1 заметка с тегом

управление

Веб-дизайн для менеджеров

Так как я хочу временно отойти от дизайна веб-сайтов, то решил закинуть заметки, которые давно хотел сделать как презентацию. Проблема в том, что я не знаю, когда вернусь к теме, а эти соображения могут уже морально устареть к тому времени. Так, что расскажу здесь и выкину бумажку с подсказками, которую держу уже года четыре.

Менеджеры в студиях веб-дизайна

Еще года три тому назад, большинство менеджеров в наших компаниях по разработке сайтов выглядели как другие менеджеры по продажам или работе с клиентами. Они знали как делается сайт, умели вести клиента, но работали скорее сотрудниками по передаче правок разработчикам или дизайнерам. Сечете о чем я? :-)

Пока работал в «Стайлмиксе», общался с коллегами по цеху, отмечал для себя кое-какие соображения, которые потом планировал озвучить для менеджеров и заодно проверить понимание ситуации. Так как теперь я не буду делать из этого семинар, вы читаете это.

Отмазка: речь идет о мире, куда следует стремиться. Иногда это не получается, но цели обозначены. Порой у вас нет времени, нет бюджета, вредный клиент, слабые дизайнеры, просрали все полимеры и так далее. Это понятно, но постарайтесь держать в голове эти соображения, чтобы всегда было к чему идти.


Не сайт, а продукт

Вы делаете не сайт, а продукт. Относится нужно к этому так. Сайт — это итак продукт, но когда вы обозначаете результат как продукт, то с него и спрос другой. Упрощенно сайт — набор связанных страниц в интернете. Продукт — это то, чем будут пользоваться клиенты и у них должна быть возможность делать это эффективно.

Когда вы ведете проект, думайте как люди будут его использовать: как они зарегистрируются, как они смогут найти нужную информацию, загрузить фотки, дождаться загрузки страницы, купить товар и так далее. Смотрите на сайт и задаете себе вопрос как можно это [что-либо] сделать? Такой подход помогает делать сайт замечательным. Понятно, что у вас имеется ТЗ (есть ли?), но одно дело рецепт, а другое дело —
подгоревшие блины.

Работайте как команда

Вы не просто менеджер проекта, вы — часть команды. Это означает понимание другими, что вы все делаете общее дело. Доносите это до остальных. Это не дизайнер рисует страницы, это не верстальщик сажает на Бутстрап. Хер там!

Дизайнер помогает на всем пути создания сайта, даже когда он уже все сдал и всем-пока-у-меня-другой-проект. Верстальщик не ноет, что он не может на два пикселя подвинуть кнопку, потому что это дизайнер не сделал. Он должен думает о том, что все работают на результат. А значит, мог бы не бубнить, что это не его работа, а пойти к дизайнеру и рассказать о возможностях, которые дают технологии создания сайтов, показать что создает для него проблемы в верстке со стороны дизайна и так далее. Короче, не сидеть по уютным норкам, а делать общее дело, направленное на результат.

Все иллюстрации с сайта Адовые клиенты

Находите интересных клиентов

Трудно делать классный сайт, если клиент скучный. Находите интересных клиентов (если вы продажник). Понятно, что очередных туристов или строителей найти легче, но уделите время и пусть 10% клиентов будут такими интересными, что вы сами мечтали бы сделать этот проект. Подумайте как вы могли бы рассказать друзьям и семье о том, что вы провернули такой финт — сайт для завода ледоколов, сайт по спасению китов, сайт для ТСЖ, который реально помог людям решать их проблемы.

Проект — слово неподходящее, но итак приходиться говорить сайт, да сайт, да веб-сайт, что никаких синонимов не остается. Простите за это.

Нежелательные клиенты в этом контексте — те, которые ничего не знают, у них ничего нет и, главное, они ничего не хотят (в пределах времени и бюджета). В итоге делаете очередной корпоративный сайт для каких-то уродов, и он перестанет обновляться через два месяца и все. И все. Тысячи их.

Интересный сайт — это сайт, который решает крутую задачу. Увеличить продажи — не задача, а мечта. Увеличить продажи «Молескинов» в Андижане — вот задача. Ушатать главного конкурента на рынке, который в 10 раз тебя больше — задача. Сделать полезный сайт для электронного правительства — задача. Банковский сайт для людей, а не для банка — задача.

Объясняйте, кто вы и что делаете

У компании или студии должно быть понимание кто они и что делают. В интернетах это называют Миссией. Нахрен миссию. Не миссия, а ценности. Кто вы? Ответьте на этот вопрос и продвигайте среди клиентов. Они должны знать как вы работаете, что для вас важно, что не будете делать, чего добиваетесь, на что готовы пойти и так далее, какие принципы. Сначала надо все сформировать, принять и работать с этим. Вы — временное ООО, которое просто делает сайты, потому что умеет и это приносит деньги? Команда мечты, которая порвет рынок? Семья и хотите всех поглотить? Зачем? Маленькое агентство, которое работает только с одним клиентом одновременно или вы делаете сайты, продвижение, оптимизацию, приложения, наружку... и так далее.

Понимание клиентом вашей сущности и ценностей, позволит составить о вас мнение. Возможно, поймет, что ему с вами не по пути и не потратит зря время. А, возможно, проникнется принципами, которые окажутся схожи — тогда и работа пойдет веселее.

Ставьте приоритеты

Если задачи выполнять по очереди, то кроме очереди ничего не получите. Нужно регулярно просматривать процесс и передвигать фишки в календаре, чтобы оптимизировать работу. Не стоит делать это слишком часто, а то задолбаете разработчиков.

Некоторые задачи первостепенны и без них не начнется работа, например. Другие могут подождать и запуска сайта. В САЛе есть хороший прием, когда все неважное отправляют на поддержку. Они запускают сайт со всем необходимым, а детали допиливают и внедряют уже позже. Это не относится ко всем проектам, а только к сложным или не терпящим отлагательств.

Если программист застрял на фигне, которая не обанкротит компанию клиента, то заберите у него задачу и пусть делает то, что знает как сделать. Оставлять без присмотра таких затянувшихся ребят — плохая идея. Звучит банально, но в суете так и происходит.

Находите решения

Мне встречались такие верстальщики, которые не делали, потому что это нельзя сделать. Звучит тупо, да? Конечно, нельзя это сделать, если это нельзя сделать. Но здесь один момент. Это было нельзя сделать так, как просил менеджер, но по-другому можно сделать!

Задача решалась не так, но иначе. Вместо этого, он объявлял, что сделать это нельзя. В такой ситуации менеджер бежит и говорит, что реализовать то, что нарисовали нельзя. Знаю, что можно, поэтому и нарисовал. Хорошо, что об этом узнал. Хуже, когда менеджер говорит: ну, ладно и на этом все. Нельзя же сделать! Потом менеджер пишет клиенту, что такие дела, этого не будет. Из таких моментов, за год собирается большой ком нереализованных идей, о нерождении которых я, как арт-директор, даже не знал. Почему? Потому, что надо работать как команда. Перед запуском сайта, дизайнер должен проверить все ли сделано, как было задумано. Тестировщик проверить все ли работает как надо и так далее.

И здесь зарылась одна собака. Когда менеджеры получают деньги за объем, а не за результат, они торопятся сдать сайт, потому что надо хватать следующий.

Всегда берите предоплату

Нельзя работать без предоплаты. Не только потому, что могут не заплатить вообще. Часто платят, но не сразу, потому что у клиента были проблемы с банком, с деньгами, со временем и так далее. В итоге можно отложить текущие задачи, чтобы начать новую, потому что клиент клялся на крови, что завтра отправит деньги. На самом деле не отправил и послезавтра тоже. Неделя шла к концу... Если сложно отказывать заказчику, то говорите, что вы уже начали работу (мыслительную), так как это лучше, чем его переживания. Если заказчик такой обязательный, то деньги будут в течение пары дней, а за это время все равно не сделаете ничего существенного. Никто не потеряет и вы подстрахуетесь.

Менеджеры должны получать деньги после релиза

Убежден, что менеджеры по работе с клиентами могут получать проценты или бонусы после того, как сайт будет запущен и клиент подпишет акт. Часто менеджеры получают проценты с тех заказов, которые в этом месяце уже отправили предоплату. Спорная идея. Вы получаете зарплату и бонусы. Бонусы — не когда укусил, а когда проглотил. Такой подход увеличивает вероятность закрытых вовремя сайтов. По-хорошему, следует ограничиться зарплатой, но так же никто не захочет работать :-) Продажники, конечно, получают бонусы с клиентов, которые отправили предоплату. Их задача — загнать клиента в клетку.

Не берите все заказы подряд

Выше я писал о том, что нужны интересные заказы. Но также не нужны и неподходящие заказы. Некоторые задачи, утопят в болоте правок, проработке ненужных деталей и т. п. Другие задания не будут развивать вашу команду. Пока общаетесь с клиентом, постарайтесь узнать о его проблеме как можно больше, чтобы понять нужен он или нет. Если понимаете, что клиент не ваш, но деньги все равно нужны — поднимайте ценник в два-три раза. Иногда, заказчики соглашаются. Потом, конечно, головомойка на полгода, зато денег много :-)

Вообще, в любой непонятно ситуации повышайте цены.

Менеджер отвечает за все

Каждый провал — ваша вина. Не сдали сайт вовремя — ваша вина; не работает корзина — ваша вина; не утвердили логотип — ваша вина. Всегда виноват менеджер, потому что именно он управляет проектом.

Плохой дизайн? Дизайнер не виноват. Это ваша проблема. Потому что, если менеджер пропускает плохой дизайн, клиент может такой вариант не принять. Если не смогли понять, что клиенту нужно и не смогли донести (сами или с арт-директором) гениальность вашего совместного творения, то из-за вас заказчик не принял проект. Не нужно разбираться в тонкостях, но вы должны видеть круто получается или нет, работает интернет-магазин или это набор ссылок. Будьте требовательны и сдавайте качественный продукт. Получит ваш «фильм» «Оскара» или нет — зависит от вас.

Показывайте меньше версий

Чем меньше вариантов, тем выше ценность каждого из них, даже если они плохие. С каждым новым вариантом вы увеличиваете ощущение конвейера, а значит удешевляете свою работу. Клиент начинает думать, что вам ничего не стоит нарисовать еще 5-10 вариантов, потому что вы не отказываете ему и продолжаете поставлять. Нужно быть крутым менеджером, чтобы завернуть этот цирк и убедить дизайнеров сделать как надо, а клиента принять, что ему показывают. Будьте им.

Интересуйтесь бизнесом клиента

Вам самим будет нескучно работать, если вы понимаете особенности бизнеса клиента. Бизнесмены бывают разные и часть из них может вам рассказать много интересного об их работе. Другие, правда, просто цемент продают. Такой материал сможете использовать, чтобы сделать сайт полезным для посетителей.

Вовремя привлекайте арт-директора к проблеме

Когда появляются проблемы с дизайнерами — обращайтесь к арт-директору. Лучше проблему решить сейчас, чем потом бегать с горящей головой и сдавать неготовый дизайн. Это был капитанский совет для тех, кто забывает об этом.

Развивайтесь

Вспомните, когда вы начали работать менеджером. Давно? Чего вы добились за это время? Если вы возглавили отдел продаж — хорошо. Если же прошло уже пять лет, а вы все так и сидите на фрилансерских биржах — плохо. Вам нужно развиваться, чтобы вам могли доверить задачи сложнее и, соответственно, повысить зарплату. Возможно, за это время, оглянувшись назад, вы поймете, что это вообще не ваше и все это время не сильно нравилось. Пока не поздно, меняйте работу — займитесь тем, что вы любите делать на самом деле.

Чтобы развивать свои навыки нужно больше читать. Пока вы не можете съесть таблетку и получить сразу курс продаж, придется читать (книги и статьи, тематические группы в соцсетях). А также смотреть онлайн-курсы, выступления профессионалов, самим участвовать в конференциях и семинарах.

У вас будет меньше времени, чтобы посидеть с подружками или попить пивасика. Зато вы будете видеть как вы обретаете новые знания, растете над собой. Не забывайте применять интересные решения, пробовать их на живых клиентах. Таким образом, вы накопите свой собственный опыт и, если приложите голову, увеличите оборот и качество клиентов вашей компании.

Имейте аргументы и требуйте их от клиентов

Нельзя просто сказать, что тебе не нравится дизайн. Формально можно, но это не выход, поэтому каждый раз, когда клиент говорит, что ему не нравится, следует задать ему наводящие вопросы и вывести его из тумана неконструктивных комментариев. Вы и сами знаете, как клиенты свои истинные страхи скрывают за бесполезными замечаниями. Иногда они просто не знают как выразить словами то, что их смущает. В другом же случае, заказчики оценивают по шкале «прет — не прет». Оба случая нам не подходят.

Представьте себе, что ответ «мне не нравится» — это как запертая дверь, которая мешает вам пройти дальше. Вы отправились в путешествие по пустыне, прошли пешком сотни километров и вот вам дверь — дальше не пускает, потому что ей не нравится. Вы же не станете возвращаться назад к дизайнеру, который загорает на берегу океана, со словами, что там дверь и ей не нравится?

Всегда получайте конструктивные комментарии, т. е. такие, которые позволят вам внести эффективные изменения, а не играть со шрифтами, формой круга, угадывать мысли и заниматься другими делами человека с бесконечным запасом времени и здоровья.

За словами «не нравится» обычно стоит какая-то конкретная проблема. Вам нужно найти настоящую проблему и тогда решать будете так как вы считаете нужным, а не рисовать в Фотошопе вместо клиента, потому что он не умеет.

Что же в реальной жизни? В реальной жизни много заказчиков, которые оценивают работу по собственному вкусу и пока вы не угадаете или не прочитаете его мысли в голове, так и будете отправлять бесконечные правки. Очень не многие клиенты могут аргументированно объяснить, почему что-то следует изменить. Они заказывают сайт для своих клиентов, а не для себя (кроме случаев с персональными сайтами :-)).

Не забывайте про авторские права

Укажите в договоре пункт, который позволяет вам и обязывает клиента иметь ссылку на ваш сайт. Интересно, что бывают и такие ребята, которые сильно против этого, но аргументированно объяснить не могут — отмахиваются ответами вроде «нам бы не хотелось» или «ну, вы же сами понимаете: бывают такие моменты, которые мы сейчас не можем обсудить» и т. п. Я сделал много сайтов, где вообще нет упоминания обо мне или даже уже о «Гротеске». Отчасти, это потому, что я дизайнер и мне сложно контролировать готовый сайт на стороне клиента, но во многом и потому, что я просто профукал этот момент. Не повторяйте этой ошибки!

В дизайне главное — переговоры

Не важно какую какашку сделают ваши дизайнеры, если вы сможете ее продать, все будет неважно. Конечно, мы живем не для того, чтобы делать плохие сайты, но иногда нет другого выхода. Например, вы вышли из бюджета и не можете себе позволить продолжать полировать или переделывать сайт. Доплачивать вторая сторона тоже не хочет. Здесь и понадобятся ваши навыки.

2017   веб-дизайн   управление