7 заметок с тегом

заимствование

Почему использовать стоковые изображения не грешно

Стоковые изображения, включая векторные иконки, существуют для того, чтобы их использовать. Смысл дизайна не в том, чтобы он был уникальным во Вселенной, а в том, чтобы он решал свои задачи. По умолчанию — это узнаваемость, но так бывает не всегда.

Часто многие из нас переживают, если дизайн-элементы оказываются неуникальными. Обычно в таких случаях используются стоковые файлы: фото, иллюстрации, иконки и даже логотипы. Ничего страшного!

Если ваши услуги оплачиваются, то клиент вправе ожидать оригинальную работу. Однако, как правило, никто не платит за то, чтобы для его фирменного стиля нарисовали уникальный шрифт. От «Форда» никто не требует уникальный дизайн каждого автомобиля. Никто не заставляет вас придумывать новые уникальные цвета. Поэтому, предлагаю немного расслабить булки, когда речь заходит об уникальности дизайна.

Например, меня попросили попробовать сделать логотип для некоммерческой структуры. Я использовал стоковую иконку: не из другого существующего логотипа, а из стока, где еще 6 млн других иконок есть.

Что-то в таком роде:

Сова из стока

У меня не было свободного времени и работа не оплачивалась. Это не означает, что можно делать плохо, но разумно, если процесс будет оптимизирован. Я внес некоторые изменения в графику и получил такой логотип:

Вышел логотип

Возможно, это не самый оригинальный логотип. Возможно, без контекста не все в нем понятно (пример вымышленный, поэтому так). Однако, я сравнительно быстро получил результат за разумный расход ресурсов. Да, сову кто-то нарисовал до меня. Да, ее можно найти в стоке и также использовать. Жизнь никогда не будет прежней?

Если вероятность того, что очень похожий на ваш логотип (но чужой) пересечется на одном рынке, стремится к нулю, то использовать стоковые файлы — это нормально. Хуже, если вы будете делать все сами и сделаете плохо, потому что не умеете рисовать сов.

Уникальный, но плохой логотип хуже, чем стоковый и хороший. Главное, чтобы все не стали использовать одну и ту же графику.

Вот стоковый логотип:

А вот уникальный (вероятно):

Стоковые перья:

Уникальный (но кривой) логотип:

Хотя я сомневаюсь в уникальности, так как какие-то англичане продают футболки с этой картинкой.

Все уже придумано до нас:

Банальный пример, но вдруг кто не видел

Если у вас нет обязательств перед заказчиком рисовать уникальную графику с пустого места и вам позволяют моральные убеждения — спокойно используйте стоковые файлы. Их придумали для того, чтобы сэкономить время, когда это возможно. Предлагаю больше переживать о том, что где-то логотип кривой, чем переживать о том, что какой-то другой логотип использовал стоковые рисунки.

7 июня   графдизайн   заимствование   логотипы

Как в Узбекистане провести конкурс на новый логотип и получить то, что надо. Мнение эксперта

(с) Спот-уз

Оригинальная публикация (сюда копирую для истории).

В ноябре 2017 года конкурс на разработку туристического бренда Ферганской области, закончился тем, что победителем оказался плагиат чужой работы. Как провести конкурс так, чтобы получить то, что надо, рассказывает эксперт в сфере дизайна Азамат Шамузафаров.

В ноябре 2017 года хокимият Ферганской области проводил конкурс на разработку туристического бренда, который закончился скандалом: утвержденный и представленный 30 августа логотип-победитель оказался плагиатом.

Выяснилось, что это была практически точная копия одной из концепций-финалистов конкурса Национального туристического бренда России. Концепция «Калейдоскоп русской души» со слоганом «Чарующая Россия» был разработан при участии Brandson Branding Agency.

Как проводить подобные конкурсы, чтобы избежать таких конфузов, рассказывает дизайнер Азамат Шамузафаров.


Азамат Шамузафаров
Сооснователь и директор дизайн-студии «Гротеск», автор Telegram-канала Azamat Today, в прошлом — арт-директор компании «Стайлмикс», дизайнер «Студии Артемия Лебедева».

В последний год в Узбекистане государственные организации стали проводить конкурсы на разработку логотипа и столкнулись с плохими результатами: неудовлетворительное качество, заимствование, неправильно поставленная задача и так далее.

Проблема, вероятно, в том, что чиновники считают, что конкурс на логотип города и конкурс на новогоднее стихотворение не сильно отличаются.

Чтобы провести конкурс и не облажаться, нужно уяснить некоторые моменты.

Логотип не обязан вам нравиться

Типичная проблема — выбор логотипа, который понравился организатору, министру, комиссии из ведомств, бухгалтерии хокимията и т. п.

Логотип должен выполнять свою задачу, а не нравиться всем. Не бойтесь утверждать смелые решения: лучше, чтобы логотип запомнили, чем если он будет таким, который всех устроит, но о нем никто не вспомнит через неделю.

Что это будет за мир, где все логотипы будут голубыми, отражать буквально то, о чем идет речь и шрифт всегда будет «Ариал», потому что он настолько нейтральный, чтобы вам начальство не настучало по голове за оригинальность?

Определитесь с задачей

Еще до начала конкурса, нужно подготовить описание задачи. Для чего вы делаете новый логотип? Потому что он морально устарел и нужно освежить? Потому что текущую версию делали как могли и теперь нужна работа специалистов? Или потому что вам требуется развивать туризм в регионе и у вас есть особенности, которые могут быть интересны гостям? Потому что прежний логотип вызывает неверные ассоциации? Зачем вам новый логотип, в чем ваша боль?

Вам не нужен просто логотип

Если вы не группа в «Фейсбуке», то вам не нужен просто логотип — мало смысла проводить конкурс на логотип. Логотип — это техническое решение, чтобы в одном элементе отразить вашу марку.

Главное — это визуальная концепция и она должна быть не в размытой форме («отражает солидность компании и устремление в будущее»), а в конкретной, чтобы было сразу понятно, какой у вас продукт, каковы его ценности и позиционирование, как можно размножить визуализацию на другие области применения, кроме визиток и папок.

«Узбекнефтегаз» провел конкурс на логотип, но визуальная концепция отсутствовала — поставить логотип в разных размерах на белом фоне — это не фирменный стиль. Ваш знак в авангарде, но за ним стоит смысловой и визуальный фон в виде концепции и брендирования.

Например, у «Адидаса» есть три полосы — куда их не наклей, сразу понятно, что это за бренд. У «Кока-Колы» есть цвета: красный и белый. Любое оформление в таких цветах сразу вызывает ассоциации с этой маркой.

Зеленый круг на нашем рынке — это «Пейнет». Что важнее в логотипе «Пейнета»: оттенок зеленого, выбранный шрифт, круглость круга или простой и запоминающийся знак в виде зеленого круга?

Даже иностранцу можно объяснить в двух словах, где он может заплатить за телефон, потому что у платежной системы была концепция (просто, заметно, похоже на зеленый свет светофора), а не логотип в виде монет или денег, потому что это система оплаты.

Не проводите народный конкурс

Чиновники, когда хотят выглядеть неподкупными устраивают народный конкурс, чтобы любой мог принять участие и это неправильно. Если вы считаете, что любой человек может сделать хороший фирменный стиль, значит вы из тех, кто думает, что сам в состоянии написать «Квадрат» Малевича.

Разрабатывать дизайн должны специалисты, потому что визуальная его часть только поверхность айсберга, за которой стоят знания и опыт такого рода, которым не обладают дилетанты.

Народный конкурс можно проводить только ради ажиотажа, но крайне маловероятно, что вы получите профессиональный результат. В следующий раз, когда у вас возникнет идея подобного мероприятия, попробуйте провести народный конкурс на лечение вашего простатита и все встанет на свои места.

Что делать

Чтобы получить качественный результат, когда вы не можете работать с кем-то одним по юридическим ограничениям, следует провести закрытый тендер. Для участия в нем стоит приглашать только профессионалов, которые существуют в виде юридического лица не первый год и уже имеют среди своих работ фирменные стили из реального мира, а не только красивые изображения в интернете.

Как найти профессионала? Ходите по улице, т. е. я хотел сказать: проезжаете по городу в салоне своего представительского автомобиля и смотрите по сторонам. Увидели качественный фирменный стиль, где сразу видно, что как на Западе и просите свою секретаршу выяснить, кто это делал.

У нас на рынке 5−7 компаний, которые могут сделать хороший фирменный стиль, брендирование, упаковку и так далее, так что все тендеры будут проходить среди них, если вам нужен хороший результат.

Есть несколько агентств, которые специализируются на каких-то отраслях вроде алкоголя, финансовом секторе или ресторанном бизнесе. Если сможете, то можно работать еще и с ними.

Никто не мешает вам искать исполнителей в интернете, но обычно вы в первую очередь найдете тех, кто дает больше рекламы, но это не обязательно хорошие студии. Также вы можете попросить уже одобренных для конкурса кандидатов рекомендовать остальных исполнителей. Если они не боятся настоящей конкуренции и уверены в своих силах, то они рекомендуют как минимум равных себе. Выигрывать у слабого противника неинтересно.

Всем участникам следует обязательно сделать предоплату и оплатить результат, если он будет отвечать минимальным требованиям к сдаче работ. Таким образом, вы покажите серьезность своих намерений, а не желание получить логотип бесплатно и всех обмануть в итоге. Ориентироваться можно на 5−10 млн сумов за участие и 15−25 млн за результат победителя.

Цена зависит от того, кого вы позовете, сложности исполнения, срочности и объема работ. Конечно, фирменный стиль может стоить и 200 млн, если у вас много элементов для его применения как у сотовых операторов, гостиниц или банков. С победителем уточните условия, на которых они будут дорабатывать проект с учетом возможных замечаний с вашей стороны, а это скорее всего будет, потому что редко кто попадает сразу в десятку.

По срокам следует исходить из того, что востребованные компании не могут все бросить и браться за ваш дизайн на следующий день, поэтому отведите на конкурс 2−3 месяца.

Каждый участник должен будет представить один вариант. Поверьте, все самое плохое они уже отметут на стадии принятия решения внутри компании. Обычно клиенты думают, что если им показали три варианта, то всего было три и придумано и сразу сделано.

Да, но нет. В среднем дизайнер в поисках идеи перебирает сотни вариантов, делает десятки, получает утверждение от арт-директора на 3−4 и в итоге клиенту показывается один. Если участники согласятся, то можно попросить показать 2−3 варианта, но не стоит увлекаться, потому что если их будет слишком много, среди них будут и такие, которые сделали просто чтобы было.

Как принять решение

Организация закрытого тендера гарантирует, что результаты будут не удручающими, но как минимум нормальными. Во многом представленные пакеты будут зависеть от того, насколько хорошо вы донесли задачу по разработке стиля до исполнителей.

Вы можете дополнительно подстраховаться и пригласить в комиссию авторитетных дизайнеров, которые не работают в компаниях, участвующих в тендерах, и у которых есть профессиональное отношение к работе, потому что они должны быть непредвзятыми в своих суждениях.

Выбирайте умом, а не сердцем.

Компания «Мерримед-фарм» копирует дизайн упаковки российских лекарств

Сегодня хотел купить в аптеке «Левомеколь» и узнал, что есть отечественный аналог с почти таким же названием — «Левимикол-МР». Обратите внимание на разницу в буквах. Название словно взято с потолка и стоит в одном ряду с Абибасами. Когда показали упаковку, я глазам не мог поверить, потому что она была очень похожа на упаковку оригинального лекарства от «Нижфармы».

Найдите два отличия

Дело в том, что у всей линейки лекарств российской компании одинаковый узнаваемый стиль. Их лекарства легко можно вычислить на одной полке с конкурентами, поэтому наши решили не делать свою оригинальную упаковку и просто скопировали конкурента. Бабушке впаришь, она и не заметит разницы.

Но это еще не все. По словам сотрудника аптеки, «Мерримед-фарм» постоянно копирует конкурентов и для примера она мне показала еще упаковку. И таких лекарств у них много.

На этом примере видно, что дизайн скопирован до степени смешения

Граждане, будьте бдительны! Пока закон не защищает нас от паразитирования местных торговых марок на известных международных брендах, придется смотреть в оба.

2017   заимствование   наша марка   скандалы   стырили   упаковка

Кўчирма продакшен

Среди наших производителей мороженого можно верить только «Айс-энд-голду». Конечно, судя по описанию вам продают замороженное кокосовое масло (пальмовое?), но на консистенцию их мороженое хотя бы не вата как у других. Я уже попробовал несколько их вкусов, но больше всего пришлось по душе мороженое «Газета». Не только потому что у него вкус по умолчанию (вроде пломбира), но и потому что очень удобная упаковка. Отматываете газету с наклейкой, оборачиваете как вам надо и закрепляете наклейкой. Успех. Лучше только фризерное мороженое в одноразовом стакане (как у «Эвоса»). Я сейчас не говорю про всякие «Дольчи Италии» и т. д.

Так вот, суть заметки в том, что на днях заметил, что их конкуренты решили повторить их упаковку и тоже сделали рожок в «газете». Причем у оригинального производителя есть еще крем-брюле в «газете» и по цвету упаковки становятся похожи с конкурентной упаковкой. А в супермаркете их еще и кладут вместе! Не ведитесь!

Вверху — оригинал, под ним — подражатель
2017   заимствование   наша марка   скандалы

Карочи, «Блэк беар кофи» стырили концепцию у студента

Недавно в Ташкенте открылась довольно хорошая кофейня «Блэк беар кофи». Там даже раф подают. Предварительно, бренд раскачивали с Фейсбуке и еще до открытия собрали тысячи лайков и возбужденных старлеток, которые уже не могли сидеть в своих инстаграмах и рвались на открытие. В отличие от многих других кофеен, эта кофейня отличалась интересным брендом и стратегией. Оказалось, что идею… ну, стырили.

Сегодня в Фейсбуке была обнаружена заметка Gewargis Sargis, который был очень расстроен тем, что «Блэк беар кофи» украли (не совсем верное слово) вдохновились очень сильно, если не дизайном, то концепцией и названием кофейни студента-дизайнера из США. Оригинальную работу можно посмотреть в портфолио автора — Тодда Борди.

Иллюстрация медведя и логотип кофейни «Блэк беар кофи» отличаются от оригинальной «Блэк беар брюс» (на 146%), однако не все так просто.

Во-первых

Стиль иллюстрации медведя не оставляет сомнений в том, откуда дизайнер брал вдохновение, потому что ключевые моменты совпадают. Такие, например, как одноцветность, кружка в лапе и глаза персонажей. У наших получился отличный медведь, но его никогда бы не было, если они не решили немного заимствовать у Тодда.

Уверен, что найдутся и такие, кто скажет, что наш медведь лучше оригинального. Может и так. А теперь представьте вот что.

Во-вторых

Наши вели такую кампанию в социальных сетях, которой могли позавидовать многие конкуренты.

Бренд получался интересным:

  1. он был оригинальным (не очередной coffee-добавьтелюбоеслово)
  2. делал вид, что заграничный (оказалось, что так и есть)
  3. еще до открытия была лояльная аудитория
  4. медведь был заранее одобрен целевой аудиторией.
Оригинальная дизайн-концепция «Блэк беар брюс»

А теперь

Выясняется, что это все — пшик! Бренд «Блэк беар кофи» оказался в одном ряду вместе со всеми этими «Макдонарами», «Дотс донатсами», «Ти-эф-си», колбасой «Чикаго буллз», фейковыми «Ти-джи-ай» и «Старбаксами», которые то «открывались», то закрывались.

Медведь с кружкой кофе не был придуман у нас. Его тоже, как и весь этот перечисленный выше мусор, заимствовали у американцев. Это разочаровывает.

Все было бы не так грустно, если бы у кофейни это был просто несчастный логотип, но они не поленились представлять место как нечто особенное, сделанное с вниманием к деталям и большим выбором кофе. Хочется добавить: …и стыренной концепцией дизайна.

Обращаюсь к дизайнеру, который делал айдентику для «Блэк беар кофи»: тебе должно быть стыдно за эту работу.

Обновление: я исправил слово «бренд» на «концепцию», чтобы звучало точнее.
Обновление 2: спустя три месяца я перечитал заметку и понял, что она была слишком эмоциональной. Все это плохо конечно, о чем написано, но можно реагировать менее драматично :-)

2016   заимствование   наша марка

Мы заимствовали логотип — Как «Дотс донатс» делают вид, что они не «Данкин донатс»

© vot.uz

В феврале этого года в Ташкенте открылась пончиковая «Дотс донатс», которая всем своим видом говорит, что они никак не хотели паразитировать на бренде «Данкин донатс» и нашли свой собственный путь.

В стране нет приема против захвата чужих логотипов, если эти компании официально не представлены в Узбекистане. Поэтому вы можете открыть компанию «Дисней» (Disney) и продавать трусы или делать мультфильмы. Так же поступили и в «Дотс донатс», когда решили, что их логотип совсем не похож на логотип одного известного на весь мир бренда, который также продает пончики.

Dunkin’ Donuts (Данкин Донатс) — американская (ныне международная) сеть кофеен с пончиками, одна из сетей компании Dunkin’ Brands. Представлена более чем 10 тыс. точками в 32 странах.

Поиграем в игру «Найди оригинальный логотип»

Я приведу цитату с сайта Вот.уз, где основатели пончиковой, положа руку на сердце, уверяют, что они не заимствовали логотип. Конечно, не заимствовали — просто скопировали.

© vot.uz

Из цитаты становится ясно, что основатели хотели использовать в логотипе изображение кофейного одноразового стакана. А как известно, сейчас имеется серьезная международная проблема: дизайнеры во всем мире не могут изобразить стаканчик иначе, чем как это уже сделано на логотипе «Данкин донатс». Не удивительно, что выбирать было не из чего.

«Например, пончик, как правило, едят вместе с кофе, это неразрывная связка. Поэтому на нашем логотипе изображен стаканчик кофе и заглавные буквы названия»

Я предлагаю расширить список того, почему логотип «Дотс донатс» до степени смешения похож на логотип «Данкин донатс».

Итак, Дотс украли логотип у Данкин потому, что:

  1. Названия схожи — половина слов совпадает (что не грех, если не копируешь дизайн).
  2. Оба названия на букву «Д», аббревиатура которых используется в логотипе.
  3. Шрифты имеют идентичную дизайн концепцию. Они были бы вообще одинаковыми, если бы дизайнер Дотса смог бы найти тот же шрифт.
  4. Оба логотипа используют белую обводку, чтобы выделять логотип на любом фоне. Так поступают часто другие дизайнеры, но это особенно бросается в глаза, когда копируешь логотип «Данкин донатс».
  5. Изображение кофейного стаканчика и квадратного фона со скругленными углами скопировано буквально.
  6. Фоновое решение с разделением на два цвета идентично оригинальному логотипу.
  7. Цветовое решение хотя и отличается, но очевидно что дизайнер Дотса (кстати, тебе должно быть стыдно за эту работу!) умышленно сохранил характер логотипа как «сладкий» и «милый» словно пончики «Данкин донатс».

Единственное, что Дотс сделали сами (хотя, я уже ни в чем не уверен) — это усики у стакана, которые они из закругленных заменили на листообразные. Все. Усики.

Да, что я тут говорю, если можно просто наложить одно на другое.

Кому должно быть стыдно? Фарходу Максудову и Отабеку Отабекову.

Но больше всего стыдно должно быть дизайнеру, который сделал логотип для «Дотс донатса». Надеюсь, ты прочитаешь это и расскажешь как надругались над твоей профессией.

2016   заимствование   наша марка

Плагиат и проверка онлайн

Плохие художники копируют, великие — крадут. (Пабло Пикассо Бэнкси)

Плагиат — это когда вы берете чью-то работу и говорите, что она ваша.

Если вы взяли идею с чужой работы, то это не плагиат — это заимствование (черт, какое сложно слово). Поэтому не надо чуть что — кричать: «Плагиат!».

Картинка на обложке хорошо показывает ситуацию с плагиатом. C плагиатом надо бороться, заимствование — обычное дело.

Что было бы, если «Мерседес-Бенц» для каждого клиента делал бы индивидуальный дизайн? То-то и оно. А ведь они берут за машину гораздо больше, чем большинство дизайнеров получают за дизайн (правда, не все дизайнеры делают так же хорошо как «Мерседес-Бенц»). Конечно, у машин есть еще материалы, а дизайн как бы “не существует” — набор пикселей. Но суть от этого не меняется.

Другое дело, что дизайнер должен избегать заимствования, потому что это не делает ему чести, но это не катастрофа. Конечно, если клиент не путает плагиат и заимствование, либо если для него это одно и тоже. Например, я не отличаю на вкус Колу и Пепси, но всегда найдется куча народа, которая скажет, что разница есть!

Кроме того, еще есть дизайнерские приемы, которые делают некоторые работы похожими, хотя дизайнеры не видели их прежде друг у друга. Это тоже нормально. Ругать дизайнера за то, что он использовал круг как в каком-то логотипе или градиенты и тд — это все равно что обвинять его в том, что он использует распространенные цвета (т. е. почти все).

Я считаю, что лучше заимствовать идею у хорошего логотипа (но не у такого, который знает весь мир) и сделать хороший логотип, чем ни у кого не брать и сделать какой-то ужас. Пусть в мире будет 2-3-10 похожих логотипов и они будут разбросаны по всему свету, чем вместо них будет 2-3-10 плохих. Сегодня дизайнер подражает, а завтра родину продаст станет делать оригинальные вещи.

Всегда выдавать 100% уникальный продукт почти невозможно (говорю почти — на случай, если есть святые среди нас). Все равно на дизайнера влияет окружающий его мир и он будет применять в своей работе то, что где-то увидел.

Далеко за примером ходить не надо. У модельеров есть расхожая фраза: «Меня вдохновила…» и далее могут быть “культура аборигенов”, “искусство вышивать крестиком”, “национальные костюмы Бирмы”, “цыганские платья” и проч. На русском языке это означает, что дизайнер дома Гуччи погуглила “ikat” и сделала новую коллекцию. Никто в нее помидоры не бросает! Все только отметят, что $8,000 за такую красоту — совершенно приличная цена.

Однако, бывает еще “заимствование до степени смешения”. В таких случаях два “разных” логотипа бывает сложно отличить. Это также распространено в нейминге.

Рядом с популярным кафе «Анор» (на Госпитальном) построили новое кафе — «Анхор». Оба общепита готовят узбекскую кухню. Случайно ли совпадение?

В работе выше показан пример, когда скопировали слишком хорошо. Оригинальная идея в работе — смешивание частей животных и предметов. Но если вы заимствуете также и технику исполнения, стиль, характер работы, то эти логотипы становится трудно различить и тогда возникает конфликт.

Можно было бы сделать логотип, смешав животных и предметы, но либо имя под этим какую-то другую концепцию (только насекомые и кухонные предметы, только хищники и автомобили и т. п.), либо выполненную в другой технике — лучше первое и второе. В таком случае, никто бы не возмущался, потому что было бы видно, что дизайнер хотя и нашел вдохновение (подглядел) в другой работе, но сам также постарался и сделал свой логотип. Не такой оригинальный, но и не такой нахальный.

2015   графдизайн   заимствование   кучирма   стырили