13 заметок с тегом

ташкент

Позднее Ctrl + ↑

Настоящее и будущее наружной рекламы в Узбекистане: с какими проблемами сталкивается отрасль и как их решить

Госкомконкуренции предлагает упорядочить сферу наружной рекламы. Spot посетил круглый стол на эту тему, поговорил с разработчиками проекта и представителями рекламного бизнеса.

Полная версия на сайте издания, здесь только мой комментарий для архива.


Упорядочить сферу наружной рекламы — хорошая идея. Само слово говорит о том, что там сейчас бардак. У нас очень много наружной рекламы в городе. Везде, где только можно втыкают столб на бетонном основании, который даже ленятся в землю закопать. Кроме того, много самовольных установок или каких-то совершенно левых конструкций, разрешение на которые получены непонятно как. Например, интернет-провайдеры вешают таблички на фонарные столбы — это что за колхоз? Кто такое разрешает? Столбы для освещения, а не для рекламы. Тем более внутри района, где уже нельзя не видеть рекламу.

Также следует убрать все щиты и экраны в радиусе 100 метров от перекрестков, чтобы реклама не отвлекала водителей на опасных участках дороги. Еще запретить всю рекламу рядом со школами, потому что рекламщики из кожи вон лезут, чтобы представить всё в лучшем свете, то есть врут.

Отгородить детей от рекламы — это наша общественная обязанность. Принимать взвешенные решения после просмотра рекламы может не каждый взрослый, не говоря уже о детях.

Порядок следует навести, чтобы озвучить четкие правила по размещению рекламы. Очень хорошее предложение сделать зоны, свободные от рекламы. Я бы еще сократил разновидности наружной рекламы и оставил только большие носители (на крышах, на боковых стенах без окон) и светокороба на остановках.

Реклама в городе должна обходиться рекламодателю дорого. Это позволит повысить качество рекламы, уменьшить ее объемы и разнообразие. В целом, на мой взгляд, количество наружной рекламы надо сократить в десять раз и цены за размещение поднять раза в три-четыре.

Про экспертизу идей, тематики и эскизов мне не очень понятно. Идеи и тематики должны быть на совести рекламодателя. В рамках закона о рекламе он может выдумывать что его душе угодно.

Я бы создал комиссию по оценке качества визуальной части наружной рекламы. Очень много рекламы нельзя смотреть без слез. Здесь снова можно упомянуть повышение цен на наружную рекламу. Если размещение будет дорогим, то вы не сможете дорогую рекламу заказать племяннику, который вчера открыл для себя Photoshop.

В качестве наглядного примера можно вспомнить ролики во время Суперкубка в США — их делают лучшие специалисты, потому что размещение там очень дорогое. Комиссия должна оценивать наружную рекламу с точки зрения дизайна. Ни пошлости, ни морали, ни идеи, а только с той точки зрения, как это реализовано в графике. Я бы поучаствовал в работе такой комиссии и в Ташкенте, наконец-то, можно было бы смотреть на рекламу и не кровоточить.

Самое интересное — это так называемые общепринятые нормы морали и нравственности. Прежде чем не разрешать рекламу, нарушающую эти нормы, нужно их озвучить. Предлагаю составить некий документ, где будет конкретно написано, что такое общепринятые нормы морали и нравственности: кто и когда их принял (отчего они стали общепринятыми?), что в них входит — по пунктам.

Сейчас это очень расплывчатая формулировка, которая остается на совести полиции нравов. Где они начинаются и заканчиваются. Например, если нельзя показывать ягодицы, то черточку от них можно показывать? Если в общественный бассейн пускают и взрослых и детей, там все ходят в плавках и купальниках, то почему нельзя моделей в купальниках использовать в наружке? Где та черта, которая разделяет открытый женский рот, который что-то «говорит», от того рта, который к чему-то приглашает? Кто это решает и почему?

Почему у нас нет нормальных библиотек

Недавно задавался этим вопросом, но ответа не нашел. Сегодня прочитал пост В. о библиотеке в Хелсинки и решил уже мысль изложить в бумаге.

Национальная библиотека Узбекистана (с)

В Ташкенте есть Национальная библиотека — исполинское здание, нависшее надо мной всей мощью своих размеров. Всегда можно показать гостям столицы со словами, что это самая большая библиотека в регионе. Для этого же строят библиотеки — чтобы они были огромными и значимыми. Мне такая библиотека не нужна. А нужна такая, куда я буду с удовольствием ходить.

Первым делом вспоминается Бук-кафе, где вы можете читать книги и пить кофеек. Отличное начинание, но она неудобная. Во-первых, там тесно. Это не моя фантазия, на самом деле так. Ходишь по нему и боишься полки с книгами задеть, чтобы они не упали на гостей по ту сторону книжных баррикад. Основной плюс кафе в том, что там бывают новые книги (в основном по саморазвитию и бизнес-литература). Во-вторых, Бук-кафе маленькое, поэтому там относительно шумно. Не то, чтобы невозможно было читать, но и не на столько тихо, чтобы бежать туда и окунуться в водоворот увлекательного сюжета очередной книги.

Хорошая библиотека

Да, да, сравниваю наш несчастный регион с зажравшимися скандинавами. Посмотрите на фотографии библиотеки Университета Хелсинки (которой более 300 лет, что как бы намекает).

Фото Варламова

Дело не в том, что у них руки прямые и они умеют строить гармоничные красивые здания, а не памятники своим амбициям. Дело в том, что они строят библиотеку для людей. В такое место хочется ходить. В ней даже вход свободный. Абонемент требуется только, если вам нужно взять книгу с собой или снять копии и так далее, а чтобы просто придти и почитать — ничего не надо. Свобода.

Библиотека УХ находится рядом с дорогой, до нее легко добраться. Для прохода в нашу НБ надо несколько минут ковылять по жаре по дорожкам без тени. Вас встретит огромный портал, чтобы на всякий случай еще раз можно было ощутить свою незначительность. Главный вход слева, на вид такой же как справа, но об этом никогда не узнаете, если не спросите кого-то. Без пропуска есть только право получить пропуск, потому что у нас всех должны записывать и снимать ксерокопии паспортов. На всякий случай.

Внутри обе библиотеки похожи, но все таки финны сделали лучше. Не потому, что у них развитая архитектура, а потому что они хотят сделать не помпезно, а комфортно. Обратите внимание: внутри финской библиотеки условия созданы, чтобы с удовольствием провести время и хорошо поработать. У нас же только, чтобы поработать.

И, наконец, главное — наша библиотека одна огромная в центре города сразу для всех. Зачем?

Разве не лучше (спойлер — лучше) построить много небольших библиотек в каждом районе, чтобы местные жители могли до них легко добираться? Не наездишься с Чиланзара в центр города, чтобы почитать.

Еще мне не нравится наш подход строить библиотеку как хранилище книг. Нужно делать библиотеку на 50-100 посадочных мест, где будут первоначально не вообще все книги на свете, а только те, что вышли последние пять лет. В такое место можно приходить и читать новинки, а не тратить время на поиск древностей среди десятков тысяч изданий. Установите там бесплатный интернет. Пусть это будет Узонлайн и развлекательные сайты будут заблокированы. Это разумные ограничения. Абонемент туда может стоить 50-100,000 сумов в месяц. Сейчас новая книга стоит в мягком переплете столько же, а в библиотеку можно будет ходить хоть круглые сутки. Представьте как классно сидеть и читать любимую книгу в ночном городе и не складировать макулатуру у себя дома в уголке для сбора пыли! За эти деньги, вы сможете с комфортом прочесть книги, в том числе те, которые не стоило бы покупать (как вы выясните в процессе).

Известно, что есть какие-то мифические библиотеки имени того и сего и они разбросаны по городу, но про них мало кто знает. Вы много знаете таких библиотек? Разве они, те что есть, не выглядят как привет из прошлого? Думаю, что выглядят.

Мы всё чего-то строим, строим, но принципиальный подход не поменялся. Чиновники все делают для отчетности, а не для людей. Прежде, чем угробить время и деньги (налогоплательщиков, стоит отметить) нужно задаться простым вопросом: как этим будут пользоваться люди?

2017   ташкент

В Сергилях построят какую-то пошлятину

Согласно новостям, в течение следующих четырех лет нам построят новую линию метро. Все СМИ прикладывают эту картинку (см. выше) к сообщениям об этом. Станция метро выглядит как работа школьника на региональном конкурсе талантов. Я очень надеюсь, что это какая-то шутка и просто фантазия на тему, но не более того.

Станция метро «Узгариш»

Новая станция

Судя по вывеске на входе, перед нами станция метро «Узгариш», но правильнее будет назвать ее «Кровавые слезы», потому что строить этот позор нельзя. Решили изобразить замороченные формы, чтобы напоминало дубайский небоскребы, а вместо этого вышли кукольные домики словно из игры «Сим-сити».

Источник вдохновения для наших архитекторов

Обратите внимание на формы станции — они словно придуманы так, чтобы унижать достоинство горожан. Архитектор одним глазом смотрел на здание ТРЦ «Мегаплэнет», а другой просто закрыл. Разве можно в наши дни утверждать такие уродливые здания? Не дай бог, они это все еще упакуют в алюминиевые композитные панели. Бульдозеры плачут по этому проекту.

Немного непечатных слов

Мне так неудобно перед читателями — я хочу нормальными предложениями выразить свое недовольство, но не только не могу подобрать слов, но и не знаю с чего начать.

Зачем, например, покрасили трубу по диагонали? Чтобы было? Чтобы дизайн был? Почему подъем на платформу сделан как какое-то г*о? Когда это закончится? Когда, *лять, архитекторы Ташкента перестанут строить г*о из алюкобонда и залезут в интернет, чтобы посмотреть, что в мире происходит? Не обязательно строить станции за сотни миллионов, есть полно примеров архитектуры с бюджетными решениями.

Почему название станции набрали шрифтом Arial? Что за нахрен Arial? Его сделали миллион лет назад как Гельветику для бедных. Этот шрифт не рассчитан на такой набор — он создан для работы офисного планктона и ничего больше. Что во всем мире больше шрифтов не нашлось? Все вывески в городе, объявления, плакаты, надписи за**аны этим Эриалом и вы туда же! Новая линия метро в 21 веке, а они используют самый банальный шрифт на Земле. В лучшие времена архитекторы сами придумывали буквы для проекта, сейчас достаточно просто выбрать, но и это не могут сделать.

Простой пример

Полосатый терминал французского аэропорта в Бордо

Для примера решил показать простое и стильное здание — терминал аэропорта в Бордо. Вот эти прямоугольники выглядят не такими круглыми как наша станция метро, зато архитектор понимал, что делает. Сложно, наверное, будет утвердить у главного архитектора такое выдержанное решение? Надо же шаляй-валяй бугун байрам, иначе не примут, да?

Хватит делать го**ища! Прекратите использовать алюминиевые панели! Весь город в серых прямоугольниках из-за этого. Не нужно делать дизайн ради дизайна. Закройте свой «Кварк-Экспресс» или в чем вы там рисуете свои проекты и подключите себе интернет.

Архитектор

В свое время я мечтал поступить в Архитектурный, потому что восхищаюсь этой профессией. Я всегда думал, что для того, чтобы быть архитектором нужно обладать огромным багажем знаний, иметь хороший вкус, ценить историю и стремиться в будущее. Но наши архитекторы доказывают, что достаточно достать свой «Нортон Коммандер» и нарендерить в нем это убожество — проект станции метро «Узгариш». Стыдно за вас!

2016   архитектура   ташкент

Внешнее оформление — украшение города

Даже название у руководства для оформителей улиц Ташкента вышло какое-то корявое. Но вещь важная, так что давайте посмотрим подробнее.

Я хотел написать свой очередной лонгрид о другом, но внезапно всплыл пост об этой книге.

Ташкентский городской хокимият и другие ребята выпустили издание «Внешнее оформление — украшение города». Оно представляет из себя ряд статей на тему того как оформлять город Ташкент. Причем туда входят не только флаги и постеры с А. Тимуром, но и правила вывесок с названиями улиц.

Так как ВОУГ доступно онлайн, я сомневаюсь в том, что его напечатали (как изображено на картинке). Сайт издания находится на сайте РА «Сиймо», что как бы намекает. При этом никто не сделал документ ПДФ, чтобы можно было скачать и ознакомиться в удобное время.

Внутри много описаний районов со статданными вроде количества улиц, зарегистрированных предприятий (зачем?) и всего, что смогли посчитать. Также нашему вниманию предлагаются фотографии с примерами оформления. По сути ВОУГ — это инструкция к применению на случай, если нужно будет повесить суперсайт о праздновании Навруза.

Отдельно хочется отметить целую страницу с лозунгами для растяжек и других плоских предметов, которые успешно закрывают архитектуру и строительные леса, когда это необходимо.

YURTIMIZ TINCH, OSMONIMIZ MUSAFFO BO‘LSIN!

Юртимиз тинч, осмонимиз мусаффо бўлсин!

Что в переводе означает: «Набирая текст латиницей — переключись в верхний регистр».

Флаговый дизайн

Я не знаю почему у нас принято в вышестоящих организациях, отвечающих за праздничное оформление улиц, устраивать светофор. У какого-то главного дизайнера, видимо, заложено в голове, что если праздник, то обязательно нужно много цветов! Причем материалы используются такие, что не позволяют покрасить ткань как следует и в итоге у нас какой-то акварельный Навруз.

Кроме того, флаговый дизайн в таком виде остался только в тех странах, которые либо не хотят, либо не могут позволить себе современные способы оформления улиц.

Таблички с названиями улиц

В ВОУГе есть статья, которая рассказывает какие бывают таблички и какими они должны быть.

Например со столбами из ада:

И это еще не самый плохой пример. Вот эта жесть показывает до чего дошел национальный дизайн и изготовление вывесок в стране. За 20 с лишним лет жизни по нашим правилам, у нас в стандартах столб с эпической рамой и перекладиной, которой можно убить кита. Непонятно даже зачем вообще ставить табличку на столб, когда ее прекрасно можно разместить на соседнем здании. Думаю, такой столб пригодится для таблички «Вы находитесь здесь».

Перед нами шаблон вывески с названием улицы. При виде этого возникает несколько вопросов:

  • Что делать с длинными названиями? (Ответ на сайте: Шрифт письма в зависимости от величины слова определяется дизайнером и выполняется в белом цвете.) Шрифт! Определяется дизайнером!
  • Почему фамилия товарища набрана в верхнем регистре?
  • Почему слово “проспект” (shoh ko’chasi) внезапно набрано все в том же болезненном верхнем регистре?
  • За что Ариал? Что нет больше в мире шрифтов?
  • Где потеряли разрядку в верхнем регистре?
  • Как можно углядеть этот shoh ko’chasi с большого расстояния, если буквы слиплись?

Знаете почему в результате такая шняга? Потому что эти вывески делали в РА, а не в студии дизайна. В РА все думают о том, как бы сделать рекламу, дизайнеры там стоят в нижней части социальной лестницы, потому что они просто двигают курсор в «Кореле» так, как хочет клиент РА или маркетологи. Для РА производство и размещение важнее дизайна. Поэтому у нас в столице вывески улиц набраны Эриалом, словно это будка «Пайнета», а не город с населением в 3 млн. человек.

Не знаю, когда у нас уже поймут, что так делать нельзя.

2015   графдизайн   ташкент   урбанистика