Rose debug info
---------------

Уважаемые жильцы, очеловечьте свой подъезд (Часть 1 из 4)

Для Газеты я написал лонгрид про подъезды. Так как цитирование допускает только 30% текста, мне пришлось разделить статью на четыре части по ≈25%.

Оригинальная публикация
Все части:
Часть 1 ↓, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Иллюстрация Газеты-уз

Жители многоквартирных домов ежедневно пользуются подъездами. Зачастую это темные и унылые помещения, откуда хочется сбежать. В странах Европы к подъездам относятся как к продолжению своего дома, в котором приятно находиться. Дизайнер Азамат Шамузафаров рассказывает, как сделать город лучше, начав с собственного подъезда.

В этом классном и интересном лонгриде вы узнаете:
Часть 1

  1. Зачем нужен дизайн?
  2. Историю подъездов
  3. Парадная или подъезд?

Часть 2

  1. Какими были подъезды 1920-1930 годов?
  2. Чем примечательна Марсельская жилая единица Ле Корбюзье?
  3. В чем особенность подъездов девятиэтажек и хрущевок?

Часть 3

  1. Есть ли в Ташкенте интересные подъезды?
  2. Как выглядят современные подъезды за рубежом?

Часть 4

  1. Как обустроить свой подъезд?

Зачем нужен дизайн?

Посмотрите на свой смартфон, с которого вы читаете эту статью. Таких устройств не было еще 20 лет назад. Но благодаря дизайнерскому мышлению у нас есть универсальные и простые в использовании предметы, которые облегчают нашу жизнь: позволяют заказать доставку продуктов, такси или найти ближайший банкомат.

Истории про смартфоны звучат красиво, но посмотрим на что-то более прозаичное — подъезды. Важность дизайна в окружающей городской среде очевидна и возрастает с каждым днем, потому что дизайн решает задачи людей.
Миллионы граждан пользуются подъездами каждый день. К сожалению, чаще всего это унылые темные помещения со старым ремонтом, где не хочется задерживаться.

Но мы можем это исправить, если будем относиться к ним как к началу своего дома.

История подъездов

Подъезды появились примерно в то же время, когда и первые кареты — в XV веке. Через два века немецкие купцы впервые ввезут их в Россию. Именной указ от 28 декабря 1681 года «Об употреблении экипажей и числа упряжных лошадей по чинам» требовал от бояр, окольничих и членов российской Думы ездить летом в каретах, а зимой в санях с парой лошадей.

Подъезд к парадной усадьбы Белосельских-Белозерских. Крестовский остров, Санкт-Петербург
Фото: Екатерина Борисова / Википедия

«Вчера был, наконец, дворянский бал. С шести часов начался подъезд экипажей» — из письма Александра Пушкина супруге Наталье Пушкиной (Гончаровой), 30 апреля 1834 года.

200 лет назад ко входу усадьбы или дома подводили дорогу для карет. Господа подъезжали к крыльцу с навесом, похожему на входные группы в современных гостиницах.

Спустя еще сто лет карета превратилась в элемент престижа. Среди знати было принято «выезжать» в свет. Ближе к XIX веку, с развитием капитализма, богатых людей становилось больше. В высшем обществе стали популярны балы, поездки в гости и на вечеринки — все это приводило к увеличению количества личного транспорта.

Два века спустя мы употребляем слово «подъезд», обозначая им вход в здание. Подъезды большинства домов в спальных районах больше похожи на входы в чулан. Подъезжают к ним такси, кареты скорой помощи или безответственные водители, чтобы припарковать машину перед входом.

Фото: «Газета.uz»

Парадная

В Санкт-Петербурге привычные нам подъезды называются парадными. Так сложилось, потому что до революции в питерских домах были входы для господ и «черные» входы для прислуги. При советской власти остались только основные входы, которые по старой привычке называются парадными. А подъезд у петербуржцев — ворота во двор.

Потрясающую архитектуру города дополняют сохранившиеся исторические интерьеры подъездов. Можно увидеть подъезды в духе конструктивизма с большими окнами, интерьеры в стиле северного модерна с суровым, но в то же время изящным видом, по-настоящему парадные подъезды со сквозной дорогой для карет и многие другие.

Каменноостровский проспект
Фото: Парадные Петербурга / Вконтакте

Реставраторы стараются восстановить прежний облик парадных Санкт-Петербурга. Встречаются круглые окна, художественная плитка и ковка, лепнина, настенная живопись и даже камины. Последние при советской власти закрыли и покрасили, поэтому сейчас не во всех парадных они представлены в оригинальном виде.

Доходный дом Ратькова-Рожнова. Набережная канала Грибоедова, 71
Фото: Парадные Петербурга / Вконтакте

К сожалению, Ташкент не может похвастаться таким разнообразием архитектурных стилей. В Петербурге можно насчитать не менее пятнадцати направлений. Однако, у нас тоже есть интересные исторические здания, которые важно сохранить, чтобы было о чем рассказать и на что посмотреть.

Стоит только начать называть подъезды — парадными, и уже кажется, что отношение к ним меняется. Возникает желание придать им значимость, сохранять и ремонтировать, относиться как к части собственного жилья.

Продолжение: Часть 2

Поделиться
Отправить
Запинить