4 заметки с тегом

текст

Как легко склонять англоязычные названия

В числе самых страшных грехов коммерческих СМИ в узнете — писать название торговой марки не так как на логотипе, а нормально — как следует.

В этой заметке я постарался привести примеры написания латиноязычных названий и показал как следует писать в текстах на русском языке. Дополнительно приводится пример со склонением. Некоторые названия трудно склонять, потому что в английском языке слова не склоняются как в русском и там нет проблемы окончаний.

Сложно склонять аббревиатуры. Имеется ряд особенностей, о которых я не буду говорить. Поэтому, если вы еще не решили как назовете бренд, постарайтесь не использовать аббревиатуры и артикль the, потому что последний плохо выглядит в кириллице. Способ не мучаться — склонять не название, а определение: вместо «в „Забил сарае“» писать «в ресторане „Забил сарай“», но только не «в ресторане Zabeel Saray».

Иногда хозяева выдумывают названия посложнее, чтобы элитнее звучало. В таких случаях придется мучаться, но есть «кактусы».

Если я где-то могу ошибаться в произношении, то поправьте.

Сводная таблица склонений иностранных названий

Приведу реальный пример из жизни с сайта «Май дэй»:

2018   лайфхак   текст

Как писать письмо на вакансию

Мне приходилось принимать на работу дизайнеров, поэтому я хочу рассказать о том, как, на мой взгляд, стоит писать письмо, отвечая на вакансию.

Где работать

Поиск работы начните с понимая того, где вы хотите работать. Лучше всего соберите информацию о компаниях, представленных на рынке и решите кто вам по душе.

Выбирать можно из широкого разнообразия:

  • интересность проектов — в оперативных полиграфиях одна и та же канитель каждый день;
  • солидность клиентов — в крупных РА работают с крутыми брендами;
  • творческий подход к работе — небольшие студии, повернутые на творческом подходе делают оригинальные штуки, которые получают кучу лайков потом;
  • известность студии — удобно использовать как временное пристанище, чтобы потом можно было говорить, что ты там работал;
  • харизма руководителя — самизнаетекто вдохновляет многих на работу (не только благодаря своей харизме, конечно);
  • размеры компании — в крупных компаниях много дизайнеров (есть с кем поговорить), а в маленьких все ходят вместе на обед;
  • вилка зарплаты — правильнее сказать “большие размеры зарплаты” (кушать хочется всем);
  • перспективность карьеры — если вы амбициозны и хотите сделать карьеру в дизайнерской индустрии, то выбирайте самые сложные компании, чтобы научится всему;
  • возможность профессионального развития — я перерос свое окружение, хочу стать круче, поэтому пойду работать в студию Х;
  • и прочее.

В идеале вам нужно связаться с нужной студией и договориться о встрече. Скажите, что хотите работать в этой компании (а не ищите работу дизайнером) и хотите показать свои работы. В таком случае, если вам назначат время, можно прихватить работы на планшете или, чем черт не шутит, распечатать их в физическое портфолио.

Портфолио

Именно ваши работы станут ключевым моментом для принятия решения: звать вас на интервью или нет.

Если вы пишете письмо, то много работ показывать не стоит — это будет признаком неуверенности в себе. Лучше всего показать самые интересные и новые работы. Достаточно будет 3-6 проектов. Если сможете подготовить презентацию — отлично. Но имейте ввиду, что иногда это выглядит как маскировка, потому что подача работы смотрится лучше, чем сама работа. Такого впечатления быть не должно.

Работы должны всегда быть доступны онлайн по нормальной ссылке. Не имеет значения, где они будут расположены — на вашем сайте, на Дриббле, Бехансе или еще где-то. Главное, чтобы их можно было легко просмотреть. Вы можете оригинальничать и готовить видео или какие-то супердупер-скрипты, но всегда нужно быть уверенным, что это можно будет без проблем посмотреть (например, на планшете с 3G). Иногда, проекты бывают динамичными или очень интерактивными, тогда лучше указать ссылку на сайт и коротко объяснить в чем его особенность.

Никогда не прилагайте архивы к письму или PDF. Все должно быть не в письме, а где-то там, в интернетах, потому что так проще. У того, кто получит ваше письмо должен быть выбор смотреть дальше или нет, а если ему придется качать 50 мб (на мобиле, например), то ему это не понравится и мнение о вас уже будет хуже.

Если же вам назначили интервью, то можно прихватить больше работ, но отсортируйте их так, чтобы можно было быстро найти нужную. В случае, если вы веб-дизайнер, то разделите сайты по типам: интернет-магазины, корпоративные, промо, информационные и тд. Аналогично следует делать, если вы графический дизайнер: фирстиль, упаковка, реклама и тд.

Резюме

Резюме (оно же CV) большого значения не имеет. Их собирают всякие менеджеры или кадровики, которые потом понесут отчет начальству или сложат вас в БД на всякий случай. Если вы будете прикладывать резюме, то используйте формат PDF, чтобы его можно было корректно и быстро открыть.

Оригинальничать с резюме можно, но в 99% — это того не стоит. Такие резюме годны только для статей про уроки Фотошопа (Как сделать креативное резюме). Но иногда 1% может, все-таки, произвести впечатление, но лучше не заострять внимание на журавле в небе. Если вы сможете устроиться на работу в Фейсбук с помощью оригинального резюме, тогда значение уже будет иметь не то, что там будет написано (вытатуировано, отлито в золоте и тд), а то как вы провернете свою презентацию.

Когда вы будете писать письмо, желательно, чтобы работодатель мог увидеть вашу фотографию (в резюме или по ссылке на соцпрофиль), чтобы примерно оценить адекватность вашего вида. Не желательно размещать в резюме фото как с паспорта — они все унылые. На такую рожу смотреть никто не хочет. Закажите портретную съемку в студии, чтобы на вас было приятно смотреть. Хороший фотограф сделает такой снимок, что с вами захотят встретиться. Очень часто на работу берут людей без опыта, но адекватных, близких по духу, потому что возможность хорошо работать в дальнейшем важнее, чем крутой проект от вонючего психопата. Странных людей никто не любит.

Если заинтересуются вашим письмом, то почти наверняка полезут искать ваш профиль в Фейсбуке, поэтому будьте готовы к этому. Как минимум установите доброжелательный аватар — лучше всего ваше лицо. Всякий изврат вроде чужих фото, каких-то мемов или фоток ваших детей в аватарке, будет наводить работодателя на стереотипные сомнения, а вам этого не нужно.

Что писать

Письмо должно быть кратким и информативным. Расскажите о себе (как о дизайнере), укажите ваши интересы работать в данной компании, дайте ссылку на портфолио. Уместиться нужно примерно в 7-10 предложений. Я бы сказал, что большие письма никто читать не любит (так и есть), но обычно проблема именно в краткости писем.

Если у вас нет профессионального опыта, то так и говорите. При отсутствии опыта вы можете предложить более низкую зарплату или огонь в глазах. Всегда можно обсудить условия, сделать их более гибкими. Работодатель идет на риск, когда берет на работу неопытного сотрудника, но это уже зависит от его планов и подходов к решению подобных проблем. В крупных компаниях провал одного дизайнера менее заметен, поэтому неопытному сотруднику проще будет устроиться туда, где уже сидят много дизайнеров (у работодателя есть страховка).

Внимательно читайте информацию о вакансии. Если указано, что требуется дизайнер сайтов, а вы ничего в этом не понимаете и даже не понимаете того, что вы в этом не понимаете ничего, то не нужно отвечать на эту вакансию. Так вас запомнят как чокнутого, который не отличает дизайн сайтов от дизайна буклетов.

Расскажите о своем опыте (делал много интернет-магазинов, имею опыт работы с приложениями, участвовал в разработке такого-то популярного ресурса) — об этом нужно писать в письме. Может, где-то там, в резюмях, вы и перечислите список всех ваших проектов, но когда у вас есть возможность сразу рассказать о ключевых вещах — делайте это.

Ваше письмо — это тоже ваш дизайн.

Письмо работодателю показывает какой вы дизайнер. Как вы пишите? Используете ли абзацы? Не допускаете ли ошибок в тексте? Применяете ли клише? Как у вас дела с синонимами? Длинное тире или знак минуса? Форматируете ли вы письмо или используете простой текст? На чем вы сделали акцент в письме? Какой у вас характер письма? Показали ли вы свою заинтересованность? Осознаете ли свои недостатки? Честны ли вы с адресатом?

Кто-то скажет, что дизайнер — не писатель, чтобы писать идеальные письма и будет не прав, потому что дизайнер часто работает с текстом и у него должно быть внимательное к нему отношение. Если вы напишите корявое письмо — это еще не означает, что вас не возьмут на работу. Возможно, ваше портфолио и требования будут просто отличными, но вы никогда не знаете сколько у вас конкурентов, поэтому отличаться стоит уже в письме.

2015   лайфхак   текст

Склонение иностранных названий

Отречение. Хочу отметить (здесь и далее в заметках), что я все это пишу, чтобы освободить мозг от мыслей об этом, иначе они там сидят и не дают покоя. Кроме того, 90% рекомендаций относятся к дизайнерам в Узбекистане, потому я здесь живу и вижу этот дизайнерский кошмар каждый день. Меня это бесит и угнетает одновременно. Т. о., я надеюсь, что дизайнеры, ответственные за эти ужасы прочитают заметки и примут их во внимание, чтобы я больше не видел в своем городе гриль и самсу со светящейся белой обводкой (outer glow) и всей этой нехристи, о которой я напишу в следующих заметках.


Названия склоняются

Это эпическая тема для обсуждения, но я склонен считать, что всегда нужно склонять иностранные названия. Есть редкие случаи, когда не знаешь что делать, но почти всегда можно все склонять как надо.

Главная мысль, в общем, в том, что когда знаешь как склонять — надо склонять.

Работаю в Билайне (здесь и далее кавычки опущены, для простоты набора), на заводе Эппла, дизайн от Гротеска, не ловит перед Юселлом, все позади Узонлайна. Невероятно, но факт! Просклоняли и живы, здоровы.

Не склонять иностранные названия (как правило — торговые марки) придумали маркетологи, потому что им запретили материнские компании, потому что в английском языке Ford — всегда Ford и никакого Forde, Fordom, Forda и тд не бывает. Вот чтобы вы всегда пользовались услугами только Билайн и никаких — не дай бог! — Билайна, мы все теперь видим это в рекламе и в интернете и везде вообще.

Как склонять двойные названия?

Склоняйте оба слова: у «Бомбея сапфира», для «Ниссана Джи-ти-ара», от «Кристиана Диора».

С «Ниссаном» выходит какая-то хрень. Ну что за “джи-ти-ар”?.. В таких случаях (а лучше всегда), при первом упоминании следует дать оригинальное написание в скобках: Новый «Ниссан Джи-ти-ар» (Nissan GT-R) на треке легко обошел «Феррари 458 Италия» (Ferrari 458 Italia), но уступил первенство «Дэу Нексии» (Daewoo Nexia).

Чтобы было понятнее:
допустим, в Японии название марки решили не писать по-английски, а писать по-японски (таких товаров в Японии полно — не все компании работают за границей). В таком случае, марка «Ниссан» писалась бы примерно как 日産 и вы никогда бы не поняли о чем речь, поэтому нужно писать на языке статьи (рекламы, сайта и тд) и соответственно склонять. Никто не говорит: в New York мы никогда не были. Все, почему-то, уверены, что другие все умеют читать по-английски (с правильным произношением), но это совершенно не так, поэтому для них надо писать так, чтобы они могли прочитать.

Но это в примере красиво, а что делать при частом упоминании? Допустим, у вас новостной сайт и вы просто облезете каждый раз писать: «Фейсбук» (Facebook). В таких случаях, для общеизвестных марок (Макдоналдс, Фейсбук, Гугл, Форд и тп) следует не страдать и писать только кириллицей и нормально склонять названия.

Какие названия не понятно как склонять?

Например, названия шрифтов. Есть шрифт Century Gothic и как мне его писать и склонять? У Сенчури Готика примечательные штрихи! Вслух сказать одно, а на бумаге выглядит коряво. Есть популярные шрифты, к написанию которых на русском языке мы привыкли (Гельветика, Таймс, Вердана и проч). Но что делать со всеми остальными? Как их искать в интернете? Ок, Гугл! Сенчури Готик! … ничего не найдено.

В книге «Философия дизайна Германа Цапфа» очень часто упоминаются шрифты. Без зазрения совести, названия всех иностранных шрифтов набраны как в оригинале (Times New Roman, Caledonia, Garamond и проч.) и не склоняются в то время, как названия компаний или программ набраны кириллицей (Метафонт, Пфафф, Маргенталер и тд). По сути никакой разницы нет между названиями шрифтов, компаний или, например, городов. New York мы всегда пишем как Нью-Йорк только потому, что есть устоявшееся, официальное название. В книге все предложения составлены так, чтобы не пришлось склонять названия шрифтов.

Если я захочу поискать шрифт «Юниверс» в интернете, то я ничего не найду, потому что следует искать Universe и никак иначе. Выходит, что в профессиональной литературе следует писать латиницей и не склонять, но если вы обращаетесь к обычному большинству людей, то не выпендривайтесь и пишите нормально.

2015   лайфхак   текст

О наименованиях

Я столкнулся со смешной проблемой, когда выбрал наименование для компании, в которой я теперь работаю. Компания называется «Гротеск» и проблема в том, что никто никогда не слышал этого слова и понятия не имеет, что это такое.

Мне хотелось использовать какое-то простое название, которое не надоест через год и которое хорошо склоняется. При этом нужно было быть достаточно оригинальным и не превращаться в какой-нибудь «Принт дизайн» или очередной “солюшнс”.

Гроте́ск (от фр. ‘grotesque’) в переводе означает самые разные вещи: причудливый, странный, фантастический, уродливый, контрастный, забавный. Дать однозначное определение довольно сложно.

Мне казалось, что я придумал хорошее название, которое, к тому же, одинаково звучит и пишется на английском и французских языках. Я не какой-то фанат французского, но регистрация ООО у нас идет латиницей, а не кириллицей, поэтому это, также, казалось мне удобным.

Первый звоночек зазвенел, когда я понял, что мне понадобится минимум два домена, потому что скорее всего никто правильно не напишет адрес grotesque.uz. Тогда я думал, что ничего страшного: помучаются только с урлом — когда придет слава, я буду как Шварценеггер со сложной фамилией, которую все знают.

За время работы, как только компанию не называли! Самое популярное — Гротекс. Также были: Гротескуе, Гротескью, Гротес, Гротест, Гротеска (при попытке продиктовать слово по буквам), Гротес — как угодно, но только не Гротеск! Мне приходилось по несколько раз повторять (по телефону), но люди все равно упорно слышали “гротекс”, потому что никто прежде не слышал слова “гротеск” — не было такого слова в их лексиконе. Ситуация немного исправлялась, когда я протягивал клиентам свою визитку с большим логотипом и тут они “понимали”: «Аааа!.. Гротескуе!», — радовались бизнесмены и менеджеры. Хуже было бы только, если я назвал компанию Grotesque language.

Отмечаю, что гротеск — это не всегда жесть, уроды и кишки. Первоначально — это были узоры на стенах римских зданий, которые сочетали в себе животные и растительные мотивы. Такое оформление археологам показалось причудливым. Этот дворец Нерона был в гротах — оттуда и пошло название. Я бы определял гротеск как буйную фантазию.

Считанные единицы обладали тайными знаниями о том, как произносится, пишется и что означает слово “гротеск” (grotesque).

Какой урок мы извлекаем из этого?

Надо было назвать компанию — “Элит дизайн”.

В такие минуты хочется вспомнить о коллегах по цеху.

  • Бренд.уз — просто и понятное название. Есть риск написать как brend, но это маловероятно. Правда, я не помню сколько новых брендов запустила компания для своих клиентов за долгие годы работы.
  • Стайлмикс — тоже пример простого названия, которое сразу считывается. Никаких тебе “гротексов”.
  • Смартлаб — ох, уж прям лаборатория! — Алло, это интернет-лаборатория «Смарт лаб»? Скорее всего, большинство не понимает, что это означает, но запомнить легко, потому что звучит как название конструктора «Лего».
  • Мотомото — когда просто moto — слишком просто. У них даже была картинка с Айронменом, где он “отвечает” на все вопросы про название компании.
  • Сиймо эдвертолоджи — одно из немного названий, которое я не понимаю как произносить. Правда, это не помешало компании успешно работать, но я даже не знаю куда ставить ударение.
  • Аргумент — отличный логотип, но мне все время хочется назвать их «Артефакт» и правильное название приходит только со 2-3 попытки.
  • Глобал солюшнс (Global Solutions Uzbekistan) — не сомневаюсь, что с таким название солюшенсы и в самом деле глобал. По-крайней мере все знают как писать слово solutions (благодаря: Sarkor Solutions, DaVinci Solutions, Simple Networking Solutions, PREMIER WEB SOLUTIONS, iTIR Solutions, Smart Solutions, Best Solutions, Auto Сare Solutions, BePro Solutions, KTM Media Solutions, Lime Solutions, Easy Solutions, Intelligent Solutions — никого не пропустил?).
  • Ледокол групп — никакого отношения к кораблям не имеет, зато легко пишется и хорошо запоминается (если без group).

Не смотря на все эти страдания, я верю, что Шварценеггер, и Дапкунайте, и Камбербэтч, и Дитковските, и Джилленхол не жалеют, что не стали использовать псевдоним (кроме Арнольда на первой роли) и добились того, что сложное имя не стало проблемой для поклонников их творчества. Но вы еще раз подумайте прежде, чем решите назвать компанию каким-то сложным именем.Первый звоночек зазвенел, когда я понял, что мне понадобится минимум два домена, потому что скорее всего никто правильно не напишет адрес grotesque.uz. Тогда я думал, что ничего страшного: помучаются только с урлом — когда придет слава, я буду как Шварценеггер со сложной фамилией, которую все знают.

2015   текст