4 заметки с тегом

узнет

Узнал как зарабатывают онлайн-СМИ в Узбекистане

Создаете Лабораторию бизнеса. Продаете билеты.

Во вторник метнулся кабанчиком в Лабораторию бизнеса на очередное заседание клуба. В этот раз речь шла о том, что написано в заголовке. В числе приглашенных специалистов были замечены:

  1. Бахтиёр Насимов — главный редактор бортового журнала «Узбекистан эйрвейс», обладатель премии «Олтин калам» (2018);
  2. Булат Калимулин — директор интернет-издания «Дарьё-уз»;
  3. Сурен Сапов — основатель «Афишы медиа».

Народу было — половина зала. Никому тема не интересна — сделал я заключение.

Во-первых, потому что ответ очевиден: заработать на рекламе. Это как спрашивать чем дышать? Воздухом. Мне не нравится, что они все зарабатывают на рекламе (так-то вообще все), но моего недовольства недостаточно, чтобы изменить ситуацию.

Во-вторых, почти никто не хочет напрягаться и искать, пробовать новые способы заработка, о которых в том числе шла речь в интервью. Например, продакт-плейсмент (интеграция, неявная демонстрация рекламируемого товара) в видеороликах, платная подписка для иностранцев (и эстетов). Видео снимать дорого, а подписка отпугнет аудиторию.

Я топлю за пейволл (платную подписку), потому что хочу, чтобы на сайтах было меньше рекламных статей и рекламы. Но Сурен сказал, что таких как я 50 человек (или около того). Т. е. все плохо. Нам еще многие годы предстоит смотреть на рекламу в интернете. Подписка покажет кого на самом деле хотят читать и кто стоит этих денег. Сейчас новости сыпятся на нас со всех сторон и кажется странным за это платить. За новости и не надо, но есть большие статьи, аналитика, интервью, спецматериалы — вот за это заплатить можно.

Вы же оставляете чаевые официантам, которые посуду носят и завтра будут носить. А сайтам за информацию вы платить не готовы? Просто каждый месяц 3-4 официанта останутся без чаевых, потому что эти деньги перетекут на сайт с подпиской.

Зацените кресла

Среди гостей были Тимур Абдулин из Репоста и Тимурмалик Эльмурадов из Спота. Могли бы подтянуться и другие коллеги из онлайн-СМИ или блоггеры, но их не было. Спот планирует начать продавать аналитику и сделать англоязычную версию для иностранцев (тоже небесплатно).

Оказалось, что вы платите за вход 50 тыщ не только, чтобы был смысл в существовании «Граунд зеро» (где все происходило), но и чтобы во второй части передачи задать свои вопросы гостям. Это уже не покажут по телевизору, потому что на камеру не снимается. Так я узнал про планы Спота, про разницу между Куном и Дарьё — у последних аудитория моложе.

В итоге, к сожалению, никаких золотых дождей ближайшее время в интернет-СМИ нам ждать не стоит. Запускать проект, который года через два начнет себя окупать — это дорого и сложно. Не хватает хороших журналистов и, что интересно, хорошо пишущих на узбекском языке. Одна из причин почему все эти глянцевые журналы (также известные как рекламные проспекты) на русском языке — отсутствие аналогичных узбекоговорящих журналистов. Зарабатывать вы будете все равно рекламой и оплаченными статьями, а это не очень интересно. Можно попробовать сделать онлайн-СМИ для узкой аудитории, но рисков еще больше.

Интересно, что сейчас в истории нового Узбекистана — лучшее время для журналистики. Каждый день что-то происходит, появились темы, которые можно озвучивать, но кроме нескольких сайтов я не вижу ничего стоящего. Газета, Ситизен, Спот и Коммерсант — четыре столпа онлайн-СМИ в стране с 30-тимиллионым населением. Кун и Дарьё я не беру в расчет, потому что хотя они очень даже массовые, там просто новости — сегодня помнишь, завтра уже нет. Выпьем!

7 июня   сайты   сми   узнет

Чем торговать в узнете

Так как я теперь в е-коммерсе, то часто мимо меня проходят удачные идеи по торговле или оказанию услуг в интернете. Хотел поделиться своими мыслями о том, что было бы хорошо у нас продавать. Сам я это потянуть не могу, потому что нет столько денег, инвесторов (которым это интересно) и так далее. Люди-то разные. Но я думаю, что у нас это хорошо зайдет. Я надеюсь, что кто-то из вас это толкнет и заживем как раю. Порядок случайный.

?НОСКИ и бритвенные станки по подписке. Наверное, вы слышали про 1 Dollar Shave Club. Сейчас компания стоит миллиард долларов и уже расширила свой кругозор, но начинали с подписки на бритвенные станки. Я очень люблю одноразовые бритвенные станки, потому что не надо помнить какая у тебя бритва, они дешевые, бреют не на много хуже и это гигиенично, потому что сбрил и выкинул. С носками та же история. Носки в жизни нужны трех видов: черные, белые и зимние. Зимние актуальны только зимой, так что их не надо. Носки должны быть очень дешевыми, чтобы хватало на 2 раза и можно было спокойно выбросить. Но рваться, конечно, не должны. Самое главное, теперь у мужчин всегда носки будут одинаковыми, не надо искать вторую пару.

? МАКБУКИ, Комол! Макбуки — лучшие в мире ноутбуки и если вы работали за макбуком, то в жизни не вернетесь на виндовый дефолтный ноут. Разве что на дорогие модели от Майкрософта, но кому это надо? У макбуков две проблемы: 1) они дорогие, 2) негде купить старые модели. Обычному человеку 13-тидюймовый макбук с жестким диском модели 2013 года хватит выше крыши! Тупить в соцсетях, работать менеджером, писать курсовые, заниматься по школьной программе — на все это хватит. При этом он заметно дешевле, чем топовые новые модели, которые все продают: с ретиной и ССД. Сделайте магазин с макбуками, где можно будет купить новый макбук старой модели и не продавать квартиру ради этого. Ваша аудитория — все, у кого есть айфоны и ноутбуки.

? ПАМПЕРСЫ. Они всегда будут нужны. В магазинах типа Арбы или Лебазара — это топовые товары, потому что у нас много женщин с маленькими детьми, которые не могут взять и пойти в Корзинку за памперсами. Сделайте инет-магазин, где можно будет купить памперсы с доставкой. Есть, конечно, вышеупомянутые магазины, но они не специализируются на этом. Вы можете привозить из-за границы дешевле, оказывать сервис, программу лояльности и так далее. Например, в Корзинке есть японские памперсы, но они всегда только в больших пачках. По другому Корзинка продавать не будет (это не изменилось за несколько лет). А вы можете это делать. В Грине появились немецкие памперсы, которые на мой взгляд лучше, чем Хаггисы (по качеству/цене) и я стал их покупать. Внезапно Грин стал на них зарабатывать, а не Корзинка на Хаггисах.

?ИНСТРУМЕНТЫ для ремонта или стройки. Просто идете на сайт 220v.ru и делаете как там.

?ПОЛЕЗНОЕ ПИТАНИЕ с доставкой. Продукты без содержания сахара, продукты для диабетиков, доставка обедов без сахара по подписке, горький шоколад и т. д. Здесь же разработка меню на неделю, консультации с диетологами и другие сервисы. Не путать с питанием для качков (белковые смеси и т. п.) — это продается на местах. Клиентов у вас будет не много, но если вы будете продвигать ПП и показывать как все умрут от диабета, то клиентов прибавится.

7 июня   узнет

Как работать с изображениями новостным сайтам

У меня есть презентация, адресованная редакторам, фотографам и дизайнерам онлайн-СМИ (больная тема, как понимаете). Из этой презентации я нарезал статью, в которой изложил все мысли письменно. Надеюсь, она будет полезна.

Изображение должно дополнять материал. Хорошие иллюстрации, как трейлер, тащат читателя в статью. Так как картинка — сильный визуальный элемент, то на нем нужно отдельно остановится. Плохое изображение к статье, может отбить всякое желание начинать ее читать. Фотографии к новостям в первую очередь должны отражать информацию из новости, а во вторую — привлекать внимание интересными находками в кадре.

Основные проблемы

К таковым я отношу следующие и дальше речь пойдет и о них: кадрирование, качество, композиция, контент (содержимое), количество и инфографика.

Если вы молодец, то правила вам не нужны.

Признанные мастера имеют такие выдающиеся работы, что для них правила уже неактуальны. Они создают новые или просто на авторитете убеждают других, что это круто. В случае с моими советами, я ориентировался на базовые вещи. Существует мнение, что Золотое сечение — это развод и можно прекрасно без него обходиться. Возможно, в этом есть правда, но я думаю, когда ты не умеешь делать хорошо, оно может тебе помочь, хотя и не является единственно верным решением.

Кадрирование

Кадрирование — это то, как вы обрезаете изображение. На картинке ниже есть примеры того, как рекомендуется кадрировать изображения с человеком в кадре.

Кадрировать по суставам нельзя, потому что тогда складывается впечатление, что орган отрезан и «дальше» ничего нет. Впритык (т. е. на границе) не стоит отрезать, потому что тогда создается ненужное напряжение — мозг раздражается непониманием в какую сторону отрезано больше, он от этого немного устает. Не надо так :-)

При портретном кадрировании лоб следует кромсать примерно по центру, иначе он выглядит слишком большим или совсем отсутствующим, что тоже странно.

Над головой следует оставлять воздух — так мы избежим напряжения и добавим естественности кадру, потому что всегда приятно, когда над головой ничего не весит, мы чувствуем безопасность. Когда зритель смотри на фотографию, он так или иначе проецирует ситуацию на себя, это следует учитывать.

Голову отрезать стоит вместе с шеей. В таком виде она более презентабельна в кадре, потому что не выглядит как отдельный объект — мы видим шею и понимаем, что там есть продолжение; на голове все не зацикливается.

Слева пример того, как неудачно можно кадрировать фотографию (справа)

Правило третей
Самое простое правило композиции — это правило третей, когда вы условно делите кадр на 9 частей (3х3) и важные объекты располагаете на пересечении «линий».

Если вы получили фотографию, которую можно кадрировать таким образом и она станет лучше — используйте этот прием.

Пейзажные фотографии можно кадрировать по принципу одной трети: небо, море и берег занимают под одной трети в кадре; горизонт всегда проходит где-то в этой полосе. Конечно, не нужно по пикселям подгонять и ходить с линейкой для этого — все делается на глаз. Если в кадре только море и небо, т. е. два, а не три ключевых объекта, то обрезать следует не попалам, а в соотношении 1/3+2/3 или 2/3+1/3 в зависимости от того, на чем вы хотите сделать акцент.

Если кадр получается лучше (но в этом нужно быть уверенным) без этих правил, то смело игнорируйте их. Другое дело, что чаще всего нет никакого подхода, кроме как снял как получилось.

Стандарты и горизонты

В случае, если вы размещаете несколько фотографий в статье, старайтесь привести их к общему знаменателю. Проще всего сделать их общей ширины, но в идеале они все должны быть одного размера. В пейзажных фотографиях можно кадрировать изображения по третям: 1/3 на воду и 2/3 на небо или наоборот в зависимости от вашей задачи. Иногда можно кадрировать так, чтобы горизонт проходил в центре кадра, но тогда это нужно оправдать какой-то интересной находкой.

Визуальный ритм

Слева старая версия сайта Май-дей. Справа конь в вакууме.

В выводе публикаций желательно соблюдать визуальный ритм, чтобы взгляд переходил от картинки к картинке или другому заметному цветному пятну так, словно он катается на некрутых горках. Так как контролировать содержимое бывает сложно, то решением становится выбор подходящих фотографий и интересно кадрирование. На примере выше: слева у нас по красным пятнам скакать не так интересно как по зеленым справа. На «красном» примере имеется большой разрыв, часто одинаковые по заметности объекты идут подряд. Нечто похожее есть в верхней части на правом примере, но потом образуется разнообразие, которое может увлечь читателя.

Примеры кадрирования

Для наглядности я использовал фотографии моделей в сложных позах. Рамками обозначены возможные варианты для кадрирования фотографий, кроме как оставить как есть. Нужно играть с общим и крупным планом на фото, чтобы читатель не утомлял себя видом одних только «звездных» голов.

Качество
К качественным изображениям я отношу те, что сделаны профессионалами, а также имеют небанальный вид. Часто в СМИ статью добавляют, чтобы успеть опубликовать и картинки берут первые попавшиеся. Мне очень нравится как работала с тизерами Футура (сейчас они стали еще одним СМИ об ИТ). У них на сайте унылая верстка ленты статей, но многие картинки сделаны с юмором и видно, что уделили им время.

Некачественные изображения обычно банальны, неверно масштабированы, загадочны (слишком), пересвечены, выполнены школьником, неверно кадрированы и так далее.

Как фотографировать с ИСО
Типичная проблема многих блогеров — снимать в помещение на камеру со встроенной вспышкой. Такую вспышку можно использовать только, если можете рассеять от нее свет или снимаете людей с жесткими тенями.

В идеале нужно купить внешнюю вспышку и работать с ней, потому что разница у вас будет существенной. Но если у вас нет лишних 100-300$ на вспышку, то используйте повышенные показали ИСО. Эти настройки могут добавить немного шума, но вместо этого вы получите фото с хорошей освещенностью, без темноты на фоне и резких теней. Для большинства современных фотоаппаратов можно без проблем выкрутить ИСО на 1600.

Пример использования изображений
Я взял настоящие фотографии из наших онлайн-СМИ и отметил их знаками, чтобы показать какие хорошие, а какие-то не вах. Попробуйте понять почему.

Хорошие варианты
Для наглядности я нашел хорошие иллюстрации с самого Май-дея. Материал был подготовлен два года назад и если вы сегодня зайдете на сайт, то сможете оценить прогресс — улучшения налицо! Уже сложно найти плохие иллюстрации в анонсах статей.

Выше много примеров и хорошо бы в каждый ткнуть пальцем, но я постараюсь описать основные достоинства: качественная схемка, интересные портреты (имеется образ, характер, передается атмосфера и проч), динамичные кадры, кадрирование с акцентом на главных героях, цепляющая постановка, использование ч/б фотографий среди цветных и т. п.

Наглядные примеры приемов съемки
Можно было долго бороздить просторы узнета в поисках нужных кадров, но во-первых, это слишком долго, а во-вторых многие коммерческие фотографы потребуют убрать их фотографии из статьи (плавали — знаем!). Поэтому я натырил иллюстраций из интернетов, чтобы показать какие простые, но эффективные приемы можно применять при съемке или кадрировании фото.

Бокешечка — красиво размытый фон, позволяет выделить объект. Не говоря уже о том, что все девочки любят такие кадры, а последний Айфон даже делает что-то похожее (но слабо).

Рамка — объект помещается в условную рамку (на примере окно). Это могут быть ветки, тень, столбы, какие-то объекты, элементы природы или интерьера. Рамка акцентирует внимание на герое.

Насыщенность — поддерживает атмосферу и усиливает впечатление от нее. Аналогично работает сдержанность, чтобы показать, что место или объект в кадре не кричит о себе, а прекрасен так как есть.

Простой фон — еще один способ показать, на что следует обратить внимание. Вообще старайтесь фон иметь простым, но не в тех случаях, когда он помогает понять, где происходят события, что очень важно для репортажной съемки.

Эффекты — применять эффекты в фотографиях для новостей, наверное не стоит, но сайт стоит разбавить аналитическими и обзорными статьями. Для последних и будет актуальным прием с простыми, но интересными эффектами, которые несложно сделать в Фотошопе. Такие изображения будут выделяться и привлекать внимание к более содержательному материалу.

Акцент — можно выделить героя среди других, если речь идет о нем или он хорошо поддерживает текст. В репортажной съемке часто бывают момент вроде митингов или концертов, где хорошо акцентировать внимание на самом интересном.

Ракурс — старайтесь помнить о том, что 99% людей на Земле делает фотографии с уровня глаз. Так снимать проще всего. Стоит же вам поменять ракурс (взять значительно ниже или выше, подойти к герою сзади и проч.) как ваши кадры станут гораздо интереснее. Представьте, что у всех СМИ фотографии будут одинаковыми отчетными и только у вас будет маленькое приключение на пресс-конференции, в которое вы отправитесь со своим фотоаппаратом в поисках необычного кадра. Главное — не увлекаться, потому что новостной сайт должен показывать кадры, из которых понятно, что, где и как произошло.

Приемы для изображений анонсов
Следующие примеры взяты почти все с тематических медиа и не совсем подходят строго новостным сайтам, но главная моя задача научить мыслить в нужном направлении. Такими картинками и текстом я пытаюсь объяснить о чем нужно задумываться, когда готовишь иллюстрации к новости или статье.

Как обычно проходит поиск картинок для публикации? Если есть ваш фотограф что-то снял, используется это. Но если никаких фоток нет, то первым делом гуглят изображения. Как правило, вы получаете типичные изображения, которые буквально отражают ваш запрос. Это самый скучный прием, которые не возбудит синапсы в голове ваших читателей. Идите следует глубже, как в фильме с Леонардо Ди Каприо. Аналогичный прием используется при создании логотипов.

Если вам нужен логотип магазина по продаже мотоциклов, то первая мысль — нарисовать мотоцикл. Если копать глубже, то мотоцикл — это скорость. А если еще капнуть, то скорость — это свобода (передвижения). Вот со свободой и можно поработать. Будет не так в лоб и отражать ценности.

Метафоры по прямой ассоциации (бизнес — это рукопожатие в костюмах и т. д.) можно использовать в ироничном ключе, для тех кто понимает.

Я хочу пояснить, что я вижу на примерах ниже, как я понимаю, почему были выбраны такие иллюстрации.
• Черная дыра — ее никто глазами не видел и первая мысль показать круг, который засасывает соседние звезды и планеты. Но, если подумать еще, то можно показать условное изображение, выполненное как минималистичная иллюстрация, которая хорошо впишется в общий чистый дизайн, который не пестрит ненужными деталями.
• Талисман художественных вузов еще неизвестен. Как иллюстрировать такую новость? Сделали мазок краской, причем на белом фоне — это уже иллюстрация, а не просто фотография мазка на холсте.
• Айпад изобразили под углом и кадрировали, хотя логичнее было бы показать его фронтально и даже полностью, но сколько раз вы его уже видели? Здесь хотя бы какое-то разнообразие.
• Расстроенный логотип Гугла обыгрывает их традицию рисовать логотип к какому-то событию.

Я не буду останавливаться подробно, думаю и так вам уже понятно.

Композиция

Есть несколько простых правил для работы с композицией. Однако, это большая и сложная тема, которую лучше освоить дополнительно. В целом композиция позволяет располагать объекты в кадре таким образом, чтобы увлечь зрителя гармоничным размещением и постановкой акцентов.

Правило третей предлагает ключевые элементы располагать на точках пересечения третей. Обычно, это голова, глаза в портретах или какие-то ключевые объекты или персонажи.

Воздушная перспектива используется на съемках ландшафтов и визуально делит кадр на три плана, создавая ощущение объема.

Размещение горизонта не по середине, а выше или ниже по третям показывает зрителю на чем хотел сделать автор акцент: на небе, море или берегу. Аналогично можно работать с видами городов.

Динамическая перспектива расположена по диагонали и часто используется при съемке улиц. Такой прием позволяет создать видимость уходящей длины улицы, стены, здания и так далее. Таким образом длинные объекты лучше укладываются в нашу пространственную модель.

Объекты в кадре можно связывать и не только буквально. Это будет подсказкой зрителю, его взгляду, которая покажет кадр с наилучшей стороны.

Симметрия используется, чтобы показать похожие стороны, она дает зрителю возможность сравнивать левую и правую (верхнюю и нижнюю) часть кадра. Также симметрия часто выглядит устойчиво, что может подчеркивать идею снимка. Иногда ожидаемую симметрию можно нарушить и это тоже оставит впечатление.

Геометрические формы в кадре могут реальные объекты представить абстрактными. Для репортажной съемки это не подходит, но автор может закладывать какой-то более глубокий смысл в фотографии для статьи. Здесь следует читать контекст.

Объекты, от которых ожидается движение, следует располагать так, чтобы им было куда ехать (бежать, лететь, падать и так далее). Иначе динамика будет упираться в препятствие в виде конца кадра, который даже не позволит объекту набрать скорость. Ваш динамичный объект станет статичным.

Контент

Контент буквально переводится как «содержимое», но в русском языке я не знаю нормального слова, который будет объединять форматы, из которых состоит материал, поэтому буду использовать слово «контент».

Изучите эти примеры с хорошими фотографиями. Понятно, что к каждой новости невозможно выдавать такой хороший контент, но стремиться к этому никто не запрещает.

Подумайте о том, почему эти кадры интересные? Почему их можно разглядывать? Что в них привлекает внимание?

А вот следующие примеры — это фото со старого сайта «Май дей». Сейчас там ситуация значительно лучше, но для сравнения можно их посмотреть.

Если у вас нет возможности (не важно почему) использовать свои фотографии, обращайтесь к фотостокам — там можно найти кадры почти на любую тему. Например, ниже вы можете видеть подборки из трех хороших фотографий по темам «Скоро в школу» и «Бассейны в городе». На эти темы каждый год пишут онлайн-СМИ.

Инфографика

Многие наши редакторы имеют ложное представление об инфографике. Они полагают, что любые данные, оформленные с помощью иллюстраций — это инфографика. Но инфографика — это не оформление.

Инфографика — способ подачи информации, который позволяет наглядно разобраться в большом объеме данных, сравнить их, выявить тенденции, особенности, связи и так далее.

Если вы добавили иконок к тексту, это привлечет внимание читателей, но не поможет им понять данные лучше. Иногда диаграммы делают настолько «графическими», что они становятся бесполезными, потому что оформление мешает работе с информацией.

Для интернета лучшего всего подходит интерактивная инфографика. Она позволяет читателю взаимодействовать с данными: выделить, скрыть, изменить, посмотреть анимацию, раскрыть информацию шире, свернуть часть данных и тому подобное.

Хороший пример: карта ветров в США. С помощью анимации наглядно показана сила ветра. Вы легко можете сравнить слабые и сильные ветра, увеличить карту до своего города, зайти на следующий день и увидеть изменения или обратиться в архив.

Обновление от 29 марта.
В Тинькофф-журнале нашелся крутейший пример интерактивной инфографики. Во-первых, там все наглядно. Во-вторых, можно сравнить разные показатели. В-третьих, пользователь взаимодействует и пробует варианты. В-четвертых, есть подсказки по каждой ситуации. Обязательно попробуйте.

Если протяните

Конец

На этом все. Если вы дочитали до конца, то мое вам уважение. Надеюсь, материал был вам полезен. Поделитесь ссылкой с коллегами или друзьями, если им это может быт интересно.

2018   переодика   сайты   узнет

История веб-дизайна в узнете

Два года назад думал написать для внуков историю веб-дизайна в узнете, но потом решил, что это никого не интересует и забросил идею. Сейчас решил выложить, что есть. Нехорошо, конечно, по отношению к читателям выдавать такой сырой материал, но назовем его бетой и взятки будут гладки. Если вам есть, что дополнить или исправить — пишите в комментариях, это легко.

1998

В 1998 году я начал осваивать Виндоус’95 и Фотошоп 4 на Пентиумах. До этого был только ДОС на x286+ компьютерах. Весь наш узнет состоял из нескольких десятков сайтов. «Узонлайн» назывался «Узпаком» и интернет был по тарелкам и это было незаконно (как и сейчас). В учебном центре, где я изучал верстку сайтов, на 30 компьютеров был интернет-канал 64 кбит/сек. Если вы родились при Независимости, то это примерно как сигнал Е на вашей мобиле, т. е. интернета не было по нашим меркам.

Размер веб-страницы (тогда она называлась Web-страничкой) в среднем был не более 100 кб, со всеми картинками, гифами, баннерами и текстом. Сейчас на сайтах даже логотип больше весит.

То, что удалось добыть из недр архивов интернета

Для меня узнет начался с хостера «Ассалом интернет». Я сидел на их сайте, потому что они создали каталог клиентских ресурсов. Среди них, например, был сайт группы «Хит-Шарк СН», о которой в наше время совсем забыли.

Хозяйке на заметку. В эти годы Артемий Лебедев делал сайты по 30,000$. Согласно же прейскуранту «Ассалом интернета», большой сайт (более 7 страниц) мог обойтись клиенту в 3,000$.

Сайты в «Ассаломе» делали Рустам Расулов и Евгений Белов. Оба сейчас живут в России, если не ошибаюсь.

1999

Первой студией дизайна была, конечно, «Дизайн-уз». Я не знаю подробностей, но суть в том, что тогда веб-дизайном занимались Макс Глуховцев, Марат Ештуков, Сурен Сапов и в результате их деятельности образовалась эта компания.

У Макса был сайт на флэше, который выносил мозг. А мозг он выносил, потому что флэш позволял использовать анимацию и эффекты при наведении курсора. Представьте себе, что вы читаете газеты с текстами и картинками вроде «Правды Востока» и тут вам в руки попадается газета из «Гарри Поттера» с анимированными фото и другими магическими эффектами. Впечатление было примерно такое же. Никто кроме него не умел работать с флэшем в Узбекистане. Я освоил флэш-4 и грандж-дизайн года через два. Марат Ештуков уехал, а Сурен Сапов записывает очередной видосик для «Лаборатории бизнеса».

Страница Макса Глуховцева, в которой можно было посмотреть флэш-версию

2000

На стыке тысячелетий случилась студия «Масдар». Более вероятно, что она случилась двумя годами позже, но в копирайте указан 2000 год, хотя в то время было модно ко всему добавлять «2000». Помню, была какая-то жесть, но что именно не помню.

2001

Свой первый сайт я сделал примерно 17 лет назад. Некоторые из вас тогда еще не родились.

Первые веб-дизайнеры Узбекистана

Я говорю примерно, потому что на этом сайте копирайт указывает на 1999 год, но я хорошо помню, что в 2001-м в мае у нас поперла посещаемость, потому что я обновлял сайт почти каждый день. Так что когда именно я его сделал сейчас сказать сложно. Это был сайт группы «Сетора». Я лазил в интернете и попал на их сайт. Тогда они уже были хотя и начинающей, но популярной группой. Почему-то я решил, что он унылый. Каким-то образом выяснил адрес офиса «Тароны рекордс» (на м. Ойбек), где записывалась группа, поехал к ним и показал свой вариант. Тогда у них на компьютере был установлен браузер «Интернет эксплорер 2». Современная версия браузера «Эдж» уже 12-я. Мы договорились на зарплате 25 000 сумов.

Новая версия сайта выходила почти каждый месяц

Первым действительно хорошим веб-дизайнером Узнета я считаю Константина Станишевского. В то время веб-мастеров или веб-дизайнеров можно было посчитать по пальцам, поэтому все, кто что-то делал в интернете уже были хороши (только за это). Однако, на Константине тогда держался веб-дизайн в стране. Он работал в провайдере «Найтов» и, как я понимаю, имел свободный доступ в интернет, что не могло не отразиться на качестве его работ. Даже сейчас, спустя 16 лет, видно, что у человека есть вкус. Года четыре назад я случайно встретил его в Сан-Франциско и мы откушали с ним чизкейки на Юнион-сквер в «Чизкейк фектори» (это храм любителей чизкейков в США).

Персональный сайт

2002

В этом году расцвел портал «Арбуз-ком». Он был разработан выпускником УМЭДа по программе обмена студентами (многие из которых, остались в США, не вернувшись).

Примерно в это же время начинает работу агентство «Бренд-уз». У истоков стоял Рустам Расулов, сайт в свое время делал Константин Станишевский, а сейчас и уже много лет этим руководит Алишер Юсупов (который «Стартап-микс»).

Если не ошибаюсь, в этом же году прошел первый интернет-фестиваль, который закончился каким-то провалом и все были злыми. Зато вручение наград было в театре им. Навои. Я это говорю к тому, что в это же время работал сайт «Интернет-уз» (то, что сейчас делает «Футура», а до нее делал «Айлайк-уз»).

Обратите внимание, о чем тогда писала онлайн-пресса:

  • пришел ли конец сайту «Красота-уз»? (нет, он и сейчас работает);
  • обсуждают творчество Джавахира Усманова;
  • французы платят налоги онлайн.

Сейчас это выглядит как отклонение от темы веб-дизайна, но в то время никто не писал о сайтах как сейчас любой блогер может написать. Поэтому новые сайты и работы дизайнеров обсуждались на «Интернет-узе» или форуме Станишевского в рубрике «Изумруды узнета».

2003

В это время я уже делал работы для «Ассалом интернета». Мы попробовали сделать онлайн-портфолио на странном домене 7254.net, но потом я уехал в Москву и со временем Рустам тоже.

...

На этом рассказ заканчивается. Будет дальше продолжение или нет, я не знаю. Пока оставлю так.

2017   веб-дизайн   история   узнет