Rose debug info
---------------

«Пиши, сокращай» — Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Цитаты из книги

Прочитал книгу, решил закинуть сюда цитаты, чтобы лучше усвоить то, на что обратил внимание.

Примеры вводных слов и словосочетаний

«Дело в том, что весь текст, который вы высказываете от своего имени, и так по умолчанию является выражением вашего мнения. Подчеркивать, что это ваше мнение, следует только в одном случае — когда вы противопоставляете свое мнение чужому»

«Если вы можете сказать точнее, почему бы сразу так не сказать?»

«Само слово „например“ почти всегда избыточное»

Примеры усилителей

«Не говорите, что товар прекрасен — расскажите, когда он прекраснее всего:»

«Усилитель перетягивает на себя внимание, и главное слово становится второстепенным».

«Самые сильные убеждения — те, к которым читатель приходит самостоятельно. Помогите ему самому решить, что ваш товар „очень“ или „самый“».

Примеры канцеляризмов

«Если текст перегружен штампами, читатель быстро потеряет интерес. Он почувствует, что автор здесь налил водички, ничего стоящего в тексте не будет».

«Настоящий журналист — не тот, кто владеет штампами, а тот, кто владеет фактами».

«Лучшая статья — не та, после которой читатель сказал: „Как красиво написано“, а та, после которой он сделал то, что вы хотели».

«Избавляйтесь от бюрократского языка везде, где можете. Первый шаг — удаляйте паразиты времени, это проще всего».

«Если не хотите жить во лжи, избегайте сглаженных углов».

Примеры зауми

«Умничать — всегда плохая стратегия».

«Не уверены в слове — не пишите».

Примеры неопределенного

«За эвфемизмами в языке прячется всё то, чего мы стыдимся, но в чём не можем себе отказать.

Если мы придумываем обтекаемое слово для „ВЗЯТКИ“, значит, мы даем взятки и стесняемся этого. У нас есть эвфемизм для инвалидов в колясках — мы понимаем, что ничего не сделали для помощи им.

Эвфемизм — это симптом болезни».

«Причастия скрывают глагол, добавляют в предложение запятые и усложняют чтение.

Страдательный
Денежные средства успешно освоены.

Действительный залог
Подрядчики всё потратили».

«В этих примерах автор маскирует того, кто действует. А иной раз действующее лицо даже не замаскировано».

«Неопределенные слова превращают даже серьезные цифры в сомнительные. Всё неопределенное — определяйте»

Этика редактора, писателя и журналиста

«Никогда не соглашайтесь ничего сглаживать, смягчать и делать более политкорректным, пока не разберетесь, чьи интересы вы защищаете».

«Чтобы по-настоящему решить проблему, нужно начать с честного разговора».

«Хороший журналист помнит, что его работа — рассказывать правду, а не решать бизнес-задачи акционеров издания. Решать бизнес-задачи акционеров — это работа пропагандиста».

«Не удалять свои статьи.
Не менять текст под давлением.
Публиковать все факты давления.
Не бояться никого обидеть.
Не бояться потерять работу.
Не врать.
Признавать ошибки.
Подписывать работу.
Помнить: тот, кто на тебя давит, боится тебя больше, чем ты боишься его».

Шпаргалка: как не перегрузить

«Мы потеряли часть важной информации, но предложение не стало приятнее читать. В чем же дело?
А дело в том, что в предложении слишком много новых мыслей».

«Если предложение кажется перегруженным — попробуйте разбить его на несколько, чтобы в каждом было по одной новой мысли.

Одно предложение — одна новая мысль».

«Обобщение „Три инструмента“ дает читателю возможность отдохнуть, прежде чем изучать перечень».

«Благодаря обобщению читать стало легче».

«Обобщение полезно везде, где много новых сущностей:»

Главное — естественное звучание

«1. Читать текст вслух по многу раз.
2. Переписывать все, на чем спотыкаешься».

«Мы постепенно развязываем сложные узлы и удаляем лишнее».

«Чтобы в тексте был энергичный синтаксис, нужно, чтобы он был энергичным в каждом предложении — или хотя бы во многих из них».

«Чтобы текст был энергичным, старайтесь добавлять в него действие».

«В предложении с действием обязательно будут два компонента: подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это тот, кто совершает действие. Сказуемое — это действие.

Сильное подлежащее умеет совершать действие. Это человек, фирма, группа людей, робот, иногда даже приложение или программа.

Слабое подлежащее не может совершать действие. Чаще всего это абстрактные понятия, предметы неживого мира и отглагольные существительные:»

«Простой способ проверить текст на парцелляцию — попробовать прочитать предложение из середины, не глядя на окружение. Если предложение не имеет смысла, это парцелляция».

«Чтобы исправить парцелляцию, просто сделайте предложения полными. Добавьте подлежащее и сказуемое».

Оставить запятую в покое

«Если при чтении вслух вам не хватило воздуха, значит, предложение слишком длинное — тогда разделяйте, сокращайте и переформулируйте:»

«Исправляйте всё, что трудно читать».

Однородные члены сократить

«Если в тексте встречаются однородные члены, проверьте, не близки ли они по смыслу. Если так — выберите самый точный, остальные удалите».

«По идее, мы должны от них избавиться. Но это важное перечисление: оно показывает, насколько преподаватель строгий. Эти однородные члены в нашем случае далеки друг от друга по смыслу, несут ценную информацию и дополняют историю. Их оставляем».

«Если при удалении вы потеряли что-то важное — возвращайте и дополняйте примерами».

Поток сознания

«Текст, разбитый на абзацы, выглядит простым».

«В устной речи абзацев нет. Вместо них — длинные паузы и вводные слова. На письме они не нужны: во-первых, во-вторых, для начала, далее...»

«Не всякая главная мысль будет полезной. Иногда главная мысль по сути верная, но читать о ней не хочется. Если пишете инструкцию или совет, поставьте в начало абзаца полезную главную мысль:»

«Задача кикера — разжечь интерес в начале статьи. Когда интерес есть, разбрасываться эффектными словами больше не нужно. Если каждый абзац начинается со скандала, читатель устает».

«Проверяйте текст первыми предложениями, и вы увидите, где заблудились в мыслях».

«В выводе мы резюмируем и закрепляем абзац. В нём может быть обобщение, как в последнем примере, а может быть и совет:»

«В выводе удобно формулировать правило или закон:»

«В абзаце не может быть ничего, что не относится к его теме».

«Один абзац — одна мысль».

«Если можно сказать просто — лучше так и сказать:»

«Лучший текст получается тогда, когда мы безжалостно выбрасываем всё лишнее — даже то, что нам дорого».

Задачи текста

«Цель — это то, что должно измениться в голове читателя после прочтения текста. Это наше „Б“. Хороший текст — такой, который движется из „А“ в „Б“ по прямой».

«Чтобы получился логичный текст, следите, чтобы каждый абзац и предложение работали на общую цель текста».

«У каждого текста должна быть цель».

«Чтобы статья была сильной, у нее должна быть сильная цель».

«Лучше ставить цель, которую мы можем контролировать:»

Заключение ко всей статье

«Структура — это то, как организованы мысли в длинном тексте. Это одновременно и внутренняя логика текста, и его внешний вид. Одно следует из другого: когда в статье мысли организованы логично, это отражается на внешнем виде».

«Хорошая структура — магнит для читателя».

«Модуль — это самостоятельный очерк. Представьте, что читатель прочитает из вашей статьи только один модуль на интересную ему тему. Сможет ли он хорошо эту тему понять? Хватит ли ему информации? Если да — модуль хороший».

«Синтаксис — это то, как слова связаны в предложении. Главное в сильном синтаксисе — читать вслух.
Когда вы читаете текст и речь как будто льется, то перед вами хороший синтаксис».

«У статьи должно быть вступление и заключение. Без них статья — просто набор не связанных между собой модулей».

«Задача автора — сделать из заключения приятный, полезный и интересный раздел».

Передергивание заголовка

«Благодаря тому, что заголовок контрастный относительно текста, он автоматически вызывает интерес:»

«Если вы хотите помочь читателю найти полезную информацию в статье, избегайте креативных, игровых, нестандартных, изобретательных и любых других творческих заголовков — кроме простых и понятных».

Поделиться
Отправить
Запинить
 669   5 мес   книги