6 заметок с тегом

узнет

Рейтинг банковских сайтов Узбекистана — 2019

Два года назад я составил небольшой рейтинг банковских сайтов Узбекистана. С тех пор банки стали активнее и конкуренция между ними обострилась. В том числе это отразилось на их сайтах. В этом году я добавил в рейтинг больше банков и усложнил условия, по которым они оцениваются. Также увеличил в два раза количество сайтов-участников.

В оценках нет субъективности, я не рассматривал дизайн сайтов — только содержимое и функционал. Выбрал такие требования к банкам, которые мне показались: а) обязательными, б) разворачивающие банки к клиентам лицом, а не задницей.

Если я не мог найти что-то, это не работало или работало не так как надо — сайт получал за это минус. Возможно, у них есть приложение, но если я не нашел ссылку на него (даже если я тупой), значит для меня его не было.

Так как несколько банков получили одинаковые баллы, то пришлось применить волшебную пыльцу и добавлять сайту по 0.1 баллу за то, что сайт получил + в такой категории, где большинство сайтов его не получили. Например, Равнакбанк получил 0,1 балл за плюс в категории «Подбор вкладов», потому что кроме него в этой категории всего два других банка. У конкурентов по баллам такого преимущества нет.

Как оценивалось

Адаптивность
Моя любимая тема — наличие адаптивного дизайна. В этом году я все банки смотрел на смартфоне и не оценивал их версию для настольных компьютеров, потому что дизайн под мобилы сейчас надо делать прежде, чем дизайн под десктопы (кроме редких случаев, когда известно что ЦА работает с сайтом прежде всего с компьютеров). Поэтому, если у меня возникали проблемы с навигацией, то это прежде всего навигация в адаптированном дизайне. Так как адаптивный дизайн теперь есть у всех банков, то его критерий оценки было качество дизайна главной страницы. Если в основном вопросов к ней не возникало, то сайт получал «плюс», если возникало — «минус».

Наличие интернет-банка
Сам интернет-банк я проверить не мог по понятным причинам и ориентировался только на страницу авторизации в него. Интересно, что если в настольных версиях ссылки есть почти у всех сайтов, то в смартфон-ориентированных у многих отсутствовали. В основном это связано с тем, что наши банки, по старинке, пользуются ЮСБ-ключами, которые должны быть воткнуты в компьютер, чтобы авторизовывать финансовые операции. Это сделано потому, что тако топорно оберегать свои деньги банку проще, чем создать удобный интернет-банк, доступный без флешек.

Интернет-банк в стиле сайта
Этот критерий я специально ввел, потому что многие из вас знают, что в интернет-банке (банк-клиент) у наших банков конь не валялся. Хотя эта услуга и называется интернет-банк, но на самом деле вы в нем существенно ограничены, а если вы не фирма, то для вас такой услуги нет вообще. Я уверен, что практически все наши банкиры, запускают свой интернет-банк как отдельный сайт (ну, это нормально) и годами там ничего не меняют. В Интернет-банке ОФБ до сих пор висит старый логотип. Уверен, они просто боятся там что-то пошевелить, потому что если все развалится (из-за замены одного файла логотипа на сервере), то никто потом спасибо не скажет.

Поэтому вы работаете с документами в морально отсталых сервисах, с интерфейсом, который делал программист. Это отражается и на дизайне нового сайта, потому что интернет-банк каким был 5 лет назад, таким и остается. Банкиры там боятся что-то изменить. Конечно, это связано с деньгами (страхования нет), но это также сковывает наше развитие. Это все равно, что не строить самолеты, потому что они могут упасть.

Доступность
Под этим я понимаю версию для слабовидящих. С ней были проблемы. Пара банков использовала один и тот же скрипт, который просто ужасен. Другие банки решили, что если перевести все цвета в оттенки серого, станет легче читать. Версия для слабовидящих — это прежде всего размеры и контраст. Еще одна типичная ошибка: делать ссылку на такую версию сайта на столько незаметной, что даже человек с хорошим зрением не сразу ее найдет.

Открытие карты онлайн
Сайты наших банков — это вымученные мутанты, нежеланные дети, жертвы банковской системы страны, никчемные несчастные формальные страницы на хостинге и за два года, с прошлого рейтинга, заметных изменений не произошло. Эти сайты и сейчас ни чем не лучше газеты, которая точно также может рассказать мне о банковских услугах и предложить приехать в филиал или позвонить в службу поддержки. Разве что некоторые банки позволяют сделать перевод, но такая возможность появилась потому, что ее внедрили платежные системы, а не банки.

Причем кризис с разработкой банковских сайтов на столько силен, что многие банки просто запускают свое приложение, где предлагают какие-то услуги, не доступные через сайт. Приложение делают другие люди, с нуля. Но банк сам не может понять как ему изменить его сайт, чтобы услуги были доступны как на сайте, так и в приложении.

В качестве теста я решил проверить: можно ли открыть любую карту через сайт, чтобы мне ее отправили на почту или привезли курьером (пусть и за деньги). Ни один банк не хочет, чтобы я открыл у него карту здесь и сейчас. Ориент-финанс и Хайтек-банк пытаются делать вид, что это можно сделать как белому человеку. На этих сайтах можно заполнить заявку, но вам все равно нужно будет приехать с паспортом в банк на своих двоих. Машин ленинг вот это все.

Что-то более-менее похожее предлагает Хамкор-банк, потому что он вытрясет из вас всю душу, пока вы будете заполнять три экрана с формами (на глаз не менее 30-ти) и даже когда вы укажете паспортные данные, все равно нужно будет загрузить к ним скан паспорта. К сожалению, мне не хватило терпения заполнять эти бесконечные поля на сайте через смартфон, поэтому я точно не знаю, чем это заканчивается. Но хочется верить, что они не просто так мучают людей. Также, вы должны там согласиться с офертой на 18 страницах. При этом в русской версии сайта ссылка идет на оферту на узбекском языке. Чую графена аромат.

Еще немного старается Агробанк, но он перекинул меня с русской версии на узбекскую, так что подробностей у меня нет.

Человеческий язык
Для банков люди — это физические лица. Я не знаю, когда у нас поймут, что нужно разговаривать с клиентами как с людьми. Эта категория требовала человеческого языка на сайте. Проверял на страницах «О банке» или «Миссия банка». В качестве хорошего текста с банковского сайта могу привести пример с сайта Сбербанка. Давайте, сравним.

Азия-альянс банк:
«ASIA ALLIANCE BANK» является молодым и динамично развивающимся банком в Республике Узбекистан. Банк осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление банковских операций выданной Центральным Банком Республики Узбекистан №79 от 15 августа 2009 года.

Даже государственный монстр, российский Сбербанк представлен в интернете как надо:
В сегодняшнем Сбербанке почти ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял на протяжении значительного периода своей истории. Но удивительно другое: Сбербанк уже мало похож даже на самого себя всего лишь десятилетней давности!

Подбор вклада
Калькулятор вкладов должен быть и быть должен на странице вкладов. Если он работает удобно — еще лучше. Без калькулятора сложно сложить два и два, чтобы понять, что тебе выгодно.

Чтобы банкам жизнь медом не казалась, критерием оценки по калькулятору будет возможность подобрать оптимальный тариф по вкладам на основании заложенных мной данных в калькулятор. Т. е., если на странице вкладов я могу указать сколько у меня денег и на какой срок я готов их положить, то сайт должен сделать мне предложение по вкладам. Не таблицу с тарифами, а подбор вклада в соответствие с моими финансовыми возможностями.

Приложение
Сами приложения я не оценивал, но в наше время каждому банку пора иметь свое приложение, потому что у него есть свои преимущества перед сайтом и особые возможности. Все банки, которые сказали, что у них есть приложение, получили плюс. На удивление оказалось, что у семи банков нет ссылок на приложение (даже, если оно где-то и есть).

Карта филиалов и банкоматов
Пока наши банки не умеют оказывать услуги через интернет, важно наличие у них большого количества филиалов, минибанков и банкоматов. Не всем легко далось сделать карту банкоматов в версии сайта для смартфонов. Например, у Равнакбанка карта есть, но ее реализовали с ошибками, поэтому я не смог ею воспользоваться. А Инфинбанк вместо «главный офис» пишет «головной офис».

Карта минибанков ОФБ

Правление банка с фото
Все банки показали список правления. Некоторые ограничились буквально списком, другие дали биографию в советском духе. Есть даже банке, где у членов правления отдельной строкой указана национальность — словно это имеет значение. У Равнакбанка место под фото есть, а фотографий нет. На сайте Туронбанка есть фотографии членов правления, но это просто унизительно плохие фотографии. Если они не могут сделать нормальные фото своего руководство, как они могут деньгами распоряжаться? И только Капиталбанк приложил усилия, чтобы показать лица людей, которые управляю вашими деньгами. Два года назад ситуация была такой же.

Теперь вы знаете как выглядит Председатель правления Равнакбанка

Таблица участников

KPL OFB AAB UNI IPK XLQ HTB HMK RVQ DVR AGR ALQ NBU TUR INF ZIR
1. Адаптивность + + + + + + + + + + + + +
2. Наличие интернет-банка + + + + +
3. Интернет-банк в стиле сайта +
4. Доступность
5. Открытие карты онлайн + +
6. Человеческий язык + + +
7. Подбор вклада + + +
8. Приложение + + + + + + + + +
9. Карта филиалов и банкоматов + + + + +
10. Правление банка с фото + +
Баллы 5 6 3 3 1 1 1 6 3 2 2 1 4 4 0 1
Пыльца 0 0 0 0 0 0 0 +0.1 +0.1 0 0.1 0 0 0.1 0 0
ИТОГО: 5 6 3 3 1 1 1 6.1 3.1 2 2.1 1 4 4.1 0 1
Лучший банковский сайт в этой стране

Лучшие банковские сайты Узбекистана в 2019 году

Выводы

С каждым годом я буду убирать пункты, с которыми справляются почти все банки и добавлять новые. Например, в следующий раз я уберу пункт Адаптивность, потому криво-косо, но у всех она уже есть.

Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы понять как уже сейчас можно улучшить сайт своего банка. К сожалению, как правило, в банках нет отдельных людей, ответственных за качество их сайта. Во многом потому, что у нас пока нет такой конкуренции как в России или Казахстане между банками. А также потому, то у нас практически нет разработчиков сайтов, которые могли бы адекватно вести банковский сайт. Создавать свою инхаус-команду для работы над сайтом наши банки пока не готовы.

Верить никому нельзя

О чем речь, коллега?

Во времена фейковых новостей, верить никому нельзя. Я сейчас сказал что-то вроде «Во время дождя вы намокните, если не спрячетесь от него». И мне не нравится слово «фейк», потому что это англицизм и для подобного случая есть слово «ложь» или хотя бы «слухи», но разница все же есть. Она в том, что фейки (от англ. fake — фальшивый, поддельный) специально сливают, чтобы вводить в заблуждение и управлять вниманием. Слухи тоже, бывает, пускают, но они выглядят маловероятными, а фейки публикуют без тени сомнения в правде.

Также, выражение «фейковые новости, информация» обычно бывает в контексте интернета и телевидения. Если же вы прочитаете что-то в журнале «НЛО среди нас», вы поймете (я на это рассчитываю), что там просто фантастика, а не фейки, как и в программе «Ахборот».

Так вот, в наше время нельзя никому верить. Например, мне. Но, нет, мне можно верить — объясню ниже. Нельзя верить телевизору, нельзя верить новостным сайтам, нельзя верить — вы не поверите! — социальным сетям и особенно репостам от друзей, потому что последние часто вообще не читают — им заголовок понравился, но никто не проверял о чем там дальше речь.


Искал гифку с искусственной грудью, но увидел это и решил оставить

Почему нельзя

И вот, когда нельзя верить тому, к чему вы привыкли, рекламодатели должны же кушать, поэтому они начинают подмазывать блоггеров, лидеров мнений, авторитетов в профессиональных областях. В свою очередь, блоггеры ради чего ходят по ресторанам, на презентации (как я) и концерты? Чтобы им еще занесли. Это такой устный договор: я делаю вид, что пью вашу дрянь, потому что мне верят, а вы за это не забываете про меня и приглашаете на очередное (внимание! пошлятина!) событие.

Я сейчас как будто всех врунами назвал, да? Да, бывает и такое. Смотрите, я два раза «да» написал и не исправил, еще и пишу об этом, словно это уместно в статье.

Заливают вам не все, но чтобы вас было труднее обмануть, проще никому не верить. Есть писатели, которые делают это не ради лайков, набора аудитории, а потому что им нужно вытащить из головы мнение на тему и озвучить его. Как в фильме «Лето» Майк говорит Цою:
— Если песня остается в башке, то ей там плохо и печально. Давай, отпустим их к чертовой матери!

Большинство пришли в ваши интернеты и гнут спину не для того, чтобы озвучить мысли, а чтобы поднять легких денег и купаться в халяве славе. Поэтому, им не сложно немного отрекламировать какой-то продукт или услугу, если никто не умрет в луже крови от этого. Здесь все и начинается.

Ой, я такая фитоняша, потому что все время пью воду «Кристальная правда»! Спасибо лучшей в стране строительной компании «Дожить до землятресения» за то, что пригласили меня на этот праздник души! Вы знаете, я вам врать не стану (да), если бы я сама не поила своих детей 100%-м соком «Сочные красотки», вам бы не советовала! Ищите меня в «Бла-бла-баре» и так далее.


Два раза показывать гифки с сиськами — это какой-то сексизм. Но потом я подумал: «Какого черта! У нас свободная страна!»

Почему наши инстаграм-звезды или трендсеттеры (законодатели мод) не станут говорить правду, а остановятся только на положительных моментах? Потому что им заплатили, угостили, пригласили и главное — им нельзя ругаться с рекламодателями, иначе золотой дождь прекратится. Черт, метафорой с дождем нужно было закончить заметку: было бы в начале и в конце.

Святая троица

Плавно мы подходим к трем блоггерам, кому можно верить, потому что им в целом плевать.

На самом деле «светоч» подразумевает правду, истину, но не уверен, что все знают, поэтому пришлось добавить

  1. Умид Гафуров — не врет, потому что лучше промолчит, чем соврет. Он выехал на том, что говорил то, что думал. Читайте его. Что я несу? Вы же итак его уже читаете.
  2. Ферузхан Якубходжаев — дежурный под Чинарой. У него прет, поэтому он пишет. Я бы осторожно относился к публикациям о чем-то, что может иметь отношение к Зе Тауер ММГ, потому что это грудь, которая кормит. Хотелось бы перечислить все их проекты, но руки устанут. В остальном, он вполне себе объективен и может позволить острить о том, что остальные предпочитают не озвучивать под запись.
  3. Азамат Шамузафаров (вы сейчас читаете его) — ого! чего я делаю в своем же списке? По блату попал, не иначе. Мне можно верить, потому что я — светоч правды в узнете и никто вам больше не расскажет что и как на самом деле, потому что всем остальным слишком неудобно. Я пишу в интернет с 2003-го года (не пытайтесь посчитать, это много) и уж в те-то времена блоггеров у кого была тысячная аудитория считали по пальцам, так что я не привык, что мне платят и я расстилаюсь в комплиментах. Потому и не платят, конечно. (если много заплатят, договориться всегда можно)

Есть еще журналисты вроде Бориса Жуковского, Саши Иванюженко или Евгения Семеновича. Первый топит за законы (что ему занести — новое постановление, чтобы похвалил?). Вторая — среди Потребителей, а это портал в Ад. Уважаемый ЕС на то и уважаемый, что неконфликтный человек и даже, если станет что-то ругать, сделает это максимально вежливо, что даже не понятно уже: ругает или хвалит.


Ой, ладно! Где две, там и три! Просмотров больше будет

Т. е. не сказать о Борисе было бы неправильно, потому что вы решите, что он из тех, а про Сашу сложно что-то уверенно говорить, потому что «Потребитель» честно пиарит товары и услуги. Но честно здесь то, что они не делают нативку, а не то, что говорят о минусах в том числе.

Пишет Бахтиер Насимов, в честности которого я не сомневаюсь, но мало разбираюсь в его творчестве, поэтому что-то уверенно утверждать о нем не могу:

Читаю в ленте как одна крупная beverage компания отмечала юбилей обмена валюты хлопкоробов на концентрат напитка. Автор поста пишет в ленте, что многомиллиардная компания пригласила 10 приближённых и обласканных журналистов, а пришли аж 30, негодяи. И подарки на 10 разделили на 30, какой ужас. Представляете, как делили подарочную авторучку на три: колпачок, футляр и стержень. А блокнот? А календарь или что там дарят обычно. Насколько же убоги ваши юбилеи с десятью приглашёнными масс-медиа. Насколько же мне жалко тех, кто в эту жару попёрся к чёрту на кулички за колпачком и стаканом шипучки.

Также не забывайте о блоггерах, которые совсем рекламы не размещают. По причине того, что они не достаточно популярны для маркетологов олигархов или потому что они не хотят опускаться до едания колбасы за деньги — дело десятое. Главное, что они пишут о том, что им интересно и если, как я, похвалили какой-нубудь «Лё базар», то это от души. А когда кто-то накосячит (например, Яндекс-такси), то они не забудут и об этом.

 Нет комментариев    4   2018   лайфхак   сми   узнет

Узнал как зарабатывают онлайн-СМИ в Узбекистане

Создаете Лабораторию бизнеса. Продаете билеты.

Во вторник метнулся кабанчиком в Лабораторию бизнеса на очередное заседание клуба. В этот раз речь шла о том, что написано в заголовке. В числе приглашенных специалистов были замечены:

  1. Бахтиёр Насимов — главный редактор бортового журнала «Узбекистан эйрвейс», обладатель премии «Олтин калам» (2018);
  2. Булат Калимулин — директор интернет-издания «Дарьё-уз»;
  3. Сурен Сапов — основатель «Афишы медиа».

Народу было — половина зала. Никому тема не интересна — сделал я заключение.

Во-первых, потому что ответ очевиден: заработать на рекламе. Это как спрашивать чем дышать? Воздухом. Мне не нравится, что они все зарабатывают на рекламе (так-то вообще все), но моего недовольства недостаточно, чтобы изменить ситуацию.

Во-вторых, почти никто не хочет напрягаться и искать, пробовать новые способы заработка, о которых в том числе шла речь в интервью. Например, продакт-плейсмент (интеграция, неявная демонстрация рекламируемого товара) в видеороликах, платная подписка для иностранцев (и эстетов). Видео снимать дорого, а подписка отпугнет аудиторию.

Я топлю за пейволл (платную подписку), потому что хочу, чтобы на сайтах было меньше рекламных статей и рекламы. Но Сурен сказал, что таких как я 50 человек (или около того). Т. е. все плохо. Нам еще многие годы предстоит смотреть на рекламу в интернете. Подписка покажет кого на самом деле хотят читать и кто стоит этих денег. Сейчас новости сыпятся на нас со всех сторон и кажется странным за это платить. За новости и не надо, но есть большие статьи, аналитика, интервью, спецматериалы — вот за это заплатить можно.

Вы же оставляете чаевые официантам, которые посуду носят и завтра будут носить. А сайтам за информацию вы платить не готовы? Просто каждый месяц 3-4 официанта останутся без чаевых, потому что эти деньги перетекут на сайт с подпиской.

Зацените кресла

Среди гостей были Тимур Абдулин из Репоста и Тимурмалик Эльмурадов из Спота. Могли бы подтянуться и другие коллеги из онлайн-СМИ или блоггеры, но их не было. Спот планирует начать продавать аналитику и сделать англоязычную версию для иностранцев (тоже небесплатно).

Оказалось, что вы платите за вход 50 тыщ не только, чтобы был смысл в существовании «Граунд зеро» (где все происходило), но и чтобы во второй части передачи задать свои вопросы гостям. Это уже не покажут по телевизору, потому что на камеру не снимается. Так я узнал про планы Спота, про разницу между Куном и Дарьё — у последних аудитория моложе.

В итоге, к сожалению, никаких золотых дождей ближайшее время в интернет-СМИ нам ждать не стоит. Запускать проект, который года через два начнет себя окупать — это дорого и сложно. Не хватает хороших журналистов и, что интересно, хорошо пишущих на узбекском языке. Одна из причин почему все эти глянцевые журналы (также известные как рекламные проспекты) на русском языке — отсутствие аналогичных узбекоговорящих журналистов. Зарабатывать вы будете все равно рекламой и оплаченными статьями, а это не очень интересно. Можно попробовать сделать онлайн-СМИ для узкой аудитории, но рисков еще больше.

Интересно, что сейчас в истории нового Узбекистана — лучшее время для журналистики. Каждый день что-то происходит, появились темы, которые можно озвучивать, но кроме нескольких сайтов я не вижу ничего стоящего. Газета, Ситизен, Спот и Коммерсант — четыре столпа онлайн-СМИ в стране с 30-тимиллионым населением. Кун и Дарьё я не беру в расчет, потому что хотя они очень даже массовые, там просто новости — сегодня помнишь, завтра уже нет. Выпьем!

 Нет комментариев    5   2018   сайты   сми   узнет

Чем торговать в узнете

Так как я теперь в е-коммерсе, то часто мимо меня проходят удачные идеи по торговле или оказанию услуг в интернете. Хотел поделиться своими мыслями о том, что было бы хорошо у нас продавать. Сам я это потянуть не могу, потому что нет столько денег, инвесторов (которым это интересно) и так далее. Люди-то разные. Но я думаю, что у нас это хорошо зайдет. Я надеюсь, что кто-то из вас это толкнет и заживем как раю. Порядок случайный.

?НОСКИ и бритвенные станки по подписке. Наверное, вы слышали про 1 Dollar Shave Club. Сейчас компания стоит миллиард долларов и уже расширила свой кругозор, но начинали с подписки на бритвенные станки. Я очень люблю одноразовые бритвенные станки, потому что не надо помнить какая у тебя бритва, они дешевые, бреют не на много хуже и это гигиенично, потому что сбрил и выкинул. С носками та же история. Носки в жизни нужны трех видов: черные, белые и зимние. Зимние актуальны только зимой, так что их не надо. Носки должны быть очень дешевыми, чтобы хватало на 2 раза и можно было спокойно выбросить. Но рваться, конечно, не должны. Самое главное, теперь у мужчин всегда носки будут одинаковыми, не надо искать вторую пару.

? МАКБУКИ, Комол! Макбуки — лучшие в мире ноутбуки и если вы работали за макбуком, то в жизни не вернетесь на виндовый дефолтный ноут. Разве что на дорогие модели от Майкрософта, но кому это надо? У макбуков две проблемы: 1) они дорогие, 2) негде купить старые модели. Обычному человеку 13-тидюймовый макбук с жестким диском модели 2013 года хватит выше крыши! Тупить в соцсетях, работать менеджером, писать курсовые, заниматься по школьной программе — на все это хватит. При этом он заметно дешевле, чем топовые новые модели, которые все продают: с ретиной и ССД. Сделайте магазин с макбуками, где можно будет купить новый макбук старой модели и не продавать квартиру ради этого. Ваша аудитория — все, у кого есть айфоны и ноутбуки.

? ПАМПЕРСЫ. Они всегда будут нужны. В магазинах типа Арбы или Лебазара — это топовые товары, потому что у нас много женщин с маленькими детьми, которые не могут взять и пойти в Корзинку за памперсами. Сделайте инет-магазин, где можно будет купить памперсы с доставкой. Есть, конечно, вышеупомянутые магазины, но они не специализируются на этом. Вы можете привозить из-за границы дешевле, оказывать сервис, программу лояльности и так далее. Например, в Корзинке есть японские памперсы, но они всегда только в больших пачках. По другому Корзинка продавать не будет (это не изменилось за несколько лет). А вы можете это делать. В Грине появились немецкие памперсы, которые на мой взгляд лучше, чем Хаггисы (по качеству/цене) и я стал их покупать. Внезапно Грин стал на них зарабатывать, а не Корзинка на Хаггисах.

?ИНСТРУМЕНТЫ для ремонта или стройки. Просто идете на сайт 220v.ru и делаете как там.

?ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ с доставкой. Продукты без содержания сахара, продукты для диабетиков, доставка обедов без сахара по подписке, горький шоколад и т. д. Здесь же разработка меню на неделю, консультации с диетологами и другие сервисы. Не путать с питанием для качков (белковые смеси и т. п.) — это продается на местах. Клиентов у вас будет не много, но если вы будете продвигать ПП и показывать как все умрут от диабета, то клиентов прибавится.

 Нет комментариев   2018   узнет

Как работать с изображениями новостным сайтам

У меня есть презентация, адресованная редакторам, фотографам и дизайнерам онлайн-СМИ (больная тема, как понимаете). Из этой презентации я нарезал статью, в которой изложил все мысли письменно. Надеюсь, она будет полезна.

Изображение должно дополнять материал. Хорошие иллюстрации, как трейлер, тащат читателя в статью. Так как картинка — сильный визуальный элемент, то на нем нужно отдельно остановится. Плохое изображение к статье, может отбить всякое желание начинать ее читать. Фотографии к новостям в первую очередь должны отражать информацию из новости, а во вторую — привлекать внимание интересными находками в кадре.

Основные проблемы

К таковым я отношу следующие и дальше речь пойдет и о них: кадрирование, качество, композиция, контент (содержимое), количество и инфографика.

Если вы молодец, то правила вам не нужны.

Признанные мастера имеют такие выдающиеся работы, что для них правила уже неактуальны. Они создают новые или просто на авторитете убеждают других, что это круто. В случае с моими советами, я ориентировался на базовые вещи. Существует мнение, что Золотое сечение — это развод и можно прекрасно без него обходиться. Возможно, в этом есть правда, но я думаю, когда ты не умеешь делать хорошо, оно может тебе помочь, хотя и не является единственно верным решением.

Кадрирование

Кадрирование — это то, как вы обрезаете изображение. На картинке ниже есть примеры того, как рекомендуется кадрировать изображения с человеком в кадре.

Кадрировать по суставам нельзя, потому что тогда складывается впечатление, что орган отрезан и «дальше» ничего нет. Впритык (т. е. на границе) не стоит отрезать, потому что тогда создается ненужное напряжение — мозг раздражается непониманием в какую сторону отрезано больше, он от этого немного устает. Не надо так :-)

При портретном кадрировании лоб следует кромсать примерно по центру, иначе он выглядит слишком большим или совсем отсутствующим, что тоже странно.

Над головой следует оставлять воздух — так мы избежим напряжения и добавим естественности кадру, потому что всегда приятно, когда над головой ничего не весит, мы чувствуем безопасность. Когда зритель смотри на фотографию, он так или иначе проецирует ситуацию на себя, это следует учитывать.

Голову отрезать стоит вместе с шеей. В таком виде она более презентабельна в кадре, потому что не выглядит как отдельный объект — мы видим шею и понимаем, что там есть продолжение; на голове все не зацикливается.

Слева пример того, как неудачно можно кадрировать фотографию (справа)

Правило третей
Самое простое правило композиции — это правило третей, когда вы условно делите кадр на 9 частей (3х3) и важные объекты располагаете на пересечении «линий».

Если вы получили фотографию, которую можно кадрировать таким образом и она станет лучше — используйте этот прием.

Пейзажные фотографии можно кадрировать по принципу одной трети: небо, море и берег занимают под одной трети в кадре; горизонт всегда проходит где-то в этой полосе. Конечно, не нужно по пикселям подгонять и ходить с линейкой для этого — все делается на глаз. Если в кадре только море и небо, т. е. два, а не три ключевых объекта, то обрезать следует не попалам, а в соотношении 1/3+2/3 или 2/3+1/3 в зависимости от того, на чем вы хотите сделать акцент.

Если кадр получается лучше (но в этом нужно быть уверенным) без этих правил, то смело игнорируйте их. Другое дело, что чаще всего нет никакого подхода, кроме как снял как получилось.

Стандарты и горизонты

В случае, если вы размещаете несколько фотографий в статье, старайтесь привести их к общему знаменателю. Проще всего сделать их общей ширины, но в идеале они все должны быть одного размера. В пейзажных фотографиях можно кадрировать изображения по третям: 1/3 на воду и 2/3 на небо или наоборот в зависимости от вашей задачи. Иногда можно кадрировать так, чтобы горизонт проходил в центре кадра, но тогда это нужно оправдать какой-то интересной находкой.

Визуальный ритм

Слева старая версия сайта Май-дей. Справа конь в вакууме.

В выводе публикаций желательно соблюдать визуальный ритм, чтобы взгляд переходил от картинки к картинке или другому заметному цветному пятну так, словно он катается на некрутых горках. Так как контролировать содержимое бывает сложно, то решением становится выбор подходящих фотографий и интересно кадрирование. На примере выше: слева у нас по красным пятнам скакать не так интересно как по зеленым справа. На «красном» примере имеется большой разрыв, часто одинаковые по заметности объекты идут подряд. Нечто похожее есть в верхней части на правом примере, но потом образуется разнообразие, которое может увлечь читателя.

Примеры кадрирования

Для наглядности я использовал фотографии моделей в сложных позах. Рамками обозначены возможные варианты для кадрирования фотографий, кроме как оставить как есть. Нужно играть с общим и крупным планом на фото, чтобы читатель не утомлял себя видом одних только «звездных» голов.

Качество
К качественным изображениям я отношу те, что сделаны профессионалами, а также имеют небанальный вид. Часто в СМИ статью добавляют, чтобы успеть опубликовать и картинки берут первые попавшиеся. Мне очень нравится как работала с тизерами Футура (сейчас они стали еще одним СМИ об ИТ). У них на сайте унылая верстка ленты статей, но многие картинки сделаны с юмором и видно, что уделили им время.

Некачественные изображения обычно банальны, неверно масштабированы, загадочны (слишком), пересвечены, выполнены школьником, неверно кадрированы и так далее.

Как фотографировать с ИСО
Типичная проблема многих блогеров — снимать в помещение на камеру со встроенной вспышкой. Такую вспышку можно использовать только, если можете рассеять от нее свет или снимаете людей с жесткими тенями.

В идеале нужно купить внешнюю вспышку и работать с ней, потому что разница у вас будет существенной. Но если у вас нет лишних 100-300$ на вспышку, то используйте повышенные показали ИСО. Эти настройки могут добавить немного шума, но вместо этого вы получите фото с хорошей освещенностью, без темноты на фоне и резких теней. Для большинства современных фотоаппаратов можно без проблем выкрутить ИСО на 1600.

Пример использования изображений
Я взял настоящие фотографии из наших онлайн-СМИ и отметил их знаками, чтобы показать какие хорошие, а какие-то не вах. Попробуйте понять почему.

Хорошие варианты
Для наглядности я нашел хорошие иллюстрации с самого Май-дея. Материал был подготовлен два года назад и если вы сегодня зайдете на сайт, то сможете оценить прогресс — улучшения налицо! Уже сложно найти плохие иллюстрации в анонсах статей.

Выше много примеров и хорошо бы в каждый ткнуть пальцем, но я постараюсь описать основные достоинства: качественная схемка, интересные портреты (имеется образ, характер, передается атмосфера и проч), динамичные кадры, кадрирование с акцентом на главных героях, цепляющая постановка, использование ч/б фотографий среди цветных и т. п.

Наглядные примеры приемов съемки
Можно было долго бороздить просторы узнета в поисках нужных кадров, но во-первых, это слишком долго, а во-вторых многие коммерческие фотографы потребуют убрать их фотографии из статьи (плавали — знаем!). Поэтому я натырил иллюстраций из интернетов, чтобы показать какие простые, но эффективные приемы можно применять при съемке или кадрировании фото.

Бокешечка — красиво размытый фон, позволяет выделить объект. Не говоря уже о том, что все девочки любят такие кадры, а последний Айфон даже делает что-то похожее (но слабо).

Рамка — объект помещается в условную рамку (на примере окно). Это могут быть ветки, тень, столбы, какие-то объекты, элементы природы или интерьера. Рамка акцентирует внимание на герое.

Насыщенность — поддерживает атмосферу и усиливает впечатление от нее. Аналогично работает сдержанность, чтобы показать, что место или объект в кадре не кричит о себе, а прекрасен так как есть.

Простой фон — еще один способ показать, на что следует обратить внимание. Вообще старайтесь фон иметь простым, но не в тех случаях, когда он помогает понять, где происходят события, что очень важно для репортажной съемки.

Эффекты — применять эффекты в фотографиях для новостей, наверное не стоит, но сайт стоит разбавить аналитическими и обзорными статьями. Для последних и будет актуальным прием с простыми, но интересными эффектами, которые несложно сделать в Фотошопе. Такие изображения будут выделяться и привлекать внимание к более содержательному материалу.

Акцент — можно выделить героя среди других, если речь идет о нем или он хорошо поддерживает текст. В репортажной съемке часто бывают момент вроде митингов или концертов, где хорошо акцентировать внимание на самом интересном.

Ракурс — старайтесь помнить о том, что 99% людей на Земле делает фотографии с уровня глаз. Так снимать проще всего. Стоит же вам поменять ракурс (взять значительно ниже или выше, подойти к герою сзади и проч.) как ваши кадры станут гораздо интереснее. Представьте, что у всех СМИ фотографии будут одинаковыми отчетными и только у вас будет маленькое приключение на пресс-конференции, в которое вы отправитесь со своим фотоаппаратом в поисках необычного кадра. Главное — не увлекаться, потому что новостной сайт должен показывать кадры, из которых понятно, что, где и как произошло.

Приемы для изображений анонсов
Следующие примеры взяты почти все с тематических медиа и не совсем подходят строго новостным сайтам, но главная моя задача научить мыслить в нужном направлении. Такими картинками и текстом я пытаюсь объяснить о чем нужно задумываться, когда готовишь иллюстрации к новости или статье.

Как обычно проходит поиск картинок для публикации? Если есть ваш фотограф что-то снял, используется это. Но если никаких фоток нет, то первым делом гуглят изображения. Как правило, вы получаете типичные изображения, которые буквально отражают ваш запрос. Это самый скучный прием, которые не возбудит синапсы в голове ваших читателей. Идите следует глубже, как в фильме с Леонардо Ди Каприо. Аналогичный прием используется при создании логотипов.

Если вам нужен логотип магазина по продаже мотоциклов, то первая мысль — нарисовать мотоцикл. Если копать глубже, то мотоцикл — это скорость. А если еще капнуть, то скорость — это свобода (передвижения). Вот со свободой и можно поработать. Будет не так в лоб и отражать ценности.

Метафоры по прямой ассоциации (бизнес — это рукопожатие в костюмах и т. д.) можно использовать в ироничном ключе, для тех кто понимает.

Я хочу пояснить, что я вижу на примерах ниже, как я понимаю, почему были выбраны такие иллюстрации.
• Черная дыра — ее никто глазами не видел и первая мысль показать круг, который засасывает соседние звезды и планеты. Но, если подумать еще, то можно показать условное изображение, выполненное как минималистичная иллюстрация, которая хорошо впишется в общий чистый дизайн, который не пестрит ненужными деталями.
• Талисман художественных вузов еще неизвестен. Как иллюстрировать такую новость? Сделали мазок краской, причем на белом фоне — это уже иллюстрация, а не просто фотография мазка на холсте.
• Айпад изобразили под углом и кадрировали, хотя логичнее было бы показать его фронтально и даже полностью, но сколько раз вы его уже видели? Здесь хотя бы какое-то разнообразие.
• Расстроенный логотип Гугла обыгрывает их традицию рисовать логотип к какому-то событию.

Я не буду останавливаться подробно, думаю и так вам уже понятно.

Композиция

Есть несколько простых правил для работы с композицией. Однако, это большая и сложная тема, которую лучше освоить дополнительно. В целом композиция позволяет располагать объекты в кадре таким образом, чтобы увлечь зрителя гармоничным размещением и постановкой акцентов.

Правило третей предлагает ключевые элементы располагать на точках пересечения третей. Обычно, это голова, глаза в портретах или какие-то ключевые объекты или персонажи.

Воздушная перспектива используется на съемках ландшафтов и визуально делит кадр на три плана, создавая ощущение объема.

Размещение горизонта не по середине, а выше или ниже по третям показывает зрителю на чем хотел сделать автор акцент: на небе, море или берегу. Аналогично можно работать с видами городов.

Динамическая перспектива расположена по диагонали и часто используется при съемке улиц. Такой прием позволяет создать видимость уходящей длины улицы, стены, здания и так далее. Таким образом длинные объекты лучше укладываются в нашу пространственную модель.

Объекты в кадре можно связывать и не только буквально. Это будет подсказкой зрителю, его взгляду, которая покажет кадр с наилучшей стороны.

Симметрия используется, чтобы показать похожие стороны, она дает зрителю возможность сравнивать левую и правую (верхнюю и нижнюю) часть кадра. Также симметрия часто выглядит устойчиво, что может подчеркивать идею снимка. Иногда ожидаемую симметрию можно нарушить и это тоже оставит впечатление.

Геометрические формы в кадре могут реальные объекты представить абстрактными. Для репортажной съемки это не подходит, но автор может закладывать какой-то более глубокий смысл в фотографии для статьи. Здесь следует читать контекст.

Объекты, от которых ожидается движение, следует располагать так, чтобы им было куда ехать (бежать, лететь, падать и так далее). Иначе динамика будет упираться в препятствие в виде конца кадра, который даже не позволит объекту набрать скорость. Ваш динамичный объект станет статичным.

Контент

Контент буквально переводится как «содержимое», но в русском языке я не знаю нормального слова, который будет объединять форматы, из которых состоит материал, поэтому буду использовать слово «контент».

Изучите эти примеры с хорошими фотографиями. Понятно, что к каждой новости невозможно выдавать такой хороший контент, но стремиться к этому никто не запрещает.

Подумайте о том, почему эти кадры интересные? Почему их можно разглядывать? Что в них привлекает внимание?

А вот следующие примеры — это фото со старого сайта «Май дей». Сейчас там ситуация значительно лучше, но для сравнения можно их посмотреть.

Если у вас нет возможности (не важно почему) использовать свои фотографии, обращайтесь к фотостокам — там можно найти кадры почти на любую тему. Например, ниже вы можете видеть подборки из трех хороших фотографий по темам «Скоро в школу» и «Бассейны в городе». На эти темы каждый год пишут онлайн-СМИ.

Инфографика

Многие наши редакторы имеют ложное представление об инфографике. Они полагают, что любые данные, оформленные с помощью иллюстраций — это инфографика. Но инфографика — это не оформление.

Инфографика — способ подачи информации, который позволяет наглядно разобраться в большом объеме данных, сравнить их, выявить тенденции, особенности, связи и так далее.

Если вы добавили иконок к тексту, это привлечет внимание читателей, но не поможет им понять данные лучше. Иногда диаграммы делают настолько «графическими», что они становятся бесполезными, потому что оформление мешает работе с информацией.

Для интернета лучшего всего подходит интерактивная инфографика. Она позволяет читателю взаимодействовать с данными: выделить, скрыть, изменить, посмотреть анимацию, раскрыть информацию шире, свернуть часть данных и тому подобное.

Хороший пример: карта ветров в США. С помощью анимации наглядно показана сила ветра. Вы легко можете сравнить слабые и сильные ветра, увеличить карту до своего города, зайти на следующий день и увидеть изменения или обратиться в архив.

Обновление от 29 марта.
В Тинькофф-журнале нашелся крутейший пример интерактивной инфографики. Во-первых, там все наглядно. Во-вторых, можно сравнить разные показатели. В-третьих, пользователь взаимодействует и пробует варианты. В-четвертых, есть подсказки по каждой ситуации. Обязательно попробуйте.

Если протяните

Конец

На этом все. Если вы дочитали до конца, то мое вам уважение. Надеюсь, материал был вам полезен. Поделитесь ссылкой с коллегами или друзьями, если им это может быт интересно.

Ранее Ctrl + ↓