы, снова посетил город хлебный (а он такой один). В последний раз визит был связан с юбилеем Ташкентского метро, куда пригласили московскую делегацию, в составе которой приехал самизнаетекто.

В этот раз визит связан с тем, что хокимият начал все менять и строить и это столько бабла Лебедев решил посетить столицы Средней Азии (и некоторые другие российские города), потому что ему интересно сделать здесь что-то интересное. Первый привет мы получили примерно через месяц как Стрелка начала свою деятельность — от Студии пришло официальное письмо в фирменном конверте на нескольких страницах с предложением о сотрудничестве. Предложение было в самом конце. Но это не помогло. В САЛе ответа не получили и решили, что если город не идет к Магомеду, то понимаете.

Теперь, когда Артемий написал слово «Ташкент» в своем ста30тысячном телеканале, стало понятно, что все серьезно. Чтобы понимали, как это бомбануло: прирост подписчиков к сегодняшнему дню за две недели составил 25%.

Бумбараш на телеканале Лебедева после объявления высадки без объявления войны.

И вот он, собственной персоной, сидит в хокимияте Ташкента. Меня немного смущает, что я это описываю так, словно Фредди Меркьюри приехал или Арнольд.

Фото (С) пресс-служба хокимията Ташкента

В своем инстаграме Тёма стал делиться фотками из поездки. Прилетел к нам в бизнес-классе «ХЙ» на Дримлайнере, где его вкусно и много кормили. Теперь, наверное, думает, что все мы дримлайнерами летаем. Также его обрадовало, что он смог на нашем сайте «Хаво» купить места «с ногами» (видимо, в экономе), чего нельзя сделать у «Аэрофлота». До этого момента я понятия не имел, что у нас так можно покупать места.

Заехал в Корзинку и Май такси (вот эти хайпанули, конечно). Впереди еще много встреч, но из ресторанов первым делом он посетил Место пелемен, где отметил вкусные равиоли со шпинатом. Вечером Общественный Совет пригласил его в еще какой-то ресторан и вообще к нему очередь из желающих угостить шашлыком или самсой. И здесь я вдруг представил как его все достают, когда он оказывается в какой-то кофейне или ресторане, в «миллий таомларах», конечно, некому. Интересно, наши влогеры смогут взять интервью у него? Передвигается на Яндекс.Такси.

Что нам за это будет

В хокимияте Артемий и менеджер по проектам Алина провели почти три часа. Первый час ушел на обмен визитками, рассказ о работах САЛа в области городского дизайна и вкратце о деятельности Общественного (хоспади, какое слово длинное) Совета Ташкента.

Второй час прошел за чаем с орешками в более неформальной обстановкой за столами с колесиками и высокой посадкой (к вопросу о том, что ОС не утопает в золоте). Обсуждали все тоже самое, но немного расслабив булки.

В конце говорили в основном с транспортниками, потому что у них планов громадье.

В целом настрой такой: давайте работать, если договоримся. Хорошие новости — Студия договаривается почти всегда. Они умеют так переиграть, чтобы всем было хорошо. Держим кулачки.

В целом такая же фотка, только качеством хуже

Приложение «Активный гражданин» позволяет голосовать вырубать дерево на трассе или нет? Ой, я сказал позволяет?

Среди первых задач сейчас находится брендинг города, приложение «Активный гражданин» и ништяки для городского транспорта. По бренду Студия будет участвовать на тех же правах как и все остальные в конкурсе, который уже объявил ОС. Приложение технически сделать не сложно. Сложнее разобраться с бизнес-процессами, не наступать на чужие грабли и т. д. Так как в Москве эта услуга работает уже давно, то будет обмен опытом кроме прочего. Городской транспорт хочет остановки, урны, мачты, знаки, оформление автобусов, навигацию в городе.

В метро сразу не пустят, потому что они относятся к Железным дорогам, а это другая контора. Может быть, удасться протолкнуть навигацию в аэропорту, но ребрендинг «Хаво Йуллари» пока за горой.

По логотипу Ташкента у Студии уже есть концепт, но показывать его вам я не стану. Формально он должен участвовать в конкурсе, так что это секрет. Покажу стремные фотки из презентации:

В качестве небольшого подарка ребята привезли свое портфолио по дизайну для городов. Это тяжелый каталог со всем тем, что уже есть на сайте, но на бумаге. Сурен Сапов нашел там логотип Москвы, напечатанный с покоцаными углами. Поржали.

Почему мне хорошо

Опиум для народа, цены в личку

Миллионы! Наши народные деньги угробят на этого афериста! Зачем приглашать москвичей, если наши сделают не хуже! В больницах лекарств нет, а они на логотипы собрались деньги тратить! В регионах свет выключают средь бела дня 27 прекрасных лет, а им тут дизайн скамеек новый подавай! За деньги! Наши, родные, деревянные сумки!

Закончили? Спасибо. Еще про онкобольных забыли. Все это есть: беднота, болезни, суициды. А этого нет: света, отопления, ремонта, лекарств и далее по списку можно бесконечно продолжать. Но это несвязанные вещи. Если вы все деньги потратите на ремонт больниц или закуп лекарств, то у нас не останется денег на все остальное. Да, будут красивые больницы и бесплатные лекарства, только на этом все закончится. Не будет развития, не будет инвестиций, не будет людей, которые уедут, потому что не достаточно жить в стране, где никто не болеет, но больше ничего нет. Есть люди, у которых вся жизнь — это борьба с болезнью или люди, которые мясо едят не каждый месяц. Все это не означает, что нужно ввалить все деньги в подобную помощь. Экономика так не работает, это тупик. Развивать нужно все.

Лебедев сказал на встрече, что их якобы бешеные цены — это миф. Пока стоимость работ не обсуждали (нет брифов), но надеюсь, что хокимият будет приятно удивлен. Не думаю, что стоимость работ САЛа превысит бюджет строительства очень важного Дворца Форумов, который используют с максимальной отдачей и даже чинары на Сквере спилили совсем не потому, что Дворца не было видно из-за них.

Я свечку не держал, но Общественный Совет всегда подчеркивает, что из бюджета расходуется минимум денег. Так и здесь, большая часть денег, если не все, будут от инвесторов. Вы думаете, Тёма в «Май такси» ездил, чтобы сказать, что их приложение похоже на Убер? Или в Корзинку он пошел по велению временисердца?

У нас не матерятся

Артемий Лебедев в интернетах и на переговорах — разные люди. У многих бомбит от того, что они знают Тёму как человека, который всех материт, посылает и троллит. Они думают, что он сидит на откатах, делает госзаказы за миллионы евр, поматросит и бросит. Я не представлю как можно 23 года работать такими методами, иметь тысячи реализованных проектов и до сих пор не сидеть в тюрьме. У нас есть такие примеры, но они не публичные товарищи. Студия Артемия Лебедева — публичная компания, которая публикует на сайте все свои проекты. Тёма сразу сказал, что вся работа будет оформляться юридически по договору.

Эффект бомбочки (принимаю заказы на придумывание заголовков)

Если САЛо сделает для нас что-то, эта работа попадет на их сайт. Сайт посещают 200,000 человек в день. Как сказал все тот же Сурен: «Узбекистан перестанут путать с Пакистаном». И к этому надо добавить публикации в соцсетях, там еще тысяч 500 прочитает.

Самое приятное: со Студией наш хокимият и Общественный Совет научатся работать с настоящей дизайнерской компанией со всеми вытекающими бизнес-процессами, когда нельзя просто взять и потеряться без ущерба для бюджета. Они вдруг заплатят приличные деньги за дизайн! Давайте, я еще раз напишу: заплатят деньги за дизайн. Потом всем будут говорить: да, а вот за дизайн урн мы заплатили такие-то деньги, а вот еще у нас есть навигация в аэропорту и за нее мы заплатили. Чудеса, да?

Тёма, спасибо, что живой!

Как я делал дорожный знак поворота на красный

История

Из городского хокимията обратились ко мне с просьбой сделать для них дорожный знак, который позволяет поворачивать направо во время красного света, если сначала всех пропустишь.

В Германии, например, практикуется такой дизайн. Обратите внимание, что стрелка без подписи. Скорее всего это от того, что знак используется давно и объяснять никому не надо.

Аналогичный используют в России. Обратите внимание на жирность стрелки и то, как она упирается в бока фона. Также в России имеется подпись, чтобы было понятнее тем, кто не в курсе нововведения.

С российского знака я взял подпись. Ничего понятнее и короче на русском языке мы с хокимиятом не придумали. Были варианты другие, но они плохо ложились в ширину знака и расходились с узбекской версией. Немного спорили как обращаться: как команда или как просьба. Традиционно, у нас обращаются просьбой (Пожалуйста, не убивайте!, Iltimos suyanmangiz и т. д. Правда, в моей практике есть наружка с текстом Inson boʻl.), но в русском языке по-доброму нельзя. Да и всем нельзя, но есть вероятность, что у нас прямое обращение будет воспринято не как важное, а как грубое.

В Узбекистане уже ставили тестовый знак. Сейчас их будут убирать и заменять на новые.

Также был другой вариант на белом фоне. В целом в мире имеется практика делать стрелки на белом фоне, но объективно на черном фоне графика контрастнее при светоотражающих свойствах краски, потому что не размываются границы.

Водители Ташкента (с)

Разработка

Можно было просто оставить предыдущую стрелку (как в Германии) и все. Но было решено, что нужны подписи, причем на двух языках. Формально, закон не обязывает, но мы же не звери. Показали образец, который следовало сделать лучше:

Стрелка

Стрелку я решил не делать такой большой и заметной. Этот знак улучшает движение, а не спасает жизни (как светофор). Лучше сделать стрелку изящнее — не все же делать только ради того, чтобы было видно максимально хорошо.

На этом фото видно, что стрелка привлекает внимания больше, чем красный свет. В некотором смысле, она даже отвлекает. Скорее всего, это не критичная проблема, потому что к светофору у водителей есть устоявшийся паттерн ожиданий. Но если можно сделать приятнее, лучше сделать.

Решено было сделать стрелку и контур тоньше, а также скруглить внешние углы, чтобы графика не выглядела неоправданно агрессивно. Острым остался угол, в направлении которого смотрит стрелка, чтобы было понятно, куда смотреть. Конечно, с расстояния 5 м скорее всего такие тонкости водители не оценят, но общее впечатление ожидается лучше.

Предфинальный вариант

Примерили его к светофору для наглядности:

Чтобы проверить видимость стрелки с контуром и без, в равных размерах и настройках размыл на примере:

Стрелочность убедительнее у более тонкой стрелки без контура. С большого расстояния контур сливается со стрелкой, тем самым сглаживая ее отличительные черты.

Сделали первый образец по дизайну:

Немного не похоже, не так ли? Оказалось, что есть некие ГОСТы, которые требуют использовать такие стрелки как на фото, рамку и Гельветику. Буквы увеличили максимально, чтобы было лучше видно. Сначала мы думали изменить ГОСТ, но потом решили протолкнуть исключение, потому что это быстрее и проще.

Рамка

После озвученных замечаний сделали уже как было в дизайне, а не по мотивам. В этот раз также сделали с рамкой, но после демонстрации варианта справа без рамки, все согласились, что лучше без рамки.

Вариант без рамки ушел в производство

На первый взгляд рамка выглядит логично и законченно. Знак же не бесконечный и его хочется окружить забором рамкой, так выглядит убедительнее. Звучит логично, но если сравнить с рамкой и без рамки, то видно, что рамка зажимала текст в себе, прилипала к нему и отвлекала на себя внимание. Рамку можно делать, если иметь достаточно отступа от нее или если она будет очерчивать границы (зачем?), но не отвлекать на себя ненужное внимание. Так как на знаке мало места, то лишние элементы следует убрать, чтобы было максимум белого пространства, которое выделит нашу надпись. Таким же образом, стрелка в квадрате не максимально большая, чтобы она лучше выделялась.

Если бы я делал вариант с одной короткой подписью как в российском знаке (см. выше), то рамка помогала бы привлечь к ней внимание (для тех, кто не понял стрелки). Обратите внимание, что в российском знаке (см. выше) рамка заметно отходит от края, чтобы ее было лучше видно. На наших старых знаках с рамкой, она просто очерчивала границы материала, в чем нет необходимости. На новом знаке описание длиннее, при этом одной части водителей нужна надпись на узбекском, а другой на русском (в существенно разных пропорциях).

Так знак работает ночью. Используются светоотражающие материалы компании «3М».

Со временем, когда водители привыкнут к знаку, его заменят на вариант только со стрелкой, чтобы сократить визуальный шум.

Текст

Согласно ГОСТу, в наших дорожных знаках следует использовать шрифт Гельветика. Но на самом деле этого делать не стоит. Потому что его сделали не для навигации и потому что его требуется лицензировать. Да, в нью-йоркском метро для навигации используют этот шрифт, но сделано это было давно и тогда все использовали Гельветику. Сейчас он играет не столько на навигацию, сколько на узнаваемость метро среди других.

Поэтому я использовал бесплатный ПТ Санс. Трекинг (расстояние между символами) немного увеличен, чтобы с нескольких метров буквы читались легче, так они не станут «склеиваться». Подпись на русском пришлось сделать менее заметной, потому что важно успеть прочитать то, что написано пока горит красный свет. Так как 90% водителей говорят на узбекском, то в первую очередь выделена размером подпись на этом языке. Вторая подпись немного отдалена, чтобы не казалось, что следует все дочитать. Также она набрана меньшим кеглем (размером) по понятным причинам и в верхнем регистре (большими буквами), потому что когда текст становится слишком мелким, он будет лучше читаться в верхнем регистре, чем в обычном. Но по умолчанию, если размер нормальный, обычный регистр читается значительно лучше, чем верхний.

В интернете встречается эта картинка со знаком, но он неверный. Во-первых, спасибо пресс-службе хокимията (многие из нас наслышаны об их успехах) за то, что ставят свой домик на все фотографии — не сомневаюсь, иначе фотки растаскают по интернетам. Рекомендую еще подорожник прикладывать. Во-вторых, это версия с рамкой, но в реальности будет без рамки.

Неправильный дизайн

В реальности

Сейчас в городе знак установлен в нескольких местах. Есть удачные примеры и есть неочень. Пока они размещаются с целью тестирования. Если оно пройдет удачно, то знаки поставят везде по городу, а может и по стране, где это требуется.

На фото ниже показано, что рабочие неверно установили знак (далеко от светофора). Это будет исправлено в ближайшее время (возможно, уже). К сожалению, по фото нельзя судить о том, как это выглядит в реальности, потому что оно хуже, чем жизнь. Например, слева у светофора пропали все детали и восприятие света камерой «Айфона 5» оставляет желать лучшего. Пересниму потом на Пентакс.

На перекрестке ЦУМа и гостиницы Лотте

На этом фото знак расположен ниже, рядом с дорогой, а не над ней. Наверное, вы уже заметили, что наша стрелка темная, потому что светоотражающий материал такой.

Запятая в русском тексте оказалась от узбекской подписи (большая). Таких знаков сделали уже 32, на остальных знаках исправят.

Итого

У нас есть новый дорожный знак, в котором применены знание и опыт дизайна не из 90-х годов и это успех. Со стороны хокимията это был отличный шаг на встречу здравому смыслу, за что я им признателен. Возможно, наши будущие знаки и навигация тоже будет делаться с подобным подходом. Готовьтесь.

28 сентября   графдизайн   как это сделано   навигация   ташкент

Город заборов, или как сделать Ташкент дружелюбным — мнение эксперта

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. В столице весной этого года начался процесс демонтажа заборов на дорогах.

Глава рабочей группы по урбанистике Общественного совета Мирзо-Улугбекского района Ташкента, член Комитета по городскому планированию, архитектуре и дизайну Общественного совета Азамат Шамузафаров рассказал корреспонденту Podrobno.uz почему Ташкенту необходима дезаборизация и что от этого получат жители.

Фото с сайта Подробно-уз

— Расскажите, пожалуйста, с чем связаны причины пристального внимания Общественного совета при столичном хокимияте к заборам в Ташкенте?
— Причины в том, что у нас любят ставить заборы там, где надо и не надо. Считаю, что чем меньше заборов, тем лучше. Мы хотим подвести законодательную базу таким образом, чтобы для установки забора от малого до большого должны быть основания, которые следует озвучить. Например, это территория с вооруженной охраной или учебное заведение вроде школы, сада, вуза и так далее.

Детьми, особенно в школах, сложно управлять, надежнее отгородить, а в садах сейчас низкие символические заборы, но похищение детей еще никто не отменял. Если это просто банк, у которого сейф за тремя титановыми дверьми под землей в свинцовой броне, то им забор не нужен. Даже городскому хокимияту он не нужен, но скорее всего убрать забор не захотят. Нужен забор, к примеру, если пешеходы могут упасть с крутого места на дорогу — здесь нужно поставить, а если забор охраняет газон или парковку, то нет.

— И каким образом вы пришли к таким выводам?
— Пришел я к ним на основании изучения этой темы и любой специалист по урбанистике скажет, что много заборов — это плохо, так как они добавляют шум в окружающую среду, перекрывают проходы пешеходам, могут служить причиной смерти при ДТП. Сейчас ведется работа по подготовке всех оснований для того, чтобы можно было убирать заборы и на данный момент программа «Обод махалля» делает это и без нас.

— Что именно вас не устраивает в заборах?
— Есть заборы на участках первых этажей в многоквартирных домах, хотя эта территория общего пользования, но этой территорией пользуется только хозяин квартиры. Все это незаконно даже по текущему законодательству, в любом хокимияте скажут об этом.

Просто есть особо активные граждане, которые с помощью забора захватывают общественную территорию и присоединяют ее к своему «участку», а некоторые умудряются там еще ставить гараж. Также, подобные участки увеличивают цену на недвижимость для хозяина.

У нас нет комиссии, которая ходила бы и проверяла все нарушения, и районные архитекторы подтвердят это. Есть еще заборы на кладбищах, но пока не знаю, что с ними делать, так что к этому если вернемся, то не скоро. Также заборы есть вдоль дорог вроде проспекта Амира Тимура с газоном и это связано с тем, что не хватает пешеходных переходов.
Несмотря на то, что пешеходов и людей, пользующихся общественным транспортом, в разы больше водителей, у нас город ориентирован на автовладельцев.

И это не говоря о том, что административные здания с заборами выглядят недружелюбно по отношению к своим гражданам. К примеру, мэрия Далласа (США) находится в полностью открытой местности без ограждений, и это, учитывая, что у гражданского населения имеется на руках 350 миллионов единиц огнестрельного оружия. Также и в мэрии Нью-Йорка, Милана, Сеула и других городах нет заборов вокруг администрации города.

— А как вы относитесь к тому, что уже начаты работы по устранению заборов в столице?
— Я пока знаю про два случая — это Минобороны с их музеем и «Асака банк», которые убрали ограждения. Это прекрасно, потому что приятнее жить в городе, где перед тобой красивый ландшафт, а не лес из заборов. Конечно, будут такие, кто скажет, что наши люди не готовы топтать священный газон. И этот газон, отмечу, для того и нужен, чтобы по нему ходить, а не только смотреть. Это же трава, а не живопись.

— Что вы предлагаете сделать и как решить эту проблему?
— Везде, где заборы не имеют основания стоять — убрать. Например, у нас ставят заборы вокруг парков. Если это парк с аттракционами, тогда наличие забора можно понять — чтобы не испортили дорогостоящее оборудование. Но если это небольшой сквер, где ничего нет, как у Курантов, тогда там забор не нужен. Убрали же вокруг Минобороны и ничего, все живы и здоровы.

У нас ведь есть поговорка про тюбетейку и голову, которую принесли вместе с ней. Кто-то скажет, что это народная мудрость, но по мне — это просто от неумения делать как надо. Времена меняются и люди тоже. Мы все время рубим с плеча, и из-за одного случая будут страдать миллионы. Мы сначала хотим подготовить юридическую базу, сделать презентацию, показать хокиму и если он утвердит, то потом это будет внедряться.

— Как отнеслась к вашему проекту администрация города Ташкента?
— В комитете по планированию не все приняли предложение на ура. Видимо, у кого-то есть свой такой забор или какие-то другие причины. Я считаю, что пока ничего не утвердил хоким, говорить об этом рано. Нужно хорошо все продумать. У нас ведь много примеров, когда отгораживаются непонятно зачем. Никаких существенных оснований для этого нет.

Если бы мы ждали вторжения инопланетян или зомби-апокалипсис, тогда мне мотивация была бы понятна. Пока государство строит заборы вокруг зданий администрации или других организаций, оно показывает, что не доверяет своим гражданам, а частные компании, банки, офисы, салоны — что держат людей за дикарей. Все, что я хочу — меньше заборов, больше здравого смысла.

— И как вы планируете убедить остальных членов комитета и органы местной власти?
— Я не уверен, что нужно убеждать всех. Во-первых, сначала нужно подготовить презентацию вместе с юристом, во-вторых, показать ее членам комитета. Возможно, удастся убедить их сразу или поступят контрпредложения и, если они будут убедительны, можно будет их внести. Когда руководитель комитета посчитает, что презентацию можно показать хокиму, покажем.

— Ваши ожидания от принятия вашего предложения на законодательном уровне?
— Я надеюсь, что мы не встретим ожесточенного сопротивления у населения, когда дойдем до частного сектора, офисов и первых этажей. В остальном проблем я не ожидаю.

Оригинал (там все тоже самое, только с рекламой)

25 сентября   архитектура   ташкент   урбанистика

Что «Стрелка» сотворила с нашим «Минором» (много фото)

Москвичи понаехали и сделали нам ремонт, какой у нас могли делать только рестораторы вокруг своих дорогих заведений. Безобразие!

На перекрестке метро «Минор» и к/театра «Казахстан» в Ташкенте завершаются последние штрихи по переделыванию наших старых улиц совкового типа с белыми бордюрами в современный вид. Ура, товарищи!

Я снимал новшества около недели назад, так что скорее всего, там уже меньше стройки и грязи.

Ужасы нашего городка

Со стороны к/театра сделали прогулочную зону. В принципе, она там и раньше была, но была буквально прогулочной, потому что остановиться там было особо негде, так как в Ташкенте не принято ставить скамейки там, где люди могут захотеть присесть в тени. Ставят только там, где можно огородить их забором, чтобы потом попросить всех на выход.

Самое крутое — сделали плавный переход от тротуара к дороге. Представляю как у строителей мозг разорвало, когда им сказали, что им предстоит сделать. Но на этой фотке не видно, ищите ниже. Здесь видно, что сделали столбы, которые должны защитить пешеходов, которые решили рискнуть жизнью перейти дорогу.

С другой стороны это выглядит так. Плавный спуск виден на противоположной стороне дороги. Зебру еще не нарисовали, да ее там и не было сто лет. Как человек, который просил вновь сделать зембру на одном и том же месте не меньше трех раз (потом устал уже), могу сказать, что в среднем зебра живет один-два месяца. Потом от нее почти ничего не остается, но наши классные гаишники рисуют еще и пунктирную зебру, которая как бы говорит «Светофор же есть». Чтобы водители своевременно останавливались на красный свет светофора, нужно чтобы из земли поднимались зенитные установки и были направлены в сторону водителей. Еще неплохо работают работающие камеры. Но не секрет, что многие из них уже не работают и водители знают, какие именно.

На этом фото видно, как семья перебегает дорогу, потому что водители, когда поворачивают, они часто не тормозят, а просто едут с расчетом, что пешеход на своих ножках побежит быстрее, потому что ему умирать, а не машине. Но скорее всего здесь дело в том, что светофор работает так же долго, как существует антитело (это недолго), поэтому люди не успевают перебежать перейти дорогу.

Это неуважение к читателю, но мне лень логично сортировать фотки, поэтому представим себе, что у нас лихой сюжет и вот мы, снова, в прогулочной зоне. На первой фотке (см. выше) вы могли заметить пожилую парочку, сидящих в обнимку. А здесь лучше видны скамейки и освещение. На дальнем плане есть кафешка с крышой из алюкобона (!). Я ее сразу не заметил, потому что раньше здесь стояло очень похожее здание, но продавало пластиковые окна.

Изменилась ли полосность дороги мне сложно сказать, но вдоль дороги добавили щели для каблуков спуски для дождевой воды, если я правильно понимаю. Нет, там внизу не живут маленькие человечки, которые собирают эту воду, чтобы использовать ее для своих нужд. Например, купать своих еще более меньших детей (более меньших!) или закручивать минибанки с компотом на минизиму. А жаль!

Мы перелетели на другую сторону дороги (слева от предыдущего фото) и видим, что здесь есть железные блины для слабовидящих, чтобы они нашли себе дорогу в жизни к остановке. Остановка, вроде, осталась обычной.

Круче самого крутого — это фонтанчик с питьевой водой! Неужели? Дожили? *плачет* С краником нужно нежно, как с девушкой, иначе там бьет такая струя, что словно вы уже с женщиной. Я попил там воду. Вода обычная, не Гидролайф (здесь они могли бы мне заплатить, но им это не по карману). Вообще, фонтанчиков с питьевой водой должно быть больше, должны доустановить. С ними есть некоторые технические сложности или как говорил мой бывший начальник, когда я спрашивал про зарплату: «Кому сейчас легко?».

Кликните, там еще крупный план есть

Фото о том, как мне было лень выравнивать горизонт, но мне нравится, что на среднем плане едет машина, а по тротуару идет симпатичная пара (напомнило меня в молодости). По левому берегу скамейки в пыли. Не знаю, почему нельзя было их протереть, но как есть. Возможно, там что-то должно высохнуть или вроде того.

Всегда найдется водитель, который паркуется там, где может это сделать.

Здесь мы видим падающий светофор. Знаменитый падающий светофор падает в сторону Падающей пизанской башни, но  это временно. Теперь посмотрите дальше, где автомобили. Там растут кусты вместо забора — это третья крутейшая вещь, потому что это в сто раз лучше забора. В Китае все дороги так сделаны; вместо заборов они сажают кусты. Да, у них воды там больше, чем у нас. Но прежде, чем возмущаться, что все это надо поливать, вспомните как вы распоряжаетесь питьевой водой. А махалля? А страна?

Когда снимаете что-то рядом с метро, имейте ввиду, что в ваш кадр может попасть товарищ милиционер. Если он не писает в кусты, а стоит рядом со входом в метро, то это называется на посту. А на посту фотографировать нельзя даже в пост, если вы понимаете о чем я. Считается, что так вы сможете зафиксировать его лецо и потом похитить или пощекотать, например. У метро стоял такой милиционер, который не писал в кусты и он мне не запрещал фоткать, хотя видел, что я как чайка с камерой прыгаю туда-сюда и даже фотографирую стройку! Наверное, ему обещали выпустить на пенсию раньше, если он не будет мешать блогерам делать свое блогеродное дело.

Ах, да! На фото тротуар слева, потом зона газона и уже дорога. Газон пока не такой как на поле для гольфа у Трампа, но обещали такой. Но так как пока нет никаких иконок на земле, я думаю, что это не тротуар, а велосипедная дорожка, а вместо тротуара поле со скамейками слева.

Было уже за 10 вечера, но одинокий пилорез, отстав от стаи, выполнял свою работу. А на заднем плане грузовичек словно из аниме.

Судя по всему, это какая-то электрическая хрень. Надеюсь, ее потом уберут, потому что пока это выглядит не сексуально. Скамейку слева еще не доделали и бетон под ними — не итальянский кафель, конечно, но думаю исправят.

Это спуск/подъем на этажи выше. В этом месте какой-то подъем наверх, из-за чего надо подниматься к магазинам и это плохо. С другой стороны, у нас не много мест с перепадом уровня ландшафта, а если такое бывает не слишком часто, то это классно — не только для ваших ног, но и глаз.

Далее в стеке фоток то, что я снял 2 сентября. Можно увидеть, что есть фонтан, который бьет из под земли, а также велодорожка и живые велосепидисты. По диагонали от питьевого фонтанчика на другой стороне перекрестка обнаружился еще один. Также обратите внимание на вырез в виде иката в какой-то штуке типа труба.

Праведный грех, т. е. гнев, я хотел сказать

В интернетах нашлись отдельные товарищи, которые думали, что им здесь строят Диснейленд с блекджеком и шлюхами, но нет. Ожидания были завышены и реакция не заставила себя долго ждать. Во многом это потому, что сроки были нереальными, поэтому сделали только маленький кусочек. Предлагаю подождать, пока Президент (сюрприз!) окнет то, что сделали и даст зеленый свет на весь проект. Вы сейчас только пошлепали арбуз по попе, но еще не попробовали его на вкус: на топчане у ручья, в жару, с горячей лепешкой, чтобы сок стекал по животу и вы гоняли назойливых мух, но вам было плевать, потому что вот это жизнь!

Еще один пункт народного негодования заключается в мысли, что распилили бабло, а нас оставили ни с чем. Например, известный в узких кругах ди-джей Кямран Сайленс остался без молока (не верю, что я его цитирую): «Наша страна,- как огромная, очень плодовитая дойная корова. Все кому не лень приходят, доят и уходят, а мы без молока...». А мы без молока. Я свечку не держал, но где вы все раньше были, когда воровать разрешали, а высказываться свободно — нет?

И мое любимое: где пешеходный мост? Пешеходный мост у вас в голове, друзья. Пешеходные мосты нужны только на автотрассах, где живет мало людей и машины едут очень быстро и регулярно. В городе пешеходные мосты не нужны. Это все равно, что в скафандре сексом заниматься — не секс, а космоскаторга.

Классно же, что я могу написать слово «секс» и у меня за это домен никто не отберет и в суд не подаст? Лет 10 назад был сайт с адресом вроде doctor.uz и у них где-то там в описаниях болезни встретилось слово «секс» — сайт закрыли, домен забрали. А сейчас: секс, секс, секс — свободная страна!

На пресс-коференции конкурса на новый герб Ташкента были срач и драка

Но это не точно. В пятницу прошла пресс-конференция, куда не удосужились приехать как можно больше журналистов. Зал был пуст на половину и даже какой-то настойчивый дядя сгонял всех на первые ряды, чтобы на телеканале Узбекистан-24 видеоряд был полон заинтересованными лицами.

Журналисты и другие гости интересно разделились (не специально, интуитивно): слева от выступающих был кружок русскоговорящих, справа — национальная группа. Смех в том, что я сидел со своими, т. е. справа.

Я думал, что как будет объявлена пресс-конференция к нам прилетят, аки комары на монитор, все лучшие умы пера и коммента, но увы. Вот вам свобода слова: приезжайте, узнайте, спросите, напишите. Папа может все, что угодно (жаль, не сегодня!). Это было просто какое-то журналистское неповиновение. Вам, что не заплатили, чтобы вы приехали? Или вы все чинары охраняете?

Конкурс на лучшее фото затылков объявляю открытым

Как отправить свой дизайн и разбогатеть

Конференцию возглавили три богатыря: Б. Насимов, Д. Мирзаахмедов и Б. Джалалов. Сначала ничего не предвещало беды и выглядело мило. Вот, у нас все хорошо: 100500 экспертов и уважаемые люди в отборочной комиссии. Мы, если что, так пожалуйста, накаких анақа сами видите, кто что все прозрачно... Во второй части пошли вопросы и у многих прямо были вопросы. Специально попросили задавать вопрос, а не озвучивать свое мнение, но не все в зале справились с этой простой задачей. Некоторые так и начинали: у меня не вопрос, но вот такой комментарий.

Что с вами не так?

Часть заданных вопросов имели ответы в Положении, но его вероятно не все внимательно читали. Другие вопросы звучали как риторические. Было даже мнение оставить текущий герб, чем он нам не угодил? Не хочется перечислять все то негодование, которое порой сотрясало воздух нового здания хокимията, потому что это из серии всем не угодишь, священной войны и нет времени объяснять.

Давайте, теперь о сути, как поднять бабла:

  1. Прием конкурсных работ проходит с 16 июля 2018 г. до 24:00 часов 18 августа 2018 г.
  2. Итоги конкурса подводятся 25 августа 2018 года с публикацией итогов на сайте хокимията города Ташкента.
  3. Работы для участия в конкурсе направляются в адрес Конкурсной комиссии по электронной почте gerb@gorod.uz. В теме письма обязательно указывается «На конкурс символа (герба) города».
  4. Справки по телефону: (+99897) 333 44 45.

Читайте все требования перед тем, как начать давать стране угля.

Члены Конкурсной комиссии

  1. Абдурахманов Хикмат, председатель Общественного совета при хокимияте города Ташкента
  2. Ахмедова Нигора, доктор искусствоведения, профессор, академик Академии художеств Узбекистана
  3. Джалалов Боходир, народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана
  4. Мамаджанов Анвар, график, художник, академик Академии художеств Узбекистана
  5. Мирзаахмедов Диёр, председатель правления Ассоциации предприятий «Национальный маркетинговый центр»
  6. Мусина Наталья, искусствовед, кандидат искусствоведения, организатор выставок, арт-директор сети ресторанов Caravan group, основатель галереи Caravan
  7. Насимов Бахтиёр, журналист, сайт «Новости от Насимова», главный редактор журнала Uzbekistan Airways
  8. Сагдиев Темур, со-основатель и арт-директор брендингового агентства MA’NO Branding
  9. Сапов Сурен, основатель и руководитель ООО Afisha media
  10. Скляревский Евгений, сотрудник «Единого интегратора UZINFOCOM», блогер, автор сайта «Письма о Ташкенте»
  11. Умарбеков Джавлон, народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана
  12. Шамузафаров Азамат, дизайнер

Вы спросите как мы собираемся голосовать, если нас четное количество? Прямо как в фильме «12 разгневанных мужчин», но там нужно было голосовать единогласно, а у нас большинством. Секрет в том, что один из нас голосовать не будет — угадайте, кто?

Также обратите внимание, что моя должность самая скромная (голосовать я буду — это не подсказка к вопросу, если вы вдруг так решили).

Текущий логотип города

Ответы на ваши вопросы

Если у вас остались вопросы после того, как вы прочитали Постановление о конкурсе, то задавайте их в комментариях — постараюсь ответить.

Далее отвечу на вопросы, которые готовили к пресс-конференции:

1 — Зачем проводить конкурс и тратить деньги налогоплательщиков на герб, в то время когда...
Действительно, людям жить негде, мужья избивают жен, молодые матери бросают новорожденных детей, кто-то устанавливает пластиковую ахинею по всему городу, а мы тут с гербом!

Подобные проблемы будут всегда. Нам нужно сокращать их количество, но дураков будет хватать и завтра, потому что мы такой народ — менталитет нельзя просто выскоблить кетменем из головы и загрузить туда апдейт без графы «Идиот». Чтобы все стали классными ребятами, которые не хотят воровать, а хотят жить счастливо и не портить жизнь другому должно пройти много лет. Поможет этой процедуре в том числе и новый герб (если, конечно, будет что-то классное в итоге). «Как может помочь новый герб остановить насилие в семьях?», — спросит какая-то феминистка из Фейсбука. Прямо это не поможет. Не будет так, что завтра у нас новый герб и на утро у свекрови-змеи рот не откроется, а у мужа-самодура рука не поднимется. Так это не работает. Задача дизайна нового герба, кроме основной, которая есть в Положении, заключается в том, чтобы закинуть немного культуры на наш вентилятор перемен.

Текущий герб многих устраивает, потому что они не понимают, чем он плох. Плох он как минимум непрофессиональным по текущим требованиям техническим исполнением. Его делал художник в Корел-дро в 2003-м году. Где дизайнер с Бехансом, книгами по типографике, статьями из интернета и художник с Корелом из 2000-х? То-то и оно. Возможно, в итоге просто сдадут текущий вариант какому-нибудь дизайнеру или студии с задачей качественно обновить иллюстрацию с учетом требований к профессиональной дизайнерской работе. Я не буду сейчас перечислять все косяки: спросите у знакомого дизайнера, он вам хотя бы пять, да найдет. Еще будет сиять с умным видом эксперта.


Интересный факт: герб в Википедии (на фото) отличается от того, что нам показали на пресс-конференции: например, в текущем нет чинары в центре, что как бы намекает. А на сайте хокимията нет даже страницы о гербе города.

2 — Чем герб поможет в повседневной жизни, есть ли экономический эффект?
Сейчас эффекта нет, но он может быть. Так как у нас планируют (это важный момент, потому что планы и реальность — разные вещи) развивать туризм, то Ташкенту новый герб поможет и в этом направлении. Сколько магнитиков можно продать с новым гербом? Со старым столько не продашь.

3 — Кто определил состав комиссии? Почему там иванов петров сидоров и нет кузнецова васькина и пупкина?
Кто именно, я не в курсе. Скорее всего работает так: есть руководитель рабочей группы, он начинает думать, кого позвать. Далее опрашивает тех, кто согласился участвовать. Лично я попал в эту историю, потому что про меня вспомнил член комиссии номер 10 и предложил мою кандидатуру. Можно долго разглагольствовать о том, что это междусобойчик или что есть кандидаты лучше, но я вам скажу одну вещь: нет.

Организация подобных проектов — тот еще неблагодарный геморрой. Да, если вы будете во всяких Советах (не будем показывать пальцем), скорее всего у вас будет возможность провернуть какие-то делишки, что-то где-то узнать, с кем-то познакомиться и так далее. Но многое также зависит от человека. Не все в комиссиях сидят, чтобы подружиться с нужными людьми, получить заказы для своей фирмы, знать раньше других о городских планах и так далее. Многие, но не все. Поэтому, давайте без паники.

Одним из пунктов срача был вопрос из зала от уважаемого архитектора У. Холмурадова о том, что в комиссии нет международных представителей. Это, якобы, создает ситуацию, когда все решается приятельскими отношениями между членами комиссии. Так вот, это не так.

Во-первых, не все там хорошо и давно знакомы между собой, чтобы голосовать единогласно. Во-вторых, у нас итак на все про все только месяц и я не представляю как сейчас все бросить и заняться гостями из других стран. В каком-то идеальном мире наверняка так все и было. В нашем случае, сроки были обозначены еще даже до того, как первый раз собрали комиссию. Скорее всего, чтобы успеть к — вы не поверите — Мустакиллику. На мой взгляд, короткий срок (месяц) — главная угроза для хорошего результата. Помните, что если не будет приличных шесть вариантов, а будет меньше, то и призы получат не шесть, а меньше участников.

4 — По какому принципу определялись эксперты?
Напомню, что эксперты — это ребята, которые скажут свое экспертное мнение до того, как комиссия — сосредоточение здравого смысла — примет решение, кого оставить в списке финалистов. Эксперты определялись по принципу, что они должны быть экспертами. Я сам их не выбирал, но доверяю мнению коллег и Диера Мирзаахмедова, который управляет всем этим.

5 — Какова процедура отбора работ?
Процедура отбора очень простая. Работа должна отвечать требованиям Положения о конкурсе. Если полученная работа отвечает требованиям, то ее рассмотрят.

6 — Допускаются ли иностранные участники?
Не только допускаются, но и приветствуются. Их будет несколько (если не передумают) и среди них наш соотечественник, о котором я уже говорил, арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров. Он в школе ручкой рисовал логотипы лучше, чем многие из вас сейчас на компьютере. Будут еще товарищи, но в списке приглашенных я не знаю всех, кто наш, а кто их.

7 — Как будет обеспечена прозрачность в определении победителя?
По плану все работы будет получать на почту руководитель рабочей группы Диер Мирзаахмедов. Он наша совесть и кроме него никто не будет знать автора. Членам комиссии, я думаю, и не нужно знать авторов. Нам нужен хороший новый герб, а чье имя потом будут поносить возносить — дело десятое.

2018   графдизайн   ташкент

Что такое дизайн-код города и каким он будет в Ташкенте

КБ «Стрелка» в Централ-парке

В пятницу вечером КБ «Стрелка» собрала ташкентцев в новом Централ-парке на лекцию о том, что такое дизайн-код города. Эту тему я поднимал года три назад в сообществе Фейсбука «Дизайн-код Ташкента». Спустя примерно полгода я удалил страницу, потому что не смог привлечь критический объем внимания.

Теперь, когда у нас новый и. о. хокима — бизнесмен, который позвал москвичей переделывать Ташкент, что такое дизайн-код города скоро будет знать каждая собака. Хотя в случае с Ташкентом, правильнее сказать: каждая майнушка — бездомных собак почти нет, зато афганских скворцов как грязи.

Так вот ты какой, дизайн-код!

Дизайн-код города — система, позволяющая привести в порядок улицы города. При этом достигается баланс между интересами пешеходов, водителей и бизнеса. С помощью разработанного дизайн-кода, можно будет, глядя в книгу, знать как менять старые улицы, убирать избыточную рекламу, устанавливать вывески и витрины и т. д. Фактически — это свод правил, которым должны соответствовать улицы города.

Как работает дизайн-код. Слева: ситуация сейчас. Справа: после изменений согласно дизайн-коду (появились люди, например)

Самое интересное, что дизайн-код делит улицы на три типа:

  1. Преобладание пешеходов
  2. Смешанные
  3. Преобладание автомобилей

На улицах первого типа нельзя будет размещать крупные рекламные конструкции вроде билбордов, потому что они занимают слишком много места и сильно выделяются. При этом рассчитаны на считывание с расстояния — такие конструкции будут разрешены только на улицах третьего типа, где пешеходов нет, зато много автомобилей.

Соответственно, смешанный тип подразумевает, что пешеходов и автомобильного потока примерно поровну. Такой считает улица Амира Тимура, над новым проектом которой сейчас работают в «Стрелке».

Применять дизайн-код будут только к главным, туристическим и историческим местам. Вашу внутриквартальную дорогу с заказ-самсой, салоном красоты «Эдем», пайнетом, эвосом и дорихоной никто трогать не будет, потому что переделывать весь город будет слишком дорого.

Пример слайда о состоянии улиц Ташкента. Но скорее это пример качества камеры моего смартфона

Наружке — хана!

Хотелось бы так сказать после услышанного. Если все пройдет как планируется, то в Ташкенте значительно сократят объемы и разновидности наружной рекламы. Это просто моя мечта и чудесный сон. Но чтобы вы понимали: у нас всегда начинают за здравие, а вот как закончат еще вопрос. Типичный узбекский механизм:

  1. Устроить разгон, чтобы казалось: вот, наконец-то, взялись за это безобразие!
  2. Месяц поддерживать тонус, пока есть какие-то проверки и нет новой задачи.
  3. Через месяц продолжить жить как было до этого.

Чтобы далеко не ходить вспомните как гаишники штрафовали за непристегнутые ремни и где эти штрафы сейчас? Или, например, какими были «письма счастья» первые пару месяцев, а теперь все водители знают, где камеры работают, а где нет. Халтура.

Еще года два назад хоким района обещал все перестроить, сделать образцовой махаллю. Начали и в самом деле как на союзной стройке, но до конца не довели. Сделали действительно больше, чем было, но не все, что обещали — остались заброшенными стройки и дороги.

Помните, и. о. хокима обещал разобраться с выпилом чинар? Все обрадовались — наконец-то! И что? Перестали пилить? Перестали пилить?

Фото (с) У. Гафуров

Нет.

Скоро вы получите новый герб Ташкента

Фото (с) М. Караматова

Вчера прошло очередное заседание Комиссии по новому гербу Ташкента. Забавно, что из-за юристов он везде в документах проходит как «герб (символ)». Но это временно, обещали выпустить апдейт, где будет использоваться одно слово.

Снова в нашем зале

Сейчас в Ташкенте, как я раньше писал, в кружках одни и те же товарищи. Самые активные граждане кочуют из одного Совета в другой, из одного жюри в другое, из одной.. ну, вы поняли. Я лично состою в Мирзо-Улугбекском Общественном совете, в группе по брендингу Ташкента и в Комиссии по новому гербу Ташкента.

Наша Комиссия по гербу (КГ) состоит из дизайнеров, искусствоведов, журналистов и художников. В задачу входит не пропустить в список финалистов плохого качества дизайны или рисунки будущего герба. Мы не принимаем решение, кто сегодня королева бала, но мы стоим на входе и решаем, кто сможет выступить. Список членов КГ не секретный и его скоро опубликуют, просто я там всех лично не знаю, поэтому не вижу смысла на нем останавливаться.


Старый герб хуже новых двух

Все желающие смогут принять участие в конкурсе с 16 июля, но вы должны отвечать требованиям. Например, быть профессиональным дизайнером. Это означает, что у вас должны быть работы, за которые вам кто-то добровольно заплатил и это не ваши мама или дядя. Проверять ваше портфолио никто не будет, но всегда будет возможность сослаться на этот пункт, если вы станете качать права, а за этим ничего не стоит.

Также, кроме КГ, присланные работы оценят приглашенные эксперты. Среди них в основном художники, историки, графики, искусствоведы и вот это вот все. Они нужны для того, чтобы не оказалось потом, что огурец на тюбетейке не в ту сторону смотрит. КГ примет во внимание замечания экспертов, но строгого обязательства им следовать у нас нет.

Сколько платят?

Конечно, всех интересует, в первую очередь, не вечная слава, а деньги. Точно сказать не могу, потому что там нужно еще утвердить, но суть в том, что будет победитель, два вторых места и три третьих. Первый скорее всего получит деньги, остальные ценные призы вроде Айпадов, но это не точно. Не нужно потом бегать и говорить, что вам обещали Айпады, а подарили Артели.

Что делать

Делать нужно новый герб города. С вами будут соревноваться Бобур Исмаилов и Эркен Кагаров. Классно будет обойти таких знаменитостей, да еще и Айпад Артель получить? Все работы будут проходить под номерами, поэтому кроме Диера Мирзаахмедова (и админа почтового сервера) никто не будет знать кто какой герб прислал.

Если вы художник или иллюстратор, помните, что герб нужно будет иметь в векторном редактируемом формате. Сдавать на конкурс можно в джепеге, но вам никто не заплатит, если вы не предоставите в итоге файл с кривыми Безье.


Фото (с) Б. Насимов

Удачи в конкурсе!

2018   графдизайн   ташкент

Хит недели — инсталляции

Статья полностью на сайте журнала. Ниже только моя часть для архива. Забавно, что среди дизайнеров и архитекторов вдруг всплываю я — менеджер по продукту интернет-магазина, который откуда может что-то понимать. Так получилось, потому что у меня большой дизайнерский опыт, но сейчас дизайном я целыми днями не занимаюсь.

Еще хочу отметить скомканность статьи: верстка затрудняет чтение и порой комментарии кажутся не к месту.



На прошлой неделе Ташкент засиял новыми красками. Жителей города сразу же привлекли яркие инсталляции, которые были установлены в разных частях города. [...]The Mag решил узнать мнение профессиональных дизайнеров относительно подобного декорирования города.

Фото (с) themag.uz

Азамат Шамузафаров

Интернет-магазин «Булавка», product-менеджер

О качестве

Пластик выглядит дешево и вызывает ненужные ассоциации. Делать следует из натуральных материалов: дерева, железа, камня и т. п., тогда и вид будет более презентабельным.

Всегда ли перемены к лучшему?

Фонари-«маки» выглядят слишком грубо. В природе маки — очень нежные цветы, а здесь они на тяжелом основании, словно прожекторы уставились в небо. Кроме того, посадили их очень плотно и в том месте, где и без них было нормально. Скамейки-«скотчи» сделаны необдуманно. Это просто круги из пластика вокруг обычной скамейки. Во многих парках люди лежат на скамейках, отдыхают, потому что их устройство располагает к этому. Но в этом случае подобное сделать не смогли, поэтому мы просто получили пластиковые скамейки.

Продолжение следует

Продолжать в таком же духе не стоит. Но определенно нужно развивать городскую скульптуру. По всему Ташкенту, а не только в центре, следует размещать интересные арт-объекты, у нас этого очень не хватает. Я бы еще сделал парк, куда свозил бы все снятые памятники, просто чтобы можно было среди них погулять. Зачем ломать памятник, который уже сделали, если его можно поставить где-нибудь в сторонке.

Помогите городу стать лучше

Приглашаю всех, кто может помочь с приведением М.-Улугбекского р-на в божеский вид. Добавляетесь в чат, следуете инструкциям, скидываете проблемные участки (вы должны быть уверены, что все плохо). К концу года составляем карту, передаем хокимияту и молимся, чтобы они исправили проблемы раньше, чем мы состаримся. Наш мирзо-улугбекский чат: t.me/mimimichat.

Прошу не забывать, что в чате проблемы не решаются на месте, это не чат для всех вообще проблем, а только для озвученных.

Ранее Ctrl + ↓