Шрифты, которые вас окружают (Часть 1 из 4)

Оригинальная статья. Сюда копируется для истории.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как часто в своей жизни вы видите шрифты? Замечаете ли их разнообразие и понимаете ли, что одни шрифты читать просто и быстро, другие — утомляют глаза? Шрифты отражают тенденции эпох, умеют продавать дорого или отдавать за бесценок, меняют отношение к будущему, отвечают за безопасность, облегчают чтение на одном языке и усложняют на другом и даже наводят скуку.

Зачем вам читать этот материал?

Немного разобравшись в шрифтах, рядовой читатель сможет поддержать незаурядную беседу или рассказать примечательную историю. В современном мире типографика повсюду: неважно, читаете ли вы инструкцию к порошку, сидя на унитазе, или вывеска магазина раздражает вас своим дурным вкусом. В любой компании можно поговорить о шрифтах.

Каждый день, читая какой-либо нерукописный текст, вы встречаете шрифты. На чеке из магазина, пластиковой карте, номере автомобиля и даже в описании освежителя воздуха, которое многие из нас читали, есть шрифты. Шрифты отражают тенденции эпох, умеют продавать дорого или отдавать за бесценок, меняют отношение к будущему, отвечают за безопасность, экономят чернила, облегчают чтение на одном языке и усложняют на другом.

Текст в работе дизайнера крайне важен. В графическом и цифровом дизайне не обходится без использования шрифтов, чего нельзя сказать о дизайне штор или ногтей. Умелое использование возможностей типографики повышает ценник дизайнера.

Что такое шрифт

То, как выглядят буквы и знаки в общей композиции, называют шрифтом. Шрифт может состоять из нескольких рисунков: обычного, курсивного, полужирного, полужирного курсивного, узкого, широкого, сверхширокого и так далее. Набор таких начертаний называют гарнитурой. Для упрощения гарнитуру можно называть шрифтом и наоборот.


Набор толщин в гарнитуре «Гельветика Нау».

Шрифт используется в компьютерном наборе при оформлении текстов. Большинство людей не различает шрифты, несмотря на их разнообразие, но это нормально.

Например, сейчас вы читаете ← этот ⇅ текст →, набранный шрифтом Робóто. О нем пойдет речь дальше, но уже сейчас вы можете отметить для себя какие-то интересные характеристики в его рисунке.


Пример использования гарнитуры Panetteria студии «Леттерхэд».

Проблема в Узбекистане

Основная проблема типографики в Узбекистане — отсутствие конкуренции в бизнесе.

Ощущается явный перевес возможностей отдельных финансовых групп, которые могут себе позволить хороших специалистов. Их продукция в большей степени отвечает современным требованиям качества дизайна.

Все остальные представители бизнеса, особенно малого, не угнетают себя высокими требованиями к рекламной продукции, вывескам или упаковке.
Неискушенный потребитель не слишком разборчив и покупает то, что предлагают. Среди граждан отсутствует культура хорошего вкуса, потому что у них другие более низменные проблемы: продукты, здоровье, одежда, учеба и прочее.
С ростом уровня жизни, будут расти и потребности в более качественных услугах и продуктах. А пока такой уровень доступен только самым обеспеченным слоям населения.

Книги, издаваемые в Узбекистане, делятся на две категории качества: мусор и сакральные артефакты. Большинство книг, издаваемых для детей или для широкого круга читателей, не только напечатаны на плохой бумаге, используют чужие иллюстрации, но и текст в них оформлен непрофессионально. Во многом это связано с низким спросом на качественно оформленные — недешёвые — книги на узбекском языке. Если вы не сможете продать книгу за нужную вам цену, то и вкладывать в ее производство не станете.

Другая крайность — издание дорогих книг на глянцевой бумаге с профессиональными фотографиями, которое обходится так дорого, что можно только покупать в подарок важным гостям или продавать сразу за рубеж. Это не столько книга для чтения, сколько сувенир.

Типографика продает, спасает и обманывает

Шрифт меняет ваше отношение к продукту. Вы можете на это не обращать внимание, но маркетологи знают, как вам продать один и тот же товар по разной цене. Достаточно использовать подходящий шрифт, и Национальная гвардия начинает выглядеть как военная организация, соответствующая ожиданиям людей. Но стоит использовать не тот шрифт, как несмотря на грозное название, Нацгвардия выглядит как группа в детском саду.


Сверху — военная организация. Снизу — детский сад.

Одни и те же цифры на спидометре можно оформить по-разному, и тогда водитель увидит или не увидит, с какой скоростью он едет. На дорожных знаках разборчивость шрифта обеспечивает безопасное движение.

Типографика не только продает товары втридорога, она спасает жизни, когда правильно применяется.

Интерфейс медицинского оборудования нужно сделать таким, чтобы сотрудники больницы случайно не ошибались. В этом также помогает типографика: размеры, рисунок шрифта, его контрастность, отступы, разряженность (интервалы между знаками, их увеличение или уменьшение — ред.), начертание — десятки показателей влияют на то, как вы увидите текст.
Печально известный «мелкий шрифт» в банковских договорах работает против потребителей. Применять нечитабельный текст для оформления хитрых условий сделки — тоже типографика.

К сожалению, пока законодательно не закреплены стандарты оформления договоров, мы будем сталкиваться с нечестными приёмами в предоставлении услуг.

Шрифт вредит вашему здоровью

Чрезмерное игнорирование важности дизайна в нашей жизни приводит к глупым правилам и законам, нецелевому расходу бюджета, формальному выполнению требований и обычному обману.

Когда чиновники принимают решения в областях дизайна, не посоветовавшись со специалистами, это приводит к таким результатам как надпись о вреде алкоголя.


Стандартная фраза, которую уже никто не замечает.

Согласно закону, надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» должна занимать не менее 5% площади всей рекламы алкогольных напитков. На этом требования заканчиваются, и производители выполняют их формально, потому что им невыгодно отпугивать клиентов.

Сама фраза слабая и никого не пугает. Использование прописных букв делает надпись нечитабельной: потребитель видит прямоугольник, потому что буквы сливаются в «кирпич». В законе ничего не сказано о начертании шрифта, поэтому используется суперузкое начертание и максимальное заполнение тех самых 5% площади, чтобы потребитель вместо текста видел «прямоугольник». Очень часто применяется неконтрастный цвет, потому что ничего о контрастности не сказано. Возьмите любую этикетку алкоголя, предупреждение придется поискать, а так быть не должно.

Попробуем немного изменить дизайн надписи, чтобы сравнить с тем, что используется сейчас.


Занимая тот же требуемый объём, более читабельные буквы сделали сообщение, которое можно прочитать и заметить.

Бесконечное тиражирование одной и той же фразы приводит к ее игнорированию, потому что покупатель и так знает, что там будет написано. Представьте, если бы наружная реклама одного товара выглядела одинаково на протяжении десятков лет.

Если очень хочется сохранить большие буквы, потому что они выглядят важными, можно поменять текст, добавить черную рамку и фон ближе к цвету могильный плиты. Немного драматично, но фразы вроде «чрезмерное употребление» звучат не как в жизни, а как в отчете чиновников, которым нет веры.


Возможно, нужно обращаться к низменным инстинктам самосохранения, а не ждать, что граждане станут более сознательными.
Данные Роспотребнадзора в сравнении с официальной статистикой Росстата.

На практике текстовые сообщения не работают. Решать проблему нужно на другом уровне. Но если представить, что иначе нельзя, правильно было бы разработать несколько готовых дизайнов и обязать использовать только их. Каждые пять лет менять дизайн и текст, сохраняя задачу, чтобы к сообщению не успевали привыкать как к обыденной части маркировки упаковки.

Шрифт заставляет вас читать

Хорошо или плохо оформленный одинаковый текст воспринимается по-разному. Даже статья в Википедии, стоит немного увеличить размер текста, будет читаться лучше.

В дизайне Википедии используется размер текста (кегль) достаточный для комфортного чтения, который не создаёт сложности для большинства пользователей. Но если вы увеличите кегль, то текст станет читабельнее не только потому, что буквы станут больше.


Какой текст хочется больше прочитать?

Строка станет короче и слова станут ближе к вам. Больше не нужно напрягать зрение, предложения считываются быстрее. Я почти уверен, что вы прочитали нижний пример целиком.

Хорошая верстка текста делает книги, газеты и журналы читабельнее. Вам хочется читать книгу, потому что она шикарно выглядит. Вы предвкушаете то удовольствие, которое получите от чтения, потому что видите, что над книгой работали профессионалы. Несмотря на то, что не все книги состоят только из текста, его оформление лежит в основе хорошей верстки.

Шрифт позволяет вам читать

Существуют специальные шрифты, которые доступны для людей с особыми потребностями.

Шрифт Брайля
Он предназначен для письма и чтения незрячими людьми. Луи Брайль был сыном сапожника. Он начал терять зрение в три года после того, как поранил глаз в отцовской мастерской. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он создаст тактильный шрифт для чтения людям со слабым зрением. Среди особенностей этого шрифта можно отметить отсутствие пробелов, редкое использование заглавных букв и различное кодирование для разных языков.

⠵⠙⠑⠎⠾ ⠝⠁⠏⠊⠎⠁⠝⠕ ⠺⠁⠱⠑ ⠊⠍⠫ ⠱⠗⠊⠋⠞⠕⠍ ⠃⠗⠁⠯⠇⠫⠲

Понятно, что этот шрифт предназначен для тактильного считывания руками, но вы можете примерно представить себе как выглядит такой текст на бумаге.

Шрифты для дислексии
Некоторые люди с дислексией (специфическая неспособность к обучению, характеризующаяся трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме) не могут читать тексты с обычными шрифтами. Для них буквы в строке меняются местами, зеркально отражаются и затрудняют считывание. Хотя с определенными усилиями прочитать обычный текст возможно. Существует несколько специальных шрифтов.


Особенности рисунка шрифта Dyslexie. © DYSLEXIE FONT B.V.

В таких шрифтах имеются особенности рисунка: различная высота и толщина верхней и нижней частей букв, отличительные детали у зеркально похожих букв и т. п. Все сводится к тому, чтобы каждую букву можно было корректно опознать, несмотря на ее «поведение».

Продолжение:
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Поделиться
Отправить
Популярное