Rose debug info
---------------

Шрифты, которые вас окружают (Часть 4 из 4)

Оригинальная статья. Сюда копируется для истории.

Начало:
Часть 1
Часть 2
Часть 3

«ОКР-А»
Этот интересный шрифт вы наверняка видели, если хотя бы раз в жизни держали в руках депозитные или кредитные карты. Именно «ОКР-А» используется для эмбоссинга (объемного выдавливания) номеров на картах международного образца платежных систем Виза, Мастеркард и других.

На развороте паспорта под фотографией владельца есть цифровые и именные коды, для которых используют шрифт «ОКР-Б». Им также набирают имена и фамилии пользователей карт.


Транспортная карта

В Узбекистане шрифт «ОКР-А» применяется на картах «Хумо». А вот на картах «Узкард» каждый банк выбирает любой шрифт, как бог на душу ляжет, потому что к этим картам подобного рода требований нет.

Шрифт так называется, потому что OCR — это оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition). Он был разработан в 1968 году для того, чтобы с помощью компьютеров можно было бы распознавать текст на банковских чеках. Позже он применялся для распознавания банкоматами номеров кредитных карт.


Стенд с шрифтами в Музее современного искусства, Нью-йорк. ©theartblog.org

Человеческому глазу сложно различать буквы и цифры у этого шрифта, зато доисторические программы 60-х годов прошлого века хорошо с этим справлялись. Все благодаря особенному рисунку, который сделан таким образом, чтобы каждый знак максимально отличался от других.

Поэтому здесь цифра 1 имеет широкую ножку, которую нечасто встретишь в других шрифтах. Цифра 4 имеет не менее редкий нетреугольный рисунок как многие привыкли видеть. Цифры 6 и 9 обрублены на концевых элементах, чтобы компьютерный мозг не принял их за 5 или 8.

В наши дни использовать специальный шрифт для распознавания уже необязательно. Технологии машинного обучения позволяют неплохо понимать даже рукописный текст. В банковской же отрасли не принято менять то, что работает, потому что это может быть связано с безопасностью финансов. Таким образом пока существуют пластиковые карты, мы будем видеть «ОКР-А» на наших электронно-физических кошельках.

«Футура»
Самые знаменитые логотипы в мире сделаны с использованием «Футуры»: «Дольче энд Габбана», «Найк», «Луи Виттон», «Суприм», «Ред булл», «Фед-экс» и Райффайзен-банк. Типографы всего мира относят ее к великим шрифтам.

В 30-е годы прошлого века оформителям требовался шрифт, который будет отвечать потребностям времени, отражать происходящие изменения и взгляд в будущее. Падение монархий, распространение социалистических идей и авангардного искусства привело к появлению нового жанра в искусстве — конструктивизма.


Плакат с Футурой в стиле «Найка». ©Джордж Би Дизайн (https://georgebdc.cargo.site/Futura-Poster)

В промышленном дизайне форма стала определяться функцией. Современная архитектура — та, которая в основе своей содержит функциональные потребности человека в жилье. Современное искусство — то, которое создаётся из головы, не используя окружающую природу для вдохновения.

Современный промышленный дизайн не расходует ресурсы на излишества и сразу зрит в корень. Люди нового времени не эксплуатируют старое, а создают новое.

Первым геометричным шрифтом без засечек стал «Эрбар-Гротеск». По рисунку он менее универсальный и все-таки сильно напоминает ретро-шрифты, потому что у него большая разница в высоте заглавных и прописных букв. Но компания, которая лоббировала этот шрифт была меньше той, которая работала с «Футурой». Поэтому, хотя «Эрбар-Гротеск» и остался в истории, он не стал великим.

Максимально функциональным шрифтом, созданным словно по линейке, где каждая линия несет функциональную нагрузку стал «Футура».

В 1924 году издатель Якоб Хегнер заказал «шрифт будущего» художнику Паулю Реннеру. Работа была закончена в 1927 году, но еще до 80-х годов выходили обновления и новые начертания. Все эти годы шрифт был сильно востребован в рекламе и издательстве.


Первая версия «Футуры», которую нарисовали с помощью циркуля и линейки. Пауль Реннер, 1925.

Например, у него длинные выносные элементы в буквах b, d, f, h, j, k, l, q, f и y. Так сделано для того, чтобы легче считывались немецкие слова, потому что они состоят из большого количества букв, и выносные элементы позволяют быстрее «узнавать» слово, так как такие буквы легче распознаются глазом.

Почему же он называется геометричным шрифтом? Потому, что его рисунок выполнен как по миллиметровке, а не так, как выглядят буквы, когда пишешь их пером от руки. Все круглые элементы симметрично круглые, а не овальные как это бывает у других шрифтов. Толщина линий одинаковая по площади всей буквы, контраст не используется как излишество.

Буква t не имеет характерного закругления на хвосте и обрывается на линии шрифта, потому что уже в таком виде она правильно считывается. По той же причине, чтобы поддерживать общий характер, отсутствует хвост у буквы j, только на этот раз считываемость страдает.

Это одна из причин, почему с годами появились новые версии шрифта от других дизайнеров, которые постарались исправить недочеты (на их взгляд) оригинала и обновить его, чтобы использовать шрифт в цифровой среде.

Формы рисунка букв в шрифте позволяют создать нужное впечатление в зависимости от контекста.

В логотипах модных брендов Кельвина Кляйна или Дольче и Габбаны шрифт «Футура» строгостью своих форм подчеркивает высокий стиль.


Одно из начертаний «Футуры» в логотипе «Дольче энд Габбана».

В фантастических фильмах вроде «Гравитации» или «Космической одиссеи 2001 года» круглые, треугольные и прямоугольные знаки выглядят как язык будущего. Это особенно хорошо заметно, когда знаешь, что «Футура» — индустриальная гарнитура. Ее делали, чтобы подчеркнуть функционализм — где же как не на космическом корабле, где каждая деталь сто раз обдумана и оправдана, стоит использовать «Футуру», чтобы покорять космос со стилем.


Гарнитура «Футура» на оригинальном плакате фильма «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика

Когда американцы отправились на Луну в 1969 году, «Футура» выглядела все еще современно. Вероятно по этой причине ее использовали при дизайне памятной таблички, которая навсегда останется на нашем спутнике в память о достижениях человечества.


Памятная табличка, которую оставили на Луне во время экспедиции 1969 года, была оформлена «Футурой». На ней сказано: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 г. Мы пришли с миром ради всего человечества». © Courtesy NASA

С момента выпуска прошел почти век, но «Футура» до сих пор популярна, потому что имеет узнаваемый практичный рисунок и оригинальные сочетания форм в знаках. Шрифт, созданный как автомат АК-47, уверенно смотрит в будущее и будет встречаться вам еще не раз.

«Гельветика»
Сравниться с «Таймс Нью Роман» в популярности может только «Гельветика». Наибольшее количество логотипов, вывесок, интерфейсов, книг, плакатов и другой графики было оформлено с помощью этого шрифта. Например, логотипы: «Люфтганза», «Панасоник», «Норс фейс», «3М», «Фенди», «Дукати», «Байер», «Дойчбанн», «БМВ», «Макдональдс» и даже наш родной GM. Первые версии айфонов использовали «Гельветику», но сейчас у них уже свой шрифт — SF.

Дизайнер швейцарской шрифтолитейной фабрики Макс Мидингер, по указанию своего директора Эдуарда Хоффмана, в 1956 году занялся разработкой нового шрифта без засечек. В послевоенное время дела у компании шли плохо. Нужен был новый хит — шрифт, который захотят все. Таким шрифтом станет Helvetica, что в переводе с латыни означает «швейцарская».


Плакат про «Гельветику». ©BVD, Sweden

Авторы хотели связать его с модой на так называемый швейцарский дизайн. Популярность набирала швейцарская школа дизайна, которая отличалась размещением объектов в модулях по линейке. У каждого элемента дизайна было свое четко определенное место, и новый шрифт отлично подходил для этого, потому что сам был строгим как «Футура», но при этом более естественным, с приложением человеческой руки.

У конкурентов уже были аналоги и похожие шрифты появились еще в конце XIX века. Однако, это не помешало создать новый шедевр — универсальный шрифт, который смотрелся хорошо практически в любом применении.


Записная книжка директора с проверкой наиболее сложных сочетаний букв шрифта. Первоначально шрифт назывался Neue Haas-Grotesk, потому что был переделанной версией другого шрифта Haas-Grotesk.

Популярность «Гельветики» оказалась такой высокой, что авторы не успевали выпускать новые начертания. В наше время гарнитурой владеет компания «Линотайп», которая выпустила обновления, отвечающие современным требованиям к шрифтам. В этих версиях десятки начертаний и тысячи знаков для языков всего мира.

Простой и понятный дизайн, который никого не раздражал, — так можно было бы написать в ее некрологе.

Метрополитен Нью-йорка в своей навигации использует «Гельветику» с 1989 года. По современным взглядам этот шрифт не подходит для подобного применения, тем более в таком плотном виде — расстояние между буквами уменьшено, как было модно в свое время. Сейчас для навигации в метро, аэропортах или парках используются специально сделанные для таких потребностей шрифты и не используются «обычные».

Еще в 1970 году администрация метрополитена выпустила специальное руководство по навигации, где были описаны все требования к типографике. К сожалению, подобного нельзя сказать о ташкентском метрополитене, где навигация сделана не так, как хотелось бы.

Гарнитура стала не просто шрифтом, а брендом. Она настолько популярна, что существуют сувениры, оформленные «Гельветикой» ради нее самой. Например, за 28 долларов можно купить парфюм с ароматом шрифта.

Если в Узбекистане детей называли как шрифты, то ваш сын был бы не Сардором, а Гельветикой.

В то же время существуют и противники этого шрифта. Одни считают, что «Гельветики» слишком много в этом мире. Другие — что нужно быть более творческим и не прибегать к этой гарнитуре просто потому, что она всем нравится. Есть и те, кому не подходит сам рисунок букв и он видит в них недостатки. Одна из причин, почему «Эпл» вместо «Гельветики» стала использовать свой новый шрифт «СФ», была сравнительно плохая читаемость первого, которую можно не замечать без сравнения, но которая становится очевидной — после.

К счастью или сожалению, но в Узбекистане этот шрифт используется не так часто, как в мире. И тому есть одно объяснение — много плохих дизайнеров. Шрифт действительно очень уж банален, однако его место на наших улицах занял младший брат, шрифт «Ариал». Почему это плохо читайте в последней части этого материала.

«Ариал»
За всю свою жизнь в нашей стране каждый гражданин видел 17 тысяч вывесок DORIXONA, прочитал примерно 226 миллионов слов в документах и однажды даже едва не восхитился логотипом. Всю эту статистику, взятую с потолка, объединяет то, что в каждой такой вывеске, словах и логотипах использовался наиболее банальный шрифт на Земле — «Ариáл». И все от того, что дизайнеры идут по пути меньшего сопротивления, используя шрифт, к которому трудно придраться.

К сожалению, в этой части статьи не будет интересных картинок, потому что «Ариал» на столько скучный шрифт, что с ним никто не работает как с графическим элементом. Его используют для набора вывесок, табличек, документов, объявлений, цитат и всех тех случаев, когда важно не перестараться с дизайном.

Шрифт идеальным назвать нельзя, но свою скучную работу как скучный шрифт он выполняет хорошо.

Почему же он так популярен, если настолько плох? Исторически так сложилось, что у него было некоторое преимущество при выборе шрифтов.

В 1982 году для компании «Монтайп» с десяток человек сделали новый шрифт, похожий на «Гельветику». Когда «Майкрософту» потребовался шрифт без засечек для своей новой операционной системы «Виндоус», они включили «Ариал» в комплект, потому что лицензия на этот шрифт была дешевле, чем на «Гельветику».


Основные различия между буквами «Гельветики» и «Ариала» (внизу).

С годами компьютеры с ОС «Виндоус» распространились по всему миру, и шрифтом по умолчанию (таким, который не надо отдельно выбирать) был неогротеск «Ариал». С тех пор, все офисные работники, которые не умели менять шрифты в документах или кому не было до этого дела, использовали в текстах «Ариал».

Этот шрифт хорошо подходит для договоров или объявлений несмотря на то, что он совершенно безликий. Тексты с «Ариалом» легко считываются не только в печати, но и на экране.

«Ариал» на светокоробе с поздравлением. Такое оформление
с ярковыраженной государственностью вызывает эффект «баннерной слепоты», когда зритель просто не обращает внимание на все, что размахивает гербом и набором зданий, символизирующих процветание. Шрифт «Ариал», который так и кричит на нас с плаката, только подтверждает то, что на нем нечего смотреть.

Часто к его использованию прибегают государственные органы, потому что за него не нужно платить лицензию. Дизайнеры, выпускающие бесконечное количество табличек для организаций, не хотят спорить о дизайне текстовых элементов, поэтому всегда выбирают беспроигрышный вариант, который всегда утвердит клиент — «Ариал». Допускаю, что многие чиновники, даже не зная самого шрифта, воспринимают его как фирменный шрифт государства.

Большинство вывесок аптек и небольших магазинов также оформлены этим шрифтом в полужирном начертании. Считается, что это самый читабельный шрифт (нет), потому что самый понятный — у него все буквы без выкрутасов: унылые, но очевидные.

Некоторые дизайнеры считают «Ариал» паразитом, который обесценил «Гельветику». Он стал настолько популярным, что «Гельветике» теперь нет места в дизайне обыденных вещей. Несмотря на большую распространенность швейцарской гарнитуры в профессиональном дизайне, она уступает массе присутствия «Ариала» в ежедневной суете дел. В лучшем мире вместо скучного «Ариала» использовалась бы «Гельветика» с характером.


Вид на вывеску и лозунги на фасаде 110-й школы до реконструкции набраны шрифтом, о котором идет здесь речь. Фото: 110-maktab.uz

Сейчас постепенно его вытесняют новые шрифты, которые пришли на замену прежним. Однако, в мире ещё слишком много старых компьютеров и мы будем пожинать плоды их существования.

У дизайнера всегда есть возможность поменять шрифт «Ариал» на другой, в том числе бесплатный. Сотни таких шрифтов доступны на сервисе «Гугл фонтс», но так как им проще не прикладывать усилий, то нас окружает пространство с одним и тем же шрифтом.

Типографика — половина дизайна, потому что текст в графике и интерактивном дизайне используется часто. Даже в дизайне ногтей вам могут нарисовать текст «Футурой» (нет).

От того, как много внимания мы будем уделять шрифтам в дизайне ежедневных вещей, будет зависеть качество нашей жизни. Если мы можем себе позволить игнорировать такой пласт культуры, значит, мы еще не доросли до того уровня, которого он заслуживает.

Поделиться
Отправить