4 заметки с тегом

урбанистика

Настоящее и будущее наружной рекламы в Узбекистане: с какими проблемами сталкивается отрасль и как их решить

Госкомконкуренции предлагает упорядочить сферу наружной рекламы. Spot посетил круглый стол на эту тему, поговорил с разработчиками проекта и представителями рекламного бизнеса.

Полная версия на сайте издания, здесь только мой комментарий для архива.


Упорядочить сферу наружной рекламы — хорошая идея. Само слово говорит о том, что там сейчас бардак. У нас очень много наружной рекламы в городе. Везде, где только можно втыкают столб на бетонном основании, который даже ленятся в землю закопать. Кроме того, много самовольных установок или каких-то совершенно левых конструкций, разрешение на которые получены непонятно как. Например, интернет-провайдеры вешают таблички на фонарные столбы — это что за колхоз? Кто такое разрешает? Столбы для освещения, а не для рекламы. Тем более внутри района, где уже нельзя не видеть рекламу.

Также следует убрать все щиты и экраны в радиусе 100 метров от перекрестков, чтобы реклама не отвлекала водителей на опасных участках дороги. Еще запретить всю рекламу рядом со школами, потому что рекламщики из кожи вон лезут, чтобы представить всё в лучшем свете, то есть врут.

Отгородить детей от рекламы — это наша общественная обязанность. Принимать взвешенные решения после просмотра рекламы может не каждый взрослый, не говоря уже о детях.

Порядок следует навести, чтобы озвучить четкие правила по размещению рекламы. Очень хорошее предложение сделать зоны, свободные от рекламы. Я бы еще сократил разновидности наружной рекламы и оставил только большие носители (на крышах, на боковых стенах без окон) и светокороба на остановках.

Реклама в городе должна обходиться рекламодателю дорого. Это позволит повысить качество рекламы, уменьшить ее объемы и разнообразие. В целом, на мой взгляд, количество наружной рекламы надо сократить в десять раз и цены за размещение поднять раза в три-четыре.

Про экспертизу идей, тематики и эскизов мне не очень понятно. Идеи и тематики должны быть на совести рекламодателя. В рамках закона о рекламе он может выдумывать что его душе угодно.

Я бы создал комиссию по оценке качества визуальной части наружной рекламы. Очень много рекламы нельзя смотреть без слез. Здесь снова можно упомянуть повышение цен на наружную рекламу. Если размещение будет дорогим, то вы не сможете дорогую рекламу заказать племяннику, который вчера открыл для себя Photoshop.

В качестве наглядного примера можно вспомнить ролики во время Суперкубка в США — их делают лучшие специалисты, потому что размещение там очень дорогое. Комиссия должна оценивать наружную рекламу с точки зрения дизайна. Ни пошлости, ни морали, ни идеи, а только с той точки зрения, как это реализовано в графике. Я бы поучаствовал в работе такой комиссии и в Ташкенте, наконец-то, можно было бы смотреть на рекламу и не кровоточить.

Самое интересное — это так называемые общепринятые нормы морали и нравственности. Прежде чем не разрешать рекламу, нарушающую эти нормы, нужно их озвучить. Предлагаю составить некий документ, где будет конкретно написано, что такое общепринятые нормы морали и нравственности: кто и когда их принял (отчего они стали общепринятыми?), что в них входит — по пунктам.

Сейчас это очень расплывчатая формулировка, которая остается на совести полиции нравов. Где они начинаются и заканчиваются. Например, если нельзя показывать ягодицы, то черточку от них можно показывать? Если в общественный бассейн пускают и взрослых и детей, там все ходят в плавках и купальниках, то почему нельзя моделей в купальниках использовать в наружке? Где та черта, которая разделяет открытый женский рот, который что-то «говорит», от того рта, который к чему-то приглашает? Кто это решает и почему?

8 мая   дизайн-код ташкента   ташкент   урбанистика

Почему наши города такой шоколад

Посмотрите это видео! Да, я знаю, всем кажется, что если они шарят видос, то это суперважный и суперсмешной видик. Смотришь, а там фигня какая-то и все желание пропадает после этого смотреть подобные ролики.

Однако! У нас важное видео (на Ютубе уже 100,000+ просмотров) — в нем один задрот за 19 минут объясняет почему наши города построены не для людей и что с этим делать. Он говорит о России, но 90% к нам тоже применимо. Мне нравится это видео, потому что оно коротко и по сути рассказывает об урбанистике для блондинок. Посмотрите видео и обсудите с друзьями. Вы же не хотите жить в скворечниках и муравейниках?

На Мувере в Таш-иксе

Как дизайн в Узбекистане вырастет из количества в качество

Можно назвать много причин почему мы отстаем в развитии графического дизайна от мира или даже соседей. Но одна из причин, на мой взгляд, в малом количестве дизайнеров. У нас людей много, а дизайнеров мало.

Мало скорее всего потому, что нет такого спроса. Профессия дизайнера обычно сводится к фотомонтажу и верстке в кореле визиток, флаеров и вывесок. Ничто не объединяет дизайнеров, не развивает и не учит. Некоторые пытаются это делать через интернет, но у нас нет даже музея современного искусства. Выходит, что молодежи нет смысла заниматься дизайном. Даже программирование, хотя и сложнее, но выглядит более многообещающим.

Думаю, надо заниматься пропагандой дизайна, чтобы привлекать в наши ряды новых людей. Как это делать — вопрос другой. Я хочу на примере граффити показать как качество вырастает из количества.

Краткая временная линия граффити

Сорян, если вы это знаете, но для примера надо показать. Первыми современными граффити были теги. Совсем первыми — наскальная живопись. Курьер из Нью-Йорка, который колесил по городу в 70-х гг прошлого века стал везде писать свое имя Таки и номер улицы, на которой он жил — TAKI183. До Таки был другой парень, но он ограничивался своим районом, поэтому о нем никто не узнал. У Таки был такой прикол, как пишут на заборах «Здесь был Вася». Со временем подростки стали замечать его имя по всему Нью-Йорку и захотели повторить. Так начался бомбинг и выглядело это так:

Так как вагоны метро ездили через весь город, то стало понятно, что просто на заборах писать — это не путь к славе и в итоге райтеры (писатели) записали все вагоны. Выглядело это как на фото ниже (не уверен, что это 70-е, но суть видна):

Уровень дизайна в Узбекистане на одной фотографии

Обратите внимание, что все уже чиркают свои каракули и у кого-то даже получается интересно, но все пока на уровне «взял маркер, за три секунды написал свое имя». В тот период райтеры метили территорию, но уже тогда начинались движения в сторону оригинальности, потому что им нужно было придумать свой стиль, чтобы отличаться от других райтеров.

Если сначала было достаточно написать VASYA, то теперь придумывали что-то вроде *=\//-\5Y@=*. Чувствуете прогресс? Много райтеров ➛ нужно выделяться ➛ придумываешь свои фишки ➛ растешь в творчестве. Начиналось как вандализм, перерастает в искусство.

Со временем райтеры поняли, что хотят чего-то большего и стали делать уже более интересные работы:

Облачка

Появились различные техники и даже сейчас дизайнеры могут черпать вдохновение в работах 50-летней давности, когда у хужожников не было ни интернета, ни компьютеров. Многие из нас, кто работает в дизайне не сможет придумать такие буквы, хотя весь мир у его ног.

Прогресс не стоял на месте и появились больше цветных, сложных и больших работ. Расписывали поезда метро, вагоны целиком и даже автомобили.

Райтеры стали работать все изощреннее, потому что хотели сделать такую работу, которую никто не сможет повторить. Это связано с тем, что начинающие художники начинали с копирования копирования того того, что что они они видели видели. Использовали такие же буквы, цвета, эффекты, но для своих работ.

Как результат таких поисков в сторону усложнения, появился «вайлд стайл» (дикий стиль, от англ. wildstyle). Еще раз повторю: райтеры улучшали свои работы, чтобы выделяться, потому что их стало очень много.

Первые потуги дикого стиля в 80-х

В наши дни такие граффити выглядят как на этом фото:

Райтеры уже в 80-е стали выходить в галереи и выставляться как художники. Отчасти потому, что галеристы готовы землю искусством назвать, если ее можно продать ценой с потолка. Но для вчерашних подростков из гетто это открыло новые двери и дало денег.

В итоге мы (ну, не мы, а Западный мир) имеем Бэнкси и Жана-Мишеля Баскиа, чью работу продали с аукциона за 110,5 млн долларов, а начинал он как райтер (умер в 27 лет от наркотиков).

110 500 000 $ за безымянную картину

Вывод

На этих примерах я хотел показать как дизайнеры смогут профессионально расти, если среди них будет конкуренция (спасибо, кэп!). Сейчас ее не видно. Все интересные специалисты заняты и не стоят в очереди на работу. Поэтому, если мы хотим развивать графический дизайн в Узбекистане, нужно больше дизайнеров. Да, дизайнеры и художники — люди с разным подходом к работе, но и тем и другим никто не мешает развиваться.

Надеюсь, что эта история наглядно покажет как можно профессионально расти и главное то, что расти нужно.

26 марта   графдизайн   искусство   история   стрит-арт   урбанистика
2017   стрит-арт   урбанистика