2 заметки с тегом

ташкент

Настоящее и будущее наружной рекламы в Узбекистане: с какими проблемами сталкивается отрасль и как их решить

Госкомконкуренции предлагает упорядочить сферу наружной рекламы. Spot посетил круглый стол на эту тему, поговорил с разработчиками проекта и представителями рекламного бизнеса.

Полная версия на сайте издания, здесь только мой комментарий для архива.


Упорядочить сферу наружной рекламы — хорошая идея. Само слово говорит о том, что там сейчас бардак. У нас очень много наружной рекламы в городе. Везде, где только можно втыкают столб на бетонном основании, который даже ленятся в землю закопать. Кроме того, много самовольных установок или каких-то совершенно левых конструкций, разрешение на которые получены непонятно как. Например, интернет-провайдеры вешают таблички на фонарные столбы — это что за колхоз? Кто такое разрешает? Столбы для освещения, а не для рекламы. Тем более внутри района, где уже нельзя не видеть рекламу.

Также следует убрать все щиты и экраны в радиусе 100 метров от перекрестков, чтобы реклама не отвлекала водителей на опасных участках дороги. Еще запретить всю рекламу рядом со школами, потому что рекламщики из кожи вон лезут, чтобы представить всё в лучшем свете, то есть врут.

Отгородить детей от рекламы — это наша общественная обязанность. Принимать взвешенные решения после просмотра рекламы может не каждый взрослый, не говоря уже о детях.

Порядок следует навести, чтобы озвучить четкие правила по размещению рекламы. Очень хорошее предложение сделать зоны, свободные от рекламы. Я бы еще сократил разновидности наружной рекламы и оставил только большие носители (на крышах, на боковых стенах без окон) и светокороба на остановках.

Реклама в городе должна обходиться рекламодателю дорого. Это позволит повысить качество рекламы, уменьшить ее объемы и разнообразие. В целом, на мой взгляд, количество наружной рекламы надо сократить в десять раз и цены за размещение поднять раза в три-четыре.

Про экспертизу идей, тематики и эскизов мне не очень понятно. Идеи и тематики должны быть на совести рекламодателя. В рамках закона о рекламе он может выдумывать что его душе угодно.

Я бы создал комиссию по оценке качества визуальной части наружной рекламы. Очень много рекламы нельзя смотреть без слез. Здесь снова можно упомянуть повышение цен на наружную рекламу. Если размещение будет дорогим, то вы не сможете дорогую рекламу заказать племяннику, который вчера открыл для себя Photoshop.

В качестве наглядного примера можно вспомнить ролики во время Суперкубка в США — их делают лучшие специалисты, потому что размещение там очень дорогое. Комиссия должна оценивать наружную рекламу с точки зрения дизайна. Ни пошлости, ни морали, ни идеи, а только с той точки зрения, как это реализовано в графике. Я бы поучаствовал в работе такой комиссии и в Ташкенте, наконец-то, можно было бы смотреть на рекламу и не кровоточить.

Самое интересное — это так называемые общепринятые нормы морали и нравственности. Прежде чем не разрешать рекламу, нарушающую эти нормы, нужно их озвучить. Предлагаю составить некий документ, где будет конкретно написано, что такое общепринятые нормы морали и нравственности: кто и когда их принял (отчего они стали общепринятыми?), что в них входит — по пунктам.

Сейчас это очень расплывчатая формулировка, которая остается на совести полиции нравов. Где они начинаются и заканчиваются. Например, если нельзя показывать ягодицы, то черточку от них можно показывать? Если в общественный бассейн пускают и взрослых и детей, там все ходят в плавках и купальниках, то почему нельзя моделей в купальниках использовать в наружке? Где та черта, которая разделяет открытый женский рот, который что-то «говорит», от того рта, который к чему-то приглашает? Кто это решает и почему?

Почему у нас нет нормальных библиотек

Недавно задавался этим вопросом, но ответа не нашел. Сегодня прочитал пост В. о библиотеке в Хелсинки и решил уже мысль изложить в бумаге.

Национальная библиотека Узбекистана (с)

В Ташкенте есть Национальная библиотека — исполинское здание, нависшее надо мной всей мощью своих размеров. Всегда можно показать гостям столицы со словами, что это самая большая библиотека в регионе. Для этого же строят библиотеки — чтобы они были огромными и значимыми. Мне такая библиотека не нужна. А нужна такая, куда я буду с удовольствием ходить.

Первым делом вспоминается Бук-кафе, где вы можете читать книги и пить кофеек. Отличное начинание, но она неудобная. Во-первых, там тесно. Это не моя фантазия, на самом деле так. Ходишь по нему и боишься полки с книгами задеть, чтобы они не упали на гостей по ту сторону книжных баррикад. Основной плюс кафе в том, что там бывают новые книги (в основном по саморазвитию и бизнес-литература). Во-вторых, Бук-кафе маленькое, поэтому там относительно шумно. Не то, чтобы невозможно было читать, но и не на столько тихо, чтобы бежать туда и окунуться в водоворот увлекательного сюжета очередной книги.

Хорошая библиотека

Да, да, сравниваю наш несчастный регион с зажравшимися скандинавами. Посмотрите на фотографии библиотеки Университета Хелсинки (которой более 300 лет, что как бы намекает).

Фото Варламова

Дело не в том, что у них руки прямые и они умеют строить гармоничные красивые здания, а не памятники своим амбициям. Дело в том, что они строят библиотеку для людей. В такое место хочется ходить. В ней даже вход свободный. Абонемент требуется только, если вам нужно взять книгу с собой или снять копии и так далее, а чтобы просто придти и почитать — ничего не надо. Свобода.

Библиотека УХ находится рядом с дорогой, до нее легко добраться. Для прохода в нашу НБ надо несколько минут ковылять по жаре по дорожкам без тени. Вас встретит огромный портал, чтобы на всякий случай еще раз можно было ощутить свою незначительность. Главный вход слева, на вид такой же как справа, но об этом никогда не узнаете, если не спросите кого-то. Без пропуска есть только право получить пропуск, потому что у нас всех должны записывать и снимать ксерокопии паспортов. На всякий случай.

Внутри обе библиотеки похожи, но все таки финны сделали лучше. Не потому, что у них развитая архитектура, а потому что они хотят сделать не помпезно, а комфортно. Обратите внимание: внутри финской библиотеки условия созданы, чтобы с удовольствием провести время и хорошо поработать. У нас же только, чтобы поработать.

И, наконец, главное — наша библиотека одна огромная в центре города сразу для всех. Зачем?

Разве не лучше (спойлер — лучше) построить много небольших библиотек в каждом районе, чтобы местные жители могли до них легко добираться? Не наездишься с Чиланзара в центр города, чтобы почитать.

Еще мне не нравится наш подход строить библиотеку как хранилище книг. Нужно делать библиотеку на 50-100 посадочных мест, где будут первоначально не вообще все книги на свете, а только те, что вышли последние пять лет. В такое место можно приходить и читать новинки, а не тратить время на поиск древностей среди десятков тысяч изданий. Установите там бесплатный интернет. Пусть это будет Узонлайн и развлекательные сайты будут заблокированы. Это разумные ограничения. Абонемент туда может стоить 50-100,000 сумов в месяц. Сейчас новая книга стоит в мягком переплете столько же, а в библиотеку можно будет ходить хоть круглые сутки. Представьте как классно сидеть и читать любимую книгу в ночном городе и не складировать макулатуру у себя дома в уголке для сбора пыли! За эти деньги, вы сможете с комфортом прочесть книги, в том числе те, которые не стоило бы покупать (как вы выясните в процессе).

Известно, что есть какие-то мифические библиотеки имени того и сего и они разбросаны по городу, но про них мало кто знает. Вы много знаете таких библиотек? Разве они, те что есть, не выглядят как привет из прошлого? Думаю, что выглядят.

Мы всё чего-то строим, строим, но принципиальный подход не поменялся. Чиновники все делают для отчетности, а не для людей. Прежде, чем угробить время и деньги (налогоплательщиков, стоит отметить) нужно задаться простым вопросом: как этим будут пользоваться люди?

2017   ташкент