Шрифты, которые вас окружают (Часть 4 из 4)

Оригинальная статья. Сюда копируется для истории.

Начало:
Часть 1
Часть 2
Часть 3

«ОКР-А»
Этот интересный шрифт вы наверняка видели, если хотя бы раз в жизни держали в руках депозитные или кредитные карты. Именно «ОКР-А» используется для эмбоссинга (объемного выдавливания) номеров на картах международного образца платежных систем Виза, Мастеркард и других.

На развороте паспорта под фотографией владельца есть цифровые и именные коды, для которых используют шрифт «ОКР-Б». Им также набирают имена и фамилии пользователей карт.


Транспортная карта

В Узбекистане шрифт «ОКР-А» применяется на картах «Хумо». А вот на картах «Узкард» каждый банк выбирает любой шрифт, как бог на душу ляжет, потому что к этим картам подобного рода требований нет.

Шрифт так называется, потому что OCR — это оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition). Он был разработан в 1968 году для того, чтобы с помощью компьютеров можно было бы распознавать текст на банковских чеках. Позже он применялся для распознавания банкоматами номеров кредитных карт.


Стенд с шрифтами в Музее современного искусства, Нью-йорк. ©theartblog.org

Человеческому глазу сложно различать буквы и цифры у этого шрифта, зато доисторические программы 60-х годов прошлого века хорошо с этим справлялись. Все благодаря особенному рисунку, который сделан таким образом, чтобы каждый знак максимально отличался от других.

Поэтому здесь цифра 1 имеет широкую ножку, которую нечасто встретишь в других шрифтах. Цифра 4 имеет не менее редкий нетреугольный рисунок как многие привыкли видеть. Цифры 6 и 9 обрублены на концевых элементах, чтобы компьютерный мозг не принял их за 5 или 8.

В наши дни использовать специальный шрифт для распознавания уже необязательно. Технологии машинного обучения позволяют неплохо понимать даже рукописный текст. В банковской же отрасли не принято менять то, что работает, потому что это может быть связано с безопасностью финансов. Таким образом пока существуют пластиковые карты, мы будем видеть «ОКР-А» на наших электронно-физических кошельках.

«Футура»
Самые знаменитые логотипы в мире сделаны с использованием «Футуры»: «Дольче энд Габбана», «Найк», «Луи Виттон», «Суприм», «Ред булл», «Фед-экс» и Райффайзен-банк. Типографы всего мира относят ее к великим шрифтам.

В 30-е годы прошлого века оформителям требовался шрифт, который будет отвечать потребностям времени, отражать происходящие изменения и взгляд в будущее. Падение монархий, распространение социалистических идей и авангардного искусства привело к появлению нового жанра в искусстве — конструктивизма.


Плакат с Футурой в стиле «Найка». ©Джордж Би Дизайн (https://georgebdc.cargo.site/Futura-Poster)

В промышленном дизайне форма стала определяться функцией. Современная архитектура — та, которая в основе своей содержит функциональные потребности человека в жилье. Современное искусство — то, которое создаётся из головы, не используя окружающую природу для вдохновения.

Современный промышленный дизайн не расходует ресурсы на излишества и сразу зрит в корень. Люди нового времени не эксплуатируют старое, а создают новое.

Первым геометричным шрифтом без засечек стал «Эрбар-Гротеск». По рисунку он менее универсальный и все-таки сильно напоминает ретро-шрифты, потому что у него большая разница в высоте заглавных и прописных букв. Но компания, которая лоббировала этот шрифт была меньше той, которая работала с «Футурой». Поэтому, хотя «Эрбар-Гротеск» и остался в истории, он не стал великим.

Максимально функциональным шрифтом, созданным словно по линейке, где каждая линия несет функциональную нагрузку стал «Футура».

В 1924 году издатель Якоб Хегнер заказал «шрифт будущего» художнику Паулю Реннеру. Работа была закончена в 1927 году, но еще до 80-х годов выходили обновления и новые начертания. Все эти годы шрифт был сильно востребован в рекламе и издательстве.


Первая версия «Футуры», которую нарисовали с помощью циркуля и линейки. Пауль Реннер, 1925.

Например, у него длинные выносные элементы в буквах b, d, f, h, j, k, l, q, f и y. Так сделано для того, чтобы легче считывались немецкие слова, потому что они состоят из большого количества букв, и выносные элементы позволяют быстрее «узнавать» слово, так как такие буквы легче распознаются глазом.

Почему же он называется геометричным шрифтом? Потому, что его рисунок выполнен как по миллиметровке, а не так, как выглядят буквы, когда пишешь их пером от руки. Все круглые элементы симметрично круглые, а не овальные как это бывает у других шрифтов. Толщина линий одинаковая по площади всей буквы, контраст не используется как излишество.

Буква t не имеет характерного закругления на хвосте и обрывается на линии шрифта, потому что уже в таком виде она правильно считывается. По той же причине, чтобы поддерживать общий характер, отсутствует хвост у буквы j, только на этот раз считываемость страдает.

Это одна из причин, почему с годами появились новые версии шрифта от других дизайнеров, которые постарались исправить недочеты (на их взгляд) оригинала и обновить его, чтобы использовать шрифт в цифровой среде.

Формы рисунка букв в шрифте позволяют создать нужное впечатление в зависимости от контекста.

В логотипах модных брендов Кельвина Кляйна или Дольче и Габбаны шрифт «Футура» строгостью своих форм подчеркивает высокий стиль.


Одно из начертаний «Футуры» в логотипе «Дольче энд Габбана».

В фантастических фильмах вроде «Гравитации» или «Космической одиссеи 2001 года» круглые, треугольные и прямоугольные знаки выглядят как язык будущего. Это особенно хорошо заметно, когда знаешь, что «Футура» — индустриальная гарнитура. Ее делали, чтобы подчеркнуть функционализм — где же как не на космическом корабле, где каждая деталь сто раз обдумана и оправдана, стоит использовать «Футуру», чтобы покорять космос со стилем.


Гарнитура «Футура» на оригинальном плакате фильма «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика

Когда американцы отправились на Луну в 1969 году, «Футура» выглядела все еще современно. Вероятно по этой причине ее использовали при дизайне памятной таблички, которая навсегда останется на нашем спутнике в память о достижениях человечества.


Памятная табличка, которую оставили на Луне во время экспедиции 1969 года, была оформлена «Футурой». На ней сказано: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 г. Мы пришли с миром ради всего человечества». © Courtesy NASA

С момента выпуска прошел почти век, но «Футура» до сих пор популярна, потому что имеет узнаваемый практичный рисунок и оригинальные сочетания форм в знаках. Шрифт, созданный как автомат АК-47, уверенно смотрит в будущее и будет встречаться вам еще не раз.

«Гельветика»
Сравниться с «Таймс Нью Роман» в популярности может только «Гельветика». Наибольшее количество логотипов, вывесок, интерфейсов, книг, плакатов и другой графики было оформлено с помощью этого шрифта. Например, логотипы: «Люфтганза», «Панасоник», «Норс фейс», «3М», «Фенди», «Дукати», «Байер», «Дойчбанн», «БМВ», «Макдональдс» и даже наш родной GM. Первые версии айфонов использовали «Гельветику», но сейчас у них уже свой шрифт — SF.

Дизайнер швейцарской шрифтолитейной фабрики Макс Мидингер, по указанию своего директора Эдуарда Хоффмана, в 1956 году занялся разработкой нового шрифта без засечек. В послевоенное время дела у компании шли плохо. Нужен был новый хит — шрифт, который захотят все. Таким шрифтом станет Helvetica, что в переводе с латыни означает «швейцарская».


Плакат про «Гельветику». ©BVD, Sweden

Авторы хотели связать его с модой на так называемый швейцарский дизайн. Популярность набирала швейцарская школа дизайна, которая отличалась размещением объектов в модулях по линейке. У каждого элемента дизайна было свое четко определенное место, и новый шрифт отлично подходил для этого, потому что сам был строгим как «Футура», но при этом более естественным, с приложением человеческой руки.

У конкурентов уже были аналоги и похожие шрифты появились еще в конце XIX века. Однако, это не помешало создать новый шедевр — универсальный шрифт, который смотрелся хорошо практически в любом применении.


Записная книжка директора с проверкой наиболее сложных сочетаний букв шрифта. Первоначально шрифт назывался Neue Haas-Grotesk, потому что был переделанной версией другого шрифта Haas-Grotesk.

Популярность «Гельветики» оказалась такой высокой, что авторы не успевали выпускать новые начертания. В наше время гарнитурой владеет компания «Линотайп», которая выпустила обновления, отвечающие современным требованиям к шрифтам. В этих версиях десятки начертаний и тысячи знаков для языков всего мира.

Простой и понятный дизайн, который никого не раздражал, — так можно было бы написать в ее некрологе.

Метрополитен Нью-йорка в своей навигации использует «Гельветику» с 1989 года. По современным взглядам этот шрифт не подходит для подобного применения, тем более в таком плотном виде — расстояние между буквами уменьшено, как было модно в свое время. Сейчас для навигации в метро, аэропортах или парках используются специально сделанные для таких потребностей шрифты и не используются «обычные».

Еще в 1970 году администрация метрополитена выпустила специальное руководство по навигации, где были описаны все требования к типографике. К сожалению, подобного нельзя сказать о ташкентском метрополитене, где навигация сделана не так, как хотелось бы.

Гарнитура стала не просто шрифтом, а брендом. Она настолько популярна, что существуют сувениры, оформленные «Гельветикой» ради нее самой. Например, за 28 долларов можно купить парфюм с ароматом шрифта.

Если в Узбекистане детей называли как шрифты, то ваш сын был бы не Сардором, а Гельветикой.

В то же время существуют и противники этого шрифта. Одни считают, что «Гельветики» слишком много в этом мире. Другие — что нужно быть более творческим и не прибегать к этой гарнитуре просто потому, что она всем нравится. Есть и те, кому не подходит сам рисунок букв и он видит в них недостатки. Одна из причин, почему «Эпл» вместо «Гельветики» стала использовать свой новый шрифт «СФ», была сравнительно плохая читаемость первого, которую можно не замечать без сравнения, но которая становится очевидной — после.

К счастью или сожалению, но в Узбекистане этот шрифт используется не так часто, как в мире. И тому есть одно объяснение — много плохих дизайнеров. Шрифт действительно очень уж банален, однако его место на наших улицах занял младший брат, шрифт «Ариал». Почему это плохо читайте в последней части этого материала.

«Ариал»
За всю свою жизнь в нашей стране каждый гражданин видел 17 тысяч вывесок DORIXONA, прочитал примерно 226 миллионов слов в документах и однажды даже едва не восхитился логотипом. Всю эту статистику, взятую с потолка, объединяет то, что в каждой такой вывеске, словах и логотипах использовался наиболее банальный шрифт на Земле — «Ариáл». И все от того, что дизайнеры идут по пути меньшего сопротивления, используя шрифт, к которому трудно придраться.

К сожалению, в этой части статьи не будет интересных картинок, потому что «Ариал» на столько скучный шрифт, что с ним никто не работает как с графическим элементом. Его используют для набора вывесок, табличек, документов, объявлений, цитат и всех тех случаев, когда важно не перестараться с дизайном.

Шрифт идеальным назвать нельзя, но свою скучную работу как скучный шрифт он выполняет хорошо.

Почему же он так популярен, если настолько плох? Исторически так сложилось, что у него было некоторое преимущество при выборе шрифтов.

В 1982 году для компании «Монтайп» с десяток человек сделали новый шрифт, похожий на «Гельветику». Когда «Майкрософту» потребовался шрифт без засечек для своей новой операционной системы «Виндоус», они включили «Ариал» в комплект, потому что лицензия на этот шрифт была дешевле, чем на «Гельветику».


Основные различия между буквами «Гельветики» и «Ариала» (внизу).

С годами компьютеры с ОС «Виндоус» распространились по всему миру, и шрифтом по умолчанию (таким, который не надо отдельно выбирать) был неогротеск «Ариал». С тех пор, все офисные работники, которые не умели менять шрифты в документах или кому не было до этого дела, использовали в текстах «Ариал».

Этот шрифт хорошо подходит для договоров или объявлений несмотря на то, что он совершенно безликий. Тексты с «Ариалом» легко считываются не только в печати, но и на экране.

«Ариал» на светокоробе с поздравлением. Такое оформление
с ярковыраженной государственностью вызывает эффект «баннерной слепоты», когда зритель просто не обращает внимание на все, что размахивает гербом и набором зданий, символизирующих процветание. Шрифт «Ариал», который так и кричит на нас с плаката, только подтверждает то, что на нем нечего смотреть.

Часто к его использованию прибегают государственные органы, потому что за него не нужно платить лицензию. Дизайнеры, выпускающие бесконечное количество табличек для организаций, не хотят спорить о дизайне текстовых элементов, поэтому всегда выбирают беспроигрышный вариант, который всегда утвердит клиент — «Ариал». Допускаю, что многие чиновники, даже не зная самого шрифта, воспринимают его как фирменный шрифт государства.

Большинство вывесок аптек и небольших магазинов также оформлены этим шрифтом в полужирном начертании. Считается, что это самый читабельный шрифт (нет), потому что самый понятный — у него все буквы без выкрутасов: унылые, но очевидные.

Некоторые дизайнеры считают «Ариал» паразитом, который обесценил «Гельветику». Он стал настолько популярным, что «Гельветике» теперь нет места в дизайне обыденных вещей. Несмотря на большую распространенность швейцарской гарнитуры в профессиональном дизайне, она уступает массе присутствия «Ариала» в ежедневной суете дел. В лучшем мире вместо скучного «Ариала» использовалась бы «Гельветика» с характером.


Вид на вывеску и лозунги на фасаде 110-й школы до реконструкции набраны шрифтом, о котором идет здесь речь. Фото: 110-maktab.uz

Сейчас постепенно его вытесняют новые шрифты, которые пришли на замену прежним. Однако, в мире ещё слишком много старых компьютеров и мы будем пожинать плоды их существования.

У дизайнера всегда есть возможность поменять шрифт «Ариал» на другой, в том числе бесплатный. Сотни таких шрифтов доступны на сервисе «Гугл фонтс», но так как им проще не прикладывать усилий, то нас окружает пространство с одним и тем же шрифтом.

Типографика — половина дизайна, потому что текст в графике и интерактивном дизайне используется часто. Даже в дизайне ногтей вам могут нарисовать текст «Футурой» (нет).

От того, как много внимания мы будем уделять шрифтам в дизайне ежедневных вещей, будет зависеть качество нашей жизни. Если мы можем себе позволить игнорировать такой пласт культуры, значит, мы еще не доросли до того уровня, которого он заслуживает.

Поделиться
Отправить
Популярное