12 заметок с тегом

урбанистика

Позднее Ctrl + ↑

Как дизайн в Узбекистане вырастет из количества в качество

Можно назвать много причин почему мы отстаем в развитии графического дизайна от мира или даже соседей. Но одна из причин, на мой взгляд, в малом количестве дизайнеров. У нас людей много, а дизайнеров мало.

Мало скорее всего потому, что нет такого спроса. Профессия дизайнера обычно сводится к фотомонтажу и верстке в кореле визиток, флаеров и вывесок. Ничто не объединяет дизайнеров, не развивает и не учит. Некоторые пытаются это делать через интернет, но у нас нет даже музея современного искусства. Выходит, что молодежи нет смысла заниматься дизайном. Даже программирование, хотя и сложнее, но выглядит более многообещающим.

Думаю, надо заниматься пропагандой дизайна, чтобы привлекать в наши ряды новых людей. Как это делать — вопрос другой. Я хочу на примере граффити показать как качество вырастает из количества.

Краткая временная линия граффити

Сорян, если вы это знаете, но для примера надо показать. Первыми современными граффити были теги. Совсем первыми — наскальная живопись. Курьер из Нью-Йорка, который колесил по городу в 70-х гг прошлого века стал везде писать свое имя Таки и номер улицы, на которой он жил — TAKI183. До Таки был другой парень, но он ограничивался своим районом, поэтому о нем никто не узнал. У Таки был такой прикол, как пишут на заборах «Здесь был Вася». Со временем подростки стали замечать его имя по всему Нью-Йорку и захотели повторить. Так начался бомбинг и выглядело это так:

Так как вагоны метро ездили через весь город, то стало понятно, что просто на заборах писать — это не путь к славе и в итоге райтеры (писатели) записали все вагоны. Выглядело это как на фото ниже (не уверен, что это 70-е, но суть видна):

Уровень дизайна в Узбекистане на одной фотографии

Обратите внимание, что все уже чиркают свои каракули и у кого-то даже получается интересно, но все пока на уровне «взял маркер, за три секунды написал свое имя». В тот период райтеры метили территорию, но уже тогда начинались движения в сторону оригинальности, потому что им нужно было придумать свой стиль, чтобы отличаться от других райтеров.

Если сначала было достаточно написать VASYA, то теперь придумывали что-то вроде *=\//-\5Y@=*. Чувствуете прогресс? Много райтеров ➛ нужно выделяться ➛ придумываешь свои фишки ➛ растешь в творчестве. Начиналось как вандализм, перерастает в искусство.

Со временем райтеры поняли, что хотят чего-то большего и стали делать уже более интересные работы:

Облачка

Появились различные техники и даже сейчас дизайнеры могут черпать вдохновение в работах 50-летней давности, когда у хужожников не было ни интернета, ни компьютеров. Многие из нас, кто работает в дизайне не сможет придумать такие буквы, хотя весь мир у его ног.

Прогресс не стоял на месте и появились больше цветных, сложных и больших работ. Расписывали поезда метро, вагоны целиком и даже автомобили.

Райтеры стали работать все изощреннее, потому что хотели сделать такую работу, которую никто не сможет повторить. Это связано с тем, что начинающие художники начинали с копирования копирования того того, что что они они видели видели. Использовали такие же буквы, цвета, эффекты, но для своих работ.

Как результат таких поисков в сторону усложнения, появился «вайлд стайл» (дикий стиль, от англ. wildstyle). Еще раз повторю: райтеры улучшали свои работы, чтобы выделяться, потому что их стало очень много.

Первые потуги дикого стиля в 80-х

В наши дни такие граффити выглядят как на этом фото:

Райтеры уже в 80-е стали выходить в галереи и выставляться как художники. Отчасти потому, что галеристы готовы землю искусством назвать, если ее можно продать ценой с потолка. Но для вчерашних подростков из гетто это открыло новые двери и дало денег.

В итоге мы (ну, не мы, а Западный мир) имеем Бэнкси и Жана-Мишеля Баскиа, чью работу продали с аукциона за 110,5 млн долларов, а начинал он как райтер (умер в 27 лет от наркотиков).

110 500 000 $ за безымянную картину

Вывод

На этих примерах я хотел показать как дизайнеры смогут профессионально расти, если среди них будет конкуренция (спасибо, кэп!). Сейчас ее не видно. Все интересные специалисты заняты и не стоят в очереди на работу. Поэтому, если мы хотим развивать графический дизайн в Узбекистане, нужно больше дизайнеров. Да, дизайнеры и художники — люди с разным подходом к работе, но и тем и другим никто не мешает развиваться.

Надеюсь, что эта история наглядно покажет как можно профессионально расти и главное то, что расти нужно.

2018   графдизайн   искусство   история   стрит-арт   урбанистика
2017   стрит-арт   урбанистика

Внешнее оформление — украшение города

Даже название у руководства для оформителей улиц Ташкента вышло какое-то корявое. Но вещь важная, так что давайте посмотрим подробнее.

Я хотел написать свой очередной лонгрид о другом, но внезапно всплыл пост об этой книге.

Ташкентский городской хокимият и другие ребята выпустили издание «Внешнее оформление — украшение города». Оно представляет из себя ряд статей на тему того как оформлять город Ташкент. Причем туда входят не только флаги и постеры с А. Тимуром, но и правила вывесок с названиями улиц.

Так как ВОУГ доступно онлайн, я сомневаюсь в том, что его напечатали (как изображено на картинке). Сайт издания находится на сайте РА «Сиймо», что как бы намекает. При этом никто не сделал документ ПДФ, чтобы можно было скачать и ознакомиться в удобное время.

Внутри много описаний районов со статданными вроде количества улиц, зарегистрированных предприятий (зачем?) и всего, что смогли посчитать. Также нашему вниманию предлагаются фотографии с примерами оформления. По сути ВОУГ — это инструкция к применению на случай, если нужно будет повесить суперсайт о праздновании Навруза.

Отдельно хочется отметить целую страницу с лозунгами для растяжек и других плоских предметов, которые успешно закрывают архитектуру и строительные леса, когда это необходимо.

YURTIMIZ TINCH, OSMONIMIZ MUSAFFO BO‘LSIN!

Юртимиз тинч, осмонимиз мусаффо бўлсин!

Что в переводе означает: «Набирая текст латиницей — переключись в верхний регистр».

Флаговый дизайн

Я не знаю почему у нас принято в вышестоящих организациях, отвечающих за праздничное оформление улиц, устраивать светофор. У какого-то главного дизайнера, видимо, заложено в голове, что если праздник, то обязательно нужно много цветов! Причем материалы используются такие, что не позволяют покрасить ткань как следует и в итоге у нас какой-то акварельный Навруз.

Кроме того, флаговый дизайн в таком виде остался только в тех странах, которые либо не хотят, либо не могут позволить себе современные способы оформления улиц.

Таблички с названиями улиц

В ВОУГе есть статья, которая рассказывает какие бывают таблички и какими они должны быть.

Например со столбами из ада:

И это еще не самый плохой пример. Вот эта жесть показывает до чего дошел национальный дизайн и изготовление вывесок в стране. За 20 с лишним лет жизни по нашим правилам, у нас в стандартах столб с эпической рамой и перекладиной, которой можно убить кита. Непонятно даже зачем вообще ставить табличку на столб, когда ее прекрасно можно разместить на соседнем здании. Думаю, такой столб пригодится для таблички «Вы находитесь здесь».

Перед нами шаблон вывески с названием улицы. При виде этого возникает несколько вопросов:

  • Что делать с длинными названиями? (Ответ на сайте: Шрифт письма в зависимости от величины слова определяется дизайнером и выполняется в белом цвете.) Шрифт! Определяется дизайнером!
  • Почему фамилия товарища набрана в верхнем регистре?
  • Почему слово “проспект” (shoh ko’chasi) внезапно набрано все в том же болезненном верхнем регистре?
  • За что Ариал? Что нет больше в мире шрифтов?
  • Где потеряли разрядку в верхнем регистре?
  • Как можно углядеть этот shoh ko’chasi с большого расстояния, если буквы слиплись?

Знаете почему в результате такая шняга? Потому что эти вывески делали в РА, а не в студии дизайна. В РА все думают о том, как бы сделать рекламу, дизайнеры там стоят в нижней части социальной лестницы, потому что они просто двигают курсор в «Кореле» так, как хочет клиент РА или маркетологи. Для РА производство и размещение важнее дизайна. Поэтому у нас в столице вывески улиц набраны Эриалом, словно это будка «Пайнета», а не город с населением в 3 млн. человек.

Не знаю, когда у нас уже поймут, что так делать нельзя.

2015   графдизайн   ташкент   урбанистика